Рабочая программа по истории для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс)
Мною представлена рабочая программа по истории для 8 класса, составленная в соответствии с ФГОС и с учетом требований, предъявляемых к рабочим программам основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_istoriya.docx | 43.8 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
- Сведения о программе
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта. Разработана на основе авторской программы «Новая история» под редакцией А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной и рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) под редакцией А.А. Данилова – М., «Просвещение», 2016.
- Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
- формировать у учащихся представление об основных чертах развития традиционного и индустриального обществ и изменениях, произошедших в мире в XVIII веке;
- способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся;
- содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны;
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Задачи курса:
- дать представление о важнейших исторических событиях, объяснить в чем состояли их цели и результаты, сравнить развитие России со странами Западной Европы в XVIII в.;
- научить самостоятельно истолковывать факты и события, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты, объяснять их суть;
- раскрыть во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики и культуры;
- научить рассматривать общественные явления в развитии;
-научить обобщить и систематизировать полученную информацию;
-формировать у учащихся широту мировоззрения, гуманизм и уважение к истории человечества и культуре;
-формировать у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
1.3 Описание места и роли учебного курса в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «История». Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 учебных часа в неделю): 28 часов на всеобщую историю и 40 часов на историю России, в том числе 8 контрольных работ после изучения ключевых тем.
Учебный предмет история играет важную роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающимися (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная; технологии проблемного и развивающего обучения, технология критического мышления.
В ходе реализации рабочей программы по истории на уроках используются следующие формы контроля:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная,
- комбинированная,
- взаимоконтроль,
- самоконтроль.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они учебном процессе дополняют друг друга.
1.4. Описание учебно-методического комплекта, включая электронные ресурсы
1. | Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории России – М., 2000 |
2. | Кузнецов С.Д., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах – М., 2001 |
3. | Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах – М., 2001 |
4. | Юдовская А.Я. Рабочая тетрадь по Новой истории – СПб.,2019 |
5. | Данилов А.А. Краткий исторический словарь – М., 2010 |
6. | ДаниловА.А Рабочая тетрадь по истории России. XIX век. I-II части – М., 2008 |
7. | Арсентьев Н.М.,Данилов А.А под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2019 |
8. | Юдовская А.Я., Баранов П.А под ред Искандерова А.А История Нового времени – М.: Просвещение, 2019 |
9. | Исторические карты (источник: http://lesson-history.narod.ru) |
1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГС
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты связаны с освоением обучающимися на основании нескольких учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др
.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по истории к концу 8 класса
Обучающиеся должны знать/понимать/уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях
- их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий
- мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути
- традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
2. Содержание учебного предмета, курса
№ | Наименование раздела | Количество часов | к/р |
Всеобщая история | 28 часов | ||
1 | Рождение Нового мира | 10 | |
2 | Европа в век Просвещения | 5 | 1 |
3 | Эпоха революций | 7 | |
4 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 6 | 1 |
История России | 40 часов | ||
5 | Эпоха Петра Великого | 17 | 2 |
6 | Эпоха Дворцовых переворотов | 6 | 1 |
7 | Россия при Екатерине Великой | 10 | 1 |
8 | Начало нового столетия | 3 | 1 |
9 | Развитие Отечественной культуры | 4 | 1 |
10 | Резерв | 2 | |
Итого: | 68 | 8 |
Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Содержание темы | ||
1 | Вводный урок. Мир к началу XVIII века | 1 | Комбинированный | Знать: понятия-индустриализация, модернизация, секуляризация Уметь: приводить факты противоречивости общественного прогресса | |
2-3 | «Европейское чудо» | 2 | Урок изучения нового мат-ла | Знать: понятия-модернизация, аграрная революция, промышленная революция, капитализм, фабрика, меркантилизм. Уметь: выявлять предпосылки, причины и последствия явлений | |
4 | Эпоха Просвещения | 1 | Комбинированный | Знать: понятия-прогресс, Просвещение; персоналии; особенности Просвещения в различных странах Уметь: анализировать текст; составлять таблицу | |
5 | В поисках путей модернизации | 1 | Комбинированный | Знать: понятия- нация, унификация, буржуазия, просвещенный абсолютизм Уметь: анализировать документ | |
6 | Европа меняющаяся | 1 | Урок изучения нового мат-ла | Знать: понятия- урбанизация, Уметь: заполнять таблицу, делать сообщения об осн. идеологах | |
7-8 | Мир художественной культуры Просвещения | 2 | Творческая лаборатория | Знать: особенности стилей архитектуры, литературы и живописи Уметь: делать сообщения | |
9 | Международные отношения в XVIII веке | 1 | Комбинированный | Знать: даты, персоналии, причины и итоги Северной, Семилетней войн, войны за Испанское наследство, разделов Польши Уметь: работать с картой, проводить сравнительную характеристику | |
10 | Рождение Нового мира | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
11 | Англия на пути к индустриальной эре | 1 | Комбинированный | Знать: понятия-тори и виги; условия промышленного переворота; важнейшие технические изобретения Уметь: составлять план | |
12 | Франция при Старом порядке | 1 | Комбинированный | Знать: осн. реформы; предпосылки надвигающейся революции Уметь: аргументировать свою точку зрения | |
13 | Германские земли в XVIII веке | 1 | Комбинированный | Знать: причины раздробленности; особенности политического развития; реформы Фридриха II Уметь: проводить сравнительную характеристику; работать с картой | |
14 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке | 1 | Комбинированный | Знать: особенности политического развития и характерные черты экономики монархии; реформы Марии Терезии и Иосифа II Уметь: анализировать текст | |
15 | Европа в век Просвещения | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
16 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | Комбинированный | Знать: о системе управления колониями; причины конфликта между жителями колоний и английской короной. Уметь: работать с картой | |
17-18 | Война за независимость. Создание США | 2 | Урок изучения нового материала | Знать: персоналии; хронологию; осн. принципы Декларации независимости; госуд. устройство США Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ | |
19-20 | Французская революция XVIII века | 2 | Урок изучения нового материала | Знать: понятия- якобинцы, жирондисты, санкюлоты, террор, гильотина; причины, ход и итоги революции Уметь: проводить сравнительную характеристику программ различных групп | |
21 | Европа в годы Французской революции | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: хронологию; причины создания и итоги первой и второй коалиций Уметь: писать эссе на заданную тему; представлять презентацию | |
22 | Эпоха революций | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
23 | Османская империя. Персия | 1 | Комбинированный | Знать: сущность восточного вопроса; особенности внутриполитического положения Персии; персоналии Уметь: давать характеристику эпохи тюльпанов; устанавливать причинно-следственные связи | |
24 | Индия | 1 | Комбинированный | Знать: причины падения империи Великих Моголов; деятельность Ост-Индийской компании Уметь: давать характеристику деятельности Британской империи | |
25 | Китай | 1 | Комбинированный | Знать: политическое устройство Китая; цели и направления внешней политики Маньчжуро-китайского государства; причины «закрытия» Китая Уметь: высказывать свою точку зрения; оценивать положительные и отрицательные стороны политики «закрытия» (работать в парах) | |
26 | Япония | 1 | Комбинированный | Знать: важнейшие социально-экономические реформы, их результаты Уметь: характеризовать государственное устройство | |
27 | Колониальная политика европейских держав в XVIII веке | 1 | Комбинированный | Знать: понятия- колониализм; виды колоний; этапы борьбы европейских держав за преобладание в колониях Уметь: выделять положительные и отрицательные последствия европейского колониализма | |
28 | Европа и традиционные общества в XVIII веке | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
29 | Россия и Европа в конце XVII в | 1 | Комбинированный | Знать: понятия-гетман; осн. направления внешней политики, причины и последствия войн и договоров в Бахчисарае и «Вечного мира» Уметь: выделять главную мысль в тексте, выявлять причинно-следственные связи; работать с картой | |
30 | Предпосылки Петровских реформ | 1 | Комбинированный | Знать: понятие-реформа; осн. реформаторов XVII в. и их идеи Уметь: анализировать текст и давать характеристику состояния России накануне решающих перемен | |
31 | Начало правления Петра I | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: какие события детства отразились на личности, взглядах и убеждениях Петра I Уметь: делать сообщение; работать с текстом | |
32 | Первые преобразования | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: персоналии, хронологию; причины и последствия Азовских походов, Великого посольства Уметь: делать выводы, аргументируя свой ответ | |
33 | Внешняя политика Петра | 1 | Комбинированный | Знать: понятия-рекрутский набор, редут, империя; осн.мероприятия по реформированию армии Уметь: работать с картой | |
34 | Северная война 1700-1721 гг. | 1 | Комбинированный | Знать: причины, ход, итоги Северной войны; хронологию и персоналии Уметь: заполнять таблицу, работать с картой | |
35-36 | Реформы Петра I | 2 | Комбинированный | Знать: понятия-«Табель о рангах», Сенат, губерния, абсолютизм, фискал; хронологию Уметь: анализировать текст, определяя суть реформ | |
37 | Экономическая политика Петра I | 1 | Комбинированный | Знать :хронологию; понятия-подушная подать, меркантилизм, Протекционизм, подушная подать Уметь: перечислять особенности экономич. Политики Петра I | |
38 | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: понятия-ревизия, гильдии, магистрат Уметь: определять осн. изменения, произошедших в российском обществе | |
39 | Церковная реформа | 1 | Комбинированный | Знать: понятие-Синод Уметь: определять изменения, произошедшие в положении церкви | |
40-41 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 2 | Урок изучения нового материала | Знать: причины народных выступлений, выявлять особенности каждого выступления Уметь: устанавливать причинно-следствен. Связи при заполнении сравнительной таблицы | |
42 | Перемены в культуре в годы Петровских реформ | 1 | Творческая лаборатория | Защита проектов по теме | |
43 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | Творческая лаборатория | Защита проектов по теме | |
44 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | Комбинированный | Знать: осн. направления преобразований, их суть Уметь: объяснять в чем заключается противоречивость, проведенных Петром I реформ | |
45 | Россия в эпоху преобразований Петра I | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
46-47 | Эпоха дворцовых переворотов | 2 | Комбинированный | Знать: понятия-бироновщина, кондиции, Верховный тайный совет; хронологию, персоналии, причины переворотов Уметь: работать с текстом учебника при сравнении личностей и госуд.дел правителей | |
48 | Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг. | 1 | Комбинированный | Знать: как расширялись привилегии дворянства Уметь: работать с текстом учебника | |
49 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | Комбинированный | Знать: осн. направления внешней политики, причины и итоги войн Уметь: заполнять таблицу, работать с картой | |
50 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельное изучение темы. Работа в группах. Подготовка сообщений | |
51 | Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
52 | Россия в системе международных отношений | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: как строились отношения России с крупнейшими европейскими государствами Уметь: устанавливать причинно-следственные связи | |
53-54 | Внутренняя политика Екатерины II | 2 | Комбинированный | Знать: понятия-просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия; содержание осн. реформ Уметь: работать с документами, анализируя политику Екатерины II (цели, результаты) | |
55 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 | Комбинированный | Знать: понятия-экономич. крестьяне, отходники, месячина, секуляризация, феодально-крепостнические отношения Уметь: выявлять тенденции и противоречия развития экономики | |
56 | Социальная структура российского общества во второй половине XVIII в. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: как изменилось положение осн. слоев населения Уметь: давать характеристику социальной структуры российского общества | |
57 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: причины, осн. этапы и значение восстания; персоналии Уметь: заполнять таблицу; выявлять причины поражения восставших | |
58 | Национальная и религиозная политика Екатерины II | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельное изучение темы. Работа в группах. Подготовка сообщений | |
59 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | Комбинированный | Знать: хронологию, осн. направления внешн. политики и их итоги Уметь: работать с картой, называя территории, вошедшие в состав российской империи; заполнять таблицу | |
60 | Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 | Творческая лаборатория | Защита проектов по теме | |
61 | Российская империя при Екатерине II | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
62 | Внутренняя политика Павла I | 1 | Комбинированный | Знать: особенности внутренней политики Павла I Уметь: анализировать с текст, показывая противоречивый характер политики Павла I | |
63 | Внешняя политика Павла I | 1 | Комбинированный | Знать: главные цели внешн. политики и их итоги Уметь: работать с картой; заполнять таблицу | |
64 | Российская империя во второй половине XVIII в. | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | |
65 | Общественная мысль и образование в России в XVIII в. | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельное изучение темы. Работа в группах. Подготовка сообщений | |
66 | Российская наука и техника в XVIII в. | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельное изучение темы. Работа в группах. Подготовка сообщений | |
67 | Русская архитектура, живопись и скульптура в XVIII в. | 1 | Творческая лаборатория | Защита проектов по теме | |
68 | Повторительно–обобщающий урок «Россия в XVIII веке» | 1 | Урок обобщения и повторения | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...