Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса английского языка.
статья по английскому языку на тему
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока, включая и урок английского языка. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Педагогу же, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика.
Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю английского языка необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.
Отличия технологии от традиционной формы работы с текстом:
· Отправной точкой служат знания ученика. Знакомство с новым происходит по принципу приращения знания.
· Незнание не наказуемо, оно становится объектом доказательства или опровержения.
· Приращение знания индивидуально.
· Невозможно запрограммировать урок, ход урока зависит от этапа активизации знаний учащихся.
· Учитель и ученик - равноправные соконструкторы знания.
· Развитие отношений сотрудничества в учебном коллективе.
· Главное качество педагога – гибкость.
· Главная задача – научить самостоятельному поиску, систематизации, интерпретации материала.
· Проблема оценивания: что контролировать и за что ставить отметку?
Акцент при работе с текстом в технологии развития критического мышления смещается на индивидуальное осмысление и принятие предлагаемой учителем информации. Следовательно, для того, чтобы каждый ученик смог «взять» для себя необходимый информационный багаж, нужно, чтобы предлагаемый материал был разноплановым, максимально интересным, отвечающий потребностям максимального количества учащихся, но одновременно оставляющим путь к самостоятельному исследованию.
Формы организации учебного занятия по технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Принципиальными моментами для технологии «Развитие критического мышления» являются:
- активность субъектов в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Мыслить критически можно в любом возрасте: даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Критическое мышление есть мышление социальное. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений.
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Критически мыслящие люди:
- решают проблемы;
- проявляют известную настойчивость в решении проблем;
- контролируют себя, свою импульсивность;
- открыты для других идей;
- решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
- слушают собеседника;
- рассматривают проблемы с разных точек зрения;
- терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
- рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
- умеют строить различные выводы;
- размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
- применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
- активно воспринимают информацию.
Следовательно, задача учителя состоит в обеспечении возможностей для становления и развития вышеперечисленных функций личности. В этом контексте технология развития критического мышления – это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Технологические этапы:
1 стадия ВЫЗОВ | 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ | 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ |
Цель: - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения | Цель: - получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей обучения | Цель: - размышление, рождение нового знания - постановка учеником новых целей |
Функция : - Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) - Информационная(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) - Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Функция: - Информационная(получение новой информации по теме) - Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) | Функция: - Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) - Информационная (приобретение нового знания) - Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Любое мнение учащегося ценно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie_i_osnovy_obucheniya.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Линникова Татьяна Юрьевна, учитель английского языка
ГБОУ гимназия No 148 имени Сервантеса Калининского района
Санкт- Петербурга
Всероссийский семинар
«Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса английского языка.
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока, включая и урок английского языка. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Педагогу же, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика.
Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю английского языка необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.
Отличия технологии от традиционной формы работы с текстом:
· Отправной точкой служат знания ученика. Знакомство с новым происходит по принципу приращения знания.
· Незнание не наказуемо, оно становится объектом доказательства или опровержения.
· Приращение знания индивидуально.
· Невозможно запрограммировать урок, ход урока зависит от этапа активизации знаний учащихся.
· Учитель и ученик - равноправные соконструкторы знания.
· Развитие отношений сотрудничества в учебном коллективе.
· Главное качество педагога – гибкость.
· Главная задача – научить самостоятельному поиску, систематизации, интерпретации материала.
· Проблема оценивания: что контролировать и за что ставить отметку?
Акцент при работе с текстом в технологии развития критического мышления смещается на индивидуальное осмысление и принятие предлагаемой учителем информации. Следовательно, для того, чтобы каждый ученик смог «взять» для себя необходимый информационный багаж, нужно, чтобы предлагаемый материал был разноплановым, максимально интересным, отвечающий потребностям максимального количества учащихся, но одновременно оставляющим путь к самостоятельному исследованию.
Формы организации учебного занятия по технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Принципиальными моментами для технологии «Развитие критического мышления» являются:
- активность субъектов в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Мыслить критически можно в любом возрасте: даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Критическое мышление есть мышление социальное. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений.
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Критически мыслящие люди:
- решают проблемы;
- проявляют известную настойчивость в решении проблем;
- контролируют себя, свою импульсивность;
- открыты для других идей;
- решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
- слушают собеседника;
- рассматривают проблемы с разных точек зрения;
- терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
- рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
- умеют строить различные выводы;
- размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
- применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
- активно воспринимают информацию.
Следовательно, задача учителя состоит в обеспечении возможностей для становления и развития вышеперечисленных функций личности. В этом контексте технология развития критического мышления – это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Технологические этапы:
1 стадия ВЫЗОВ | 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ | 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ |
Цель: - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения | Цель: - получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей обучения | Цель: - размышление, рождение нового знания - постановка учеником новых целей |
Функция : - Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) - Информационная(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) - Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Функция: - Информационная(получение новой информации по теме) - Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) | Функция: - Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) - Информационная (приобретение нового знания) - Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Любое мнение учащегося ценно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."
Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка. Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий.
В данной статье мной рассматриваются три стадии технологии критического мышления в организации учебного процесса....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...
Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.
Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....
Технология развития критического мышления на уроках обучения английскому языку: методический глоссарий
Применение педагогических технологий разнообразило методический инструментарий учителя, а также несомненно обогатило педагогический лексикон: появилось множество новых терминов и понятий. В своей стат...
Доклад «Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «История»
Рассматриваются достоинства технологии критического мышления . Рассказывается, какие используются приёмы и разработки в других технологиях....