Развитие промышленности и торговли
методическая разработка по истории (10 класс)
Технологическая карта урока истории в 10 классе (углубленный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_promyshlennosti_i_torgovli.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
Дата | |
Класс | 10 |
Учитель | Акимова Н.А. |
Тема | Развитие промышленности и торговли |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | На конкретных примерах объяснить и доказать обучающимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально-крепостнической системы |
Задачи урока | На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы; развивать умения работать со статистическими данными, картой, историческими документами; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, умения выбирать главное, анализировать, делать выводы |
Формы, приемы, методы | Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы |
Предполагаемый результат | Знать: о проявлениях начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы; о причинах создания, программе и значении деятельности Вольного экономического общества; о прогрессивных методах ведения в области сельского хозяйства; об особенностях развития мануфактурной промышленности; об изменениях в структуре и объёмах торговли; о новых явлениях в развитии финансов; об общих итогах развития экономики России в XVIII веке. Уметь: производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе; определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории |
Компетенции, УУД | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств |
Педагогические технологии | Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы | Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики, карта «Россия во второй половине XVIII века» |
Основные понятия | |
Важные даты |
Организационная структура урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оценивание, формы контроля | Результат |
Проверка д/з | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | - Посмотрите на слова, которые размещены на слайде, подумайте и скажите, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать. (Презентация.) Мы завершаем изучение истории второй половины XVIII века. И, рассмотрев изменения в политической, социальной сфере, переходим к экономическому развитию государства Письменный опрос по теме «Россия в XVIII веке» | Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли | Регулятивные, личностные | Ответы на вопрос учителя | Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез | Вопросы: 1. Какие проблемы остались в экономическом развитии России после реформ Петра Первого? 2. Что такое феодально-крепостническая система? 3. Какие факты говорят о том, что феодально-крепостническая система неэффективна, что она переживает кризисные моменты? | Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Самостоятельно работают с текстом учебника, называют и комментируют названные факты, которые фиксируются в виде таблицы. (Презентация.) | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные | Ответы на вопросы, самостоятельная работа с текстом учебника | Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3. Актуализация знаний | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | - Крестьянские хозяйства являлись основой экономической системы страны, и их разорение, упадок подвели к тому, что встала необходимость применять меры по обновлению экономической жизни. А какие это были меры, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Вопросы: - Для чего нужно было создавать Вольное экономическое общество? - В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО? - Выполнило ли оно поставленные задачи? | Демонстрируют знания и умения по теме. Отвечают на вопросы, отмечая, что: ВЭО создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства. Свою научную деятельность ВЭО начало с конкурса «Какое право на землю должен иметь землевладелец...». Никаких результатов этот конкурс не имел. Все осталось, как было. И крестьянский вопрос становился главной проблемой для России. ВЭО было инициатором распространения новых сортов сельскохозяйственных культур, в том числе картофеля | Учебно-познавательные, личностные, регулятивные | Ответы на вопросы | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу в группах. Раздает конверты с заданиями: группа 1 - сельское хозяйство; группа 2 - промышленность; группа 3 - торговля (см. Приложение) | Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные | Задания. Таблица, карта. Работа в группах | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
5. Первичная проверка понимания. 6. Первичное закрепление | Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи. Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление | Организация работы с картой «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века». Вопросы: 1. На какой территории России преобладал сбор с крестьян оброка, на какой - барщина? 2. В каких районах России сеяли лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством? 3. Скажите, какие отрасли промышленности были развиты в России во второй половине XVIII века. 4. Подумайте и скажите, что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а что могла ввозить, то есть что Россия экспортировала и какой импорт ввозился в страну | Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Работают с картой. Предполагаемые выводы: - Противоречивость экономического развития России: • с одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях; • с другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда - противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков. Всё это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные | Работа с картой. Контроль усвоения навыков работы с картой, модельный ответ, оценочное суждение | Умения ориентироваться в содержании предмета. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой | Рассказывает о финансах. Задание: выберите тенденции, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений. (Презентация.) | Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант | Учебно-познавательные, коммуникативные | Самостоятельная работа. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива | - Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... - Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: С.74-81 | Анализируют деятельность по достижению цели | Учебно- познавательные, личностные, регулятивные | Рефлексия с помощью клише | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение
Задания для групп
Группа 1. Сельское хозяйство.
Учебник,
Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.
Задание 2. Сделайте выводы о способе развития сельского хозяйства в России (экстенсивное, интенсивное).
Успехи | Трудности |
|
|
Вывод: __________________________________________
Группа 2. Промышленность.
Учебник
Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие промышленности (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.
Задание 2. Сделайте выводы о развитии промышленности в России.
Успехи | Трудности |
|
|
Вывод: __________________________________________
Группа 3. Торговля.
Учебник
Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.
Задание 2. Сделайте выводы о развитии торговли в России.
Успехи | Трудности |
|
|
Вывод: __________________________________________
Ответ группы 1:
Успехи | Трудности |
1. Освоение новых земель (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье) - выделение земель. 2. Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры | 1. Отсутствие новых форм труда. 2. Личная зависимость крестьян |
Вывод: сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счёт освоения вновь присоединённых малонаселённых земель.
Ответ группы 2:
Успехи | Трудности |
1. Высокие темпы развития (непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары). 2. Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие | 1. Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне. 2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур. 3. Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития |
Вывод: переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими - феодальными.
Ответ группы 3:
Успехи | Трудности |
1. Развитие внутренней и внешней торговли: 1754 год - отмена внутренних торговых пошлин (оживление торговых связей). 2. Увеличение сельских торжков, ярмарок (втягивание крестьян в рыночные отношения). 3. Усиление товарообмена между городом и деревней. Ярмарки приобретают общероссийское значение | 1. Экспорт сырья и полуфабрикатов (зерно, металл). 2. Вывозились из страны в основном сырьё или полуфабрикаты (европейским поставщиком сырья). 3. Проникновение на внутренние рынки посредников - иностранных купцов |
Вывод: успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ремесла и торговли в Западной Европе
Задания для обучающихся 6 класса по истории Средних веков (тест, кроссворд, ребус,схема).Excel....
Методическая разработка урока по теме "Развитие промышленности"
План-конспект урока...
Развитие промышленности на Брянщине
Презентация к уроку...
История развития промышленности Белгородской области
Презентация "История развития промышленности Белгородской области"...
Развитие промышленности, транспорта и торговли
Разработка урока по истории 9 класс к учебнику Л.М. Ляшенко....
Развитие сельского хозяйства и торговли. Становление кубанской промышленности
конспект урока 9 класс кубановедения...
Развитие промышленности на Кубани в начале 20 века
Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___Тема урока: Развитие промышленности на Кубани в начале 20 векаМесто и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное знакомство с ...