Рабочая программа по истории для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс)

Проскурина Надежда Викторовна

Мною представлена рабочая программа по истории для 7 класса, составленная в соответствии с ФГОС и с учетом требований, предъявляемых к рабочим программам основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_istoriya.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

  1. Сведения о программе

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «История». Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 7 классе, составлена в соответствии с положениями  Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) и авторской программы по Новой истории под редакцией А.Я. Юдовской, П.А. Баранова.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели:

- формирование у учащихся представления об основных чертах развития традиционного и индустриального обществ;

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения:

 - формирование представления о революциях и реформах, как альтернативных формах путей развития обществ;

- развитие способности самостоятельно истолковывать факты и события, анализировать конкретные научные ситуации;

- умение рассматривать общественные явления в развитии;

- умение обобщить и систематизировать полученную информацию;

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;  

- умение оперировать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

     

  1.3 Описание места и роли учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение предмета История на базовом уровне рассчитан на 70 часов (35 учебных недель). Рабочая программа для 7 класса составлена на 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; 2 часа – резерв учебного времени. Из расчета 34 учебных недели.

Формы организации учебного процесса

● коллективная;

● групповая;

● индивидуальная

На уроках истории в 7 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как обществознание, литература, география. Так у учащихся формируется умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач, умение выбирать языковые средства для построения диалога, монолога, письменного текста с учетом особенностей разных видов речи, умение задавать вопросы, стремление к более точному выражению собственного, аргументированного мнения. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях.

  1.  Описание учебно-методического комплекта, включая электронные ресурсы

Авторская рабочая программа курса «История России» 6-9 классы» авторы А. А. Данилова, ОН.Журавлева, И.Е.Барыкина М.: «Просвещение», 2016 г.

Рабочая программа «Всеобщая история» 5-9классы, М.: «Просвещение», 2014 г.

История Нового времени / А.Я. Юдовской, П.А. Баранова. –М., Просвещение,2019 г.

История России. 7 класс в 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2019

Юдовская А.Я. Рабочая тетрадь по Новой истории – СПб.,2019

Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах – М., 2001

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГС

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых  в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств  и свойств учащихся.

Личностные  результаты включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты связаны с освоением обучающимися на основании нескольких учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 -готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

 -овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 -расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

              Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по истории к концу 7 класса

Обучающиеся должны знать/понимать/уметь:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция): • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • соотносить единичные исторические факты и общие явления; • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

  1. Содержание учебного предмета, курса

Наименование раздела

Количество часов

к/р

Всеобщая история

28 часов

1

Европа и мир в начале Нового времени

17 часов

2

2

Эпоха Просвещения. Время преобразований

11 часов

2

История России

40 часов

3

Россия в первой трети XVI века

7 часов

1

4

Россия во второй половине XVI века

9 часов

1

5

Россия на рубеже XVI-XVII веков

7 часов

1

6

Россия в XVII веке

17 часов

3

Итого:

68 часов

10

Календарно-тематическое планирование по предмету «История»

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

Планируемые

Результаты освоения

или требования к уровню подготовки

Дата

1

От Средневековья к Новому времени

1

Вводный урок

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий.

2

Технические открытия и выход к Мировому океану

1

Урок изучения нового материала

Уметь составлять таблицу: достижения, автор и значение. Понимать причинно-следственные связи

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

3

Великие географические открытия

1

Урок с применением ТСО

Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу

Путешествия Христофора Колумба. А. Веспуччи. Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий.

4-5

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. абсолютизм в Европе

2

Урок изучения нового материала

Знать основные понятия: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Знать основные положения и понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку.

Усиление королевской власти. Абсолютизм. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Создание национальных государств и национальной церкви.

6

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

Комбинированный

Знать основные положения урока. Делать сравнение признаков феодального и капиталистического общества.

Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Зарождение капитализма.

7

Европейское общество в раннее Новое время

1

Комбинированный

Знать основные понятия

урока: капиталист, батрак, новое дворянство. Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия, новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. Основные черты повседневной жизни.

8

Великие гуманисты Европы

1

Творческая лаборатория

Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады.

9

Мир художественной культуры

1

Творческая лаборатория

Сравнительная таблица достижений культуры

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманисты. Первые утопии. Томас Мор. Ф. Рабле.У. Шекспир, М. Сервантес. Музыкальное искусство. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, М. Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии XVIIв.

10

Развитие научных знаний

1

Творческая лаборатория

Знать основные положения урока. Составление сравнительной таблицы. Доклады

Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Н. Коперник. Джордано Бруно. Г. Галилей. Научная картина мира. Философия Нового времени. Учение Д. Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

11-12

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

2

Урок изучения нового материала

Знать основные положения и понятия урока: Реформация, революция, протестантизм. Выявлять различие и сходство в формах народных движений.

Причины Реформации и ее распространение в Европе. М. Лютер. Лютеранская церковь. Протестантизм. Т.Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, события, значение.

13-14

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

2

Урок изучения нового материала

Учение и церковь Ж. Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией.

15

Реформация в Англии

1

Урок с применением ТСО

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии.

16

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

Урок-практикум

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Ришелье.

17

Мир в начале Нового времени.

Великие географические открытия.

Возрождение. Реформация.

1

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

18-19

Освободительная война в Нидерландах

2

Урок изучения нового материала

Знать основные понятия урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий.

Нидерландская революция и рождение Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в.

20-21

Революция в Англии

2

Урок изучения нового материала

Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное.

22-23

Международные отношения в XV-XVIIвв.

2

Урок изучения нового материала

Знать периоды истории международных отношений раннего Нового времени; противоречия, послужившие причиной Тридцатилетней войны; специфику и результаты войн с Османской империей; войны, в которых принимала участие Россия и итоги этих войн для России.

24

Проверочная работа по теме «Первые революции Нового времени»

1

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

25

Блистательная Порта

1

Комбинированный

Знать особенности социального строя Османской империи; каким было ее государственное устройство. Уметь работать с картой.

26

Традиционные общества Востока в эпоху раннего Нового времени

1

Комбинированный

Знать основные понятия урока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм, сегун, могол, сипай. Уметь работать с дополнительной литературой. Сравнивать исторические явления.

27

Начало европейской колонизации

1

Комбинированный

 Основные черты традиционного общества. Религии Востока. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Борьба  за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху династии Токугавы. Сословный характер общества.

28

Повторительно–обобщающий урок по истории зарубежных стран в XVI-XVII вв.

1

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

29

Вводный урок

1

Актуализация ранее полученных знаний

Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды.

30

Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1

Урок изучения нового материала

Личность – Афанасий Никитин

Понятия: каравелла, астролябия.

31

Территория, население и хозяйство России в XVI в.

1

Урок изучения нового материала

Понятия: трехполье, яровые, озимые, казачество, сословия, реформа, ярмарка, политика, слобода.

32

Формирование единых государств в Европе и России

1

Урок-практикум

Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель формирования единого государства. Понятия: крепостное право, самодержавие.

33

Россия в первой трети XVI века.

1

Комбинированный

Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы Работа с картой стр 29. Понятия: Боярская дума, волость, дворяне, кормления, наместник, приказы.

34

Внешняя политика России в первой трети XVI века

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой и документами.

Понятия: Капитуляция, острог, сейм,

35

Контрольно-обобщающий урок по теме 1

1

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

36

Начало правления Ивана IV Грозного

1

Урок с применением ТСО

Личности: Глинская, Грозный, Сильвестр, Адашев, Курбский.

37

Реформы Избранной рады

1

Комбинированный

Понятия: земский собор, избранная рада, местничество, стрельцы, сословно- представительская монархия.

38

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

Урок-практикум

Освоение Сибири.

Понятия: гетман, реестровые казаки.  

Знать и показывать по карте основные направления внешней политики.

39

Внешняя политика России  во второй половине XVI в.

1

Творческая лаборатория

Работа с картой стр.60., 66. события: присоединения Астраханского, Казанского ханств.

40

Внешняя политика России  во второй половине XVI в.

1

Поход Ермака в Сибирь. Ливонская война и ее последствия.

41

Российское общество XVI века

1

Урок изучения нового материала

Понятия: Заповедные лета, урочные лета, тягло, посад.

42

Народы России во второй половине XVI века

1

Урок изучения нового материала

Работа с документами.

43

Опричнина

1

Урок изучения нового материала

Работа с документами. Понятия: земщина, опричнина, опричник, террор, Александрова слобода, абсолютизм.

44

Повторительно-обобщающий урок по теме 2

1

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

45

Россия в  конце XVI века

1

Урок

с применением ТСО

Личности: Федор Иванович, Б.Годунов.

56

Церковь и государство  XVI в.

1

Комбинированный

Понятия: иосифляне и нестяжатели.

47

Культурное пространство Росси в XVI веке

1

Урок изучения нового материала

Сообщения учеников по теме.

48

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой и документами начала XVII века.

49

Смута в Российском государстве

1.

Урок изучения нового материала

Понятия: авантюрист, магнат, самозванство, Cмута.

50

Окончание Смутного времени

1

 лаборатория

Исторические личности: П.Ляпунов, К. Минин, Д. Пожарский, Филарет Романов.

Понятия: Гетман, патриот, земский собор, семибоярщина.

51

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

1

Урок обобщения и повторения

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

52

Экономическое развитие России в XVII в.

Урок изучения нового материала

Предметно-практическая Понятия: мануфактура, бобыль, плантация, предприниматель, всероссийский рынок.

53

Россия при первых Романовых. Перемены в государственном устройстве

1

Комбинированный

Понятия: бюрократия, воевода, драгуны, даточные люди, полки нового строя, рейтары, соборное уложение, социальная опора.

54

Изменения в социальной структуре Российского общества

1

Комбинированный

Работа с картой и иллюстративным материалом.

55

Народные движения XVII века

1

Урок-практикум

Составление таблицы. Работа с картой.

56

Россия в системе международных отношений

1

Комбинированный

Понятия: коалиция, ратификация, фураж, верительная грамота. Работа с картой стр.62-63.

57

Россия в системе международных отношений

1

Комбинированный

Составление таблицы. Работа с картой стр.62-63.

58

Вхождение Украины в состав России

1

Урок с применением ТСО

Личности: А.М. Романов, Б. Хмельницкий. Карта стр.70.

Уметь объяснять причинно-следственные связи.

59

Власть и церковь. Церковный раскол

1

Урок изучения нового материала

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Понятия: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Уметь: Объяснять причины конфликта власти и церкви.

Давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума.

60

Народы России в XVII веке

1

Урок -практикум

Заполнение таблицы. Работа с документами.

61

Русские путешественники и первопроходцы

1

Урок-практикум

Личности: Дежнев, Москвитин, Поярков, Хабаров. Работа с картой и документами.

62

Повторительно-обобщающий урок по теме 4

1

Урок повторения и обобщения.

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой.

63

Тестирование по теме: Россия в XVII в.

1

Контроль знаний

Знать: хронологию и определения.

Уметь: применить полученные знания, излагать свою точку зрения, приводить аргументы в доказательство.

64

Культура народов России в XVII в.

1

Творческая лаборатория

Самостоятельное изучение темы. Работа в группах. Подготовка сообщений.

65

Сословный быт

1

Творческая лаборатория

Защита проектов по теме.

66

Картина мира русского человека XVII в.

1

Творческая лаборатория

Защита проектов по теме.

67

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

1

Творческая лаборатория

Защита проектов по теме.

68

Тестирование по теме: Россия в XVI-XVII вв.

1

Контроль знаний

Знать: хронологию и определения.

Уметь: применить полученные знания, излагать свою точку зрения, приводить аргументы в доказательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...