Открытый урок по истории в 11 классе. Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»
план-конспект урока по истории (11 класс)
Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Для того, чтобы вы никогда, не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких… А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистскими захватчиками, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, Темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории в 11 классе.
Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 году, определить причины коренного перелома в ходе войны.
Задачи урока:
I. Педагогические:
Развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности. Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу. Образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 г., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.
II. Развитие образовательного процесса:
1. диагностические
2. познавательные
3. исследовательские
Оборудование урока:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК (презентация по теме), фотографии и иллюстрации на стенде по теме урока
Ход урока:
Мотивация:
Ребята, скажите, что вы чувствуете, видя эти фото, какие эмоции у вас возникают?
Как вы думаете, какие события здесь запечатлены?
-Это кадры из фашистских концлагерей, где во время войны уничтожалось мирное население восточной Европы и СССР.
-Вы видели бараки, в которых содержались мирные ни в чём не повинные люди, камеры пыток, в которых они безжалостно истязались и уничтожались, печи и рвы, ставшие для них последним мучительным пристанищем.
На этих кадрах вы видели не только взрослых людей, но и детей.
Скажите, существуют ли в мире какие-то законы, которые бы защищали их от подобного зла?
Верно, существует большой пакет таких общечеловеческих документов, получивших название Международной хартии прав человека.
Это сводный документ, а из каких самостоятельных документов он состоит?
Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических и др. правах человека…
Да, но ведь в них идёт речь о «мирных» правах? Какие документы, отдельные договора защищают мирных жителей именно во время войны?
Международные соглашения о защите прав человека в периоды вооружённых конфликтов, так называемое международное гуманитарное право: о защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях.
Но, как вы только что убедились, их существование не является залогом мирного существования народов на земле. Есть те, кто развязывает кровопролитные войны. Война – страшное слово. Война ранит и калечит не только воинов, она оставляет глубочайшие раны на сердцах тех, кто любит и ждёт, верит и помнит своего сына, брата, отца, мужа, деда.
Да, действительно, тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Для того, чтобы вы никогда, не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких… А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистскими захватчиками, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, Темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».
Актуализация знаний:
Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом Второй мировой войны и непосредственно началом ВОВ. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
Индивидуальное задание:
Первое задание: показать на карте схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
Второе задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
Третье задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
/Что вы видели на этих кадрах? Солдат? Каких солдат? Есть ли оружие? В какой они форме? Можем ли мы предположить, что это военнопленные? А где и когда могли быть они пленены в таком количестве? – наводящие вопросы/.
Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого, мы должны определить, Стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?
На доске «основное понятие»:
Коренной перелом в войне -
Процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.
1. Изложение нового материала.
Введение.
В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря. Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.
Первый вопрос
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
/На доске обозначены силы сторон: Соотношения сил воющих сторон.
В Середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.
Сообщение 1
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и К середине августа Вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.
Сообщение 2
В этот день фашистская авиация подвергла жесточайшему бомбовому удару весь город, совершив 2 тыс. боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
А теперь внимание.
На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/
Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т. к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.
Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
Второй вопрос
«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».
Сообщение 3
Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленных в боях 62-й и 64-й советских армий, непосредственно оборонявших город, превосходящие силы пехоты и танков, Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев. К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М. С. Шумилов).
Работа с документами
Ребята, у вас на столах лежат документы – это воспоминания военачальников воющих сторон.
Документ
Из воспоминаний маршала В. И.Чуйкова (командующего 62-й армией)
Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой.
Давайте дадим характеристику этому этапу сражения.
Возможный ответ учащихся: Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили её и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
Верно, 11 ноября 1942 года немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города.
Третий вопрос «III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)» /освещается после выслушивания выступлений учащихся по мини-исследованию/.
Сообщение 4
Ещё в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. Для достижения этой цели имелись все Условия. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск современной боевой техники. В тылу заканчивалось формирование резервных армий, в том числе танковых. Осенью 1942 г, в результате больших потерь, понесённых немецкими армиями под Сталинградом и на Кавказе, общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии. Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фланга противника и к перелому в оде войны.
Сообщение 5
Для уточнения деталей плана, получившего условное название «Уран», под Сталинград в сентябре 1942 г. выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский. К ноябрю все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября 1942 г. план контрнаступления утвердил И. В. Сталин. Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов – Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин) и Сталинградского (командующий Д. И. Ерёменко), по сходящимся направлениям, окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона. На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить внезапность перехода войск в контрнаступление.
Сообщение 6
В 7 ч 30 мин 19 ноября 1942г. советская артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона, северо-западнее Сталинграда. Удар артиллерии был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были введены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта, которые устремились с севера на юг и на юго-восток. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, расположенные южнее Сталинграда. В этот же день они прорвали оборону противника и устремились на северо-запад, навстречу наступавшим частям Юго-Западного фронта.
Документ /читается учителем/
Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом.
Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Сообщение 7
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага – 6-я и4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым армиям с юго-запада на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р. Я. Малиновского не только остановила врага, но нанесла ему сокрушительное поражение. Остатки немецких войск отступили к Ростову.
После перехода в наступление войск Юго-Западного фронта на Среднем Дону в направлении Донбасса и разгрома войск Манштейна окружённая немецкая группировка оказалась в глубоком тылу. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
Вопрос учителя классу: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?
Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировке. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г.
Сообщение 8
31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть. Всего же в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 тыс. чел., 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолётов. Всего в плен была взята 91тыс. чел., в том числе 24 генерала.
Итог:
Так завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ.
А теперь внимание: скажите, какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?
На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему?
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.
Действительно, разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа:
2. Закрепление изученного материала.
«А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.
-Укажите на карте район, где были окружены войска генерала Ф. Паулюса.
-Какие факты позволяют нам сказать о том, что победоносное шествие немецких войск было остановлено?
3. Домашнее задание: Прочитать текст параграфа в учебнике. Ответить устно на вопросы после параграфа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-222984-1420458301.jpg)
Урок истории "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"
Урок истории России в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427877-1396113143.jpg)
"Коренной перелом в Великой Отечественной войне"
Урок развития критического мышления через чтение и письмо с использованием ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-81222-1533727900.jpg)
Конспект урока истории в 9 классе по теме: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ . Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, групповое обучение.К конспекту урока прилагаются рабочие листы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-551848-1418732492.jpg)
Технологическая карта урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"
технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-519109-1415389134.jpg)
Проверочная работа Коренной перелом в Великой Отечественной войне 10 класс
Птоверочная работа по истории России 10 класс. Тема: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/29/picture-275465-1709199909.jpg)
проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"
проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...