Рабочая программа по предмету "Мир истории"
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по предмету "Мир истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._6_b_klass_istoriya.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы - интерната
____________________Гришина М.Б.
30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«МИР ИСТОРИИ»
6 в класс
Составила: Хмырова Татьяна Владимировна
учитель истории
первой квалификационной категории
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа составлена по учебнику Мир истории 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018год., 207с.
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания, средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.
Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:
- самоценности человеческой жизни;
- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);
- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;
- уважение к религиям мира и России;
- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;
- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
- необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.
Реализация рабочих программ предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях. Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Цель:
- дать представление об истории как науке;
- научить определять последовательность событий.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
- формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.
Содержание учебного предмета:
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1 четверть – 16ч.
2 четверть – 16ч.
3 четверть – 20 ч.
4 четверть – 16 ч.
Итого - 68 ч.
Планируемые результаты освоения предмета «Мир истории» в 6 в классе
1-й уровень
• Удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
• участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
• владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владеть элементами оценки и самооценки;
• проявлять интерес к изучению истории.
2-й уровень
• Знать наиболее доступные исторические события на уровне их понимания;
• использовать часть понятий в активной речи;
• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
• использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;
• усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
• адекватно реагировать на оценку учебных действий.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Мир истории»
№ урока | Тема | Кол- во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1. | Вводный урок на тему «Почему надо изучать историю» | 1 | 03.09 | |
I. | ИМЯ, ОТЧЕСТВО, СЕМЬЯ, РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА (6 часов) | |||
2. | История имени | 1 | 04.09 | |
3. | Отчество и фамилия человека | 1 | 10.09 | |
4. | Семья | 1 | 11.09 | |
5. | Биография | 1 | 17.09 | |
6. | Поколения людей | 1 | 18.09 | |
7. | Повтор – обобщающий урок по теме «Имя, отчество, семья, родословная человека» | 1 | 24.09 | |
II. | ОТЧИЙ ДОМ. НАША РОДИНА – РОССИЯ. (10 часов) | |||
8. | О доме | 1 | 25.09 | |
9. | Названия городов и улиц | 1 | 01.10 | |
10. | Родник «Двенадцать ключей» | 1 | 02.10 | |
11. | Истоки | 1 | 08.10 | |
12. | Наша Родина – Россия | 1 | 09.10 | |
13. | Как устроено государство | 1 | 15.10 | |
14. | Герб, флаг, гимн России | 1 | 16.10 | |
15. | Москва – столица России | 1 | 22.10 | |
16. | Мы жители планеты Земля | 1 | 23.10 | |
17. | Повтор – обобщающий урок по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия» | 1 | 05.11 | |
III. | О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ И КАК ЕГО ИЗУЧАЮТ (7 часов) | |||
18. | Что такое время | 1 | 06.11 | |
19. | История календаря | 1 | 12.11 | |
20. | Русский земледельческий календарь | 1 | 13.11 | |
21. | Названия месяцев из русского земледельческого календаря | 1 | 19.11 | |
22. | Счёт лет в истории | 1 | 20.11 | |
23. | Историческое время | 1 | 26.11 | |
24. | Повтор – обобщающий урок по теме «О том, что такое время и как его изучают» | 1 | 27.11 | |
IV. | ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ИСТОРИЯ (6 часов) | |||
25. | Что такое история | 1 | 03.12 | |
26. | Какие науки помогают истории | 1 | 04.12 | |
27. | Как работают археологи | 1 | 10.12 | |
28. | Исторические памятники | 1 | 11.12 | |
29. | Историческая карта | 1 | 17.12 | |
30. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Что изучает наука история» | 1 | 18.12 | |
V. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (9 часов) | |||
31. | Земля и космос | 1 | 24.12 | |
32. | От кого произошёл человек | 1 | 25.12 | |
33. | Человек умелый | 1 | 14.01 | |
34. | Следующее поколение людей каменного века | 1 | 15.01 | |
35. | Лента времени | 1 | 21.01 | |
36. | Наступление ледников | 1 | 22.01 | |
37. | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели | 1 | 28.01 | |
38. | Новые занятия людей | 1 | 29.01 | |
39. | Повтор – обобщающий урок по теме «История Древнего мира» | 1 | 04.02 | |
VI. | ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ. ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ (17 часов) | |||
40. | Огонь в жизни древнего человека | 1 | 05.02 | |
41. | Огонь, глина, гончар | 1 | 11.02 | |
42. | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей | 1 | 12.02 | |
43. | Вода, её назначение в жизни человека | 1 | 18.02 | |
44. | О разных плавательных средствах | 1 | 19.02 | |
45. | Вода и земледелие | 1 | 25.02 | |
46. | Вода как источник энергии | 1 | 26.02 | |
47. | Какие дома строили древние люди | 1 | 03.03 | |
48. | Как появилась мебель | 1 | 04.03 | |
49. | Как появилась каша и хлеб | 1 | 10.03 | |
50. | История об обыкновенной картошке | 1 | 11.03 | |
51. | О керамике, фарфоре и деревянной посуде | 1 | 17.03 | |
52. | История появления одежды | 1 | 18.03 | |
53. | Одежда и положение человека в обществе | 1 | 31.03 | |
54. | Как люди украшали себя | 1 | 01.04 | |
55. | В чём истинная красота человека | 1 | 07.04 | |
56. | Повтор – обобщающий урок по теме «История вещей. Занятия человека на Земле» | 1 | 08.04 | |
VII. | ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (12 часов) | |||
57. | О далёких предках-славянах и родовом строе | 1 | 14.04 | |
58. | Как люди понимали мир природы в древности | 1 | 15.04 | |
59. | Каким богам поклонялись славяне | 1 | 21.04 | |
60. | Современные религии | 1 | 22.04 | |
61. | Как появились современные религии | 1 | 28.04 | |
62. | Что общего между разными религиями | 1 | 29.04 | |
63. | Искусство и культура | 1 | 05.05 | |
64. | Произведения народного творчества | 1 | 06.05 | |
65. | Письмо и первые книги | 1 | 12.05 | |
66. | От изобретения колеса – к новым открытиям | 1 | 13.05 | |
67. | Человечество стремиться к миру | 1 | 19.05 | |
68. | Повторение на тему «Человек и общество» | 1 | 20.05 | |
ВСЕГО: 68 часов |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.
- Мир истории. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год., 207с.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Мир истории» 6 класс. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. М.: Просвещение, 2016 год., 64с.
- «История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.
- «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.
- «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.
- «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....