Юный краевед
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2019г. | Утверждаю Директор школы____________ Г.Н. Иванова Приказ № _____________ |
Дополнительная образовательная программа
«Юный краевед»
Возраст учащихся: 12-15 лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на год обучения,
всего 34 часа, 1 час в неделю.
учитель: Галузина Валентина Николаевна
Высшая квалификационная категория
Ельня,2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина;
Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2019-2020уч.гг.
Направленность программы: туристско-краеведческая
Актуальность:. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места и, конечно, люди, гордость и слава родного города. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь ребёнку в решении этих проблем сегодня может музей. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Отличительной особенностью данной программы Концепция данной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики. Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения, что создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, распознавать артефакты разных исторических эпох, создать свою экскурсионную тропу.
Адресат программы: возраст 12-15 лет, для детей, мотивированных на углубление знаний, как по истории России, так и истории Ельнинского края.
Объём программы: 34 ч.
Форма организации образовательного процесса: очная
Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные и коллективные .
Виды занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая, игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю, 45 минут.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы, формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи:
Образовательные:
•Расширить знания учащихся по истории России и Ельнинского района;
• Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
• Выработать у учащихся определенные навыки исследовательской работы с использованием информационных технологий.
• Развить умение проектирования своей деятельности;
• Научить применять коммуникативные навыки;
• Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
• Способствовать развитию логического мышления, внимания;
• Развивать умение оценивать состояние городской среды, памятников культуры;
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации: нормативными документами, письмами, информацией СМИ;
• Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
• Продолжить воспитание патриотизма, ответственного отношения к людям и к памятникам истории и культуры;
• Совершенствовать навыки коллективной работы;
• Способствовать пониманию современных политических проблем и сознанию их актуальности;
• Изучать краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливающий конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Познавательные УУД:
-реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты:
Ученик научится:
-работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
-находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
-высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
-наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
-находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
-сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
-выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
-вести записи при работе с документами.
Ученик получит возможность научиться: -комплектовать фонды на уровне школьного музея; -проводить поисковую, экспозиционную работу; -осуществлять учет и хранение фондов; -проводить экспозиционную культурно – массовую работу; -готовить и проводить экскурсии.
Условия реализации программы:
-кабинет истории;
-школьный историко-краеведческий музей;
-школьная библиотека;
-рекреации школы;
- фото, видеоматериалы;
-методическая литература
Формы контроля:
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание программы
Введение Изучение истории школы (1ч)
Задачи, содержание и значение работы кружка «Юный краевед». Введение История школы История школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. «Город древний, город славный»
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (3ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Экспозиция школьного музея (1ч) Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. Этнографическая экспозиция.
Тема 5. Работа с аудиторией (2ч)
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители города, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
Тема 6. Историческое краеведение (2ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Тема7. Военно-патриотическая работа (15ч)
Ельня-родина гвардии.1941г. Схема сражения. Командарм К.И.Ракутин. Партизанский край. 1943 год. Освобождение. 1943г. Схема сражения. Ельнинцы – герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы. Учителя и ученики нашей школы в Великой Отечественной войне. Выпускники нашей школы: воины-интернационалисты. Тема 8. (3ч.) Советская школа
История советской школы, история деятельности пионерской и комсомольской организаций школы, достижения школы №2 в советский период
Тема 9. Ельня – город воинской славы.(1ч)
Подведение итогов (1ч) Проекты будущих экспозиций.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение История школы Истории школьного музея «Наша школа» | 1 | 1 | - |
2 | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс Музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Классификация музейных предметов. Уникальный и типичный музейный предмет «Город древний, город славный» | 3 | 1 | 2 |
3 | Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов. Альбомы-отчеты походов. Переписка, связанная с поисками материалов. Виды и функции, правила составления текстов в экспозиции. Работа в библиотеках и архивах. Основные направления фондовой работы (комплектование, учёт и хранение). Обменный фонд и фонд временного хранения. | 2 | 1 | 1 |
4 | Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный Этнографические экспозиция | 1 | - | 1 |
5 | Понятие: аудитория школьного музея. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Разработка экскурсий | 2 | 1 | 1 |
6 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. | 2 | 1 | 1 |
7 | Ельня-родина гвардии.1941г. Схема сражения | 3 | 1 | 2 |
8 | Командарм 24 армии К.И. Ракутин | 2 | 1 | 1 |
9 | Партизанский край | 3 | 1 | 2 |
10 | 1943 год. Освобождение. 1943г. Схема сражения | 3 | 1 | 2 |
11 | Ельнинцы – герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы | 3 | 1 | 2 |
12 | Учителя и ученики нашей школы в Великой Отечественной войне | 2 | 1 | 1 |
13 | Выпускники нашей школы: воины-интернационалисты | 2 | 1 | 1 |
14 | Советская школа. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. | 2 | 1 | 1 |
15 | Ельня-город воинской славы | 1 | 1 | - |
16 | Проекты будущих экспозиций | 2 | - | 2 |
34 ч. | 14 | 20 |
Методическое обеспечение
Методические материалы: артефакты, фотографии, мемуары, газетные статьи, письма, карты
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский , игровой, проектный, дискуссионный
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия: беседы, встречи с интересными людьми, поход, практическое занятие, презентация, экскурсия
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология развития критического мышления, технология коллективной творческой деятельности, технология игровой деятельности.
Список литературы:
1.Амиров Г. Непокоренная земля, Алма-Ата «Казахстан»,1975г.
2.Антипов Г.Третья гвардейская Средне-Уральское книжное изд-во1969г.
3. Бабаджанян А. Танковые рейды 1941-1945 Москва «ЯУЗА» «ЭКСМО» 2009 г.
4. Воробьёв М., Титов В., Храпченков А. Смоляне – герои Советского Союза
Московский рабочий, 1982 г.
5. Воробьев М., Усов В. Подвигам жить в веках Москва Московский рабочий, 1985г.
6. Война народная Очерки истории всенародной борьбы на оккупированной территории Смоленщины 1941-1943гг., Московский рабочий, 1985г.
7. Вятский А. Как шли на битву партизаны. Куйбышевское книжное изд-во, 1968г.
8. Гнездилов Ф. Нам дороги эти позабыть нельзя,Харьков-Витебск,1979г.
9. Гнездилов Ф.С. На высотах мужества Минск ,«Беларусь», 1987г.
10. Дынин И.М. сост. Звезды славы боевой На земле Афганской
Москва. Военное изд-во, 1988г.
11. Засыпка Т. Сторона партизанская, Московский рабочий, 1975г.
12. Кашуба Г.П. Афганские встречи Москва, изд-во ДОСААФ СССР 1981г.
13. Клинцевич Ф.А. Круглов В.А. Афган воздушно-десантных войск
ОАО «Первая Образцовая типография» филиал «Ульяновский дом печати»,2014г.
14. Пономарев И.А.сост. В горах Афганистана,Лениздат,1990г.
15. Под ред. Солнцева А.Е. Под гвардейским знаменем
Москва, изд-во Академии бронетанковых войск маршала Малиновского Р.Я.,1967г.
16. Под ред. Сокурова Б.Е. Так била врага первая гвардейская, Тбилиси,
изд-во Закавказского военного округа, 1966 г.
17.Терехов А.Ф., Скирдо М.П., Митронов А.К.Гвардейская Таманская
Москва, Военное изд-во,1990 г.
18. Тезисы доклада к научно-методической конференции посвященной 25-летию отдельного полка XXIV годовщины РККА, проведенной Спас-Деменским райкомом КПСС 24 июня 1967 г.
19. Щербаков И.В., Зиньковский Л.С. сост. Люди подвига Латвийское государственное изд-во, 1959г.
20. Хробостов В., Размазнин А.сост. Мы - интернационалисты (комплект открыток) Изд-во ПЛАКАТ, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
Программа кружка "Юные краеведы"
Программа кружка "Юные краеведы"...
программа кружка "Юный краевед"
программа кружка "Юный краевед" расчитана на учащихся 14-15 лет...
Программа кружка "Юный краевед"
Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.2.Привет...
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...