Доклад «Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «История»
статья по истории (7 класс)

Герасименко Тамара Владимировна

 Рассматриваются достоинства технологии критического мышления . Рассказывается, какие используются приёмы и разработки в других технологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshl.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «История»

Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Базовая модель технологии развития критического мышления («вызов – осмысление – рефлексия») задаёт не только определённую логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания технологических приёмов. Технология имеет надпредметный, универсальный характер. Критическое мышление предполагает сформированность следующих рациональных способностей:

  • Умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации
  • Рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных её моментов
  • Выявление проблемы, её чёткое определение, выяснение её причины и последствий, построение логических выводов
  • Выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить своё мнение в зависимости от очевидного.

 Достоинство технологии критического мышления в её открытости. Здесь используются приёмы и разработки, используемые другими технологиями -  дискуссионные, игровые, ТРИЗ, приёмы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.

Приёмы стадии вызова

  1. Таблица «ПМИ» и «ПМ?» (плюс – минус – интересно, плюс – минус – вопрос).

Например, требуется выяснить какой- то вопрос.  Заносится имеющаяся информация в таблицу. Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят в третью графу.

+

-

?

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа  или просмотра видео. Новая  информация заносится в таблицу.

Этот приём можно использовать на стадии рефлексии. Это способ активной работы с текстом. Информация не только активно воспринимается (прослушивается, записывается), но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Таблица «Верные – неверные утверждения».

Если в опыте учащихся, например, 5 класса, информации по изучаемой теме  нет, то началом урока могут быть высказывания, занесённые в таблицу:

Утверждения

До

После

Чтения текста

Учитель просит учащихся установить. Верны ли данные утверждения (+, -). Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами.

Кластеры.

Приём заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приёмом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала. Подобный приём используется и в программе www.Prezi.com.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Приём используется также на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов и заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы о какой- либо стране, прошу учеников предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать отдельные части страны. Таким образом, ученики выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. Распределяем заголовки этих блоков вокруг основной темы. На смысловой стадии дети начнут поиск запрошенной информации. Можно организовать работу в группах. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается тест. Продолжается работа и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».На стадии рефлексии это – исправление неверных предположений, заполнение предварительных кластеров новой информацией, установление причинно- следственных связей между блоками.

Приёмы стадии осмысления.

«Инсерт»

Это маркировка текста значками по мере его чтения:

  • - уже знал

+ - новое

- -думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Во время чтения ученики делают на полях пометки, а после прочтения текста заполняют таблицу. Где значки станут заголовками граф таблицы. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Приёмы стадии рефлексии.

Синквейн.

Это стихотвоаение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме:

1-я строка – название стиха, тема (существительное)

2-я строка – описание темы (2 прилагательных)

3-я строка – действие (3 глагола по теме)

4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме)

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

Учащиеся учатся писать синквейн в парах, подбирая лексику. Затем пишут индивидуально. Синквейн может помочь организовать итоговое повторение.

Стратегия «Рамка», или «Статья».

Группе даётся тема будущей статьи. На первом этапе работы ученики получают задание составить план будущей статьи и презентовать его (на листе ватмана).

На втором этапе ученики получают разнообразные источники по заданной теме (текст, набор текстов, вырезки из статей, фотографии, рисунки, схемы), ножницы, клей, маркеры. Задача – прочитать и проанализировать все источники, выбрать наиболее значимую информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. Отобранная информация наклеивается на листе ватмана, недостающую информацию можно дописать. По ходу работы ведётся таблица. 3й этап – презентация работы, дискуссия.

Ценная информация

«Белые пятна»

«Корзина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания

Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...

Применение ИКТ на уроках регионального компонента на примере преподавания курса ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ 10-11 кл. Обобщение опыта

Выступление на Муниципальной педагогической конференции «Региональный компонент содержания образования: нормативная база, опыт, творчество»...

Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий.

В данной статье мной рассматриваются три стадии технологии критического мышления в организации учебного процесса....

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока, включая и урок английского языка. В отличие...

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение  данных приемов поз...