Методическая разработка урока по теме "Развитие промышленности"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Михайлова Анастасия Романовна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_promyshlennosti.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Развитие промышленности

План:

  1. Введение
  2. Индустриализация
  3. Монополии и банки
  4. Предприниматели и рабочие

Основные понятия: Индустриализация, монополия, акционерное общество, акции, забастовка, картель, синдикат.

Введение

Двадцатый век в Российской истории стал веком потрясений. Человек, родившийся в начале века и доживший до его последнего десятилетия, мог быть гражданином нескольких государств: Российской империи, Российской республики, Советского союза, Российской Федерации.

На начало 20 века в России всё ещё не были доведены до конца преобразования, начатые реформами 60-70х гг 19 в. Отставание проявлялось во многих областях.  Россия  нуждалась в срочном поиске собственных путей модернизации всех сфер жизни.

Индустриализация

90ые годы 19 в. – время экономического подъёма.

Министр финансов Сергей Юльевич Витте провёл следующие мероприятия:

  1. Укрепил финансовую систему России, создал золотой рубль
  2. Для облегчения золотого содержания рубля Витте ввёл гос. монополию на спиртные товары             наполняемость бюджета резко возросла.
  3. Создана система тарифов на ж/д              половина ж/д построена в 90ые годы.

В начале 20 в из-за разразившегося экономического кризиса (1899-1903 гг) , русско-японской войны, революций 1905-1907 темпы индустриализации замедляются.

С 1909 г начинается экономический подъём:

-чёрная металлургия

-машиностроение

-химическая промышленность

А также активно развивается научно-техническая мысль:

-построен первый теплоход – нефтеналивное судно «Вандал»

-четырёхмоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец»

Монополии и банки

После экономического кризиса усилился процесс монополизации , возникают синдикаты, картели.

Картель на основе согл. об объёмах производствах, ценах и разделении рынков сбыта.

Синдикат на основе общей коммерческой деятельности деят.  с устан. госп. На рынках сбыта.

Например, Продуголь, Продаруд, Нобель-Мазут и т.п.

Монопольное господство на рынке привело к возникновению топливного, металлического голода.

Финансирование промышленности шло по двум каналам

Гос. канал                                                                                        Частные каналы:

-Акционерные общества

-Иностранные капиталы

Особенность монополизации в России:

На Западе прох. На основе превосходства в технич. оснащении, а в России за счёт поддержки царизма

Монополистическая буржуазия будет поддерживать реакцион. п-ку царизма

Предприятия и синдикаты оказывались под контролем банков. Банки играли огромную роль в разл. Сферах промышленности, многие из них имели отделения в различных странах мира, например председатель Русско-Азиатского банка А. И. Путилов пытался связать интересы казны, отечественных  финансистов и иностранных акционеров.

Предприниматели и рабочие

Владельцы предприятий:

- 80 % купцы и мещане

-больше 10 % крестьяне

-меньше 10 % прочие сословия

Российская буржуазия была разночинной, многонациональной.

Рабочий класс рос бурно за счёт выходцев из села. Уровень жизни рабочих был выше, чем у крестьян. Но только 1/3 имели зп выше прожиточного минимума . За 1900 – 1909 г.г. цены на хлеб и мясо выросли на 30 %, а зп только на 23 %. Рабочий день не должен был превышать 11,5 часов в дневную смену, что, конечно, не всегда соответствовало действительности.  Профсоюзы были запрещены, как и собрания, митинги рабочих.

Главным орудием борьбы были забастовки ( прекращение работы с предъявл. опред. требований)

Домашнее задание: параграф  1, словарные слова в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»

Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»...

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"

Методическая разработка урока содержит:1. Пояснительная записка2.Сценарий урока3.Приложения4. Буклет...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и в промышленности» 8 класс

Цель урока: изучить области применения водорода и способы получения его в лаборатории и в промышленности.Задачи урока:- обучающие: повторить химические свойства водорода, показать взаимосвязь между св...

Методическая разработка урока "Промышленный переворот в Англии"

Методическая разработка содержит конспект урока, карточки для групповой работы учащихся...

Методическая разработка урока в 11 классе "Химическая промышленность"

Рассмотреть зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнить химический эксперимент, определить возможность протекания химических превращений...