Развитие промышленности и торговли
методическая разработка по истории (10 класс)

Технологическая карта урока истории в 10 классе (углубленный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_promyshlennosti_i_torgovli.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Дата

Класс

10

Учитель

Акимова Н.А.

Тема

Развитие промышленности и торговли

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

На конкретных примерах объяснить и доказать обучающимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально-крепостнической системы

Задачи урока

На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы; развивать умения работать со статистическими данными, картой, историческими документами; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, умения выбирать главное, анализировать, делать выводы

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: о проявлениях начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы; о причинах создания, программе и значении деятельности Вольного экономического общества; о прогрессивных методах ведения в области сельского хозяйства; об особенностях развития мануфактурной промышленности; об изменениях в структуре и объёмах торговли; о новых явлениях в развитии финансов; об общих итогах развития экономики России в XVIII веке.

Уметь: производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе; определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории

Компетенции, УУД

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

Коммуникативные:  развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики, карта «Россия во второй половине XVIII века»

Основные понятия

Важные даты

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

  1. Организационный

Проверка д/з

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Посмотрите на слова, которые размещены на слайде, подумайте и скажите, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать. (Презентация.)

Мы завершаем изучение истории второй половины XVIII века.

И, рассмотрев изменения в политической, социальной сфере, переходим к экономическому развитию государства

Письменный опрос по теме «Россия в XVIII веке»

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Ответы на вопрос учителя

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Вопросы:

1. Какие проблемы остались

в экономическом развитии России после реформ Петра Первого?

2. Что такое феодально-крепостническая система?

3. Какие факты говорят о том, что феодально-крепостническая система неэффективна, что она переживает кризисные моменты?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Самостоятельно работают с текстом учебника, называют и комментируют названные факты, которые фиксируются в виде таблицы. (Презентация.)

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, самостоятельная работа с текстом учебника

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала,

необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Крестьянские хозяйства являлись основой экономической системы страны, и их разорение, упадок подвели к тому, что

встала необходимость применять меры по обновлению экономической жизни. А какие это были меры, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы:

- Для чего нужно было создавать Вольное экономическое общество?

- В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО?

- Выполнило ли оно поставленные задачи?

Демонстрируют знания и умения по теме.

Отвечают на вопросы, отмечая, что: ВЭО создано для оказания

помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства. Свою научную деятельность ВЭО начало с конкурса «Какое право на землю должен иметь землевладелец...». Никаких результатов этот конкурс не имел. Все осталось, как было.

И крестьянский вопрос становился главной проблемой для России. ВЭО было инициатором распространения новых сортов сельскохозяйственных культур, в том числе картофеля

Учебно-познавательные,

личностные,

регулятивные

Ответы на вопросы

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных

способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу в группах. Раздает конверты с заданиями: группа 1 - сельское хозяйство; группа 2 - промышленность; группа 3 - торговля (см. Приложение)

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Задания. Таблица, карта. Работа в группах

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное

закрепление

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи. Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Организация работы с картой «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века». Вопросы:

1. На какой территории России преобладал сбор с крестьян оброка, на какой - барщина?

2. В каких районах России сеяли

лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством?

3. Скажите, какие отрасли промышленности были развиты

в России во второй половине XVIII века.

4. Подумайте и скажите, что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а что могла ввозить, то есть что Россия экспортировала и какой импорт ввозился в страну

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Работают с картой. Предполагаемые выводы:

- Противоречивость экономического развития России:

• с одной стороны, нарастало

развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях;

• с другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда - противоречивый характер результатов экономического развития.

Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Всё это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с картой.

Контроль усвоения навыков работы с картой, модельный ответ, оценочное

суждение

Умения ориентироваться в содержании предмета.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Рассказывает о финансах. Задание: выберите тенденции, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений. (Презентация.)

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Самостоятельная работа. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

- Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

С.74-81

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно- познавательные, личностные, регулятивные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение

Задания для групп

Группа 1. Сельское хозяйство.

Учебник,

Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.

Задание 2. Сделайте выводы о способе развития сельского хозяйства в России (экстенсивное, интенсивное).

Успехи

Трудности

 

 

Вывод: __________________________________________

Группа 2. Промышленность.

Учебник

Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие промышленности (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.

Задание 2. Сделайте выводы о развитии промышленности в России.

Успехи

Трудности

 

 

Вывод: __________________________________________

Группа 3. Торговля.

Учебник

Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.

Задание 2. Сделайте выводы о развитии торговли в России.

Успехи

Трудности

 

 

Вывод: __________________________________________

Ответ группы 1:

Успехи

Трудности

1. Освоение новых земель (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье) - выделение земель.

2. Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры

1. Отсутствие новых форм труда.

2. Личная зависимость крестьян

Вывод: сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счёт освоения вновь присоединённых малонаселённых земель.

Ответ группы 2:

Успехи

Трудности

1. Высокие темпы развития (непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары).

2. Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие

1. Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне.

2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур.

3. Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития

Вывод: переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими - феодальными.

Ответ группы 3:

Успехи

Трудности

1. Развитие внутренней и внешней торговли:

1754 год - отмена внутренних торговых пошлин (оживление торговых связей).

2. Увеличение сельских торжков, ярмарок (втягивание крестьян в рыночные отношения).

3. Усиление товарообмена между городом и деревней. Ярмарки приобретают общероссийское значение

1. Экспорт сырья и полуфабрикатов (зерно, металл).

2. Вывозились из страны в основном сырьё или полуфабрикаты (европейским поставщиком сырья).

3. Проникновение на внутренние рынки посредников - иностранных купцов

Вывод: успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ремесла и торговли в Западной Европе

Задания для обучающихся 6 класса по истории Средних веков (тест, кроссворд, ребус,схема).Excel....

История развития промышленности Белгородской области

Презентация "История развития промышленности Белгородской области"...

Развитие промышленности, транспорта и торговли

Разработка урока по истории 9 класс к учебнику Л.М. Ляшенко....

Развитие промышленности на Кубани в начале 20 века

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___Тема урока:  Развитие промышленности на Кубани в начале 20 векаМесто и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с ...