Развернутые планы за 9 класс
консультация по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
План по теме «Восстание декабристов»
1. Определение термина «декабрист» и зарождение движения. Основные организации декабристов
а) Союз спасения (1816 г.)
б) Союз благоденствия (1818 г.)
в) создание Северного и Южного обществ (1821 г.)
г) Конституция Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля
2. Предпосылки восстания
а) смерть Александра I
б) отказ от престола Константина Павловича
в) ситуация междуцарствия
3. Восстания в Петербурге и на Украине
а) восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.: смертельное ранение М.А. Милорадовича П.Г. Каховским, расстрел восставших картечью
б) восстание Черниговского полка под руководством С.И. Муравьева-Апостола на Украине (1826 г.)
4. Следствие и суд над декабристами
5. Значение восстания декабристов
План по теме: «Отечественная война 1812 года»
1) Причины Отечественной войны 1812 г.:
а) стремление Наполеона 1 установить мировую гегемонию;
б) несоблюдение Россией условий континентальной блокады, которая не отвечала ее национальным интересам;
в) нарастание личной неприязни между Александром 1 и Наполеоном;
г) планы России по восстановлению монархических режимов и старых порядков в странах, оккупированных Наполеоном или находившихся под его контролем.
2) Ход военных действий:
а) Смоленское сражение, объединение русской армии и отступление к Москве;
б) назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии;
в) Бородинское сражение — победа или поражение?
г) совещание в Филях, принятие решения об оставлении Москвы;
д) Тарутинский марш-маневр; победа русской армии в сражении под Малоярославцем;
е) отступление армии Наполеона; поражение французских войск при переправе через р. Березину.
3) Причины победы России:
а) национально-освободительный, народный характер войны, который проявлялся:
— в стойкости и мужестве российских солдат и офицеров, самоотверженно защищавших своё Отечество;
— в развёртывании партизанского движения, наносившего значительный ущерб неприятелю;
— во всенародном патриотическом подъёме в стране, готовности представителей всех сословий к самопожертвованию ради достижения победы;
б) высокий уровень военного искусства русских военачальников;
в) значительный экономический потенциал России, позволивший создать большую и хорошо вооружённую армию;
г) потеря французской армией своих лучших боевых качеств и т.д.
4) Заграничные походы 1813—1814 гг. как продолжение победы России в Отечественной войне 1812 г.
5) Итоги и последствия Отечественной войны 1812 г.:
а) был причинён огромный урон национальной экономике и культуре;
6) победа в войне сплотила русское общество, вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе оппозиционной (например, движение декабристов);
в) русские войска с победами прошли через всю Европу и триумфально вошли в Париж вместе с армиями союзников, что необычайно подняло международный авторитет России, превратило её в наиболее мощную военную державу.
План по теме: «Крымская война»
1. Предпосылки конфликта:
а)ослабление Османской империи;
б)рост антироссийских настроений в Европе.
2. Причины войны:
а)противоречия между Россией и Турцией из-за режима проливов;
б)помощь России национально- освободительному движению балканских народов.
3.Повод к войне (турецкий султан отдал ключи от Вифлеемского храма католической церкви).
4.Цели сторон и состояние вооруженных сил.
5.Ход войны:
а)первый этап войны (октябрь 1853-апрель 1854) – военные действия на Дунайском и Кавказском фронтах, Синопское сражение -1853);
б)второй этап войны (апрель 1854 –февраль 1856) –союзники Турции вступают в войну, оборона Севастополя 1854-1855.
6. Смерть Николая Первого (1855).
7.Парижский мирный договор (1856):
а)возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс;
б)Черное море объявлено нейтральным;
в)России и Турции запрещалось иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море.
8. Значение войны:
а)подрыв международного престижа страны;
б)осознание необходимости реформ и др.
План по теме «Культура России в первой половине 19 века»
1. Особенности русской культуры первой половины 19 века:
а)золотой век русской культуры (пушкинская эпоха);
б)влияние государства на развитие культуры;
в)становление национальной культуры.
2.Золотой век русской литературы:
а)классицизм (Г.Р. Державин);
б)сентиментализм (Н.М. Карамзин «История государства российского»);
в)романтизм (В.А. Жуковский и др.);
г)реализм (Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.А. Крылов и др.)
3.Архитектура:
а)стиль «ампир» (К.И. Росси –здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге, Огюст Монферан –Исаакиевский собор, А.Д. Захаров –здание Адмиралтейства,);
б)исторический стиль (К.А. Тон – Храм Христа Спасителя);
в)классицизм (О.И. Бове, , А.Н. Воронихин –Казанский собор
4.Изобразительное искусство:
а)В.Л. Боровиковский (портретная живопись);
б)П.И. Брюллов («Последние дни Помпей и др.);
в)О.А. Кипренский (портретная живопись);
г)В.А. Тропинин (сюжеты из повседневной жизни);
д)П.А. Федотов («Свежий кавалер» и др.);
е)А.А. Иванов («Явление Христа народу»);
и)монументальная скульптура (памятник Минину и Пожарскому и др.)
5. Театр:
а)1824 год – открытие Малого театра;
б)1825 год – открытие Большого театра.
6.Музыка:
а)М.И. Глинка («Жизнь за царя»);
б)А.С. Даргомыжский («Русалка»);
в)Российский гимн «Боже царя храни»(музыка А.Ф. Львова, слова В.А. Жуковского).
7. Наука:
а)Н.И. Лобачевский (система неевклидовой геометрии);
б)Н.И. Пирогов (полевая хирургия);
в)экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 – первое российское кругосветное плавание);
г)Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (открытие Антарктиды);
д)В.Я. Струве (изучение звездного мира и измерение поверхности Земли)
План по теме: ««Общественное движение в России в начале 1860-х — начале 1880-х гг.».
1. Причины активизации общественного движения в начале 1860-х гг.
2. Основные направления общественной мысли:
а) монархисты (консерваторы);
б) либералы;
в) народничество.
3. Деятельность монархистов (консерваторов).
Выступали за ограничения действия реформ, пересмотр ряда положения реформ, сторонники подавления Польского восстания.
4. Деятельность либералов.
Поддерживали реформы, активно участвовали в работе земств, выступали за расширение прав органов местного самоуправления, создание центрального представительного органа. Среди либералов отсутствовало единство.
5. Народническое движение:
а) теоретики народничества (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв), основные идеи;
б) народнические организации 1860-х гг.;
в) «хождение в народ»;
г) создание и деятельность «Земли и воли»;
д) раскол «Земли и воли».
6. Террористическая деятельность Народной воли. Убийство Александра II.
План по теме «Русская культура во второй половине 19 века»
- Образование и распространение грамотности.
- Наука:
а)П.Н. Яблочков (лампа электрического освещения);
б)А.С. Попов (изобретение радио);
в)И.М. Сеченов (рефлексы головного мозга);
г)И.И. Мечников (микробиология и бактериология);
д)Д.И. Менделеев (1869 г.- периодическая система химических элементов);
е)С.М. Соловьев (История России с древнейших времен);
и)В.О. Ключевский (Курс русской истории);
ж)П.П. Семен –Тян-Шанский (путешествие в Среднюю Азию), Н.М. Пржевальский (экспедиция по Уссурийскому краю, Средней Азии, Монголии и др.)
3. Литература (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков –Щедрин, А.П. Чехов, А.Ф. Фет, А.Н. Островский).
4. Театр.
5.Живопись:
а)1870 – Товарищество передвижных художественных выставок (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.Е. Репин;
б)В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»);
в)В.А. Серов («Девочка с персиками»);
г)открытие Третьяковской галереи.
6. Музыка:
а) «Могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский –Корсаков, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи);
б)П.И. Чайковский («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик» и др.)
. План по теме: «Общественное движение в 1830-1850-х гг.»
1.Особенности общественного движения:
а)обновление круга чтения: сочинения немецких философов;
б)литературные журналы.
2.Философское письмо П.Я. Чаадаева в журнале «Телескоп» (1836 год):
а)содержание: католичество – истинная христианская вера, православие направлено на изоляцию России и др.);
б)автор письма объявлен сумасшедшим.
2. Западники:
а) «Россия должна развиваться по единому пути с Западной Европой»;
б)высоко оценивали реформы Петра Первого;
в)считали необходимым отменить крепостное право, утвердить гражанские права и своды;
г)персоналии: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин.
3.Славянофила:
а) «У России свой самобытный путь развития, отличный от Европы»;
б)преимущества самобытной русской жизни: православие имеет преимущество перед католичеством; крестьянская община и
др;
в)отрицательно оценивали реформы Петра Первого;
г)персоналии: А.С. Хомяков, братья Аксаковы, братья Кириевские.
4.Революционные и просветительские кружки:
а)кружок Станкевича (распространение просвещения должно привести к изменению быта общества, насильственных действий не допускали);
б)кружок Герцена о Огарева (следили за революционными событиями в Европе, кружок был раскрыт, Герцен и Огарев отправлены в ссылку);
в)кружок петрашевцев (пропаганда революционных идей через печать, кружок раскрыт, его участники приговорены к расстрелу, замененному ссылкой);
5. «Русский социализм» Герцена:
а)крестьянская община –ячейка, на основе которой может утвердиться социализм в России;
б)освобождение крепостных крестьян с землей без выкупа;
в)осуществление преобразований революционным путем.
План по теме: «Отмена крепостного права»
- Причины отмены крепостного права:
а)крепостное право тормозило развитие экономики;
б)угроза массовых крестьянских выступлений;
в)крепостное право было безнравственным;
г)поражение в Крымской войне.
2. Подготовка крестьянской реформы:
а)1857 год – создание Секретного комитета;
б)1857 год – рескрипт Александра Второго на имя В.И. Назимова об учреждении губернских комитетов;
в)1857 год – рескрипт Александра Второго на имя П.И. Игнатьева об учреждении губернских комитетов;
г)преобразование Секретного комитета в Главный комитет;
д)1859 год –создание редакционных комиссий во главе с Я.И. Ростовцевым;
е)1860 год – обсуждение крестьянской реформы в Государственном совете;
и)19 февраля 1861 года – подписание манифеста «Об отмене крепосного права».
3.Основные положения реформы 1861 года:
а)крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами;
б)крестьяне получали землю за выкуп – 20% крестьянин должен самостоятельно выплатить помещику, 80% давало в кредит государство на 49 лет;
в)»временнообязанные отношения» - это система, при которой после реформы 1861 года крестьяне продолжали нести повинности в пользу помещиков до тех пор, пока выкупная сделка не будет завершена.
4.Последствия отмены крепостного права:
а)крестьяне получили свободу, общегражданские права и землю;
б)удалось избежать массовых крестьянских выступлений;
в)экономический рост.
План по теме: «Либеральные реформы 1860-1870т –х годов»
1.Отмена крепостного права (1861 год):
а)причины проведения реформы;
б)подготовка реформы;
в)основное содержание реформы.
2. Реформа местного самоуправления:
1864 год – положение о земских учреждениях (учреждение земств на местах – выборных органов, которые занимались руководством всей хозяйственной деятельности на местах);
3.Реформа городского самоуправления (1870 год, расширение полномочий городских дум).
4.Судебная реформа (1864):
а)всесословный суд;
б)состязательный суд;
в)открытый, гласный суд;
г)создание суда присяжных;
д)учреждение мирового суда.
5.Военная реформа (1861-1874):
а)ликвидация рекрутской системы;
б)введение всеобщей воинской повинности;
в)новые воинские уставы.
6.Реформы в области народного образовании.
7. Значение реформ:
а)коренное изменение правовых, социальных, экономических Российской империи;
б)неизменным оставался государственный строй;
в)движение страны к правовому государству и гражданскому обществу.
. План по теме: «Русско-японская война»
1.Хронологические рамки войны (1904 -1905 годы).
2. Причины войны:
а)противостояние России и Японии на Дальнем Востоке;
б)обострение экономических и политических противоречий.
3.Экономические противоречия:
а)строительство КВЖД и российская экспансия в Маньчжурии;
б)аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт – Артура.
4.Политические противоречия:
а)борьба за сферы влияния в Китае и Корее;
б)война как средство отвлечения от революционного движения в России
5.Ход военных действий на суше:
а)1904 - нападение японцев на русский флот (гибель крейсера «Варяг»);
б)гибель командующего Тихоокеанским флотом С.О. Макарова (1904);
в)1905 – поражение 2-й Тихоокеанской эскадры у о. Цусима.
6.Ход военных действий на суше:
а)оборона крепости Порт- Артур (1904);
б)1904 г. - Ляодунская военная операция (поражение русских войск);
в)1905 г.-поражение русских войск под Мукденом.
7.Портсмутский мирный договор (23 августа 1905 года):
а)Корея признавалась сферой влияния Японии;
б)Южный Сахалин перешел к Японии (Северный Сахалин оставался за Россией);
в)Россия передавала Японии в аренду Ляодунский полуостров и Порт - Артур
План по теме «Первая российская революция 1904 -1905 гг»
1. Причины революции:
а) нерешенность крестьянского, рабочего вопросов;
б)отказ Николая Второго от реформ государственного строя;
в)поражение в русско-японской войне.
2. Цели революции:
а)свержение самодержавия;
б)установление республики;
в)ликвидация помещичьего землевладения;
г)установление 8-часового рабочего дня.
3. Первый этап революции (январь – сентябрь 1905 года):
а) Кровавое воскресенье (9 января 1905 года);
б)стачки рабочих в Иваново-Вознесенске;
в)восстание на броненосце «Потемкин» (июнь 1905).
4. Манифест Николая Второго от 17 октября 1905 года:
а)создание Государственной думы;
б)образование политических партий.
5. Второй этап революции (октябрь –декабрь 1905 года):
а)Всероссийская политическая стачка (октябрь 1905 года);
б)восстание на флоте;
в)декабрьское вооруженное восстание в Москве
6. Третий этап революции (январь 1906 – июнь 1907):
а)массовые крестьянские выступления;
б)деятельность Первой Государственной думы (апрель-июнь 1906 года);
в)деятельность Второй Государственной думы (февраль – июнь 1907 года);
г)создание военно- полевых судов;
д)начало аграрной реформы П.А. Столынина.
6. Итоги первой русской революции:
а)создание Государственной Думы;
б)провозглашение свободы слова;
в)отмена выкупных платежей для крестьян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый тематический план 6 класс к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой
Развернутый тематический план...
Развернутый план-конспект урока по физике в 7 классе по теме: «Мощность»
Развернутый план-конспект урока по физикев 7 классе по теме:«Мощность»...
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»
Цель урока: · знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;·...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Развернутый план – конспект урока по композиции в 5 классе ДШИ "Зимняя сказка"
Тема: Ассоциативная композиция « Зимняя сказка»Тип урока: формирования новых знаний, умений, и навыковВид урока: урок – практикумЦель урока: Развитие эстетической отзывчивости на красоту о...
развернутый план урока 5 класс
развернытый план урока по английскому языку для 5 класса на тему "Учимся писать адрес "...
Развернутый план-конспект урока английского языка в 7 классе по теме "Computers in our life"
Представленный конспект показывает формирование ключевых компетентностей с использованием ЦОР....