программа развития комнаты Боевой славы
рабочая программа

Копылова Елена Игоревна

программа развития комнаты Боевой славы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_komnaty_boevoy_slavy.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Комната боевой славы - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Она призвана выполнять свои, присущие только ей функции. К исторически сложившимся социальным функциям относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями являются исследовательская, охранная, коммуникативная, профориентационная и др.
    Основным направлением деятельности МКОУ «Лужницкая ООШ» в настоящее время является "Формирование и  развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образования". Комната боевой славы расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды военно-исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Комната боевой славы призвана способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программа развития комнаты боевой славы разработана с учетом воспитательной стратегии школы на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.

Цель: патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность комнаты боевой славы. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества. Воспитание гражданина любящего свою семью, школу, село, Россию.

Задачи:

- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно – познавательной деятельности;

- развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу, живущему рядом;

- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

- сохранение исторического наследия и исторической памяти;

- сохранение лучших традиций школы, района;

- развитие деятельности учащихся по охране памятных дат, памятников истории и культуры родного края;

- пополнение и обновление комнаты материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, экскурсий;

- укрепление сотрудничества с музеями и комнатами боевой славы других школ, библиотеками, фольклорными коллективами;

- привлечение к работе учителей, общественности.

Социальные функции комнаты боевой славы

Комната боевой славы обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.

Комната боевой славы даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Комната боевой славы – это один из сложных организмов. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Комната боевой славы  позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета при комнате боевой славы, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Механизм реализации программы развития комнаты боевой славы

Комната боевой славы организует свою работу на основе самоуправления. Актив формируется из учащихся  школы  6 - 9 классов  по принципу добровольности и интереса. Работой руководит Совет при комнате боевой славы:  

  1. Ходаковская Е. И. – руководитель комнаты боевой славы;
  2. Учащиеся Лужницкой ООШ:
  1. Осипов Вадим
  2. Миллер София
  3. Глазкрицкий Николай

Перечень обязанностей руководителя комнаты боевой славы

  1. Планирует работу комнаты боевой славы и актива.
  2. Организует работу по поиску и сбору материалов по тематике.
  3. Ведет документацию комнаты боевой славы.
  4. Обеспечивает сохранность экспонатов.
  5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы комнаты путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
  6. Курирует работу Совета при комнате боевой славы.
  7. Готовит отчетную документацию о деятельности комнаты боевой славы.

Принципы работы комнаты боевой славы

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности Комнаты боевой славы.

Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни комнаты.

Помощь руководителю комнаты, Совету  со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности комнаты боевой славы.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Ожидаемые результаты.

Для комнаты боевой славы:

1)  оптимизация деятельности комнаты боевой славы в русле основного направления программы;

2)  совершенствование содержания деятельности комнаты боевой славы;

3)  рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4)  укрепление материальной базы комнаты боевой славы.

5) Комната боевой славы – центр воспитательной работы

Для учащихся:

1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

3) создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

Основные направления деятельности комнаты боевой славы:

1. Укрепление МТБ Комнаты боевой славы

2.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения.  Учет,  изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

3. Поисковая, научно-исследовательская работа.

4. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в комнате боевой славы и школе.

5. Работа с ветеранами.

6.Развитие сетевого взаимодействия.

7.Организационная (работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Поисково – собирательная работа

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

• экспедиционный сбор;

• прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование материалов комнаты на уроках»;

• проводить на базе Комнаты боевой славы совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

• создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы Комнаты боевой славы:

• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

• правильно оформлять основную музейную документацию;

• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

• организовать прием и выдачу музейных предметов;

• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

• использовать в работе выставки-передвижки;

• предусмотреть в экспозиции комнаты боевой славы разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в комнате боевой славы разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.

Просветительская работа

Главная задача данного направления — вовлечение в работу  значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

• проводить в комнате боевой славы совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы комнаты на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Главный критерий повседневной работы комнаты боевой славы — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив.

Критерии оценки результатов реализации программы

Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, руководителем комнаты боевой славы:

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседования с учащимися;

- наблюдения;

- анкетирования;

- метода самооценки;

- творческие отчеты;

Критерии:

-  Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств;

-    Сформированность познавательной активности учащихся;

-    Сформированность основных ценностных отношений;

-  Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу;

-    Сформированность готовности защищать Отечество;

-    Сформированность чувств сострадания и сопереживания;

-    Сформированность отношения к окружающей действительности.

БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В КОМНАТЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ КОМНАТА БОЕВОЙ СЛАВЫ  СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.


Перспективный план работы комнаты боевой славы на 2015 – 2016 гг.

Основные разделы. Содержание работы.

Дата

Ответственные лица

Цель и задачи работы Комнаты боевой славы:

1

Формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего

В течение 2015 – 2016 учебного года

Учителя истории, литературы

2

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России

Классные руководители

3

Формирование стремления к получению новых знаний; навыков

Учителя нач. классов, предметники

4

Активизация поисково – исследовательской деятельности учащихся и  обогащение на этой основе экспозиции комнаты боевой славы и их полноценного использования для формирования у учащихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым и трудовым подвигам своего народа, уважительное отношение к культуре, языкам, традициям, обычаям других народов, усилить интернациональное воспитание

Совет при Комнате боевой славы

5

Развитие самостоятельной деятельности учащихся по охране памятных мест и памятникам истории и культуры родного края; шефство над обелисками и могилами уважаемых земляков, героев труда и войны

Учителя истории, администрация школы

6

Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и труженников тыла

Совет при комнате боевой славы

7

Проведение традиционных мероприятий краеведческого, исторического, патриотического характера

По плану

Учителя – предметники, классные руководители, совет при комнате боевой славы

8

Изучение истории родного края;

Изучение истории школы;

Изучение боевых заслуг и трудовых успехов наших выпускников

В течение года

Учителя истории

9

Организационная работа:

А) утверждение состава совета;

Б) организация поисково – исследовательской, экскурсионной работы;

В) пополнение фонда комнаты боевой славы;

Г) реставрация экспонатов

Начало года

Совет при комнате боевой славы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

План работы Комнаты Боевой и Трудовой Славы МБОУ СОШ с. Новополвеодино Балаковского района Саратовской области

Представлен план работы музейной комнаты на год. Обозначены цели и задачи, запланированны мероприятия краеведческой, поисковой. исследовательской и военно-патриотической направленности. А также цикл б...

Тематический план работы комнаты Боевой славы

Тематический план работы комнаты Боевой славы...

Сценарий массового мероприятия на базе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии к году экологии "О мужестве, о подвигах, о славе...."

Сценарий классного часа для учащихся среднего звена на базе музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии. Экспозиция посвящена году экологии и на её базе построен сценарий классого часа. Разг...

Отчет о проведении экскурсии в комнате истории «Музей боевой славы»

Одной из воспитательных задач нашего Центра является патриотическое воспитание детей, основной целью которой является:- познакомить детей с историей своей Родины;- уточнить и расширить представление д...

План работы комнаты боевой славы на 2021-2022 учебный год

Посредством школьной комнаты боевой славы создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для т...

Сценарий экскурсии в музейной комнате «Музей боевой Славы»

Экскурсия проводится с целью  формирования патриотических качеств через знание исторических событий своего народа....