Источниковедение в системе исторической науки
методическая разработка по истории
Источниковедение в системе исторической науки
Гуманитарные науки развиваются под воздействием сложных явлений действительности, отражая осознание человечеством новых для себя проблем и поиск путей их решения. Открытия, сделанные в специальных областях знания, вызывают изменения всей системы наук о человеке в целом.
Источниковедение - это научная дисциплина, которая изучает различные типы исторических источников, и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах.
Современное понятие определения источниковедения: источниковедение - это комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Источниковедение в системе исторической науки | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал
по теме:
«Источниковедение в системе исторической науки»
Составил: Климова Лариса Викторовна
Содержание
Введение
1. Источниковедение в системе исторической науки
2. Предмет, объект, методы и задачи источниковедения
Заключение
Литература
Введение
Источниковедение в системе исторической науки
Гуманитарные науки развиваются под воздействием сложных явлений действительности, отражая осознание человечеством новых для себя проблем и поиск путей их решения. Открытия, сделанные в специальных областях знания, вызывают изменения всей системы наук о человеке в целом.
Источниковедение - это научная дисциплина, которая изучает различные типы исторических источников, и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах.
Современное понятие определения источниковедения: источниковедение - это комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования.
Источниковедение - это опосредованный путь получения информации о людях в прошлом, изучая произведения, сознательно и целенаправленно созданные людьми, - рукописи, книги, вещи. Этим же способом мы пользуемся и тогда, когда сами создаем произведения, выражая в них свой внутренний мир, подавая о себе весть людям, человечеству. Эти произведения в качестве источников познания - исторических источников уже давно стали предметом внимания исследователей, прежде всего историков, потому что историческая наука специально обращается к опыту прошлого. Стремясь обобщить свои методы работы с историческими источниками, наука о человеке формирует особую область исследования. В силу своего основного содержания она стала называться источниковедением.
Источниковедение - это учение об источнике, которое имеет принципиальное значение для гуманитарного знания в целом. Гуманитарное знание, должно помочь человеку, занятому решением собственных, весьма конкретных, жизненных проблем (политических, экономических, профессиональных, национальных, семейных, каких бы то ни было) привлечь к их решению весь опыт, который накопило человечество.
Гуманитарное знание, таким образом, должно давать ответ на то, как в том или ином случае поступали люди. Мы видим, что именно теперь, в эпоху критических событий и чрезвычайных ситуаций, массовое сознание обращается к опыту прошлого. Причем делает это инстинктивно, почти наугад, используя имеющиеся возможности, предпочитая, в частности, ученым трудам мемуары и документальные публикации.
Источниковедение в настоящее время представляет собой особый метод гуманитарного познания. Цель Гуманитарного познания приращение и систематизация знаний о человеке и обществе. Общими целями служат и методы источниковедения. Источниковедение совершенствует свои методы и познавательные средства в соответствии с общими эпистемологическими (теоретико-познавательными) принципами гуманитарного познания и, в свою очередь, обогащает знание о человеке и человечестве специфическими познавательными средствами. Методология источниковедения представлена системой знаний, сложившихся первоначально, прежде всего, в исторической науке, а также в других гуманитарных науках.
Источниковедение имеет свой специфический предмет и использует особый метод познания объективной реальности. Как известно, в объективной реальности существуют как природные объекты, возникающие вне человеческой деятельности и независимо от нее, так и объекты культуры, созданные в процессе целенаправленной, осознанной деятельности людей. Объекты культуры создают, обрабатывают, лелеют люди, преследующие при их создании конкретные практические цели. Именно эти объекты несут особую информацию о людях, их создавших, и о тех типах общественных организаций, человеческих сообществ, которыми эти цели ставились и реализовались. Объекты, созданные природой вне участия человека, источниковедение специально не изучает, поскольку не располагает для этого специальными (естественнонаучными) методами. Для получения дополнительной информации оно обращается, в том числе к естественнонаучным областям знания. Изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе есть главная задача источниковедения.
Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты - произведения, вещи, записи-документы. Посредством каких свойств культурных объектов познается реальный мир? Поскольку произведения (изделия, вещи, записи-документы и т. п.) люди создают целенаправленно, то в этих произведениях отражаются и эти цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми люди располагали в то или иное время, в тех или иных условиях. Поэтому, изучая произведения, можно многое узнать о людях, которые их создали, и данный способ познания человечество широко использует. В ранних человеческих сообществах устной культуры люди самым разнообразным образом использовали созданные другими людьми вещи - орудия, инструменты, предметы быта или роскоши, оружие и многое другое - не только по прямому назначению данных предметов, но и как источники информации. Рассматривая, сопоставляя, оценивая, логически рассуждая, люди извлекали для себя важную информацию о новой для них культуре. Поэтому многие обычаи, связанные с диалогом культур, сопровождаются обменом дарами. Эти обычаи, восходящие к глубокой древности, позволяют существенно дополнить социальную информацию, которую можно передать словесно, при непосредственном личном общении. По ним можно судить о богатствах страны, которые люди уже научились использовать, об уровне развития техники, ремесла, образе жизни, системе ценностных ориентации, уровнях науки и культуры. Данный способ получения информации о человеческом сообществе дает огромные возможности, ибо он ориентирован на главное человеческое свойство - способность создавать, творить, объективировать свои мысли и представления в материальных образах. Возникновение письменности, а позднее технические средства фиксации и передачи информации, ее тиражирования значительно расширили информационное поле человеческой цивилизации, качественно изменили и изменяют ее.
Изучением письменных источников занимается специальная историческая дисциплина - источниковедение. Чтобы стать историком, нужно быть источниковедом. Источниковед обязан, прежде всего, правильно понять, или, как говорится, «интерпретировать», источник. И здесь на помощь ему приходят так называемые вспомогательные исторические дисциплины.
Источниковедение - это наука об источниках, которые используют ВИД (вспомогательные исторические дисциплины).
Вспомогательными они называются потому, что их основное назначение - обслуживать историю как науку, помогать ей в решении главной ее задачи - изучении закономерностей развития человека и общества во всём их многообразии и конкретном проявлении. Изучая определенные виды или отдельные стороны формы и содержания источников, вспомогательные исторические дисциплины решают частные, ограниченные задачи, и результаты, полученные ими, представляют для историка важные, но вспомогательные материалы. Это то общее, что всем им присуще и что их объединяет.
Источниковедение складывалось как особая дисциплина, прежде всего в рамках методологии исторического исследования, поскольку именно историческая наука систематически использует для целей познания исторические источники. В ходе своего становления источниковедение обобщает научно-исследовательский и публикаторский (археографический) опыт.
Источниковедение комплексная наука. Оно включает в себя и комплекс так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины возникли из необходимости постоянно решать задачи предварительной критики источников. Их предварительное изучение включало в себя рассмотрение внешних признаков документов: бумаги, печатей, места и времени появления, авторства, текста и др. Это должно было помочь правильно понять содержание имеющихся в источнике сведений. Ныне насчитывается свыше 60. ВИД. Наиболее важны среди них:
Палеография наука о системах письма в прошлом;
Историческая хронология изучает системы летоисчисления и календари прошлого, а также приемы перевода дат в современные системы летоисчисления и календари;
Историческая метрология в.и.д., изучающая системы физических мер длины, площади, объема и веса в прошлом;
Нумизматика наука о монетах и медалях;
Бонистика наука о бумажных деньгах и ценных бумагах;
Сфрагистика наука о печатях;
Геральдика дисциплина, изучающая гербы;
Генеалогия наука о родословных;
Филиграневедение наука о водяных знаках;
Фалеристика дисциплина, описывающая наградные системы;
Дипломатика наука об актах (грамотах);
Эпиграфика дисциплина, направленная на изучение надписей на камне, металле, дереве, костяных и стеклянных изделиях;
Историческая география изучает расселение народов, их перемещения, территории государств;
Историческая топонимика изучает названия предметов и объектов местности (рек, гор, населенных пунктов) в прошлом;
Историческая лингвистика наука о языке народа в прошлом;
Берестология в.и.д., изучающая письменные тексты на бересте.
Вспомогательные исторические дисциплины помогают исследователям правильно читать тексты, идентифицировать их, подготавливать исторические документы к научному изданию и использованию.
Традиционно источниковедение связано с исследовательской деятельностью историка, и поэтому иногда говорят именно об историческом источниковедении, исторических источниках. Однако в настоящее время, очевидно, что проблемы, которые специально разрабатывает источниковедение, рассматриваются не только в исторической науке, но в гораздо более широком междисциплинарном пространстве гуманитарных исследований. Вместе с тем методы источниковедения важны для многих областей гуманитарного знания. Поэтому изучение проблем источниковедения следует начать не с истории его формирования, а с вопросов теории - его теоретико-познавательных (эпистемологических) оснований.
В системе вспомогательных исторических дисциплин, Источниковедение занимает особое место, являясь самой широкой из них, так как оно изучает все виды источников и главные особенности их формы и содержания. Поэтому Источниковедение требует комплексного применения знаний, методов и приемов, выработанных другими вспомогательными историческими дисциплинами.
Знакомство исследователя с источником начинается с чтения. Прочесть исторические источники без специальной подготовки невозможно.
Комплекс проблем, изучаемых Источниковедением, позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты.
Теоретическое Источниковедение изучает закономерности образования исторических источников и отражения ими реального исторического процесса, структуру и свойства содержащейся в них информации, определяет принципы систематизации источников и классифицирует их, разрабатывает методику исторического исследования как общую, так и применительно к отдельным классам и видам источников. Теоретические проблемы Источниковедения изучаются главным образом на материале письменных источников, лежащих в основе большинства исторических трудов.
Прикладное (конкретное) Источниковедение складывается из истории отдельных отраслей, разделов, периодов, проблем истории.
Источниковедческая практика включает в себя деятельность архивов, музеев и библиотек по сбору, хранению и описанию источников, публикаторскую историческую деятельность и работу историков над источниками в процессе исследований. Элементы прикладного Источниковедения встречаются также в повседневной общественной практике (в делопроизводстве, в криминалистике, в оценке любой информации).
Исследователь разыскивает и устанавливает не все возможные исторические факты, число которых бесконечно, а те, которые связаны с областью его исследования, с поставленным им вопросом; бесспорно также, что синтетическое историческое построение основывается не на единичном факте, а на целой системе фактов и общих, установленных обычно вне данного исследования, положениях.
Исследовательская работа историка начинается с выявления источников (эвристика) по избранной теме. Необходимо привлечение всех без исключения источников, доступных историку при современном состоянии науки. При обилии источников нового времени, особенно массовых, допускается выборочное изучение, с тем, однако, чтобы выборка была достаточно репрезентативна (представительна). Основным методом изучения письменных источников является источниковедческое исследование, которое складывается из анализа, позволяющего извлекать из источников отдельные факты, и синтеза, задачей которого является получение совокупности фактов из комплекса источников.
Источниковедческое исследование неразрывно связано с исследованием собственно историческим, которое и предшествует изучению источников, и сопровождает его, и становится его завершением. Приступая к исследованию источников, историк должен знать историческую обстановку, своеобразие мышления и особенности передачи информации в изучаемую эпоху, владеть специальными знаниями, необходимыми для работы с документами избранного периода (например, для эпохи феодализма - знание палеографии, исторической грамматики и др.).
научный дисциплина источниковедение
2. Предмет, объект, методы и задачи источниковедения
Основное внимание историка направлено на само прошлое. Исследуя ту или иную тему (аспект прошлого), он берет из документа только нужную ему информацию. Для Источниковеда же главное сам источник во всей его целостности. К прошлому Источниковед обращается лишь в той мере, в какой оно необходимо ему для определения места и функций источника в прошлом и оценки достоверности сообщаемых им сведений. Другими словами, предмет истории прошлое в источниках, в то время как предмет источниковедения источники в прошлом. Предметы их различны. Из чего следует очевидный вывод о самостоятельности источниковедения по отношению к конкретной истории.
Науки о человечестве располагают объектом, отвечающим условиям научности познания. Этот объект доступен для наблюдения, стабилен и суверенен (т. е. отделен от познающего субъекта). Имеется в виду целостная совокупность произведений, созданных в процессе целенаправленной человеческой деятельности и служащих источниками познания (в традиционной терминологии историческими источниками). Эти произведения (исторические источники всех типов, видов и форм фиксации) представлены в материальной форме. Как объекты исследования, они независимы от познающего субъекта, потому что созданы для других целей и в другое время; в своей совокупности они отражают взаимодействие человека с природой, обществом, государством и с другим человеком, реализующееся в глобальной человеческой истории.
Итак, объектом источниковедения являются исторические источники.
Источниковедение изучает содержание исторических источников и получения сведений о них.
Источники исторические, всё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно научное познание истории развития общества.
Количество Источники исторические в широком смысле слова безгранично, но число сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность исторического познания, неодинаково. Менее всего точны исторические Источники, относящиеся к первобытной эпохе. В основном это вещественные источники, изучаемые археологией. Для изучения истории классового общества первостепенное значение приобретают письменные источники. Все Источники исторические условно делятся на 6 групп - письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные и кино-, фоно- и фотоматериалы. Историки в качестве исторических источников используют также данные таких наук, как география, антропология и др.
Изучаемый исторический источник создается социальным субъектом (человеком или группой людей) функционирует в обществе и с течением времени превращается в источник знаний о прошлом.
Исследователь по определенной методике изучает содержание, свидетельства оценивает достоверность его сведений и осуществляет историческое построение системы.
Содержание источника - это, во-первых, сама культура которую он представляет ее смысловая система; во-вторых, это заключенные в источник реальные исторические события, преломленные ценностно-смысловой призмой данной культуры. Сам источник реален. Реальными были и отображенные им события. Но они облечены в субъективно-культурную (смысловую) форму источника. Поэтому работая со свидетельством, историк должен освободить имеющиеся в нем факты от субъективно-культурных искажений.
Для этого он должен правильно понять заложенные в источнике смыслы. Особенно те в контексте, которых помещены интересующие исследователя события.
Поэтому работа историка с источником является по существу взаимодействием двух культур: создателя текста и самого исследователя. Историк активная сторона: он организует взаимодействие. Он даже может навязать источнику свои смыслы и раскрыть его содержание в системе своих ценностей и смыслов. Это, однако, закроет реально существовавшее прошлое. Единственно верная дорога к нему изучить и понять смыслообразующую систему ценностей идеалов символов и язык исследуемой культуры.
Исторические источники следует отличать от исторических памятников. Исторические памятники это тоже остатки прошлого. Однако они в отличие от источников не используются в процессе исторического исследования.
Прошлое в источнике представлено в виде информации. Это требует разобраться с тем, какой отпечаток информация накладывает на заключенные в источнике исторические события и процесс исторического познания. Начнем с характеристики основных сторон и свойств информации. Согласно современным философским представлениям информация отраженное разнообразие явлений объективного мира. Содержание информации объективно.
Объективный характер имеет и содержание сведений исторического источника. Заключенная в нем информация передает историческую реальность. Вместе с тем социальная информация субъективна. Она является результатом взаимодействия социального субъекта с объективным миром и несет на себе отпечаток целей задач и ценностных ориентаций субъекта. Это прагматический аспект информации, выражающий интересы субъекта.
Важно подчеркнуть, что произведения, созданные людьми определенной эпохи (страны, среды, культуры), в момент их создания и последующего функционирования соотнесены между собой. Каждое из них может быть интерпретировано лишь с учетом этих системных связей. Данное положение еще недостаточно осознано и мало изучено. Любая наука - история, социология, психология - обращается к источникам социальной информации, но делает это, как правило, избирательно, под углом своих конкретных познавательных целей.
Совокупность произведений, рассматриваемых как целостный системный объект, как исторический источник, является предметом источниковедения. Для источниковедения (как науки об источниках) эти произведения выступают и как объект, и как предмет изучения.
Источниковедение исследует произведения, созданные людьми целенаправленно и осознанно, как целостный, внутренне взаимосвязанный объект, как совокупность с присущими данной эпохе (культуре) типологическими и видовыми свойствами, способами функционирования, особенностями информационного поля. Изучая свойства источников, источниковедение на реальной основе разрабатывает методы получения разнообразной социальной информации, ее критической проверки и истолкования и формирует критерии оценки произведений как явлений культуры. Поэтому источниковедение для историка (социолога, этнолога и пр.) не только вспомогательная дисциплина, как это представлялось традиционной методологией истории, но самодостаточная область знания, наука об источниках. Она разрабатывает (пока еще не всегда целенаправленно) специфические теоретико-познавательные проблемы, имеющие фундаментальное значение. Поэтому представитель гуманитарного знания должен ясно представлять себе, что такое источниковедение, его метод и каковы перспективы его развития. Источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности.
Методы источниковедения
Каким образом люди передают социальную информацию, обмениваются ею? Это происходит в первую очередь на уровне личного общения - с помощью слов (вербальное общение) и различных несловесных способов передачи информации - мимики, движения, жестикуляции (невербальное общение). Чаще всего одно дополняется другим. Этот способ человеческого познания достаточно информативен. Но в нем есть существенный недостаток - личное общение ограничено во времени (происходит здесь и сейчас) и в пространстве. Все остальное может остаться неизвестным, потому что происходило либо давно, либо происходило или происходит в другом месте. Человек тем и отличается от других живых существ, что научился создавать произведения, выражающие его цели и намерения, и сумел понять, что эти произведения могут стать источниками информации. Данная ситуация и создаст потенциальную возможность источниковедческого подхода. В результате люди накапливают повседневный опыт и передают его последующим поколениям. Для этого они кодируют информацию в материальных объектах (создавая документ, запись, рисунок, изделие, произведение), т. е. в фиксированных источниках информации.
Этот момент является принципиально важным для понимания метода источниковедения. Это метод познания окружающего мира через фиксированные источники информации. Способность создавать произведения делает человека - Мастером, создателем, творцом; дает ему возможность осознать себя, свою власть над временем и пространством. Она дает ему такой способ общения с себе подобными, каким не располагают другие живые существа. Именно поэтому велено говорить о человеке разумном как о создателе и в той степени, в какой человек сознает в себе эту способность, как о художнике и мастере. Потребность в творчестве - передача в материально-фиксированной форме (вещь или запись - изображение или обозначение) является подлинно человеческой особенностью. Человек всегда инстинктивно осознает ее как насущную. Невозможность ее реализации разрушает его как личность, и, напротив, любая возможность творчества служит для его самоидентификации. В этом смысле источниковедение опирается на сущностное человеческое свойство и потому является антропологически ориентированным методом познания реального мира. Использование изделия, произведения, созданной человеком вещи как источника информации о нем (и о его времени и его пространстве) изначально присуще человечеству, поэтому и воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Как это ни парадоксально, люди долго не задавались вопросом о том, каким образом эта информация добывается, что при этом происходит. Источниковедение изучает эти вопросы целенаправленно. Таким образом, источниковедение есть особый научный метод познания реального мира. В центре внимания оказывается познавательное пространство, в котором реализуется данный способ познания мира: как именно человек (познающий субъект) находит и изучает объект (служащий ему источником познания), какие вопросы при этом он ставит, какой логикой руководствуется, добиваясь ответной информации, иначе говоря - каким методом пользуется? Источниковедение рассматривает вопрос, о котором люди долгое время не задумывались: что, собственно, происходит при изучении информации исторических источников. Постоянно обращаясь к данному способу познания реального мира, социальная практика накопила богатый опыт общения с произведениями искусства, литературы, правовыми, социальной информации.
Этот опыт и стал обобщаться в рамках методологии истории. Ведь именно историческая наука испытывает особый дефицит в отношении непосредственного наблюдения того, что она хотела бы изучить. Иногда говорят, что историческая наука изучает прошлое. Это определение весьма условно и неточно. Во-первых, потому, что понятие "прошлое" неопределенно. Между "прошлым" и "настоящим" не так просто провести четкую временную границу. По-видимому, разграничение прошлого и настоящего требует другого, не хронологического, подхода. Исходя из источниковедческой парадигмы мы будем придерживаться буквального смысла этих понятий: прошлое - это то, что прошло, т. е. завершилось, а настоящее - это то, что находится в процессе изменения. Настоящее происходит здесь и сейчас, его можно, следовательно, наблюдать, осознавать, эмоционально воспринимать и т. п. Но оно продолжается, и поэтому его, строго говоря, нельзя изучать научными методами. Именно поэтому человечество всегда стремилось "остановить мгновенье", настойчиво изобретало для этой цели средства - рисунок, письменность, книгопечатание, фотографию, кино, звукозапись. Существенное значение имеет принципиальная возможность повторного, многократного обращения к прошедшей реальности, ее фиксированному в виде материального образа изображению.
Необходимым условием научного изучения реальности является возможность ее фиксированного запечатления. Эти-то фиксированные запечатления и являются основным источником познания. Источниковедение есть особый метод изучения этих источников. Совершенно очевидно, что без источников не может обойтись историческая наука, поскольку она изучает прошлое, в том числе и весьма далекое от современности. Источниковедение выступает в этом случае как метод изучения прошлой реальности через посредство человеческого восприятия, зафиксированного в источниках. Очевидно и другое: без обращения к источникам познание реальности вообще невозможно. Следовательно, метод источниковедения необходим для гуманитарного познания в целом.
Задачи источниковедения
Извлечение из источников исторических фактов составляет основную задачу Источниковедения. Изучение источников, положенных в основу исторического исследования, - это первая и совершенно необходимая стадия в работе историка. В процессе его закладывается тот фундамент из фактов, на котором в дальнейшем строится все здание исторического исследования.
Соответственно, источниковедение имеет следующие задачи: во-первых, поиск и выявление новых источников; во-вторых, определение степени достоверности сведений документов и, в-третьих, выработка методов извлечения из источников достоверной информации.
Заключение
Постепенно задачи изучения внешних особенностей документов усложнялись и источниковеды стали переходить к рассмотрению закономерностей возникновения и развития их внешних признаков. Так, палеография все более превращалась в науку об истории письма. Одновременно происходила и углублялась дифференциация в.и.д. В результате они приобретали все более самостоятельный характер. Однако, несмотря на это, большинство специалистов считает их вспомогательными по отношению к источниковедению. Поскольку их предмет внешняя сторона источников полностью поглощается источниковедением, имеющим своим предметом внешнюю и внутреннюю сторону документов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Arendt H. On Revolution. – New York: Viking Press, 1965; Penguin books, 1990. – P. 42; Арендт Х. О революции (фрагмент из книги) // НЛО. – 1997. – № 26.
- Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. – М., 1987.
- Алиев М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране // Народы Азии и Африки. – 1979. – № 3.
- Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., «Мысль». 1997.
- Григулевич И. Р., Культурная революция на Кубе. – М., 1965.
- Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. – М., 1989.
- Иранская революция: причины и уроки. – М., 1989.
- История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. / Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б); Одобрен ЦК ВКП(б), 1938 г. – М.: ОГИЗ – Госполитиздат, 1986.
- История политических и правовых учений: Учебник / Под общ. ред. акад. РАН B.C. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
- История политической мысли / Под ред. СИ. Мавроди. – М., 1991.
- Кредер А. А. Новейшая история XX век. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»
Элективный курс для учащихся 9 классов. Цель курса - подготовить учащихся к сознательному выбору профиля, дать более широкие знания об исторических науках и вспомогательных исторических дисциплинах, ф...
Презентация "Современные открытия в исторической науке"
Презентация рассказывает о кургане плато Укок. Интересные факты и фотографии....
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования
Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...
Открытый урок по теме "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Открытый урок по географии....
Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...