Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов
рабочая программа по истории (11 класс)
Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, развитию у учащихся интереса и
уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и родного края, формированию ценностных убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Программа и методически правильное построение занятий позволят сформировать у учащихся понимание целостности, взаимосвязанности исторических процессов страны, Сибири, своего родного края. События и исторические процессы на территории Тайшетского района предполагается рассматривать на фоне истории страны и Сибири в целом, Красноярского края и Иркутской области в частности. Программа предполагает интеграцию курса местной истории с историей страны. История Тайшетского района - это зеркальное
отражение истории России. Возможно, история района для учащихся это и есть история Отечества. Формирование любви и уважения к истории родного края, это и есть начало патриотизма. История родного края - это частное, общее же - история Отечества.
Создается возможность для личностного осмысления учащимися истории. Для этого в учебно-тематическое планирование введены лабораторные занятия, на которых учащиеся осваивают методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, доказательства. Занятия рассчитаны на активную работу учащихся.
Программа состоит из трех разделов:
раздел первый: « История Сибири с древнейших времен до 17 в.».
раздел второй: « История Восточной Сибири /Красноярская, Иркутская
губернии, Хакассия / с 17 века и до 1898 г./».
раздел третий: « История Тайшетской волости / района с момента возникновения Тайшета и 70-х годов ХХ века / ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_istoriya_tayshetskogo_rayona.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по истории утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- учебный план МКОУ СОШ № 5 г. Тайшета на 2017./2018 учебный год;
- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.
Планирование составлено на основе авторской программы «История Тайшетского района древнейших времени до наших дней» под редакцией Селезневой Т.А., Селезнева Е.С.
Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, развитию у учащихся интереса и
уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и родного края, формированию ценностных убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Программа и методически правильное построение занятий позволят сформировать у учащихся понимание целостности, взаимосвязанности исторических процессов страны, Сибири, своего родного края. События и исторические процессы на территории Тайшетского района предполагается рассматривать на фоне истории страны и Сибири в целом, Красноярского края и Иркутской области в частности. Программа предполагает интеграцию курса местной истории с историей страны. История Тайшетского района - это зеркальное
отражение истории России. Возможно, история района для учащихся это и есть история Отечества. Формирование любви и уважения к истории родного края, это и есть начало патриотизма. История родного края - это частное, общее же - история Отечества.
Создается возможность для личностного осмысления учащимися истории. Для этого в учебно-тематическое планирование введены лабораторные занятия, на которых учащиеся осваивают методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, доказательства. Занятия рассчитаны на активную работу учащихся.
Программа состоит из трех разделов:
раздел первый: « История Сибири с древнейших времен до 17 в.».
раздел второй: « История Восточной Сибири /Красноярская, Иркутская
губернии, Хакассия / с 17 века и до 1898 г./».
раздел третий: « История Тайшетской волости / района с момента возникновения Тайшета и 70-х годов ХХ века / ».
Периоды история России, изучаемая учащимися 11 класса позволяют органически, по времени и по содержанию, связать, синхронизировать историю страны с историей Сибири вообще и историей родного края в частности.
Целью и задачами:
Дать учащимся при их активной познавательной деятельности, общие и конкретные знания по истории Сибири, Восточной Сибири и Тайшетского района с древнейших времен и до 70-х годов ХХ века, представления о роли и месте района в истории Сибири, Иркутской области и через это – в истории России в целом; о факторах, определивших судьбу района и населявших его народов; о влиянии прошлого несовременное состояние района;
Сформировать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности;
Способствовать пробуждению интереса к историческому прошлому своего родного края, к истории как науке; дать им представления о учебно-логических умениях научного познания прошлого и обучить школьников простейшим навыкам исследовательской работы, создать представлении о работе ученого - историка, учителя истории;
Сформировать у старшеклассников умение оперировать полученными знаниями, развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними;
Приобщать школьников к социальному опыту, к достижениям созидательной культуры, к фольклору, народным обычаям и традициям, способствовать формированию уважительного отношения к истории малой Родины. Самостоятельный образовательный курс «История Тайшетского района с древнейших времен и до 70-х годов ХХ в.» призван углубить исторические знания учащихся полученные на уроках, paскpыть новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности старшеклассников, на их социальный опыт. Дидактические и психолого-педагогические положения программы опираются на теорию и практику деятельностного подхода к обучению. Приоритетным в этой связи является обращение к личности ученика - субъекта познания, к его возможностям, потребностям и интересам. Программа ориентирована на выработку учащимися таких личностных качеств, как патриотизм, развитие самосознания, выбор жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций, связанных с вопросами чести, совести, достоинства, гражданского долга, со становлением представлений о свободе личности.
Программа курса реализуется через вариативную часть плана:1 час в неделю, 34 часа в учебном году
Содержание разделов и тем учебного курса
Введение (1час)
Природа Сибири в ледниковый период и пути заселения ее человеком, Эпоха палеолита (2часа)
Пути заеления Восточной Сибири человеком. Занятия пелеотического человека. Спообы изготовления орудий труда; жилища, захоронениия, Зарождения искусства, религии.
Неолит Восточной Сибири (2 часа)
Занятия неолитического человека. Жилища. Орудия труда. Общественный строй. Обряды, верования.
Племена Восточной Сибири в бронзовом веке ( 2часа)
Тагарская, Глазковкая культуры бронзового века на территории Восточной Сибири. Изменения в общественном строе. Быт, верования, искусство человека бронзового века. Быт, верования, искусство человека бронзового века.
Племенные союзы и первые государства на территории Восточной Сибири. Красноярский край, Хакасия, Иркутская область. (2 часа)
Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству.(2часа)
Енисейские киргизы. Буряты. Тунгусы . Кеты. Тофолары.
Присоединение Восточной Сибири к Российскому государству. (2часа)
Пути возникновения русских в Восточную Сибирь. Первые сведения о канско-чунско-тайшетских землях. Подчинение прибайкальских бурят.
Образование постоянного русского населения восточной Сибири ( 2часа)
Русское население на территории среднего течения Енисея и Прибайкалья. Способы заселения. Государственное и местное управление. Русская Власть и сибирская аборигены.
История сибирской ссылки ( 3 часа)
Становление сибиркой ссылки. Сроки ссылки и условия содержания ссыльных. Декабристы в Сибири. Значение ссылки.
Экономическое развитие Восточной Сибири( 2часа)
Колонизация осточной Сибири. Реформа 1861г.и переселенческая политика. Переселенцы в Тайшеткой волости: возникновение новых населенных пунктов, уловия жизни труда. Промышленный переворот Сибири. Сибирская железная дорога. Возникновение Тайшета.
Народная культура и образ жизни сибиряков(2часа)
Мир сибирской деревни. Крестьянская семья, усадьба, жилища. Просвещение Сибири.
Революционные события в Восточной Сибири и в Тайшетской волости. Конец 19-начало 20 века (2 часа)
Политические ссыльные в Тайшетской волости. Первая русская революция в России и события в Воточной Сибири. Установление советской власти в Тайшетской волости.
Гражданская война в Восточной Сибири и на территории Тайшетской волости (2часа)
Основные события войны на территории Сибири. Партизанское движение на территории Воточной Сибири и Тайшетского района. Шиткинский партизанский фронт. Н.А.Бурлов, И.А.Бич-Таежный, П.Д.Кривлуцкий.
Тайшетский район в годы первых пятилеток ( 2 часа)
Социально-политическая жизнь в Сибири в годы НЭПа. Индустриализация Сибири и Тайшеткого района. История возникновения в Тайшете промышленных предприятий: ШПЗ, БАМ.Кулацкая ссылка в Тайшетском районе. Тайшет в системе ГУЛАГа.
Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны( 3 часа)
Промышленность и сельское хозяйство Тайшетского района годы войны. Боеой и трудоой вклад тайшетцев в победу над фашисткой Германией. Использование подневольного труда в Экономике Тайшетского района
Тайшетский район в 50-70-е годы (2 часа)
Экономическое развитие Тайшетского района. Строительство железной дороги Тайшет-Лена. Абакан-Тайшет. Развитие образования. Население.
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |
Теоретическое обучение | Практические и творческие работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Раздел 1 Природа Сибири в ледниковый период и пути заселения ее человеком, Эпоха палеолита | 2 | 1 | 1 |
3 | Раздел 2 Неолит Восточной Сибири | 7 | 5 | 2 |
4 | Раздел 3 Племена Восточной Сибири в бронзовом веке ( 2часа) | 4 | 3 | 1 |
5 | Раздел 4 Племена Восточной Сибири в бронзовом веке | 3 | 2 | 1 |
6 | Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству. | 2 | 1 | 1 |
7 | Присоединение Восточной Сибири к Российскому государству. | 2 | 1 | 1 |
8 | Образование постоянного русского населения восточной Сибири ( 2часа) | 2 | 1 | 1 |
9 | История сибирской ссылки | 3 | 2 | 1 |
10 | Экономическое развитие Восточной Сибири | 2 | 1 | 1 |
11 | Народная культура и образ жизни сибиряков | 2 | 1 | 1 |
Революционные события в Восточной Сибири и в Тайшетской волости. Конец 19-начало 20 века | 2 | 1 | 1 | |
Гражданская война в Восточной Сибири и на территории Тайшеткой волости | 2 | 1 | 1 | |
Тайшетский район в годы первых пятилеток | 2 | 1 | 1 | |
Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны | 3 | 2 | 1 | |
Тайшетский район в 50-70-е годы | 3 | 2 | 1 | |
Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | |
12 | Итого | 34 | 18 | 16 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Они должны знать/ понимать:
Как происходило заселение Сибири, жизнь и быт коренных народов, историю сибирской ссылки; экономическое развитие Сибири в разные годы; историю возникновения Тайшета и своего населённого пункта; народную культуру, обычаи, традиции сибирских народов; события гражданской и Великой Отечественной войны.
Уметь: анализировать архивные, краеведческие материалы, писать доклады, эссе, рефераты, делать презентации, составлять вопросы к изученным материалам, проводить интервьюирование, работать с контурными картами, составлять тестовые задания
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ учащегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний учащихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения ученика, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль учащихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Образовательные результаты
В процессе освоения курса у учащихся развиваются следующие компетенции:
1.Универсальные (общекультурные) -
способность/готовность;
уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов региона, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; владеть исторической лексикой, терминами, понятиями, характеризующими специфику края; давать оценку культурного развития Сибири;
2. Предметные компетенции
Знать: основные события из истории Иркутской области в древности; место и роль региона в истории нашей страны и мировой истории;
многообразие народов и культур края;
Уметь: осуществлять поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края; представлять собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации конкретные факты;
оформлять результаты изучения истории Сибири в формах доклада, отчета
презентации; применять знания по истории Сибири в научно-исследовательской деятельности.
Владеть: фактическим материалом курса; навыками для подготовки докладов. Занятия по данной программе рассчитаны на активную работу учащихся.
Программой предполагаются разные по типу, форме учебные занятия: уроки изучения нового материала, практические занятия, уроки-беседы, проблемные уроки, уроки экскурсии, презентации, конференции.
Формы контроля знаний учащихся
Самоконтроль, взаимоконтроль, проектная деятельность, контроль со стороны преподавателя (тесты, викторины, проблемные вопросы, творческие задания и др.).
Перечень учебно-методического обеспечения
1. История Сибири, в 5-ти томах, «Наука», Л., 1968г
2. Долгих В. О. Родовой и племенной состав народов Сибири. - М.,1960г.
3. Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. -Иркутск, 1970 г.
4. Шинкарев Л. Сибирь. Откуда она пошла и куда она идет. -И.,1974г.
5. Селезнев Е.С.,Селезнева Т.А.. Серия уч.пособий «Тайшет - город, рожденный Транссибом» : На земле древних кетов» - И., 1996 г.; Дело , №0969. -Тайшет, 1998 г.; Политическая ссылка и гражданская война на территории Тайшетского района, к.19 -
нач.20 в. -Тайшет, 1998 г.; Лагерное прошлое Тайшета. - Тайшет . 2000 г.; Колонизация канско-чунско-тайшетских земель во второй половине 17- начале 18 вв. - Тайшет, 2004 г.; Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945.
Часть 1. Накануне войны. – Тайшет, 2010 г.
6. История земли Иркутской. Учебное пособие для старших классов
общеобразовательных учреждений области. Под ред. Рабецкой З.И. – Иркутск: Символ
Календарно-тематическое планирование
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п |
Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | |||
Раздел 1. Природа Сибири и ледниковый период и пути заселения ее человеком. Эпоха палеолита (2 часа) | ||||||
1 | Пути заселения Восточной Сибири | 1 | ||||
2 | Занятия палеотического человека | 1 | ||||
Раздел 2 Неолит Восточной Сибири ( 2часа) | ||||||
3 | Занятия неолитического человека. Жилище | 1 | ||||
4 | Общественный строй. Обряды верования | 1 | ||||
Раздел 3. Племена Восточной Сибири в бронзовом веке (2 часа) | ||||||
5. | Тагарская, Глазковская культуры | 1 | ||||
6 | Изменения в общественном строе | 1 | ||||
Раздел 3. Племена Восточной Сибири в бронзовом веке (2часа) | ||||||
7 | Быт верования искусство в бронзовом веке | 1 | ||||
8 | Племенные союзы и первые государства | 1 | ||||
Раздел 4. Племенные союзы и первые государства на территории Восточной Сибири (2 часа) | ||||||
9 | Красноярский край, Хакасия, Иркутская область | 1 | ||||
10 | Гунны и народы Восточной Сибири | 1 | ||||
Раздел 5. Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству (2 часа) | ||||||
11 | Народы Восточной Сибири | 1 | ||||
12 | Пути проникновения русских в Восточную Сибирь | 1 | ||||
Раздел 6. Образование постоянного русского населения Восточной Сибири(2 часа) | ||||||
13 | Первые сведения о канско-чунских-тайшетских земляках. Подчинение бурят | 1 | ||||
14 | Русское население на территории среднего течения Енисея и Прибайкалья | 1 | ||||
Раздел 7. История Сибирской ссылки | ||||||
15 | Государственное местное управление. Русская власть и сибирские аборигены | 1 | ||||
16 | Становление Сибирской ссылки | 1 | ||||
17 | Колонизация Восточной Сибири | 1 | ||||
18 | Декабристы в Сибири | 1 | ||||
19 | Декабристы в Сибири. Значение ссылки | 1 | ||||
Раздел 8. Экономическое и культурное развитие Сибири | ||||||
20 | Промышленный переворот в Сибири. Возникновение Тайшета. | 1 | ||||
21 | Мир сибирской деревни | 1 | ||||
22 | Просвещение Сибири | 1 | ||||
Раздел.9 Революционные события в Восточной Сибири. Конец 19-начало 20 века(2 часа) | ||||||
23 | Политические ссыльные в Тайшетской волости | 1 | ||||
24 | Установление светской властив Тайшетском районе | 1 |
| |||
Раздел 10. Гражданская война на территории Тайшетской волости ( 2часа) | ||||||
25 | Партизанской движение на территории Восточной Сибирии Тайшетского района | 1 | ||||
26 | Шиткинский партизанский фронт | 1 | ||||
Раздел 11. Тайшетский район в годы первых пятилеток(3 часа) | ||||||
27 | Сибирь в годы НЭПа. Индустриализация Сибири и Тайшетского района | 1 | ||||
28 | История возникновения в Тайшете промышленных предприятий: ШПЗ и БАМ | 1 | ||||
29 | Тайшет в системе ГУЛАГА | 1 | ||||
Раздел 12. Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны (2часа) | ||||||
30 | Промышленность и сельской хозяйство в годы войны | 1 | ||||
31 | Боевой и трудовой вклад тайшетцев в победу над врагом | 1 | ||||
Раздел 13. Тайшетский район в 50-70-г(2 часа) | ||||||
32 | Экономическое развитие Тайшетского района. Строительство железной дороги: Тайшет-Лена, Абакан- Тайшет | 1 | ||||
33 | Развитие образования. Население | 1 | ||||
34 | Итоговое повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Рабочая программа курса "История Владимирского края с древнейших времен до наших дней ", 9 класс
Программа составлена в контексте ФГОС....
Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов
Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год
Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8. ...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» адресована педагогам, работающим с обучающимися с ТМНР (5-9 классы)
Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» явл...
Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык в реке времени"
Основными целями данного курса являются: – формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;– создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ре...