Мастер - класс Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе
презентация к уроку по истории (5 класс)

Кунашова Татьяна Николаевна

Мастер - класс
Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_formirovanie_regulyativnyh_uud.pptx225.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе МБОУ Полянская СШ Учитель истории и обществознания Кунашова Т.Н.

Слайд 2

Мастер - класс Цель мастер – класса : Поделиться своим опытом работы о средствах и приемах формирования регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе. Результат мастер – класса : осознание нашей педагогической аудиторией необходимости использования в своей работе эффективных методов и приемов при формировании регулятивных УУД на уроках истории. Универсальные у чебные д ействия Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 3

Регулятивные УУД К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Слайд 4

Значение формирования регулятивных УУД в учебной деятельности УУД тесно связаны с достижениями метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника требуется мобильность, креативность , умение мыслить нестандартно. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, формулировки темы, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Позволяют: Самостоятельно формулировать цель и тему урока Учиться обнаруживать учебную проблему Составлять план решения проблемы совместно с учителем Определять степень успешности своей деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Слайд 5

Приемы и средства по формированию регулятивных учебных действий Приемы целеполагания . На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами: 1)"Психологический тренинг" Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! ( эффективно, если ученики пришли после физкультуры)

Слайд 6

Приемы целеполагания Целеполагание – это ожидаемый результат обучения. Это то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Это процесс установки учениками и учителем главных целей и задач обучения. Цель должна быть конкретной и проверяемой. Тема - вопрос Проблемная ситуация Опора на жизненный опыт Анализ предыдущего результата Определение «поля знания – незнания» Выбор цели из предложенных Проблемный диалог Домысливание Ситуация яркого пятна Работа над понятием

Слайд 7

Прием целеполагания «Тема – вопрос» Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта» План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники 2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3. Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались?

Слайд 8

Приемы целеполагания Прием « Путаница» : использование нескольких терминов и понятий, представляющих смысловое единство помогают определить тему. На доске записать: например, царь, и, Вавилон, законы, Хаммурапи, его; берег, на, государство, Нил. Земледельцы, Египет, как, ремесленники, и, жили, в. Прием « Группировка» На доске записаны слова: Фараон, вельможи, писцы, войны, ремесленники, земледельцы Что объединяет все эти слова? Пирамиды, сфинкс, храмы, письменность, обелиски, гробницы Какое слово здесь лишнее? Объясните, почему оно лишнее? Прием «Загадки»: Царь в Вавилонии когда-то был Могущественным, знаменитым слыл. От рабства подданных он защитил. Законы царские он учредил. Как звали этого могущественного царя? Чем он прославился? Ребята, отгадайте загадку: Пробегает рощу – Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка- Искупала пастушка (река) Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Работа с картой. Тема урока : «Древнее Двуречье »

Слайд 9

Разгадать кроссворд 1)Правитель Древнего Двуречья 2)Бог Солнца 3) Главный город Двуречья 4)Ступенчатая башня в Вавилоне 5 ) Главные правила жителей Вавилонии ш а

Слайд 10

Приёмы создания проблемной ситуации на уроках истории. Прием "столкновения источников ", когда сопоставляется два источника, посвященных одному событию. Например: 1)Междуречье такая же цивилизация, как и Египет 2)Междуречье и Египет – разные цивилизации. Проблема: Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями? Прием «Сравнение » Сейчас мы подумаем, прослушав две цитаты из произведений известных вам авторов, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Цитата 1. «Египет укреплен со всех сторон самой природой…Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, в нижней части Египта он образует дельту…Тем, кто видел наводнение Нила, оно окажется удивительным. День за днем вода увеличивается на столько, что под конец затопляет почти весь Египет…города и деревни лежат на искусственных насыпях» ( Диодор Сицилийский, 1 в.до н.э.) Цитата 2. «Вся страна, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Плодовые деревья там не произрастают, зато просо и ячмень бывают высотой с дерево…повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготавливают хлеб, вино, мед…» (Геродот, 1 в. до н.э.) Учитель. Кто автор этих цитат? О каких древних странах идет речь? Формулировка проблемы. Учащиеся формулируют и записывают проблему: Египет или Шумер ?! Сравнить цивилизации (Обобщение «Древнее Двуречье )

Слайд 11

Приёмы создания проблемной ситуации Прием «Отсроченная догадка» Тема урока «Религия древних египтян» Работа с источником «Приключения Синухета »стр.45 учебника Извлекаем из текста факты: 1)Египетский вельможа бежал, предав своего господина-фараона. Предположите, какое наказание грозило ему на родине? (смерть) 2) Синухет - вельможа возвращается на родину. В чем противоречие в действиях вельможи? Какой из этого следует вопрос? Проблема: Почему египтяне боялись умереть на чужбине? Какие у вас версии? 1. Египтяне верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней. 2. стр.55 иллюстрация. Какие два условия необходимо соблюдать: А) пройти суд Осириса Б)сохранение своего тела (мумия)

Слайд 12

Создание проблемных ситуаций Проблемные задания с ситуацией выбора . Два суждения: Одни ученые считают, что человек выжил в ледниковый период благодаря тому, что он научился пользоваться огнем, создал более совершенные орудия труда и изобрел одежду. Другие ученные возражают им в последней части суждения - одежда отпугивала врага, смягчала удар по телу, носила ритуальный характер. Если бы вы были участниками спора кого бы вы поддержали? Почему? Проблема : Почему первобытные люди выжили в ледниковый период?

Слайд 13

Прием « Фишбоун » (рыбный скелет) Настоящий педагог всегда находится в поиске , стремится познать что-то инновационное, овладеть новыми педагогическими технологиями, приемами и методами, которые смогут сделать эффективнее учебно-воспитательный процесс, повысить качество знаний обучающихся. Одним из инновационных методических приемов , который можно использовать для работы в парах и группах, является прием « Фишбоун ». Применяю его активно на уроках истории. Он помогает выяснить причинно-следственные связи, выявить суть событий, явлений. Он развивает навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; устанавливать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости; С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Слайд 14

Прием « фишбоун » на уроке истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"

В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

" Формирование регулятивных УУД на уроках истории"

Статья содержит обобщение опыта работы по формированию регулятивных УУД на уроках истории....

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах" Доклад и презентация....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...