Развитие гласности и демократии в СССР
план-конспект урока по истории (11 класс)
Цель урока: сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР
Задачи урока
Образовательные:определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.
Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.
Развивающие: уметь рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.
Планируемые результаты
Знать
- сущность понятия «гласность», причины развития гласности и последствия;
- определения понятий: «перестройка», гласность;
Уметь - высказывать и аргументироватьсвое суждение;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- определять собственную позицию по отношению к гласности;
- собирать и анализироватьвоспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлятьих в виде устной или письменной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Героизм, патриотизм русского народа в войне 1812 года в романе Толстого Война и мир
“Война и мир” -роман-эпопея, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821-м), в произведении действуют свыше 200 персонажей, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Растопчин , Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.
Главной темой романа является тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.
Патриотизм — особое чувство, живущее в душе человека. Это преданность и любовь к отчизне, своему народу, готовность к жертвам и подвигам во имя нее. Эти светлые чувства издревле присущи народным массам. Окрыленный чувством патриотизма, народ делал во истине удивительные вещи — поднимался на борьбу с врагами и побеждал, несмотря ни на преимущества врага, ни на условия боя. В основе этого чувства лежит преданность родному народу, стремление помочь ему, отдать все силы на его защиту. В своем произведении автор признает решающую силу в историческом процессе именно за народом.
Начиная свое повествование, Толстой описал во вступлении романа первые столкновения русских и французских войск в 1805 году. Были достаточно точно описаны Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, в которых русские войска потерпели поражение. Но и в описании проигранных битв писатель не забывает о мужестве солдат и командиров. С симпатией рассказывает автор о П. И. Багратионе, поведшем свои войска в битву под деревней Шенграбен. Есть еще один незаметный герой — капитан Тушин, человек простой и скромный, разделяющий жизнь и взгляды солдат. Начальство проявило свое недовольство касаемо неумения соблюдать парадный военный устав. Но в бою именно Тушин демонстрировал героизм, доблесть и мужество — с горсткой солдат он удерживал в течение длительного времени укрепления, несмотря на серьезный натиск со стороны противника, не ожидавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». С неказистой, некрасивой внешностью, но с прекрасной и чистой душой патриота предстает перед читателем Тимохин, «чья рота одна удержалась в порядке». При этом солдаты не видят смысла в сражениях на чужих территориях и не могут ненавидеть солдат вражеской армии, да и разобщенные офицеры не в состоянии донести до подчиненных необходимость ведения боевых действий.
Иное состояние возникает у солдат и офицеров, после того как армия Наполеона начинает движение в России. Эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна. На поддержку российской армии становятся все чины и сословия: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» поднялись люди и пошли на своего врага. Девизом освободительного движения в России стало высказывание: «Лучше уничтожить, но не дать врагу». Купцы в ущерб своему делу стали отказывать в помощи французской армии.
Читатель может вспомнить поведение купца Ферапонтова. Он забывает от личных целях в трагическую для своей страны минуту, и это патриотическое чувство роднит простых людей и богатого купца: «Тащи все, ребята... сам запалю».
Подобным становится и патриотический порыв Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы Наполеону. Такое чувство было свойственно дворянам, сохранившим национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — любимые герои писателя. Именно на примере двух семей — Болконских и Ростовых — Толстой показывает самоотверженность русского дворянства. Эти семьи как никакие другие были близки русскому народу, уважали и любили природу и культуру своей страны. Их национально-нравственные запросы во время трудных для страны событий и легли в основу слаженного патриотического порыва. Это и есть «скрытый патриотизм», выражающийся в действиях, а не в словах. Благодаря этому чувству понимали все, что сдача Москвы в руки врага не трусость и не предательство, а жестокая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после него».
Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: “У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли... А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский...”
Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским.
Поднималось неудержимой могучей волной народное партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою. «И благо тому народу... который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Показывает здесь Толстой много разных судеб: и судьбы партизанских отрядов Долохова и Денисова, и судьбу простого дьячка, объединившего своей волей настоящую лесную армию, и старостиху Василису, истребившую сотни врагов. Совершенно с другими чувствами описывает писатель поведение аристократии. Ясно видно презрение к человеческому классу, далеко ушедшему от родного народа. Бездушие, зависть, жестокость и скудоумие — ярчайшие характеристики завсегдатаев салона мадам Шерер. Придворные сплетни и сложные интриги, сплетни и карьерный рот составляют основные жизненные интересы этих людей. Именно эта бездушная толпа выступала против назначения на командующий пост «старика» М. И. Кутузова.
К этой категории антипатриотично настроенных людей относятся и Борис Друбецкой, и Берг, попавшие в армию только ради служебной карьеры, ради желания стать командующими над массами. Андрей Болконский характеризовал их такими словами: «Они заняты только своими маленькими интересами и ждут только минуту, чтобы получить лишний крестик или ленточку».
Этот герой занимает особенное место в общей композиции романа. Он долго и сложно ищет смысл своей жизни, но становится настоящим героем благодаря любви к родине.
Он стремится жить для других, чтобы «не для меня одного шла жизнь моя». В тяжелое военное время князь проявляет себя истинным патриотом и офицером, который бережет свою честь воина. Он завоевывает симпатии подчиненных ему солдат, которые ласково зовут его «наш князь», гордятся им и любят своего командира.
Но не только полевые сражения рождают героев. Пьер Безухов сражается с врагами в захваченной Москве. Он проявляет лучшие свои душевные качества и бросается на помощь девушке, армянке, именно из-за этого и попадая в плен. Он не мог оставаться равнодушным к чужим страданиям, и сам не понимая того, шел на героические поступки.
Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны. Настоящая любовь к своей Родине требует мужественности и самоотверженности. В своём произведении Лев Николаевич откровенно раскрыл сущность такого понятия, как патриотизм. На примере поступков героев книги можно заметить, кто действительно любил своё Отечество, а кто лишь руководствовался собственными интересами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плюсы и минусы гласности.9/11 классы
Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...
Опорный конспект урока "Развитие демократии при Перикле"
Конспект урока составлен с учётом ФГОС . Учащиеся сами определяют о ком будет идти речь на уроке: на слайде Солон, Фемистокол и Перикл. Легко определяют с кем из них они ещё не знакомы. К ...
Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации
Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...
Развитие гласности и демократии в СССР
Урок истории в 11 классе...
Какие социальные условия влияли на развитие двигательной активности во времена СССР?
Движение – это естественная потребность организма человека, такая же, как потребность в пище и воде. Оно образовывает человеческий организм, его функции, стимулирует обмен веществ в организме, у...
Развитие гласности и демократии в СССР
Цель урока: сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССРЗадачи урокаОбразовательные:определить сущность политики «гласность», проанализировать ...
Урок литературы "Н.А. Добролюбов -великий критик революционной демократии. Страницы жизни" с использованием технологии развития критического мышления
При изучении классических проиизведений в 10 классе учащиеся знакомятся с критическими статьями В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова. И оказывается, что имена критиков им немного знакомы, но ученики прак...