Рабочая программа курса истории России для 11-х классов
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Рабочая программа курса истории России для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана.
Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2012 -2013 учебный год (с сентября по февраль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.pr_.istoriya_ross_11_klass.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(История России 20- нач. 21в.)
11класс 36ч.
Требования к уровню подготовки учащихся:
хронологические знания и умения:
- называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
- составлять хронологические и синхронистические таблицы; знание фактов:
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
- сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;
работа с источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду;
- использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или не скольких источниках;
- высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- характеризовать позиции, взгляды автора источника;
—сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик будет знать /научится
Сопоставлять факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты
дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,
использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с
исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; - учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Контроль за результатами обучения:
- фронтальный опрос
- опрос в парах
- контрольная работа
- тестирование
- работа с КИМ
- практикум
- урок – зачет
- урок викторина
Место предмета (количество часов за неделю, за год):
Рабочая программа курса истории России для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана.
Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2012 -2013 учебный год (с сентября по февраль).
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
- Базисный учебный план для основной школы.
- Примерная программа по истории.
- Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Распределение учебных часов по разделам программы:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (8ч)
Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай И. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения, «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л, Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б, Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Тема 2. Россия в годы первой революции
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. Г. Талон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, II. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума
Тема 3. Монархия накануне крушения.
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи»,
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая вой а, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
РАЗДЕЛ П. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА (28 ч)
Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г.
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис .правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов, Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране,
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой
Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема 5. Становление новой России (1917-1920)
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к мшу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-с гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. 11олитика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн,
Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации .
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х т — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Тема 8. Великая Отечественная война
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии.
Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за липнем фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы воины Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на поемный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Тема 9. Последние годы сталинского правления.
Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. 11ромышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема 10. СССР в 1955—1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике з начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Тема 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг. Л. И.
Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арен;' новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (5ч)
Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре — октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток:. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
Учебно – методическое обеспечение:
Литература
1. Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический
школьный учебник» 5-11 классы М., Просвещение 2008 .
- Федеральная Примерная программа Основного общего образования по истории
- Рабочие программы по истории 10-11 классы. М., 2008г.
4. ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕСТВО-
ЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 5—11 классы» М,. «Просвещение » 2008г. (коллектив авторов).
5. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России ХХ-начало XXI
века» 11 класс, М., 2009.
Учебно-методический комплект:
Учебник: А.А. Леваидовский, Ю А. Щетинов, С.В. Мироненко «История Россия ХХ-начало XXI века» 11 класс, М., 2009г.
Дополнительная литература:
- А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова «Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ-начало XXI века» М., 2009г.
- «Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ-начало XXI века» Волгоград, 2005г.
- 3000 тестов и проверочных работ по истории, М.2005г.
- Хрестоматия по истории России.
- Демонстрационные варианты ЕГЭ за 2005-2012 гг.
Рабочая программа данного курса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий. Курсивом в программе дан материал для углубленного изучения.
Структура программы дает возможность выявить главное содержание исторического развития России в XX — начале XXI в. Программа позволяет учителю выстраивать учебный процесс с учетом способностей учащихся, особенностей школы; Главным остается цель исторического образования — знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по истории России для 11 класса, в который входят: учебник А А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко «История России. XX - начало XXI века» и «Методические рекомендации. Пособие для учителя» Ю. А. Щетинова, Л. В. Жуковой. Авторы учебника придерживаются концепции многофакторного подхода к изучению исторического процесса, позволяющего воссоздать «полнокровность» и многомерность последнего, и рассматривают в качестве фундамента обучения истории учет национальных интересов и государственных приоритетов России. При этом авторы руководствуются следующими основополагающими принципами: включение истории России XX в. в мировую историю как одной из ее важнейших частей; последовательное проведение принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок; выявление альтернатив развития на крутых переломах истории с последующим выяснением причин реализации одной из них; оценка различных точек зрения историков на ключевые явления и события; уважение права ученика на собственное, обоснованное мнение.
Календарно — тематическое планирование по курсу
«История России ХХ век». 11 класс.
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебной программой А.Ю.Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко
2010-2011г. 37 ч.
№ | Тема урока | Кол –во часов | Тип урока | Ожидаемые, планируемые результаты | Элементы содержания | Вид контроля | Д.З. | Дата | |
1 | Раздел1. Российская империя. Тема1 Россия вначале ХХ века. Социально — экономическое развитие страны в конце Х1Х- нач. ХХ века. | 1 | Изучение нового материала | Дать характеристику экономического развития страны используя информацию исторической карты. Объяснить причины высоких темпов развития. | Николай 2 (1894-1917), модернизация, монополии, инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация. | Устный опрос | п.1 | ||
2 | Внутренняя и внешняя политика самодержавия. | 1 | Комбинированный урок | Дать характеристику Николая 2, причины войны, планы сторон. Объяснить каковы основные направления внешней политики Николая 2. | Реакция, охранка, 1882г., 1894г. - русско — французский союз, КВЖД, 1904-1905г. - русско — японская война. | Устный опрос | п.2 | ||
3 | Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция. Комбинированный урок Комбинированный урок | 1 | Комбинированный урок | Объяснить, в чем смысл политических реформ в России, объяснить смысл понятий социал — демократы, эсеры. | Земства, русификация, 1901г., марксизм, большевики, мень-шевики, диктатура пролетариата, либеральная оппо-зиция, Учредительное собрание. | Беседа | п.3 | ||
4 | Тема 2 Россия в годы первой революции. Революция: начало, подъем, отступление. Начало революционного движения в Адыгее. | 1 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Рассказать о первой революции, раскрыть характер и причины российской революции, рассказать об основных участниках и событиях. | 9 января , Г.А.Гапон, петиция, манифест, булыгинская Дума, политическая забастовка, Всероссийская политическая стачка, кадеты, октябристы.конституционная монархия. | Устный опрос | п.4 | ||
5 | Становление российского парламентаризма. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать обсто-ятельства формирования политических партий и ста-новление парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, аргу-ментировать свою оценку. | Парламент, парламентаризм, 1 Гос.Дума. 2 Гос.Дума, Гос. Совет, курия, черносотенцы, трудовики, П.А.Столыпин. | Беседа | п.5 | ||
6 | Тема 3. Монархия накануне крушения. Третьиюньская политическая система. | 1 | Изучение нового материала | Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917г., анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917г. | 3 июня 1907г., третьиюньская монархия, правые, центристы, левые, «октябристский маятник», Ленский расстрел, 4 Гос. Дума. | Устный опрос | п.6 | ||
7 | Наведение порядка и реформ. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать отноше-ние групп к реформе Столы-пина, излагать основные положения реформы, дать оценку ее итогов и значения. | Аграрная реформа Столыпина, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука. | Задания по карточкам | п.7 | ||
8 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть причины участия России в войне, рассказать о ходе военных действий на Восточном фронте, характеризовать положение людей на фронте и в тылу. | Тройственный союз, Антанта, сфера влияния, аннексия, контрибуция, ультиматум, блицкриг, Брусиловский прорыв. | Устный опрос | п.8 | ||
9 | Русская культура конца Х1Х - нач ХХ века. | 1 | Изучение нового материала | Представлять биографи-ческую информацию, обзор творчества, характери-зовать стили и течения в российской литературе и искусстве начала ХХ века. | «Серебряный век», реальные училища, ренегатство. | Задания по карточкам | п.9 | ||
10 | Раздел 2. Великая российская революция. Тема 4. Россия в революционном вихре 1917г. По пути демократии. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917г. Анализировать различные версии и оценки событий Октября 1917г. Составить характеристику В.И. Ленина, Л.Д.Троцкого. | Временное правительство, А.Ф.Керенский, Петросовет, двоевластие, амнистия, анархизм, социалистическая революция | Беседа | п.10 | ||
11 | От демократии к диктатуре. | 1 | Изучение нового материала | Характеризовать политические и социальные силы, противостоявшие большевикам в первый период Гражданской войны. | Бонапартизм, выступление Корнилова - август 1917г., концлагерь, Красная гвардия, братания. | Задания по карточкам | п.11 | ||
12 | Большевики берут власть. | 1 | Комбинированный урок | Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания. Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира. | Декрет, наркомат, А.В.Луначарский, И.В. Сталин, ВЦИК, ВЧК, Ф.Э. Дзержинский. | Устный опрос | п.12 | ||
13 | Тема 5 . Становление новой России (октябрь 1917 -1920гг.). Первые месяцы большевистского правления. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять особенности развития внутренней политики РСФСР. | Национализация, рабочий контроль, комбеды. Однопартийная система, сепаратный мир, экономика директивного типа, РСФСР, Конституция РСФСР. | Тестирование | п.13 | ||
14 | Огненные версты гражданской войны. Адыгея в годы гражданской войны. | 1 | Изучение нового материала | Дать характеристику белого и красного движения(цели, участники, методы борьбы), используя учебник, интернет, и др. источники. | Гражданская война , экспроприация, интервенция, А.В.Колчак, А.И.Деникин, М.В.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, буферное государство. | Устный опрос | п.14 | ||
15 | Почему победили красные? | 1 | Комбинированный урок | Объяснять понятия «военный коммунизм», характеризовать особенности политики «военного коммунизма», эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства. | Мобилизация, «военный коммунизм», Реввоенсовет, продразверстка, красный террор, Белый террор, зеленое движение. | Беседа | п.15 | ||
16 | Тема 6. Россия, СССР: годы НЭПа.Социально-экономическое развитие страны.Адыгея в период НЭПа. (1921-1927г.)НРК. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять причины перехода к НЭПу. Сравнивать задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа. Характеризовать сущность и значение НЭПа. | 1921г. Март, НЭП, продналог, концессия, хозрасчет. Нэпман,1922 апрель-май. | Задания по карточкам | п.16 | ||
17 | Общественно- политическая жизнь. Культура. | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть причины, основное содержание и последствия внутрипартийной борьбы в 1920-е гг. Объяснить причины победы Сталина во внутрипартийной борьбе. | ГПУ, ОГПУ, ГУЛАГ, режим личной власти, Г.Е. Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин, «сменовеховство». | Тестирование | п.17 | ||
18 | Образование СССР. | 1 | Комбинированный урок | Объяснить, в чем заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения. Характеризовать принципы, в соответствии с которыми про произошло образование СССР. | 30 декабря 1922г., СССР, постулат, федерация, суверенитет, автономия, культурно-национальная автономия, унитарное государство, 1924г. - принятие Конституции. | Устный опрос | п.18 | ||
19 | Внешняя политика и Коминтерн. | 1 | Изучение нового материала | Характеризовать основные направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1920-е гг. | 1919 март 1 Конгресс Коминтерна , принцип мирного сосуществования, принцип пролетарского интернационализма, дипломатия, 1920 апрель — октябрь — советско — польская война, план Дауэса, пакт Бриана — Келлога, рабочие правительства. | Задания по карточкам | п.19 | ||
20 | Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации. Кардинальные изменения в экономике. | 1 | Комбинированный урок | Проследить за развитием российской экономики, выявить влияние пятилеток на развитие экономики | Декабрь 1925, индустриализация, 1928-1932 первая пятилетка, МТС, 1929 — начало массовой коллективизации, колхоз, кулачество, спецпереселенцы, 1930- статья И.В.Сталина, форсированная модернизация , совхоз. | Тестирование | п.20 | ||
21 | Общественно- политическая жизнь. Культура. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать особености духовной жизни в 1930-е гг. , сравнить с культурой 20-х гг., выявить сходства и различия. | Вредительство, репрессии, декабрь 1934г., социалистический реализм, А.П. Гайдар, Б.Л.Пастернак, А.П.Платонов. | Задания по карточкам | п.21 | ||
22 | «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. | 1 | Изучение нового материала | Раскрыть сущность и последствия политических процессов , сопоставить , как оценивались итоги социально- экономического и политического развития СССР в 1920-1930-е гг. в Конституции 1936 г. и как они оценивались в учебнике. | Верховный совет, Президиум Верховного Совета, номенклатура, облигационные займы, карточная система, государственный социализм. | Устный опрос | п.22 | ||
23 | На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1930 е гг., проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиции СССР. | Система коллективной безопасности, 1939 23 августа , В.М.Молотов, И. Риббентроп. | Беседа | п.23 | ||
24 | Накануне грозных испытаний. | 1 | Изучение нового материала | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. | Государственные мобилизационные запасы, КВ, операция «Морской лев». | Устный опрос | п.24 | ||
25 | Тема 8. Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах. | 1 | Комбинированный урок | Рассказать о причинах военного столкновения германии и России,о крупнейших сражениях 1941г. Объяснить причины неудач Красной армии в начальный период войны. | Ставка Верховного главнокомандования, ГКО, план Барбарос-са, оккупация, фа-шизм, стратегия, тактика, стратегическая оборона. | Устный опрос | п.25 | ||
26 | Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны. | 1 | Комбинированный урок | Рассказать окрупнейших сражениях с 1942г., используя карту. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки. | Оккупационный режим, план «Ост», геноцид, расовая дискриминация, партизаны, подпольщики, «Молодая гвардия». | Тестирование | п.26-27 | ||
27 | СССР и союзники. Итоги войны. | 1 | Комбинированный урок | Объяснить, почему потерпели крушение надежды немцев на развал СССР, рассказать о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. | Январь 1942г. , роспуск Коминтерна, ООН, « сентября 1945г. | Устный опрос | |||
28 | Контрольная работа. Тема: «СССР и союзники. Итоги войны.» | 1 | Урок проверки и учета знаний | Контроль знаний. | Контрольная работа | п.20-27 повторить. | |||
29 | Тема 9. Последние годы сталинского правления. Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. | 1 | Изучение нового материала | Раскрыть содержание понятий «холодная война», «железный занавес», объяснить причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы. | 5 марта 1946г., январь 1949г., СЭВ | Тестирование | п.29 | ||
30 | Восстановление и развитие народного хозяйства. | 1 | Комбинированный урок | Объяснить причины сравнительно успешного восстановления экономики , рассказать о жизни людей в послевоенный период. | «Закручивание гаек» в экономике, 4 пятилетка, Развитие промышленности. | Беседа | п.30 | ||
31 | Власть и общество. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать причины, ход, итоги борьбы за власть после смерти И.В.Сталина, причины победы Н.С.Хрущева. | Общественный импульс, третья программа КПСС (1961г.). | Устный опрос | п.31общ | ||
32 | Тема 10 . СССР в 1953- 1964гг.: попытки реформирования советской системы. Изменения в политике и культуре.Преобразования в экономике. | 1 | Комбинированный урок | Составить характеристику Н.С.Хрущеву., используя дополнительную информацию. | Сентябрь 1953г., февраль 1954г., Н.С.Хрущев. | Беседа | п.32-33 | ||
33 | СССР и внешний мир. | 1 | Изучение нового материала | Раскрыть значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем, подготовить сообщение об одном из конфликтов «холодной войны». | Май 1955г., ОВД, 1962г. | Устный опрос | п.34 | ||
34 | Тема 11. СССР в последние десятилетия своего существования.Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985гг. Общественно- политическая жизнь. Культура. | 1 | Комбинированный урок | Объяснить в чем заключались альтернативы развития советского общества в середине 1960-х гг., составить характеристику Л.И.Брежнева, используя исторический материал. | Л.И.Брежнев, октябрь 1964г, 1965г. «консервация политического режима». | Задания по карточкам | п.35-36 | ||
35 | Перестройка и распад СССР | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть содержание понятия «гласность», указывать отличие гласности от свободы слова, проводить поиск информации об изменении в культуре и жизни в годы перестройки. | М.С.Горбачев, апрель 1985г.,май — июнь 1985г.-1 съезд народных депутатов, Б.Н.Ельцин, март 1990г., июнь 1990г., 12 июня 1991г., 19-22августа 1991г., ГКЧП, 8 декабря 1991г. | Тестирование | п37-38 | ||
36 | Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». | 1 | Комбинированный урок | Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового мышления, характеризовать основные направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки. | 1968г. август, 1991г. весна — роспуск СЭВ и ОВД. | Беседа | п.39 | ||
37 | Раздел 3. Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. ХХ- нач. Х1Хвека. Российское общество в первые годы реформ. | 1 | Комбинированный урок | Объяснить, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, привлекая свидетельства современников. | 1999- начало антитеррористической операции в Чечне. Январь 1992г., январь 1997г. | Устный опрос | п.40-41 |
38 | Россия сегодня. | 1 | Комбинированный урок | Выявить особенности демократического режима, охарактеризовать В. В. Путина, рассказать про нац. Проекты, внутреннюю политику страны. | 1991г. 31 декабря; В.В.Путин, 2000г., 2004 март, 2005 сентябрь - принятие приоритетных национальных проектов. | Устный опрос | П.42-43 | |
39 | Внешняя политика России. | 1 | Комбинированный урок | Рассмотреть особенности внешней политики России. | Задания по карточкам | П.44 | ||
40 | Итоговый урок. Контрольная работа. | 1 | Урок проверки и учета знаний | Контроль знаний. | Контрольная работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории "Россия и мир" 10 класс
Пояснительная записка.Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана на 68 часов.Историческое ...
Рабочая программа по истории России для 10 профильного класса (социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа по истории России для 6-9 классов
Рабочая программа "История России" 6-9 классы. Рабочая программа разработана на основе авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. ...
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018 - 2019 гг для 6 класса УМК А. В, Торкунова
Рабочая программа по Истории России составлена на основе ФГОС к учебнику Истории России Н. М. Арсентьева, А, А, Данилова, П. С.Стефанович, А. Я Токаревой...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018-2019 гг. для 7 класса под редакцией А. В. Торкунова
Рабочая программа по Истории России для 7 кл. составлена на основе ФГОС к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я Токаревой...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018 - 2019 гг. для 8 класса под редакцией А. В. Торкунова
Рабочая программа по Истории России для 8 класса составлена на основе ФГОС к учебнику История России, авторы Н. М. Арсентьев, А. А.Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева...