СССР в 1953-1964 гг. преобразования в экономике
классный час на тему
СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sssr_v_1953-1964_g_preobrazovaniya_v_ekonomike.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике».
История 11 класс. Учитель Утина М.В.
Цели урока:
- Формирование у учащихся конкретных представлений о фактах, процессах, происходивших в экономике в период с1953-1964 гг., выявление их сущности.
- Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, навыков исторического анализа.
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Задачи урока:
- Углубить знания о причинах и последствиях экономических реформ в период с1953-1964 гг.
- Применить имеющиеся у учащихся знания для систематизации материала, прогнозирования результатов преобразований в экономике.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
- Развивать навыки работы в группе, аргументировано защищать свои выводы, оппонировать собеседнику.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Для работы на уроке класс делится на 2 группы по 5 человек.
План урока:
1. Перемены в аграрной политике. Освоение целины.
2. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение приоритетных программ развития народного хозяйства.
3. Перестройка управленческих структур.
4. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.
Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История России, XX – начало XXI века,11 кл.– М.: Просвещение, 2012., компьютерная презентация на тему «СССР в 1953 – 1964гг.: преобразования в экономике», рабочие листы. (Приложение 1-6)
Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и экстенсивное хозяйство.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Сообщение темы урока.(1-й слайд Презентации – советский плакат 1962 г. с изображением Н.Н.Хрущева.)
Мы продолжаем изучать период развития СССР в 50-е – нач.60-х гг. Урок посвящен преобразованиям в экономике, где попытаемся дать объективную оценку экономическим реформам Н.С. Хрущева.
II. Вызов (активизация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу)
В 1956 году состоялся визит Хрущева в Англию, где он встретился с У.Черчиллем на приеме в советском посольстве. И Черчилль тогда сказал: « Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам…» (2-й слайд)
Проблема. Какой совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к нему? (3-й слайд)
Нам это предстоит выяснить на уроке.
III. Осмысление (сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией)
После смерти Сталина перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования промышленности и сельского хозяйства в рамках социалистической системы.
Существовало две альтернативные экономические программы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, в частности по развитию сельского хозяйства.
1. Работа учащихся с историческими документами в группах (слайд 4)
1 группе «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессии
Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.». (Приложение 1 )
Задание 1 группе:
Проанализировать программу Г.М.Маленкова и выделить основные положения.
2 группе Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г. (Приложение 2 )
Задание 2 группе:
Проанализировать программу Н.С.Хрущева и выделить основные положения.
2. Заполнение таблицы (слайд 5)
Программа Г. Маленкова | Программа Н. Хрущева |
Повышение урожайности; | Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию; |
– Какой путь развития с/х предложил Г.М.Маленков? (Интенсивный)
– Какой путь развития с/х предложил Н.С.Хрущев? (Экстенсивный)
– Почему победил план Хрущева? (Подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам , чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат)
3. Сообщение учащихся «Освоение целины», «Запуск первого космического корабля» (слайды 6-10).
– Чем, на ваш взгляд, был вызван кризис в освоении целинных земель?
4. Работа с информационными текстами в группах (слайд 11)
Задание 1 группе:
– Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XXI съезде «Догнать и перегнать Америку» (Приложение 3)
Задание 2 группе:
XX съезд КПСС
Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. 25.02.1956 г.
– Выделите основные направления развития промышленности. (Приложение 4 ) (слайд 12)
5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)
Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение административных реорганизаций. В них Н.С.Хрущев усматривал второй,
не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.
С помощью маркировочных значков V – знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте текст «Административные реформы» (Приложение 5) (слайд 13-й)
– Часть историков характеризуют их как «административная лихорадка».Что они имеют ввиду?
IV. Рефлексия (творческая переработка, анализ изученной информации)
– Мы достаточно полно раскрыли вопрос об экономических преобразованиях периода с 1953- 1964 гг. На XXI съезде КПСС в январе 1959 г. сделан вывод о полной победе социализма и взят курс на строительство коммунизма (слайд 14-й )
Экономические преобразования в 50-е – 60-е годы
Промышленность | Сельское хозяйство |
Развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, химической промышленности | Повышение закупочных цен на с/х продукцию |
1. Вернемся к нашей проблеме: так что же мог посоветовать Черчилль Хрущеву?
«Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам, не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в неё…» (слайд 15).
– Так как же оценить реформы Н.С.Хрущева? (Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.)
2. Составление «синквейна»
Через «синквейн», (маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в лаконичной форме), выразите свое отношение к реформам Н.С.Хрущева (от каждой группы)
3. Заключительное слово учителя:
Несомненно, он был незаурядным политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия. На его могиле, на Новодевичьем кладбище, стоит памятник – бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой – белая, другая черная, символизируя борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева. Автор памятника – Э.Неизвестный, творчество которого критиковал Н.С. Хрущев (слайд 16 )
В глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем её застал.
V. Домашнее задание
& 33 или & 64, эссе на тему: «Жить стало лучше!?» (слайд 17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".
Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....
Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....
Урок по теме "Экономика СССР в 1953-1964 годы "
Методика группового обучения учащихся на уроках истории с использованием исторических источников....
«Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Цели урока:Обучающие:проанализировать экономическую политику Хрущева;выяснить достижения и просчеты;показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений;Развивающие: ...
Презентация "Экономика СССР в 1953-1964 гг"
Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Экономика СССР в 1953-1964 гг". Материал будет также полезен учащимся для самос...
Экономика ссср в 1953-1964
В этот период стоит вспомнить экономический курс Маленкова, который имел свой путь восстановления экономики СССР после сталинского правления. В его планы входило развитие индустриализации, а именно ле...