Методическая разработка урока по теме "Развитие промышленности"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1
Развитие промышленности
План:
- Введение
- Индустриализация
- Монополии и банки
- Предприниматели и рабочие
Основные понятия: Индустриализация, монополия, акционерное общество, акции, забастовка, картель, синдикат.
Введение
Двадцатый век в Российской истории стал веком потрясений. Человек, родившийся в начале века и доживший до его последнего десятилетия, мог быть гражданином нескольких государств: Российской империи, Российской республики, Советского союза, Российской Федерации.
На начало 20 века в России всё ещё не были доведены до конца преобразования, начатые реформами 60-70х гг 19 в. Отставание проявлялось во многих областях. Россия нуждалась в срочном поиске собственных путей модернизации всех сфер жизни.
Индустриализация
90ые годы 19 в. – время экономического подъёма.
Министр финансов Сергей Юльевич Витте провёл следующие мероприятия:
- Укрепил финансовую систему России, создал золотой рубль
- Для облегчения золотого содержания рубля Витте ввёл гос. монополию на спиртные товары наполняемость бюджета резко возросла.
- Создана система тарифов на ж/д половина ж/д построена в 90ые годы.
В начале 20 в из-за разразившегося экономического кризиса (1899-1903 гг) , русско-японской войны, революций 1905-1907 темпы индустриализации замедляются.
С 1909 г начинается экономический подъём:
-чёрная металлургия
-машиностроение
-химическая промышленность
А также активно развивается научно-техническая мысль:
-построен первый теплоход – нефтеналивное судно «Вандал»
-четырёхмоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец»
Монополии и банки
После экономического кризиса усилился процесс монополизации , возникают синдикаты, картели.
Картель на основе согл. об объёмах производствах, ценах и разделении рынков сбыта.
Синдикат на основе общей коммерческой деятельности деят. с устан. госп. На рынках сбыта.
Например, Продуголь, Продаруд, Нобель-Мазут и т.п.
Монопольное господство на рынке привело к возникновению топливного, металлического голода.
Финансирование промышленности шло по двум каналам
Гос. канал Частные каналы:
-Акционерные общества
-Иностранные капиталы
Особенность монополизации в России:
На Западе прох. На основе превосходства в технич. оснащении, а в России за счёт поддержки царизма
Монополистическая буржуазия будет поддерживать реакцион. п-ку царизма
Предприятия и синдикаты оказывались под контролем банков. Банки играли огромную роль в разл. Сферах промышленности, многие из них имели отделения в различных странах мира, например председатель Русско-Азиатского банка А. И. Путилов пытался связать интересы казны, отечественных финансистов и иностранных акционеров.
Предприниматели и рабочие
Владельцы предприятий:
- 80 % купцы и мещане
-больше 10 % крестьяне
-меньше 10 % прочие сословия
Российская буржуазия была разночинной, многонациональной.
Рабочий класс рос бурно за счёт выходцев из села. Уровень жизни рабочих был выше, чем у крестьян. Но только 1/3 имели зп выше прожиточного минимума . За 1900 – 1909 г.г. цены на хлеб и мясо выросли на 30 %, а зп только на 23 %. Рабочий день не должен был превышать 11,5 часов в дневную смену, что, конечно, не всегда соответствовало действительности. Профсоюзы были запрещены, как и собрания, митинги рабочих.
Главным орудием борьбы были забастовки ( прекращение работы с предъявл. опред. требований)
Домашнее задание: параграф 1, словарные слова в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»
Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»...
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"
Методическая разработка урока содержит:1. Пояснительная записка2.Сценарий урока3.Приложения4. Буклет...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и в промышленности» 8 класс
Цель урока: изучить области применения водорода и способы получения его в лаборатории и в промышленности.Задачи урока:- обучающие: повторить химические свойства водорода, показать взаимосвязь между св...
Методическая разработка урока "Промышленный переворот в Англии"
Методическая разработка содержит конспект урока, карточки для групповой работы учащихся...
Методическая разработка урока в 11 классе "Химическая промышленность"
Рассмотреть зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнить химический эксперимент, определить возможность протекания химических превращений...