Конкурсная программа «Искусство в боевом строю»
методическая разработка

Копылова Ольга Аркадьевна

Внекласное мероприятие, направленное на ознакомление с творчеством писателей, поэтов, художников, которые ковали победу наряду с солдатами на передовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_programma_iskusstvo_v_boevom_stroyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа «Искусство в боевом строю»

Цель: познакомится с творчеством писателей, поэтов, художников, которые ковали победу наряду с солдатами на передовой.

        

Задачи:

  • Познакомиться с историей культуры в годы Великой Отечественной войны      
  • Формировать у учащихся чувства патриотизма и представление о культуре своего народа в годы войны( о поэтах, писателях, композиторах и художниках).
  • Воспитывать интерес к истории, литературе, изобразительному искусству нашей Родины.

      Все дальше от нас события Великой Отечественной войны.

Российский народ вел ее во имя свободы и независимости своей Родины, за освобождение Европы, да и всего мира от фашистского порабощения. Десятки миллионов жизней унесла эта война. Наш народ не забудет её никогда.

Одним из источников Великой победы явился моральный дух советских солдат, идущих на верную гибель со словами: "За Родину!'        

В этом огромная заслуга деятелей культуры. Древнее выражение гласит: «Когда пушки гремят, музы молчат.» Но в годы Великой Отечественной войны Музы не молчали. Деятели искусства сражались с врагом кистью, пером, своим талантом.

Цель нашего конкурса: познакомится с творчеством писателей, поэтов, художников, которые ковали победу наряду с солдатами на передовой.

        

Страница 1 «Перо приравнено к штыку». (Включить  диск)

Грозящая сила стихов поэтов звала к отмщению, пробуждала в сердцах ненависть к врагу, жажду подвига. Их передавали по радио, рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных и фронтовых газетах. Названия многих стихов той поры выражают гнев и призыв к борьбе:

"Если дорог тебе твой дом" К. Симонова

"Бей врага" В. Инбер

"Умрем, но не допустим" А. Прокофьева

 "Слово ненависти" А. Твардовского.

Разящие, гневные, мужественные строки можно было видеть всюду: на ящиках со снарядами, на плакатах, на  пакетах черных солдатских сухарей.

В суровые для родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая ненависть к врагу, готовые умереть за Отчизну.

Мы познакомились с яркими примерами литературного творчества в годы войны.

Вопросы командам:

  1. Кто является автором стихотворения « Жди меня»  ( К. Симонов)
  2. Какой известный детский писатель погиб на фронте осенью 1941 года? (А.Гайдар)
  3. Кто является автором поэмы «Василий Теркин»? ( А. Твардовский)
  4. Назовите фамилию одного из авторов сатирического произведения «Двенадцать стульев», погибшего в годы войны. ( Петров)
  5. Как называлось произведение А. Шолохова, которое он начал опубликовывать в годы войны? ( «Они сражались за Родину»)
  6. Татарский поэт, замученный в фашистских застенках. (Мусса Джалиль)

 Страница 2 «Театральная сцена – фронт»

Выступление артистов на фронте было большим праздником.  «… Песня на подвиг звала». ( Диск)

Многие популярные музыкальные произведения проникнуты удивительным лиризмом, верой в любовь, дружбу, которые преодолеют все невзгоды. Бойцы вспоминали тех с кем расстались, чтобы завтра с новыми силами идти сражаться с врагом, отстаивая свободу Родины и жизнь «далеких любимых, родных.

 Песня «Священная война» стала "музыкальной эмблемой" Великой Отечественной войны Люди, слушавшие ее, были захвачены грозной силой этой песни, пробуждавшей в сердцах жажду подвига и ненависть к захватчикам.

Вопросы командам:

  1. Из какой песни строки:

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой!

      ( «Священная война»)

  1. Какая песня из репертуара К Шульженко была самой популярной в годы войны? ( «Синий платочек»)
  2. Кто является автором симфонии, созданной и исполненной впервые в блокадном Ленинграде? (Д. Шестакович)

СТРАНИЦА 3 «Боевой карандаш»  

    Так называлась серия боевых плакатов, выходивших в осажденном Ленинграде в течение всех тяжелых  героических дней блокады великого города.  

Советские художники возродили идеи времен гражданской войны. На I план вышли традиции создания политических карикатур, плакатов.

На следующий день после начала войны в Москве вышел плакат, изображающий прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармейца, встречающего врага штыком. Этот плакат обошел всю землю. Его создали Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича ,Соколова). Вместе с Великой Отечественной войной против фашизма начались и военные действия (иначе их назвать трудно) ведущих мастеров нашей графики. Открылась её новая славная глава, это антифашистский плакат.

С первых дней войны плакат И.А. Тоидзе «Родина-мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной  земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В основе аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из-за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление  значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков.

Плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!») получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 г., он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.

Вглядитесь в лицо женщины... В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Ее нельзя заставить унижаться перед фашистами.

Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселял уверенность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.

Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных землях немедленно за нашими танками, часто наклеенные на них. Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно, способствовал как подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, так и бодрости тыла.

   Плакаты Великой Отечественной войны реалистичны, у каждого из художников-плакатистов - своё лицо. Одни - осмеивали врага, другие создавали прекрасные и благородные образы защитников Родины.

Советские художники не могли остаться в стороне. Их полотна полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» создал в дни жесточайших сражений за Москву художник А.А.Дейнека. Новый тип пейзажа вобрал в себя суровый и героический дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми «ежами». Опустевшие дома словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. Злой ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба, уже окрашенного отблесками далеких разрывов. Стремительный бег грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И хотя людей не видно, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют в картине.

Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны А.А.Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он писал картину в 1942 г., когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клуба дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.

На первом плане картины в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Его фигура полна необыкновенной силы: решительно обращена к врагу голова, широко расставленные ноги, занесенные для броска руки с грозным оружием рождают впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба выделяется его фигура в белой форменке. Вокруг него - мертвая зона с трупами фашистских солдат. Такие люди, как этот моряк, готовые на смерть ради победы наших войск, непобедимы. Изображенный позади обнаженный по пояс матрос усиливает силу движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из его рук выскальзывает винтовка. Штыковым ударом встречают моряки наступающих врагов. Мы видим только небольшую группу гитлеровцев, но следом за ними движется лавина немецких войск.

Картина построена на цветовом контрасте. Светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев - на светлом фоне. Это образное воплощение замысла – столкновение враждебных сил.

Картина А.А. Пластова «Фашист пролетел» приобрел а уже в первые годы войны мировую известность.

Поздняя осень: низкое хмурое небо, золотисто-желтые листья берез, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает мальчишка-пастушок. Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, полоснул из пулемета. Упал мальчонка на землю и уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетает самолет...

В душе каждого советского гражданина, видевшего эту картину, рождались гневи ненависть к фашистским убийцам, жажда отмщения.

Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый пейзаж, такой близкий сердцу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки - и вы почувствуете щемящее чувство боли, возмущение, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. Эту картину невозможно забыть. Подобно набату, звала она к уничтожению врага.

Картину «Мать партизана» С.В. Герасимов написал в 1943 r. О чувствах, побудивших его написать эту картину, он сказал так: «В тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все мы, граждане своего Отечества, жили только одним чувством любви к Родине, мн.е захотелось в монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений, моих и всего русского народа. Так возникла картина«Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками»..

Замысел художника получил воплощение в образе русской женщины-патриотки, мужественной, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек не предаст ни при каких угрозах и пытках. Идея про изведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу. С одной стороны - русская крестьянка, с другой фашисты. Фигура женщины занимает главное место в картине. К ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан - ее сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улице.

В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. ( В 1958 г. картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.)

Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолукской земле. Ему было 19 лет, когда вместе со своей частью он вел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 г. фашистский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько попыток уничтожить его оказались безуспешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, поднялась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Этот момент и изображен на картине В.Е.Памфилова. Граната, брошенная солдатом, заставила фашистский пулемет замолчать. Часть поднялась и рванулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, А.Матросов бросился к вражеской амбразуре и закрыл ее своим телом.

   И в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

   Картина Т.А.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» - это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей в годы войны. Сюжет картины полон драматизма. На ней изображено прощание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов.

В центре картины - фигуры Трех женщин, одна из которых припала к телу старика, замученного фашистами. Двое других застыли и в скорбном молчании. Полная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице, с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу.

В этой группе особенно запоминается пожилой солдат, обнаживший голову. За его плечами большой нелегкий путь, а впереди предстоят новые испытания.

У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. Не видно ее лица, но чувствуешь материнскую любовь в неторопливых, по-особому бережных движениях, теплоту ласковых рук. Мальчик, держащий веревку саней, неотрывно следит за тем, как уничтожают страшные следы виселицы. Горе, которое переживают люди, изображенные в картине, не переходит в безнадежность. Могучую душу народа не сломят никакие испытания.

Зимний пейзаж полон особой задумчивости и грусти: серое небо, белая пелена снега. Видны сожженные дома. И все же мы верим в скорое возрождение жизни на этой израненной земле. 

Летом 1942 г. Комитет по делам искусств предложил художнику П.Д. Корину написать историческую композицию «Александр Невский». Он принял предложение, хотя до этого не писал исторических полотен. Образ князя, защитника земли русской, захватил художника. И как 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с врагом.

Перед нами репродукция третьей части триптиха: А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной - верная дружина, а за плечами черный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлен в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашел в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным. В этом отступлении от исторической правды - высшая художественная правда. Полотно приобретает значение исторического символа, идеи стойкости, мужества, отваги.

Огромная копия картины в феврале 1944 г. была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».

Вопросы командам:

1.Кто « призывает» бороться с врагом на знаменитом плакате И. М. Тоидзе (Родина-мать)

2.К кому обращен призыв: «….спаси!»( Воин Красной Армии)

3.Известное творческое сотрудничество художников К у к р ы н и к с ы (известное творческое содружество трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича ,Соколова).

4.Автор ряда картин о героической борьбе с врагом «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» « Оборона Севастополя»….( А.Дейнека)

5.Как называется картина, в центре которой изображен убитый мальчик-пастушек? («Фашист пролетел»)

6.Историческая композиция художника Корина («Александр Невский»)

Жури подводит итоги.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить»», то теперь она помогала им выживать и побеждать.  Музы искусства не молчали. Они призывали к борьбе…

Ты стала вновь могучей и свободной

Страна моя!

Но живы навсегда

В сокровищнице памяти народной

Войной испепеленные года…

                           А.Ахматова

Литература.

1.Великая Отечественная война в произведениях живописи ( экскурсия по «Малой Третьяковке» ) Н.МАНЫГИНА, учитель Переслегинской гимназии, г. Великие Луки

Воспитание школьников. 2004 № 10

2. «Нас песня на подвиг звала». Читаем, учимся, играем. 2005 №5,6;  2003 №2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусство быть толерантным" конкурсная программа

Мероприятие расчитано на учащихся 8-9 классов, которые являются активными его участниками. Представленная конкурсная программа обладает огромным воспитывающим потенциалом, формирует правильное предста...

Рабочая программа исторического кружка: «Боевой и трудовой путь нашей страны и малой родины».

Данная программа реализована в МОУ "Бурашевская СОШ", где есть свой школьный музей. Программа включает темы, востребованные в рамках военно-патриотического воспитания....

программа развития комнаты Боевой славы

программа развития комнаты Боевой славы...

Презентация классный час Наши меньшие братья в боевом строю

В годы войны солдатам помогали наши братья животные и птицы....

Программа внеурочной деятельности Боевые награды нашей Родины в ВОВ

Программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов....

Примерная структура теоретической подготовки учителей физкультуры, руководителей физического воспитания, тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования по направлению «Боевые искусства (спортивно-боевые единоборства) и самооборона»

Боевые искусства (БИ) и спортивно-боевые единоборства (СБЕ) - популярные направления в дополнительном образовавнии и внеклассной работе. Помимо практических умений и обще-педагогических представлений ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Строим город", 1 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА    ИЗО  Тема:          Строим город Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей; освоение умения со...