• Рабочая программа курса «История России» на 2018-2019 гг. для 7 класса под редакцией А. В. Торкунова
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по Истории России для 7 кл. составлена на основе ФГОС к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я Токаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_istoriya_rossii_rabochaya_programma.docx | 63.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Софийская средняя общеобразовательная школа
Ульчского муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено» МО гуманитарного цикла МБОУ СОШ с. Софийск Протокол № __________ от «___»______________ 2018г ________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ С. Софийск / ____________/_____________________ от « _»__________ 2018г | «Утверждаю» Директора МБОУ СОШ С. Софийск ____________/___________________ Приказ № ______________ от «__» ___________ 2018г |
Рабочая программа по Истории России
для 7 класса
на 2018 - 2019
Разработала:
Николаева Аида Николаевна
учитель истории и обществознания
с. Софийск
2018 г
Пояснительная записка
- Рабочая программа курса «История России» для 7 класса составлена на основе: ФГОС ООО, Основной образовательной программы начального, основного общего образования МБОУ СОШ с.Софийск
- Учебного плана МБОУ СОШ с.Софийск
- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
- рабочей программы и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразоват. организаций/ А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2018
- Рабочая программа по истории России. 7 класс/ Сост. Е. Н. Сорокина. – М.: ВАКО, 2017
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования.
Цели:
- образование, развитие и воспитание личности, повышение ее духовно – нравственной культуры;
- формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;
- воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся в соответствии с требованиями фгос;
- формирование способности активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями получать из разнообразных источников историческую информацию, критически ее осмысливать, систематизировать и анализировать;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Предметные результаты:
применять основные хронологические понятия и термины;
- устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в XVI – XVII вв.
- сопоставлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- давать определения исторических понятий и терминов, применять понятийный аппарат исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
- читать историческую карту и ориентироваться в ней, использовать исторические карты как источник информации;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни народов России, исторические события и процессы;
- сопоставлять развитие Российского государства и других стран в период Новой истории, выявлять общие черты и особенности; сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; осознавать взаимосвязь между социальными явлениями и процессами, их влияние на жизнь народов России;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявлять их общие черты и особенности;
- находить информацию в источниках различного типа и вида;
- раскрывать характерные, существенные черты экономических и социальных отношений и политического строя в Российском государстве и в других странах;
- систематизировать информацию в ходе проектной деятельности;
- сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
- определять и аргументировать собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
- находить и представлять информацию об истории своего края, страны, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;
- составлять описания памятников культуры России и других стран, рассуждения об их художественных достоинствах и значениях;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
1)регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- осуществлять постановку учебной задачи
- планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность;
- соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность решения учебной задачи;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
2)познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- работать с разными источниками информации, анализировать, оценивать и преобразовывать ее из одной формы в другую;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределяя обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы.
3)коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах публичных выступлений: высказывание, монолог, беседа, сообщение, эссе, презентация;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- использовать ИКТ – технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- осознание культурного многообразия народов России и мира, важности взаимодействия народов; уважение к культуре своего народа и других народов;
- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- формирование и развитие навыков конструктивного взаимодействия в социальном общении;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
- проявление доброжелательности и эмоциально – нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- соотнесение своих и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;
- обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 5-9 классах отводится 2 часа в учебную неделю, 68 часов в год.
Данная программа в 7 классе составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Предмет | Количество часов |
Всеобщая история | 28 |
История России | 40 |
Раздел II. Учебно - тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 ч |
2 | Глава I. Россия в XVI в. | 19 ч (18 ч+1ч урок повторение и обобщения) |
3 | Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовы. (20 ч) | 20 ч (18 ч + 1 ч урок повторение и обобщения) + 1 ч резерв |
Итого | 40 ч |
Содержание учебного предмета. 7 класс. вXVI-XVII вв.
Введение.
Глава I. Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства. Повседневная жизнь в центре и на окраинах стран, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Формирование культуры единого Российского государства. Культурные связи России со странами Запада. Особенности развития российской культуры в XVI в. Региональный компонент.
Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых.
Россия и Европа в конце XVI – в начале XVII в. Внешняя политика Российского государства, его участие в европейских коалициях.
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Войны с Речью Посполитой, заключение «Вечного мира». Борьба со Швецией. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством. Отношения России со странами Западной Европы и Востока.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Реформа патриарха Никона. Раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Протестное движение старообрядцев.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Русские путешественники и первопроходцы. Русские географические открытия XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Литература. Начало книгопечатания. Публицистика и возникновение светского начала в культуре. Посадская сатира XVII в. Театр. развитие образования и научных знаний.
Региональный компонент. Наш регион в XVI – XVII вв.
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.
Для определения уровня усвоения учащимися 7 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: по пройденным темам в течение года, рубежная, итоговая. будут проводиться проверочные тестовые работы. Критериями для определения уровня усвоения учащимися7 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- называть хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
- различать в исторической информации факты и мнения.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных исторических источников, выявляя сходство и различия данных источников, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно выстраивать повествование (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в изучаемую историческую эпоху.
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание;
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- различать о причинах и следствие исторических событий и явлений, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).
Планируемые результаты обучения истории конца XV – XVIII в. 7 классе.
- локализовать во времени общие рамки раннего Нового времени и собственно Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Западной Европы и других регионов в конце XV – XVIII в.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках изучаемого периода;
- составлять описание образа жизни различных населения, памятников материальной и художественной культуры;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств конца XV – XVIII в.; б) ценностей, господствовавших в обществах изучаемого периода, религиозных воззрений, представлений о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории конца XV – XVIII в.;
- сопоставлять развитие России и других стран в конце XV – XVIII в., показывать общие черты и особенности;
- давать оценку событиям и историческим личностям изучаемого периода;
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств конца XV – XVIII в.;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- сопоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Тематическое планирование по истории России. 7 класс.
№ | Тема и урока (количество часов) | Дата | Элементы содержания | Планируемые результаты | Домашнее задание | |||
план | факт | предметные | метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||
1 | Введение (1ч) |
|
| Знакомство с структурой учебника и формами работы, составление схемы «Исторические источники», работа с исторической картой, лентой времени | Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространство, доказывать, что история России является частью мировой истории | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал. | Формирование и развитие стартовой мотивации изучения нового материала; осмысление роли и значение истории в жизни человека | |
Глава I. Россия в XVI веке (19 ч) | ||||||||
2 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий (1ч) |
|
| Самостоятельная работа – анализ предпосылок Великих географических открытий, заполнение таблицы «Этапы Великих географических открытий», коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой, с картой и иллюстрациями учебника, работа в парах (сильный-слабый) – овладение приемами ознакомительного и изучающего чтения | Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности причин и последствий Великих географических открытий; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии; высказываться о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и истории России | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию. | |
3 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
|
| Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника с последующей проверкой; коллективная работа – реконструкция жизни людей в начале XVI в. с помощью иллюстративного материала и исторической карты. | Научиться давать определения понятий: зона рискованного земледелия, казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые; описывать структуру российского общества, анализировать структуру городского самоуправления в начале XVI в.; доказывать взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли; характеризовать роль общины в жизни крестьян, роль казачества в защите границ Российского государства. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; развивать навыки поиска, анализа и сопоставления и оценивания исторической информации. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию. | |
4 | Формирование единых государств в Европе и России |
|
| Коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой, составление алгоритма решений проблемных заданий, заполнение таблицы «Формирование единого государства: черты сходства и различия В России и Западной Европе», дискуссия с применением приема «мозгового штурма»; работа в парах. | Научиться давать определения понятий: крепостное право, самодержавие; овладевать представлениями об историческом пути развития России и Европы, сравнивая их; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России, выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и Европе; анализировать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общие черты и особенности. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей. Познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию;, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; устанавливать аналогии; классифицировать явления. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. | |
5,6 | Российское государство в первой трети XVI в. |
|
| Коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой; составление схем «Государственное устройство России в XVI в.», «Русское войско в XVI в.»; работа в группах-составление исторических портретов Ивана III и Василия III, характеристика органов управления; сравнение поместья и европейского феода; фронтальная беседа: составление алгоритма решения проблемных заданий. | Научаться применять основные понятий и термины; давать определение понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, «дети боярские», кормление, наместник, приказы, стан, уезд; описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; анализировать, оценивать значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России; систематизировать историческую информацию. | Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: составлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. | |
7 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
| Коллективная работа-анализ иллюстративного материала учебника, выявление и анализ основных направлений внешней политики России в первой трети XVI в. ; заполнение таблицы «Внешняя политика России в первой трети XVI в.»; исследовательская деятельность по выявлению особенностей внешнеполитического курса России в XVI в. | Давать определение понятий: капитуляция, острог, сейм; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии; оценивать внешнюю политику Ивана III и Василия III; использовать сведения исторической карты как источника информации; приемы исторического анализа. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
8,9 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады |
| Коллективная работа с текстом учебника и дополнительным материалом, составление исторических портретов Елены Глинской, и Ивана IV; фронтальная беседа, работа в группах – анализ реформ, проведенные в первые годы правления Ивана IV, заполнение таблицы «Реформы Избранной рады»; организации дискуссии | Применять основные хронологические процессы и событий во времени; давать определение понятий: Земский собор, Избранная рада, местничество, сословно – представительная монархия, стрельцы, челобитная; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы; описывать реформы Елены Глинской; характеризовать последствия боярского правления, описывать детские годы Ивана IV, оценивать реформы Избранной рады; характеризовать органы сословного представительства. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: классифицировать, обобщать, применять начальные исследовательские умения при решении творческих задач. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
10 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
| Коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой; составление кластеров; работа в группах-анализ особенностей развития Казанского, Крымского, Астраханского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства; самостоятельная работа. | Характеризовать территориальный, национальный, политический, социальный и экономический аспекты развития Казанского, Крымского, Астраханского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства; использовать карту как источник информации; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков. | Коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые учебные задачи; развивать мотивы познавательной деятельности; работать по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; осознание первичной социальной и культурной идентичности на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом своего Отечества. | ||
11, 12 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. |
| Коллективная работа-анализ действий Ивана IV по отношении к сопредельным государствам, итоги Ливонской войны и причины неудач России; работа в группах-характеристика народов, вошедших в состав России в XVI в., анализ иллюстративного материала учебника. Региональный компонент | Научиться характеризовать задачи внешней политики России во второй половине XVI в.; давать определение понятий: засечные черты, ясак; определять исторические процессы и события во времени; использовать сведения исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков; показывать территории, присоединенных к России ханств. | Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владеть устной и письменной речью; участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты своей работы, выбирать средства достижения цели. Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию, решать творческие задачи. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих поколений. | ||
13 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
| Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, описание повседневной жизни горожан; коллективная работа-определение структуры российского общества в XVI в.; работа в парах-составление схемы (или заполнение таблицы) «Сословия российского общества в XVI в.» | Давать определения: гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых»; определять исторические процессы и события во времени; высказывать суждения о причинах введения о причинах введения крепостного права в России; описывать порядок несения «тягла» в XVI в. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому, людям труда, к культурному историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих поколений. | ||
14 | Народы России во второй половине XVI в |
| Самостоятельная работа-составление плана ответа по выработанному алгоритму, подготовка и презентация сообщений о народах России во второй половине XVI в.; коллективная работа с текстом учебника; работа в группах-описание занятий, быта, верований народов, присоединенных народов к России в XVI в. Региональный компонент | Научиться характеризовать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к России; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; высказываться о процессе превращения России и в крупнейшую державу; характеризовать политику Ивана IV в Поволжье и Сибири; описывать налоги и повинности, которые платило население с присоединенных земель. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. | Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений | ||
15, 16 | Опричнина |
| Составление плана ответа по выработанному алгоритму, анализ деятельности Ивана IV, выполнение заданий; коллективная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала, итоги опричнины, выявление ее последствий для экономики страны; исследовательская деятельность по выявлению причин падения Избранной рады и перехода к политике к террора; работа с источниками. | Давать определения: земщина, карьера, опричнина; описывать причины разрыва со своими сподвижниками; характеризовать сущность и последствия опричнины для экономики страны; соотносить и систематизировать информацию из различных источников; использовать приемы исторического анализа. | Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||
17 | Россия в конце XVI в. |
| Работа в группах-составление исторических портретов Федора Ивановича, Бориса Годунова; коллективная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала с последующей проверкой; исследовательская деятельность по определению результатов внешней и внутренней политики России в XVI в. | Научиться использовать приемы исторического анализа; характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; давать определение понятия патриарх; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце XVI в. | Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование устойчивой мотивации учения; воспитание российской гражданской идентичности; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
18 | Церковь и государство в XVI в. |
| Работа в группах-заполнение таблицы «Иосифляне и нестяжатели», анализ иллюстративного материала, подготовка и представление проектов «Духовные ценности на Руси»; сравнение принципов иосифлян и нестяжателей, составление рассказа о жизни монастырей и духовенства России в XVI в. | Характеризовать роль церкви в Российском государстве в XVI в.; описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; давать определение понятия архиерей; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; сравнивать интересы церкви и государства; оценивать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание гражданской идентичности. | ||
19 | Культура и народов России в XVI в. |
| Самостоятельная работа-составление плана виртуальной экскурсии по культурным памятникам России в XVI в.; анализ культурного наследия прошлого и выявление его значения; самостоятельная работа с историческими источниками. Региональный компонент | Давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый; анализировать значение культурных контактов России с другими странами; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в. | Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь выражать свои чувства, эмоции. Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению духовной и материальной к осмысление социально – нравственного опыта предков; уважительное отношение к культурному наследию. | ||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» |
| Самостоятельная работа-выполнение тестовых заданий, с последующей проверкой и коллективное обсуждение | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в XVIв в» | Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную Познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений, находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории. | Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расширение оценочной деятельности; овладение способами общения и систематизации знаний | ||
21 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: исследовательская деятельность по выявлению особенностей исторического пути России; организация дискуссии о причинах противоречивости внешнеполитического курса России; самостоятельная работа – составление сложного плана параграфа на основе алгоритма, предложенного учителем | Научиться определять исторические процессы, события во времени; применять основные хронологические понятия и термины; использовать знания о территории и границах; давать определение понятия шляхта; использовать сведения из исторической карты как источника информации; описывать особенности внещнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI – начале XVII в. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, владеть устной и письменной речью. Регулятивные: формулировать новые учебные задачи в учебной и познавательной деятельности; работать по плану, сверяя свои действия с целью. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; воссоздавать образы и картины; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; уважительное отношение к прошлому. | |||
22,23 | Смута в Российском государстве | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа- описание экономических трудностей начала XVII в., составление схемы «Причины Смуты»; работа в группах – анализ иллюстративного материала учебника; составление исторических портретов личностей | Научиться определять исторические процессы, события во времени; применять основные хронологические понятия и термины; давать определения понятий: авантюрист, магнат, самозванство, Смута (Смутное время); использовать сведения из исторической карты как источника информации; анализировать взаимосвязь между экономическими и социальными явлениями; комплексно характеризовать причины смуты; описывать основных участников Смуты и ее основные этапы. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; применять начальные исследовательские умения. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению духовной и материальной к осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; уважительное отношение к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание мотивации поступков людей. | |||
24 | Окончание Смутного времени | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа в группах-составление портретов Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина с последующей презентацией результатов работы; анализ значения воцарения династии Романовых для укрепления российской государственности. | Научиться характеризовать внешнеполитическое положение России в начале XVII в; описывать планы иностранных государств по отношению России; давать определения понятий: гетман, Семибоярщины; определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф. И. Мстиславским; определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; осознание важности трудовой деятельности предков. | |||
25 | Экономическое развитие России в XVII в | Самостоятельная работа – выявление последствий Смуты, заполнение таблицы «Новые и старые черты в развитии экономики России в XVII в.»; работа в группах – анализ развития хозяйства России в XVII в. | Научиться характеризовать последствия польско – шведской интервенции и Смутного времени; овладеть целостными представлениями об историческом пути русского народа при помощи исследования документов, свидетельствующих об экономическом развитии России; сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения; давать определения понятий: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель, промышленник; оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны. | Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; создавая обобщения, устанавливая аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; осознание важности трудовой деятельности предков. | |||
26 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | Самостоятельная работа-анализ реформы армии с помощью материалов учебника и дополнительного материала, характеристика местного управления коллективная работа – составление схемы или заполнение таблицы «Политическое устройство России в XVII в». | Научиться характеризовать перемены в государственном устройстве России в XVII в.; давать определение понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, драгуны, полки нового (иноземного) строя, рейтары, Соборное уложение, социальная опора; описывать основное содержание Соборного уложения 1649 г.; оценивать эффективность деятельности государственного аппарата. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач, опираясь на исторические источники, анализировать особенности государственного управления России; строить логические рассуждения, включающие причинно-следственных связей; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание гражданской идентичности. | |||
27 | Изменения в социальной структуре российского общества | Работа в группах-анализ положения различных сословий в России XVII в., подготовка и презентация сообщений о жизни представителей различных сословий (первое сословие, крестьяне, посадское население, духовенство, казачество); коллективная работа-анализ иллюстративного материала, заполнение обобщающей таблицы «Сословия России в XVII в.» | Научиться объяснять причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев российского общества в XVII в; характеризовать особенности положения каждого из сословий России в XVII в.; анализировать состав земледельцев в России; называть основные повинности, которые несли крестьяне в XVII в.; сравнивать положение сословий; оценивать значение монастырей в хозяйственной жизни Российского государства. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; строить логические рассуждения, включающие причинно-следственных связей. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; уважительное отношение к прошлому, людям труда, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. | |||
28 | Народные движения в XVII в. | Коллективная работа с текстом учебника, исторической картой, заполнение таблиц «Этапы восстания Степана Разина; группового-анализ иллюстративного материала, реконструкция событий прошлого. | Научиться характеризовать причины и последствия народных движений XVII в.; давать определения понятий: беженцы, поход «за зипунами»; выделять этапы восстания под предводительством Степана Разина; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории России; показывать на исторической карте места восстаний середины XVII в. | Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание российской гражданской идентичности. | |||
29,30 | Россия в системе международных отношений | Самостоятельная работа с исторической картой и текстом учебника, выполнение заданий , предложенных учителем; групповая работа- анализ отношений России со странами Западной Европы, Речью Посполитой, Швецией, странами исламского мира и Китаем; | Анализировать отношения России с соседними странами; объяснять суть противоречий отношений России с другими государствами давать определения понятий: верительная грамота, коалиция, ратификация, фураж; выявлять причины первой русско-турецкой войны; называть и характеризовать союзников России по «Священной лиге»; изучать и систематизировать информацию из различных источников. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков и значения истории в жизни человека; оценивание внешнеполитической деятельности России и роли личности в истории. | |||
31 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | Коллективная работа-составление исторического портрета Богдана Хмельницкого, реконструкция военных действий с использованием исторической карты; работа в парах (сильный-слабый)-выполнение проблемного задания, предложенного учителем. | Научиться характеризовать процесс вхождения Украины в состав России | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание российской гражданской идентичности. | |||
32 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол. | Самостоятельная работа с текстом учебника с последующей проверкой при консультативной помощи учителя, выполнение проблемного задания по предложенному алгоритму; составление схемы (заполнение таблицы) «Причины раскола»; работа в группах-составление исторических портретов протопопа Аввакума и патриарха Никона. | Научиться характеризовать положение Русской православной церкви после Смутного времени; объяснять причины церковной реформы, описывать ее последствия и оценивать ее достоинства и недостатки; давать определения понятий: протопоп, Раскол, старообрядчество; анализировать позицию Русской православной церкви в XVII в.; Объяснять, почему в XVII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной. | Коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов стороня4 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые учебные задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы познавательной деятельности; работать по плану, сверяя свои действия с целью; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание мотивации поступков людей предшествующих эпох. | |||
33,34 | Народы России в XVII в. | Коллективная работа с исторической картой «Россия в XVII в.»; организация мини-дискуссии о положительных и отрицательных последствиях русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока; работа в парах- выполнение творческого задания, предложенного учителем, с последующей проверкой; работа в группах-составление «портретов» народов России с последующей презентацией результатов своей работы. Региональный компонент | Научиться определять исторические процессы, события во времени; давать определения понятий: чум, шаман, юрта; описывать процесс формирования многонационального Российского государства; характеризовать историю и культуру народов России вXVII в.; называть положительные и отрицательные стороны русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков. | Коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов стороня4 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов стороня4 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Познавательные: : самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание мотивации поступков людей предшествующих эпох; оценивание значения истории малой Родины в жизни человека. | |||
35 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | Самостоятельная работа с исторической картой и материалом учебника; мини- дискуссия о значении освоения Сибири и Дальнего Востока; коллективная работа-обсуждение личностей русских путешественников и первопроходцев XVII в. и анализ результатов их деятельности. | Научиться определять исторические процессы, события во времени; характеризовать политическую географию русских земель в XVII в.; оценивать значение освоения новых территорий; давать определения понятий: абориген, аманат, коч; высказывать суждения о целях первопроходцев; сравнивать достижения русских путешественников и первопроходцев XVII в. по выбранным критериям; перечислять плюсы и минусы взаимодействия племен, проживающих на присоединенных к России; показывать на карте маршруты русских путешественников и первопроходцев. | Коммуникативные: владеть устной и письменной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох; оценивание исторических событий и роли личности в истории. | |||
36 | Культура народов России в XVII в. | Коллективная работа-выявление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в.; составление схемы (или заполнение таблицы) «Новые и старые черты в культуре народов России в XVII в.; самостоятельная работа с текстами источников с последующей проверкой; работа в парах-выполнение творческого задания с последующим коллективным обсуждение результатов работы. | Научиться выявлять факторы, влияющие на развитие культуры в XVII в; применять приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом0 виде; передавать обобщенный смысл учебной задачи. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. | |||
37 | Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | Работа в группа-подготовка и презентация сообщений о повседневной жизни представителей различных слоев российского общества в XVII в. (бояре, дворяне, горожане и крестьяне); самостоятельная работа с текстом и иллюстративным материалом учебника; коллективная работа- сравнение повседневной жизни русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. | Научиться характеризовать изменения, произошедшие в основах мировоззрения и традициях повседневной жизни русского человека в XVII в.; давать определения понятий: братчина, всенощная, изразцы, парча, тафта; описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание, и т. д); описывать традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представление русского народа о справедливости. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; передавать обобщенный смысл учебной задачи. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. | |||
38 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | Работа в группа-подготовка и презентация об истории национального костюма и повседневной жизни украинцев, народов Поволжья, Сибири и Северного Кавказа; самостоятельная работа с текстом и иллюстративным материалом учебника; ; выявление влияния климатических условий на быт народов России. | Научиться характеризовать особенности повседневной жизни народов России в XVII в.; давать определения понятия аул; называть народы, проживающие на территории нашего государства; описывать различия быта кочевых и оседлых народов; определять влияние климатических условий на постройки и одежду народов России; характеризовать Россию как многонациональную страну, народы которой бережно сохраняли традиции своих предков. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и монологической речью. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; осмысление социально – нравственного опыта предков; воспитание российской гражданской идентичности. | |||
39 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме. | Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: самостоятельная работа-выполнение тестовых заданий с последующей проверкой; выполнение проблемного и творческого заданий; комментирование выставленных отметок. | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых»; развивать познавательную активность; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в XVII в.; описывать образ жизни и основные занятия населения Российского государства; доказывать, что история России является частью мировой истории. | Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоение учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную. Познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач | Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расширение оценочной деятельности; овладение способами обобщения и систематизации знаний; . осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к культурным достижениям народа. | |||
40 | Резервный урок |
Учебно – методический комплекс:
- рабочей программы и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразоват. организаций/ А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2018
- Рабочая программа по истории России. 7 класс/ Сост. Е. Н. Сорокина. – М.: ВАКО, 2017- 40 с. к УМК Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др.
- История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] А. В. Торкунова. – 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017.
- История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] А. В. Торкунова. – 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017.
- А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Лукутин, Л. А. Соколова. Рабочая тетрадь к учебнику История России. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016
- История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2015.
- Текущий и итоговый контроль по курсу «история России. ХVII – XVIII вв. 7 класс». Контрольно – измерительные материалы. М.: «Русское слово», 2013.
- Дидактические материалы. Всеобщая история. История Нового времени. Разноуровневые задания. 7 класс / Сост. Д. И. Чернов. - М.: Вако, 2016.
- Современный урок истории. 5 – 11 классы. М.: Вако, 2017.
- Атлас «История нового времени» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2010-2013.
- Нестандартные уроки истории по учебнику «История России» 7-8 классы. / Сост. Е. Н. Сорокина – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
- Вопросы и задания по истории. Россия в XVII – XVIII веках. 7 класс. – М.: АРКТИ, 2003
- Предметная неделя истории в школе: кгнкурсы, викторины, олимпиады/ Н. И. Харьковская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
Интернет ресурсы:
- http://fcir.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
- http://kontur-map.ru–контурные карты по географии и истории. 5 – 10 классы
- http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
- http://www.ug.ru - «Учительская газета».
- http://www.1september.ru – Газета «Первое сентября».
- http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
- http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
- http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России
Темы проектов по истории для 7 класса.
- 1 А.В. Суворов - непобедимый.
- Борис Годунов.
- Великие географические открытия.
- Восстание Степана Разина.
- Дворцовые перевороты. Анна Иоанновна. Бироновщина.
- Живопись. Деятельность Симона Ушакова.
- Изобретатель и механик Иван Петрович Кулибин.
- Смутное время. Первое и второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и средних веков в 6 классе
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца16 века и истории средних веков в 6 классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, ...
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России 6-9 класс к УМК Н.М. Арсентьева, А.А, Данилова, П.С. Стефановича под редакцией А.В. Торкунова
Рабочая программа учебного курса «История России» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового уч...
Рабочая программа курса истории России для 11-х классов
Рабочая программа курса истории России для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана.Рабочая программа рассчитана на 36 учебных...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018 - 2019 гг для 6 класса УМК А. В, Торкунова
Рабочая программа по Истории России составлена на основе ФГОС к учебнику Истории России Н. М. Арсентьева, А, А, Данилова, П. С.Стефанович, А. Я Токаревой...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018 - 2019 гг. для 8 класса под редакцией А. В. Торкунова
Рабочая программа по Истории России для 8 класса составлена на основе ФГОС к учебнику История России, авторы Н. М. Арсентьев, А. А.Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева...
Рабочая программа по истории России с элементами театрализации 6-9 класс
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через введение в уроки приемов театрализации: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков ...