Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий.
статья по теме

Грохольская Ольга Васильевна

 В данной статье мной рассматриваются три стадии технологии критического мышления в организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Грохольская О.В., учитель

ГБОУ СОШ №510 Московского района

Санкт-Петербурга

Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий (из опыта работы учителя)

          Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.  Конструктивную основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

          На стадии вызова актуализируются имеющиеся знания и представления, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать учитель умело заданным вопросом, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи. Главная задача этой стадии – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность. Необходимо дать возможность ученику самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает по теме, это создаст стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Важно, чтобы каждый школьник смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. В процессе реализации фазы вызова учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем. Любое высказывание будет важным для дальнейшей работы. Также целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работу. Работа в группе позволяет услышать другие мнения и способствует выработке новых идей, позволяет чувствовать себя более комфортно, не бояться излагать свое мнение учителю. Роль учителя состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать обмену мнениями в группах, систематизации информации, полученной от учеников. Здесь важно правило: «Любое мнение учащегося ценно». В случае успешной реализации фазы вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

          На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации, происходит формирование собственной позиции. Важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. На уроке в школе смысловая стадия занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Основная задача в процессе обучения на фазе осмысления содержания – это отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Организация работы на данном этапе может быть разной: рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение. Здесь важно поддерживать активность учащихся, их интерес, созданный во время фазы вызова. Также важное значение имеет качество отобранного материала. Учителю необходимо использовать возможные приемы стимулирования внимания. Это могут быть проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. На смысловой стадии учащиеся продолжают самостоятельно конструировать цели своего учения. Учитель должен стимулировать учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой школьники работают. Таким образом, на фазе осмысления содержания учащиеся знакомятся с новой информацией, пытаются сопоставить ее с уже имеющимися знаниями, акцентируют внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы, пытаются поставить новые вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией. Учитель может быть источником новой информации или отслеживать степень активности и внимательности школьников при работе с текстом, предлагать различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

          Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об  изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. В ходе работы в рамках этой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления разных идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно и уверенно. Этап размышления – это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии новая информация превращается в собственное знание. Здесь рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще). Но этот анализ должен быть обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации мысли структурируются, превращаясь в новое знание. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.  

Литература

1.Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

2.Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.

       

         

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания

Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока, включая и урок английского языка. В отличие...

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....

Доклад «Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «История»

Рассматриваются достоинства технологии критического мышления . Рассказывается, какие используются приёмы и разработки в других технологиях....

Формирование критического мышления на основе применения метода Шести шляп

В работе рассматриваются следующие вопросы:1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы                ...

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и  разви...