Технологическая карта урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
У р о к 1
Тема урока | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | ||
Тип урока | урок изучения нового материала | ||
Цель урока | сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом; добиться более глубокого и прочного освоения темы. | ||
Образовательные ресурсы | учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта, мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочие листы. | ||
План урока |
| ||
Ценностно-смысловые ориентиры | осознание величайшего значения коренного перелома в истории Второй мировой войны. | ||
Образовательная технология | технология проблемного обучения | ||
Форма урока | урок-исследование | ||
Основные понятия | коренной перелом, Сталинградская битва, антигитлеровская коалиция, второй фронт, план «Уран». | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны; характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией; высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества; выполнять контрольные задания по истории СССР 1941—1945 гг. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности, учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | Проявляют доброже-лательность и эмоционально- нрав-ственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 мин | Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Фронтальная работа | Быстрое включение в деловой ритм. | |
II. Актуализация знаний | 5 мин | Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного на предыдущих уроках: - Как складывалась ситуация на первом этапе войны? В чём причины? Постановка проблемы: В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва. -Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока? («Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»). - А какие цели мы поставим перед собой в связи с данной темой? | Отвечают на вопросы учителя. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Фронтальная работа Проблем-ный метод | Р.: Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. П.: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. К.: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 15-16 мин | Дает определение коренного перелома в войне: Коренной перелом – радикальное изменение в ходе войны, вызванное поражением одной из сторон, показывающее резкое возрастание военно-экономического и морального потенциала другой стороны. - Какие признаки коренного перелома можно выделить, исходя из этого определения? Организует заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах «Сталинградская битва и сражение у Эль-Аламейна». Организует анализ статистических таблиц «Соотношение сил перед Сталинградской битвой». Предоставляет для анализа диаграммы в учебнике (стр.229-230), содержащие информацию о численности вооружения перед битвой. Организует работу учащихся с документами (см. приложения): 1. Как меняется настроение немецких солдат по мере продвижения к Сталинграду? 2. Какие качества советских воинов отмечают немцы? 3. На основе анализа данных писем, что можно сказать про моральный дух советской армии? Организует работу с извлечением из статьи Times: - как автор статьи характеризует причины поражения немецких армий? Работа с учебником на стр. 231: - Каковы потери немцев под Сталинградом? - Каковы последствия победы советских войск в Сталинградской битве? 23 октября по 4 ноября 1942 года произошло сражение около египетского селения Эль-Аламейн в ста километрах западнее Александрии, в ходе которого превосходящим британским силам удалось разгромить германо-итальянский Африканский корпус. Организует работу с документами «Взгляды историков на битву при Эль-Аламейне ». 1. Как историки оценивают битву в Северной Африке и её значение в ходе Второй мировой войны? Какие аргументы они приводят для доказательства своей позиции? 2. Исходя из анализа данных документов, можно ли считать, что сражение при Эль-Аламейне действительно стало коренным переломом в войне? | Коллективное обсуждение признаков коренного перелома в войне. Начинают заполнять сравнительную таблицу в рабочих листах «Сталинградская битва и сражение у Эль-Аламейна». Анализируют статистические таблицы и диаграммы, содержащие информацию про соотношение сил на Восточном и Североафриканском фронтах. Анализируют предоставленные документы, отвечают на вопросы, продолжают заполнение сравнительной таблицы. Анализируют содержание данной статьи, делают выводы. Работают с учебником, продолжают заполнение таблицы. Анализируют документы, продолжают заполнение таблицы. | Фронтальная работа Работа в парах Работа в парах Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа | Р.: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; корректируют деятельность , вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок. П.: используют знаково-символические средства, осуществляют анализ; устанавливают причинно-следственные связи; высказывают предположения, структурируют знания. К.: готовят сообщения, используя информацию из разных источников; принимают участие в парной работе, допускают возможность существования различных точек зрения; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; применяют правила делового сотрудничества. Л.: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; проявляют интерес к учебному материалу; приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников. | Записи в рабочих листах Записи в рабочих листах Устный опрос. Записи в рабочих листах Устный опрос Записи в рабочих листах Записи в рабочих листах Устный опрос |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 мин | Предлагает обсудить вопросы и познавательные задания: - Каковы признаки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны? - Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне? - Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом? - Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными? | Отвечают на вопросы, обсуждают познавательные задания. Делают выводы по гипотезе. | Фронтальная работа | Р.: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием. К.: формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства. | Устный опрос |
V. Итоги урока. Рефлексия | 2 мин | Подводит итоги урока. Предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке. | Обсуждают итоги урока, высказывают свое мнение по поводу урока. | Фронтальная работа | Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 мин | Параграф 32, задание №2 (Учимся быть историками) | Воспринимают и уточняют задание | Фронтальная работа | Р.: принимают учебную задачу, планирует её решение. |
Приложение № 1
Из писем немецких солдат из-под Сталинграда
23 августа 1942 г.: "Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле… Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие".
Ноябрь 1942 г.: "Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Сталинград – это ад! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов.… Каждый день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад.… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения".
30 декабря 1942 г.: "Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!"
4 января 1943 г.: "Русские снайперы и бронебойщики, несомненно, – ученики Бога. Они подстерегают нас и днем и ночью, и не промахиваются. Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо… Время перешло на сторону русских".
Февраль 1943 г.: « Это письмо мне очень тяжело писать, каким же тяжелым оно будет для тебя! К сожалению, в нем нерадостные вести. Я ждал десять дней, но ситуация не улучшилась. А теперь наше положение стало настолько хуже, что громко говорят о том, что мы очень скоро будем совершенно отрезаны от внешнего мира. Нас заверили, что эта почта наверняка будет отправлена. Если бы я был уверен, что представится другая возможность, я бы еще подождал, но я в этом не уверен и потому, плохо ли, хорошо ли, но должен сказать все. Для меня война окончена…»
Вопросы:
- Как меняется настроение немецких солдат по мере продвижения к Сталинграду?
- Какие качества советских воинов отмечают немцы?
- На основе анализа данных писем, что можно сказать про моральный дух советской армии?
Приложение №2
Из статьи американской газеты Times от 28 января 1943 г.
«Теперь конец уже близок. Гигантское наступление Гитлера провалилось. Его генералы столкнулись с противником, превосходящим их в военном искусстве. Но дело не только в этом. Другой причиной поражения немецких армий стало потрясающее мужество русских солдат и русского народа, становившихся только сильнее после каждой неудачи, защищающих свою родину, свои города и свои надежды на будущее с тем же упорством, что и их предки, обратившие в бегство куда более великого полководца, чем Гитлер».
Вопрос: как автор статьи характеризует причины поражения немецких армий?
Приложение №3
Сражение при Эль-Аламейне (Северная Африка)
Операция | Личный состав (тыс.чел.) | Орудия и миномёты (тыс.шт.) | Танки и САУ (тыс.шт.) | Боевые самолёты (тыс.шт.) | ||||
Англо-амер. войска | Фашистские войска | Англо-американские войска | Фашистские войска | Англо-американские войска | Фашистские войска | Англо-американские войска | Фашистские войска | |
Сражение под Эль-Аламейном (1942) | 230 | 80 | 2,31 | 1,22 | 1,44 | 0,54 | 1,50 | 0,35 |
23 октября по 4 ноября 1942 года произошло сражение около египетского селения Эль-Аламейн в ста километрах западнее Александрии, в ходе которого превосходящим британским силам удалось разгромить германо-итальянский Африканский корпус. А через две недели, 19 ноября 1942 года, начался разгром германской армии под Сталинградом, завершившийся 2 февраля.
Из работы В. Кожинова «Великая война России»
«В западной литературе, а подчас под ее влиянием в нынешней «российской», эти два события истолковываются чуть ли не как равноценные, хотя такая постановка вопроса попросту смехотворна. В сражении при Эль-Аламейне итало-германские войска насчитывали всего 80 тысяч человек (в большинстве – итальянцев), оборонявших фронт протяженностью 60 км, а под Сталинградом – более чем миллионное войско Германии и ее союзников действовало на фронте длиной около 400 км. Но наиболее показательно, что в Сталинградской битве потерпела полный разгром 1/6 часть – 16,3 % – всех тогдашних вооруженных сил противника, а при Эль-Аламейне – всего лишь около 1,3 % (!) этих сил.
Нельзя умолчать еще и о том, что британцы имели при Эль-Аламейне почти троекратное превосходство в людях – 230 тысяч против 80 тысяч. Многозначительно, что Гитлер, который обычно сурово наказывал своих генералов за поражения, не только не сделал этого в отношении командовавшего Африканским корпусом Роммеля, но, наградив его 17 марта 1943 года «бриллиантами к Рыцарскому кресту», вскоре же – после того, как американо-английские войска 10 июля 1943 года высадились на Сицилии, – поручил ему командование группой армий в Италии».
Из работы В.Г. Кикнадзе, В.В. Изонова «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Мифы и реальность»
«Многие западные политики, военные деятели и историки победу под Эль-Аламейном пытаются квалифицировать как «поворот судьбы во Второй мировой войне». Но ни по составу противоборствующих сил, ни по размаху, ни по своей значимости для хода всей войны в целом сражение под Эль-Аламейном не может идти ни в какое сравнение с битвой под Сталинградом… Примечательна оценка действий войск союзников в Северной Африке, в том числе и планировавшихся, сделанная одним из лидеров Большой тройки. «… Масштабы этих операций, – писал о них У. Черчилль И.В. Сталину 11 марта 1943 г., – невелики по сравнению с громадными операциями, которыми Вы руководите». Реального влияния на военно-политическую обстановку в мире события в Северной Африке не оказали, да и не могли оказать. Они привели лишь к распылению сил союзников. При этом стало ясно, что и в 1943 г. их основные усилия будут сосредоточены на Средиземноморском театре военных действий.
Вопросы:
1. Как историки оценивают битву в Северной Африке и её значение в ходе Второй мировой войны? Какие аргументы они приводят для доказательства своей позиции?
2. Исходя из анализа данных документов, можно ли считать, что сражение при Эль-Аламейне действительно стало коренным переломом в войне?
Приложение №4
Рабочий лист
Фамилия, имя ученика____________________________________________________________________________________________________
- Выделите признаки коренного перелома:
Коренной перелом
- Заполните таблицу
«Сталинград и Эль-Аламейн»
Вопросы для сравнения | Сталинградская битва | Битва при Эль-Аламейн |
Участники битвы | ||
Соотношение сил в сражении | ||
Причины победы | ||
Итоги и последствия сражений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...
Урок истории "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"
Урок истории России в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....
"Коренной перелом в Великой Отечественной войне"
Урок развития критического мышления через чтение и письмо с использованием ИКТ....
Конспект урока истории в 9 классе по теме: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ . Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, групповое обучение.К конспекту урока прилагаются рабочие листы....
Открытый урок по истории в 11 классе. Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Для того, чтобы вы никогда, не допустили этог...
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Тест к учебнику под редакцией А.В.Торкунова. 2 часть. Ответы в конце недели....
технологическая карта классного часа «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».
технологическая карта классного часа...