Эссе: «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны».
статья по истории (10 класс)
В 21 веке человек превращается в «машину», которая очерствела до простых человеческих чувств. Память утратила свою ценность. Прогресс неумолимо мчится вперёд, осваивая все новые и новые рубежи, забывая истоки.… Но ведь не будь у нас прошлого, не наступило бы настоящее и будущее!
Главная задача юных граждан – сберечь память о прошлом поколении, которое сохранило нам нашу Родину, отстояло ее независимость. Наши деды и прадеды передали нам эту эстафету памяти – мы должны достойно ее пронести через всю жизнь и передать новой поросли людей. Память о прошлом проектирует наше будущее. Прошлое нашего народа не было простым: революции и войны хранит наша память, но она хранит и память о комсомольских стройках, победном шествии социализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_istorii_i_mify_ayzvirt.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе: «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны».
«Прошлое, хранящееся в памяти,
есть часть настоящего».
Тадеуш Котарбиньский
В 21 веке человек превращается в «машину», которая очерствела до простых человеческих чувств. Память утратила свою ценность. Прогресс неумолимо мчится вперёд, осваивая все новые и новые рубежи, забывая истоки.… Но ведь не будь у нас прошлого, не наступило бы настоящее и будущее!
Главная задача юных граждан – сберечь память о прошлом поколении, которое сохранило нам нашу Родину, отстояло ее независимость. Наши деды и прадеды передали нам эту эстафету памяти – мы должны достойно ее пронести через всю жизнь и передать новой поросли людей. Память о прошлом проектирует наше будущее. Прошлое нашего народа не было простым: революции и войны хранит наша память, но она хранит и память о комсомольских стройках, победном шествии социализма. Историческая память иногда больно ранит, иногда создает мифы, но чаще мы гордимся нашей историей. Гордость за нашу героическую историю объединяет всех, или почти всех, людей. Героической вехой нашей истории, несомненно, является история Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, наше поколение стало свидетелем того, как некоторые отечественные историки и политологи ,но чаще западные, начинают переписывать историю Второй мировой войны, начиняют и опутывают ее мифами.
Великая Отечественная война - самая драматичная страница отечественной истории 20 века: она изломом прошла по судьбе страны и судьбе человека. Гитлеровская Германия в 1941 году на нашу страну обрушила всю мощь фашисткой военной машины: горели города и села, сапог палача топтал русскую землю. Противостоял машине войны простой советский солдат. От простого Солдата зависела судьба страны и будущих поколений, то есть наша судьба. Наш долг не только рассказать о подвиге Солдата, остановившего фашизм, но и увековечить его подвиг, чтобы «не перестала память родителей наших, и наша свеча не угасла»
Тема Великой Отечественной войны и судьба солдата на войне сегодня особенно значима, так как высвечивает проблему исторической памяти, которая имеет свойство со временем притупляться.
Гипотетически можно предположить, что память о войне постепенно стирается, обрастает мифами.
Цель работы современного историка - показать, что историческая память является одной из основ самосознания и выражается в знании объективной картины истории Великой Отечественной войны.
Из поставленной цели вытекают задачи, стоящие перед учителем истории.
1.Изучить проблему вопроса исторической памяти.
2. Провести социологическое исследование по теме «Великая Отечественная Война в памяти россиян».
3. Продемонстрировать, что историческая память выражается в знании истории страны и её героев.
Для решения поставленных задач, представляется важным исследовать проблему исторической памяти, понять, что объективно наши дети знают о Великой Отечественной войне и насколько память о войне подвержена коррозии. Думается, изучение истории Победы начинается с истории семьи, края, поэтому в центре учительской деятельности ставится изучение истории через призму реальных людей. В ходе исследования исторической памяти обучающихся МАОУ « Лицея №1» г Березники выдвинуты объект и предмет исследования.
Объектом исследования учителя стали лицеисты различных возрастных категорий, их отношение к исторической памяти, истории семьи в истории победы. Подвиг советского человека, остановившего машину войны
Предмет исследования – Великая Отечественная война в исторической памяти россиян.
Для решения поставленных задач использовались методы эмпирический - социологический опрос, анкетирование; теоретический – анализ, синтез.
К числу актуальных проблем, как мы уже определились, современной России следует отнести проблему исторической памяти. Мозаичность и разобщенность современного российского общества, несомненно, накладывает отпечаток на содержание исторической памяти; в ней переплетаются, правда и вымысел, иногда – целенаправленно внедряется ложь. Важно представлять содержание исторической памяти. Под исторической памятью понимается обобщенный коллективный опыт социальной группы или общества в целом, который формулируется в процессе развития представлений человеке о мире, является актуальным для ныне живущего поколения и хранится при помощи средств информации и особых социальных институтов, для последующего использования исторического опыта.
Объектом отражения исторической памяти является прошлое во всем многообразии его проявлений в духовной и материальных сферах жизни общества через связь поколений.
По мнению Ж.Т. Тощенко историческая память – это, определенным образом, «сфокусированное сознание», в котором информация о прошлом, концентрируется и приобретает актуальность, благодаря её тесной связи с настоящим и будущим[1].
Она, по сути, является выражением процесса организации, сохранения и восприятия прошлого опыта жизни народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей в настоящем или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Содержание исторической памяти представляет собой относительно устойчивую совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих оценку прошлого во всем его многообразии.
С первых дней существование человека, прошлое окружает его в культуре, в обрядах, обычаях, фольклоре. Благодаря подобной связи между поколениями образуется целая история человечества. Отражение этой связи происходит через историческую память. Историческая преемственность – одно из важных условий существование социума. Без осмысления истории страны общество теряет ориентацию в будущие.
Только уважение к истории формирует чувство гордости за страну, патриотизм. Именно общность исторических судеб народа становится нерасторжимой связью между соотечественниками во времени и пространстве. Поэтому историческая память является одной из основ самосознания и выражается в знании истории и своих героев.
Человек в полной мере может осознавать себя гражданином только тогда, когда он знает свою историю – историю страны, малой Родины, семьи. Без памяти нет личности, без личности нет человека. Наша страна пережила много испытаний: революцию, гражданскую войну, индустриализацию, коллективизацию. Память об этих событиях разная: люди помнят не только
победные пятилетки, но и ГУЛАГ. Это часто разъединяет людей. Будущность нации – её монолитность. Монолитом нации, бесспорно, является память о Великой Отечественной Войне. Победа в Великой Отечественной войне стала фактически отправной позитивной точкой развития национального сознания.
Что и как лицеисты помнят о войне, по каким меркам ее оценивают сегодня, каковы уроки Победы для новой России, показало социологическое исследование «Великая Отечественная война 1941-1945 в исторической памяти», проведенная в ноябре 2016 года.
В русле поставленной цели изучались: знания и представления о Великой Отечественной войне, её героях, факторы победы, отношение к памятникам войны и её участникам. Соответственно поставленной цели были разработаны вопросы анкеты для обучающихся МАОУ « Лицея№1» .Всего было опрошено 190 лицеистов.
.
Сравнение ответов позволило выявить диапазон исторической памяти и глубину знаний событий и героев Великой Отечественной войны. Важнейшим содержательным признаком, несомненно, является возрастной. Было выделено две возрастные группы 8-9 классы(14-15 лет) – они еще не изучали историю Великой Отечественной войны и 10-11 классы(16-17 лет) – эта категория лицеистов уже знакома с историей Войны и Победы.
Школа - один из важных каналов сохранения исторической памяти. Для того чтобы выяснить насколько хорошо лицеисты знают историю проводился социологический опрос в ранее названых возрастных группах. О подвиге молодогвардейцев знают только 20% опрошенных или 38 респондентов, это учащиеся 10-11 классов. Не знают о подвиге молодогвардейцев 80% опрошенных, 152 респондента. В советских школах о подвиге молодогвардейцев знал каждый школьник начальной школы. Сегодня в наших учебниках истории этот подвиг не освящается совсем, его постепенно забывают, как видим, историческая память стирается. О Зое Космодемьянской в 10-11 классах знают 72 респондента из числа опрошенных; 118 респондентов не смогли вспомнить о Зое Космодемьянской ничего, это учащиеся 8-9 классов. Этот печальный факт учителями истории объясняется тем, что в рамках урока не представляется возможным уделить внимание героям войны, а именно они непосредственно ковали победу над фашизмом. В 9 классе на изучение истории Великой Отечественной войны отводится пять часов, а в 11 классе – семь часов. Вместе с тем старшеклассники интересуются историей Великой Отечественной войны, читают историческую литературу. Так половина опрошенных знает, за какой подвиг награждали Орденом Славы, но при этом ничего не знают о военной судьбе нашего земляка кавалера трех орденов славы - Кургузове Иване Ефимовиче .
Для понимания исторической памяти необходимо знать, что она имеет двоякое содержание:
- «живая» память участников войны;
- реконструированная память (литература, учебники, радио, телевидение).
Следует обратить внимание и на то, что в историческую память может, вплетаться идеологический компонент. Старшее поколение часто победу связывает лично со Сталиным. Новое поколение, выросшее на книгах, Победу более олицетворяют с патриотизмом и героизмом.
В исторической памяти обнаруживается два компонента:
- собственно знаний, (в данном случае знаний об истории Отечества);
- оценочный компонент.
Методика исследования предусматривает вопросы на изучение обоих компонентов, как информационного, так и оценочного. Показатель отношений к Великой Отечественной войне – интерес. Для того чтобы выяснить насколько молодым людям интересна Великая Отечественная война задавались следующие вопросы: «Интересуют ли вас события Великой Отечественной войны?» Вопрос предусматривал ответы: «Очень интересует», «Скорее интересует, чем нет», «Мало интересует», «затрудняюсь ответить». Варианты ответов нашли отражение в следующей таблице.
Таблица №1 Великая Отечественная война в исторической памяти россиян.
Вопросы | 8-9 класс | 10-11 класс | ||
Кол-во участников | проценты | Кол-во участников | проценты | |
Очень интересует | 24 | 32% | 62 | 53% |
Скорее да, чем нет | 14 | 19% | 38 | 34% |
Мало интересует | 12 | 16% | 12 | 10% |
Совсем не интересует | 16 | 22% | 4 | 3% |
Затруднились ответить | 8 | 11% | 0 | 0 |
Как мы видим, интерес к истории о Великой Отечественной войне у молодого поколения есть; совсем не интересуются историей войны только 25% опрошенных респондентов, но, при этом, наблюдается тенденция к стиранию исторической памяти россиян – они не знают героев, ковавших историю Победы. Выявленное противоречие высвечивает важную роль и значимость просветительской работы среди лицеистов и березниковцев в целом: нужно представлять обществу героев страны и героев-земляков.
Для формирования исторического сознания и обогащения исторической памяти трудно переоценить роль «домашних университетов». В семейных архивах у всех опрошенных респондентов хранятся фотографии военных лет. Лицеисты, в основном, знают о славном военном прошлом своих родственников. 38% опрошенных респондентов принимают участие в акции «Бессмертный полк». Нападая на Советский союз, фашистская Германия рассчитывала на молниеносную войну – «блицкриг», уповала на несокрушимость своей мощной военной машины. Фашист полагал, что отлаженный механизм армии - гарант победы; он не учел патриотизм и героизм русского народа. Отечественную войну вел весь советский народ.
В чем заключалась победа нашей армии и нашего народа? На этот оценочный вопрос учащиеся отвечали, выбрав следующие варианты ответов: героизм народа, патриотизм, ненависть фашизма, талантливые полководцы, руководство страной Сталина. На этот вопрос отвечали две возрастные группы 8-9 классы (14-15 лет) и 10-11 классы (16-17 лет). Результаты ответов отражены в таблице.
Таблица №2
Великая Отечественная война в исторической памяти россиян
Варианты ответов |
Всего | ||||||||
Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали победе в Великой Отечественной войне? | 8-9 классы | 10-11 классы | |||||||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | ||||||
Всего | % | Всего | % | Всего |
% | Всего | % | ||
Героизм народа | 26 | 11 | 5 | 6 | 36 | 43 | 17 | 20 | 84 |
Патриотизм | 9 | 17 | 4 | 7 | 23 | 43 | 17 | 33 | 53 |
Ненависть к фашизму | 3 | 25 | 6 | 50 | 0 | 0 | 3 | 25 | 12 |
Талантливые полководцы | 9 | 36 | 5 | 20 | 5 | 20 | 6 | 24 | 25 |
Руководство страной Сталиным | 2 | 13 | 5 | 31 | 4 | 25 | 5 | 31 | 16 |
Одним из главных индикаторов восприятия исторических событий, как мы уже отмечали ранее, связанных с Великой Отечественной войной, является оценка роли Сталина в войне. Анализ нашего социологического опроса показал, что молодое поколение большую роль в победе над фашизмом отводит героизму и патриотизму русского народа, нежели руководству страной в тот период Сталиным. Между тем значительная часть старшего поколения положительно оценивает роль Сталина, (см. статью Афанасьева А.И. Меркушин В.И. // Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологическое исследование. 2005, №8.). Современное поколение не испытывает особой ненависти фашизму, только 12 респондентов считают, что ненависть к фашизму - источник победы. Такой фактор победы, как талантливые полководцы отмечают 25 респондентов. Социологическое исследование свидетельствует, что в исторической памяти лицеистов не «получил прописки» известный миру подвиг «Молодой гвардии». Произведение Фадеева А.А. исключено из школьной программы, в учебниках по истории этот подвиг не находит отражения. Фундамент исторической памяти закладывается в школе, где изучается история, поэтому следует сделать вывод о необходимости корректировки школьных учебников. Вместе с тем следует отметить, что память о войне это значимая скрепа старшего и молодого поколения, фактор сплочения и консолидации российского общества.
Скрепой старшего и младшего поколения является педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества выстраивается на субъектно-субъектных отношениях ученика и учителя, родителей, представителей общественности, прессы на деятельностном подходе, в основе которого лежит принцип, что усвоение личностью социального и исторического опыта осуществляется в процессе собственной деятельности. Современному учителю решить проблему исторической памяти позволяет метод проектов. В лицее № 1 города Березники на протяжении ряда лет работал проект «Калейдоскоп Судеб». Проект замышлялся как площадка сотрудничества по интересам, основной целью которого стала идея изучения истории через призму судеб реальных людей. В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество историков – кластер. Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, в том числе других предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт. Юные участники проекта увлеченно окунулись в историю судеб реальных людей. Совместной акцией лицейского самоуправления и сообщества историков стала акция «Равнение на героев». Лицеисты собрали в ходе поисковой работы материал о военной судьбе кавалера трех орденов Славы Кургузове Иване Ефимовиче, подготовили альбом и презентацию для городского музея об этом героическом жителе Березников. Активисты кластера и поисковики собрали материал о героях березниковцах - участников Великой отечественной войны. Результатом работы стала брошюра, выпущенная вместе с советом ветеранов, «Герои Советского Союза - березниковцы». У ребят исторического кластера, совершено точно, никогда не приживется миф, что «бендоровец» - это герой, что «власовец» - освободитель Отечества от тирана Сталина, что Великая Отечественная война не война с фашизмом, а продолжение Гражданской войны. Лицеисты, которые прониклись военными судьбами своих земляков, знают, что они настоящие герои-освободители нашей земли от фашизма. Постигая историю, через призму судеб реальный людей, они получили прививку и стойкий иммунитет от исторической лжи, мифа и вымысла.
Литература
- Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память // Парадоксальный человек. М.,2001.
- Историческая память: преемственность и трансформация // Социологическое исследование. 2002, №8.
См.: Афанасьева А.И. Меркушин В.И. // Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологическое исследование. 2005, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"
Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...
Сценарий интегрированного урока по ОБЖ и истории "Почетное дело -защита Отчизны. Герои-автомобилисты в годы Великой Отечественной войны".
Вопросы формирования гражданской позиции молодых людей всегда были и остаются актуальными. Интеграция дисциплин усиливает восприятие материала урока.Двумя преподавателями уделено внимание подготовке м...
Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....
разработка урока истории для 11 класса с использованием ЦОР "Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г"
1. Цель урока: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной войны (планы сторон, степень готовности, ход военных действий), выявить причины катастрофичес...
История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины ВОВ. Эссе к всероссийскому конкурсу
Материал посвящен актуальной и сегодня и всегда теме преподавания истории ВОВ в школе. В статье представлены основные идеи, принципы, приемы и способы создания у учащихся объективной картины ВОВ....
История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны
Историческое знание, как и любое другое научное знание должно обладать такими характеристиками как проверяемость, объективность, доказательность, кумулятивность. Но ни одна другая наука не подве...