«Экономика СССР в 1953-1964 годах».
план-конспект урока по истории (11 класс)
Цели урока:
Обучающие:
- проанализировать экономическую политику Хрущева;
- выяснить достижения и просчеты;
- показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений;
Развивающие:
находить правильное решение проблемным вопросам и заданиям;
определять причинно – следственные связи.
развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
Воспитывающие:
- воспитывать уважение к прошлому своей страны;
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
I. Проверка домашнего задания. Наш урок мы начнём с проверки д/з.
НА прошлом уроке мы изучили тему: «Изменения политической системы».
Устный опрос:
1. Определите этапы борьбы за власть после смерти И. В. Сталина и охарактеризуйте их.
2. Представьте прогноз о развитии СССР в случае победы другого политического лидера.
У доски работают 2 ученика, которые должны выполнить следующие задания:
1) подобрать к датам события.
Март – июнь 1953г
Лето 1953 – февраль 1955г
Февраль 1956г
. Октябрь 1957г.
Декабрь 1958г.
2) к событиям – даты.
- Ликвидация отраслевых министерств и создание советов народного хозяйства. - Восстановление национальной государственности балкарского, ингушского, карачаевского и чеченского народов. - XX съезд КПСС.
- Принятие новой Программы КПСС на XXII.
Домашнее задание. 1. Прочитать параграф 40. Вопросы и задания к нему на стр. 287
2. Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:
- “Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”. “Догоним и перегоним Америку”.
3. Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или об укреплении личной власти?
II. Переходим к изучению нового материала.
Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Цели урока:
Обучающие:
- проанализировать экономическую политику Хрущева;
- выяснить достижения и просчеты;
- показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений;
Развивающие: развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников; находить правильное решение проблемным вопросам и заданиям;
определять причинно – следственные связи.
Воспитывающие:
- воспитывать уважение к прошлому своей страны;
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: репродуктивный метод с постановкой проблемных заданий.
- “Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”.
- “Догоним и перегоним Америку”.
Форма урока: урок размышления или урок работы в группах. При групповой работе класс делится на группы, и каждая выполняет своё задание, а затем отстаивает свое мнение. Приёмы деятельности учителя:
- Рассказ, постановка проблемных вопросов.
- Организация работы учащихся с документами, дополнительной литературой.
- Эвристическая беседа, ведение диалога учитель – ученик
Основные понятия: интенсификация; экстенсивный путь развития экономики; научно-технический прогресс; предприятия группы «А»; предприятия группы «Б»; средства производства; социальная напряженность.
Работа с исторической картой: показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1946—1965 гг.» основные новостройки пятой и шестой пятилеток, семилетки, освоенные целинные районы страны; отметить зону внедрения кукурузы.
Работа с историческими источниками: Программа КПСС
С. Хрущев «Воспоминания» М., 1997. с. 363-436
В. В. Гришин От Хрущева до Горбачева. Мемуары М., 1996. с. 7-29
П. Е. Шелест Да не судимы будете. М., 1995. с. 176
Д. А. Кунаев. «О моем времени» Алма-Ата, 1992. с. 105-161
На уроке нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:
1.Экономический курс Маленкова.
2.Сельскохозяйственная политика Хрущёва.
3.Развитие промышленности.
4.Социальная политика.
События: август 1953 г. - обнародование экономической программы Г. М. Маленкова; сентябрь 1953 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС аграрной программы Н. С. Хрущева; 1954 г. - начало освоения целинных и залежных земель;
1957 г. - реорганизация системы управления промышленностью, упразднение отраслевых министерств;
4 октября 1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли;
12 апреля 1961 г. - первый пилотируемый космический полет Ю. А. Гагарина.
Понятия:
- научно-техническая революция;
- экстенсивный путь развития;
- интенсивный путь развития;
- научно-технический прогресс;
- предприятия группы А;
- предприятия группы Б;
Основные персоналии: Г. М. Маленков; Н. С. Хрущев; Ю. А. Гагарин.
II. План изучения нового материала.
Вводное слово учителя. На сегодняшнем уроке нам предстоит определить вклад Н. С. Хрущёва в процесс развития экономики нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.
Ваша задача будет состоять в том, чтобы не просто доказать свою точку зрения, опираясь на прочитанный вами документ и литературу, но и осмыслить полученную информацию и сформулировать окончательные выводы. В завершении урока мы должны будем определить, какие существенные изменения произошли в стране в итоге реформ Н.С. Хрущева.
На прошлом уроке вы получили опережающие задание: прочитать параграф 40.
Сегодня у нас лабораторно – практическое занятие, то есть вы самостоятельно будете выполнять задания и приобретать знания.
Алгоритм работы таков: в ходе урока будут работать три группы, каждая выполняет своё задание, а затем отстаивает свое мнение. В процессе работы над документами и учебным материалом вы должны ответить на вопросы:
- Какие цели были поставлены в данной области экономики?
- Каковы были конкретные шаги реформ?
- Каковы были результаты реформ?
После смерти Сталина разгорелась дискуссия о путях развития экономики в стране.
I. На доске записан проблемный вопрос, чтобы на него ответить, надо внимательно познакомиться с п. 1 параграфа 40.
Какие эконом. новации предложил Г. Маленков летом 1953года? Работаем вместе.
Вывод: Г. Маленков предлагал сделать упор на развитие лёгкой и пищевой промышленности, а также c/х. Но с отстранением Маленкова вся инициатива по реформированию страны перешла к Н. С. Хрущёву.
Задание для первой группы «Аграрии».
Прочитать пункт 2 §40 о сельском хозяйстве.
1-ая группа отвечает на вопросы (устно). Выписывает даты наиболее важных событий.
Вопросы.
1. Когда и как началось освоение целины?
2. Какие государственные распоряжения укрепили положение колхозов?
3. Какие изменения происходили в жизни самих колхозников?
4. Почему реорганизованы МТС?
5. Как изменилось отношение государства к личному подсобному хозяйству крестьян в конце 50-х годов?
6. Чем закончилась « кукурузная эпопея»?
7. Почему СССР стал закупать хлеб за границей?
8. Что заставило жителей Новочеркасска выйти на демонстрацию, чем она закончилась?
2 и 3 группа пользуясь текстом учебника, выбирает положительные и отрицательные преобразования, которые происходили в сельском хозяйстве и заполняет таблицу.
Преобразования в сельском хозяйстве.
положительные | отрицательные |
|
|
|
|
|
|
Проанализируйте данные диаграммы: темпы роста сельскохозяйственного производства в 1951– 1965г.г.
1951 – 1955 гг. | 1956 – 1960 гг. | 1961 – 1965 гг. |
20,5% | 30% | 11 % |
Изучите документ и ответьте на вопросы к документу. Из воспоминаний целинника.
Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально – технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход в то время был невозможен.
Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?
Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?
В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?
Согласны ли вы с мнением целинника о том, что “иной подход был бы в то время невозможен”? Почему?
Задание для второй группы «Промышленники».
Прочитать пункт 3 §40 о развитии промышленности.
Ответить на вопросы.
Выписать даты наиболее важных событий.
1. Какие пропорции между легкой и тяжелой промышленностью?
2. Какие изменения происходили в управлении промышленностью?
3.Как менялись темпы промышленного производства?
4. Каких успехов достигли наука и техника? В чем были просчеты?
5. Какие выводы можно сделать по итогам развития промышленности?
Проанализируйте данные диаграммы. Распределение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство СССР вначале 50–х годов: промышленность – 80 %. Сельское хозяйство– 20 %.
Первая группа должна выделить положительные моменты в развитии промышленности: освоение космоса, роботизация, освоение атомной энергии, открытие исследовательских институтов и лабораторий и т.д.
Третья группа должна отметить отрицательные моменты: снижение темпов производства, нарушение прежних экономических связей, доминирующее развитие тяжелой промышленности.
Задания для третьей группы «Социологи»
Прочитать пункт 4 §40 о социальной политике в 50 – 60 годы. Ответить на вопросы. Выписать даты важных событий.
1. Как менялась жизнь людей: а) зарплата, б) пенсии,
в) продолжительность рабочего времени, г) образование?
2. Как решалась жилищная проблема?
3. Как менялся быт населения?
4. Какие можно отметить отрицательные моменты в социальной политике?
На основе документов стр. 289 “Из письма Н.С. Хрущеву учительницы М. Николаевой”, ноябрь 1956 г. и “ Из информации в ЦК КПСС” сделайте вывод о том, как жили люди в 1956 – 1964гг. Ответ подтверждайте материалом из документа.
На основе текста стр. 286 перечислите, какие улучшения произошли в жизни нашего общества в эпоху Н.С.Хрущева.
III. Подведение итогов урока.
1. Какие важные события произошли в экономической жизни страны в период правления Н.С. Хрущева?
2.Как в целом можно оценить экономическую политику этого периода?
К концу урока учащиеся должны составить таблицу по следующему образцу.
Достижения | Просчеты | |
Сельское хозяйство. | ||
Промышленность. | ||
Социальная политика. |
Слово аналитикам. Аналитики могут работать по памятке. Какую тему изучали на уроке? Чем занимались учащиеся (работали над текстом учебника, составляли схемы, таблицы, работали над понятиями, давали развернутые ответы, делали сообщения, выводы.) Какие проблемы решали? Как построена речь, какой жанр использован при ответах, употребляли ли слова паразиты, использовалась ли историческая терминология? Было ли интересно на уроке? Все ли учащиеся работали? Есть ли замечания в адрес учителя?
ИТОГИ
1. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.
2. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.
3. Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам.
4. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.
«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам…» М. Ромм (кинорежиссер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....
Урок по теме "Экономика СССР в 1953-1964 годы "
Методика группового обучения учащихся на уроках истории с использованием исторических источников....
СССР в годы «Хрущёвской оттепели». Экономика и политика. 1953-1964 гг.
СССР в годы «Хрущёвской оттепели».Экономика и политика.1953-1964 гг....
СССР в 1953-1964 гг. преобразования в экономике
СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике...
Презентация "Экономика СССР в 1953-1964 гг"
Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Экономика СССР в 1953-1964 гг". Материал будет также полезен учащимся для самос...
Экономика ссср в 1953-1964
В этот период стоит вспомнить экономический курс Маленкова, который имел свой путь восстановления экономики СССР после сталинского правления. В его планы входило развитие индустриализации, а именно ле...