технологическая карта к уроку "Первая мировая война" 9 класс
учебно-методический материал по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Первая мировая война 1914-1918 годы.(9 кл)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: изучение причин, характера и хода первой мировой войны.
Задачи урока:
Образовательные:
- Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств;
- Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах;
- Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
Воспитательные:
- На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
- Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма;
- Формировать негативное отношение к силовому решению конфликта.
Развивающие:
- Формировать умения и навыки работы учащихся с историческими документами, сравнительной таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи;
- Обучать умению делать выводы на основе известных фактов.
Результаты обучения:
Личностные:
1. Формирование гражданской идентичности, гуманного отношения и толерантности к людям независимо от их национальности и вероисповедания.
2. Формирование основ этической культуры, понимание ценности любой жизни и освоение правил индивидуальной безопасности.
Предметные:
1.Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.
2.Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
3.Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
5.Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные:
1.Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
2.Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3.Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4.Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Основные понятия: позиционная война, «Верденская мясорубка», план Шлиффена, Версальский мирный договор, аннексия.
Оборудование: политическая карта мир 1914 год, презентация к уроку, раздаточный материал для парной и групповой работы, фильм «Первая мировая война. Начало», учебник «Новейшая история», автор ОС Сорока-Цюпа, М., «Просвещение», 2011 год
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Слайд №2 Мысль в подарок «Даже победоносная война –это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов» Отто фон Бисмарк | Высказывания детей (Мозговой штурм) | Познавательные (общеучебные) построение речевого высказывания |
2.Актуализация знаний и постановка проблемы | Слайд №3 (карта-карикатура Европы 1914года) -Какие приёмы использовал художник, чтобы реально передать ситуацию,сложившуюся в Европе? Слайд №4 -Почему русская поэтесса Анна Ахматова считала: «20 век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как 19 начался Венским конгрессом?» -Сформулируйте тему нашего урока? Используя алгоритм-памятку (приложение №1), назовите цели урока и запишите их в тетрадь. | Анализ карты и характеристика сложной политической обстановки в Европе (через очеловеченные контуры стран) Постановка задач урока | Познавательные (логические) Анализ объекта с целью выделения существенных признаков Регулятивные: оценка, целеполагание, планирование, прогнозирование Познавательные (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.Совместное «открытие» знания | На прошлом уроке мы изучили логику развития индустриального общества и определили основные противоречия индустриальных стран. Используя тест со свободными ответами (приложение №2), выделите главные причины войны и оформите в виде кластера. Каждая из стран участниц войны преследовала собственные цели Используя учебник $ 4, определите главные цели великих держав. Войны бывают оборонительные, захватнические Какой по характеру была первая мировая война? У любой войны всегда есть повод для её начала. Просмотрите фрагмент фильма «Первая мировая война» и оцените действия Гавриила Принципа. | Работа в парах. Составление кластера Работа в парах. Подготовка устных ответов Анализ исторического источника (приложение №3) Индивидуальная работа Просмотр фрагмента фильма и оценка поступка члена националистической революционной организации | Познавательные (логические): установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений Регулятивные Определение способов действий в рамках предложенных условий Коммуникативные умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Познавательные (общеучебные) смысловое чтение – извлечение необходимой информации Личностные Осознание социальных норм, правил поведения |
4.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний | Как проходили военные кампании 1914-1918 годов? Проанализируйте карту и заполните таблицу «Основные события первой мировой войны», ответив на следующие вопросы: На каких фронтах велись военные действия (выделите главные их них) и охарактеризуйте основные сражения. Изучите высказывания современников и историков о войне, (приложение №4), сделайте выводы, в чём особенности первой мировой войны | Работа в группах: 1 группа – 1914 2 группа – 1915 3 группа – 1916 4 группа – 1917 5 группа – 1918 Выступления спикеров групп (слайды №№ 6-9) | Познавательные (логические) Умение выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения Регулятивные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Коммуникативные умение организовать учебное сотрудничество в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
5.Подведение итогов (рефлексия) | Подведём итоги урока. Слайд №4 -Почему русская поэтесса Анна Ахматова считала: «20 век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как 19 начался Венским конгрессом?» Заключительное слово учителя (слайды 10-11) Тест (приложение №5) Д/З: $ 4; написать письмо участника военных событий | Высказывания детей Выполнение теста Заполнение таблицы «Как я усвоил материал урока» (приложение №6) | Коммуникативные владение монологической формой речи Регулятивные оценка результатов работы |
Приложение №1
Памятка-алгоритм изучения материала о войнах.
1. Причины и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- подготовка к войне, соотношение сил;
- планы сторон;
2. Ход войны (основные этапы):
- повод к войне и ее начало;
- основные этапы и главные сражения;
- окончание войны, условия мира, итог.
3. Исторические значения войны (экономические, политические, социальные и другие последствия).
Приложение №2
Тест со свободным ответом «Предпосылки и причины Первой мировой войны»
Среди предложенных ниже суждений выберите те, которые, на ваш взгляд, являются ведущими предпосылками Первой мировой войны. В случае необходимости добавьте свои положения. Свой ответ аргументируйте.
1.Неравномерность экономического развития стран в новую индустриальную эпоху.
2.Завершения территориального раздела мира между ведущими капиталистическими странами.
3.Накопление значительного экономического потенциала и стремление к внешне экономической экспансии ведущих индустриальных держав.
4.Стремление к реваншу за военные поражения в XIX- начале XX века.
5.Политические амбиции правящих партий.
6.Милитаризация экономики и гонка вооружений.
7.Имперские цели внешней политики и дух «великодержавности».
8.Демокртизация общественно-политической жизни.
9Образование военно-политических блоков и союзов.
10.Обострение противоречий по колониальным вопросам.
11.Недооценка политиками начала XX века разрушительных последствий войны с применением современных видов вооружения.
Приложение №3
Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля «О целях войны».
29 октября 1914г.
«…Некоторые соображения о целях, которых Германия может добиться при помощи победоносной войны:
Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колониях, снабжающих нас сырьем, и способных стать рынками для сбыта… нам нужна западная граница, которая дала бы, по возможности, ключ к Франции. Нам могут пригодиться районы угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. Наконец, нам нужна военная контрибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности развить в других частях света военную деятельность во вред нам.
Мы должны думать лишь о наших германских интересах и потребностях. В этой войне не разрешаются моральные вопросы…
Мы боремся за свое мировое политическое будущее…»
Приложение №4
Познакомьтесь с высказываниями современников и историков о Первой мировой войне. Ответьте, что нового внесла эта война в представления о ведении военных действий.
- Фельдмаршал Г. Китченер, Великобритания: «Мы должны быть готовы направить на поле сражения миллионные армии и обеспечить их всем необходимым в течение нескольких лет» (Такман Б. Августовские пушки. М.,1972)
- Президент Франции Р.Пуанкаре: « В 5 часов (22 апреля 1915 г.-Т.К.) начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями… Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, кто стоял ближе к северным окопам впереди Ипра, увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… Вскоре офицеры за фронтом британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся в тыл… Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отправленные хлористым ядом» (Пуанкаре Р. На службе Франции. Воспоминания.)
- Б. Такман, английский историк: « Бывший военный атташе в Брюсселе…отправился с белым флагом в бельгийский штаб… Парламентер заявил, что цеппелины разрушат Льеж в случае отказа пропустить немцев через город. Переговоры оказались безрезультатными, и 6 августа цеппелин L-Z вылетел из Кельна, чтобы ударить с воздуха по Льежу. Сбросив 13 бомб и убив при этом 9 мирных граждан, он был первым, совершившим воздушный налет…»
(Такман Б. Августовские пушки. М.,1972).
- В. Виргинский, В. Хотеенков, советские историки: «Война моторов» проявилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта…, так и в применении новых боевых средств-танков, бронемашин, самоходных орудий…Идея создания «сухопутных линкоров» нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс.ф.ст. на изготовление 18 опытных образцов танков. Изготовление танков в Англии началось в 1915 г., причем в декабре, для соблюдения секретности было принято кодированное наименование «танк», т.е. цистернах, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках…» (В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались «танк» или «лохань».) ( Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники. 1870-1917. М., 1988)
- Б. Такман, английский историк: «Как только немцы входили в город, его стены начинали белеть заранее отпечатанными объявлениями…наказанием для гражданских лиц, стрелявших в солдат, была смерть. « Любой, подошедший ближе 200 метров к аэроплану или воздушному шару, будет застрелен на месте». Владельцы домов, в которых найдут спрятанное оружие, будут расстреляны. Все, кто укрывает у себя…солдат, будут отправлены на «постоянные» каторжные работы в Германию. Деревни, в которых будут совершены « враждебные акты, будут сожжены. Если же «враждебные акты» произойдут на дороге между двумя деревнями, к жителям обеих деревень будут применены те же меры» (Такман Б. Августовские пушки. М., 1972).
Приложение №5.
Тестовые задания. Тема: Первая мировая война (1914-1918гг.)
1 вариант
1. «План Шлиффена» предусматривал ведение:
А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;
Г) Коалиционной войны
2. В военно-политический союз Антанта не входила:
А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция
3. Австро –Венгрия объявила войну Сербии в:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
4. В Первой мировой войне принимали участие:
А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран
5. В Тройственный союз не входили:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия
2 вариант
1. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция
2. В Тройственный союз не входили:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия
3. Допиши определение
Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа
4. В военно-политический союз Антанта не входила:
А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция
5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
Приложение №6
Заполни таблицу: «Как я усвоил материал урока?»
Ф.И. ученика _____________________________________________.
Получил прочные знания, усвоил весь материал. | Усвоил новый материал частично. | Мало что понял, необходимо еще поработать |
|
|
|
Примечание: выбери вариант ответа и поставь любой знак.
Пояснительная записка
к уроку «Первая мировая война 1914-1918 годы», 9 класс
Согласно п.5 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010, в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход.
Вашему вниманию предлагаю разработку урока по истории. Тема урока «Первая мировая война 1914-1918 годы». Данный урок был разработан в логике системно-деятельностного (компетентностного) подхода и успешно апробирован 16.09.2013 г. в рамках школьной предметной недели.
При подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС была проведена следующая работа:
- осуществлено целеполагание на основе отбора УУД;
- осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами;
- подготовлена информационно-образовательная среда;
- продумана организация всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.
УУД, которые формируются в ходе урока:
регулятивные: целеполагание, планирование, контроль;
познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».
Активные формы обучения: парная и групповая работа.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, интегративная технология развивающего обучения ЛГ Петерсон (технология деятельностного метода), технология коллективной мыслительной деятельности, технология нравственного воспитания, компьютерная информационная технология, здоровьесберегающая и др.
На уроке используется карта, учебник, презентация, раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан"
Урок может быть применен при изучении темы "Гидросфера" в 6 классе. На уроке раскрываются основные понятия, связанные с изучением Мирового океана....
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....
Технологическая карта урока географии в 5 классе «Мировой океан и его части»
Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и первичное закрепление нового материала.Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, Формировать способ...
Технологическая карта бинарного урока "Мировые религии: история и география"
Данный урок представляет собой интеграцию двух учебных дисциплин - истории и географии....
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Мировой океан и его части"
Данный материал составлен по УМК Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. Целью урока является помочь учащимся раскрыть идею единства и целостности Мирового океана, усвоить знания о его крупных частях и уме...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...