Развернутый план – конспект урока по композиции в 5 классе ДШИ "Зимняя сказка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ивлева Алла Георгиевна

Тема:  Ассоциативная композиция « Зимняя сказка»

Тип урока: формирования новых знаний, умений, и навыков

Вид урока: урок – практикум

Цель урока: Развитие эстетической  отзывчивости на красоту окружающего мира,  знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы. Введение в лексикон учащихся новых художественных терминов – ассоциативная композиция, абстрактная композиция.

Задачи урока:

Образовательные:     Познакомить  учащихся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция. Продолжить знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы.

Развивающие:     Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

Воспитательные:   воспитываем усидчивость, аккуратность, в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работ, яркой красочной палитры.

 

Оборудование:

Для учителя:     Детские работы из фонда учителя, музыкальный центр, компакт диск с муз. Произведением П. И. Чайковского «Зимнее утро» из  «Детского альбома»

Для учащихся:    Бумага А 3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диаметра, восковые мелки, кисти №6,№2, палитра, ёмкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр.,

Литература: Г. Б. Беда.  Живопись и ее изобразительные средства.- Москва, 1977. Л. С. Конева. Пейзаж. Натюрморт.- Минск. 2002. Н. М. Сокольникова. Изобразительное  искусство и методика его преподавания в начальной школе.- Москва 1999.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_plan.docx23.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развернутый план – конспект урока

по композиции в 5 классе ДШИ

Тема:  Ассоциативная композиция « Зимняя сказка»

Тип урока: формирования новых знаний, умений, и навыков

Вид урока: урок – практикум

Цель урока: Развитие эстетической  отзывчивости на красоту окружающего мира,  знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы. Введение в лексикон учащихся новых художественных терминов – ассоциативная композиция, абстрактная композиция.

Задачи урока:

Образовательные:     Познакомить  учащихся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция. Продолжить знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы.

Развивающие:     Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

Воспитательные:   воспитываем усидчивость, аккуратность, в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работ, яркой красочной палитры.

Оборудование:

Для учителя:     Детские работы из фонда учителя, музыкальный центр, компакт диск с муз. Произведением П. И. Чайковского «Зимнее утро» из  «Детского альбома»

Для учащихся:    Бумага А 3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диаметра, восковые мелки, кисти №6,№2, палитра, ёмкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр.,

Литература: Г. Б. Беда.  Живопись и ее изобразительные средства.- Москва, 1977. Л. С. Конева. Пейзаж. Натюрморт.- Минск. 2002. Н. М. Сокольникова. Изобразительное  искусство и методика его преподавания в начальной школе.- Москва 1999.

План урока

1.Организованное начало урока: проверка готовности к уроку (2 мин.)

2. Объяснение нового материала. (10 мин.)

  • Четкая постановка целей и задач
  • Вводная беседа
  • Объяснение нового материала

3.Актуализация прошлого опыта (4 мин.)

5. Подведение итогов урока. Организационное завершение урока. (4 мин.)  

  • Анализ работ
  • Задание на дом

Ход урока

1.Организационное начало урока.

2.Объяснение нового материала.

Вводная беседа

Постановка темы и задач урока:    

Знакомство с материалом  

3. Актуализация прошлого опыта.

Практическая работа.

5. Организационное окончание урока.  

 

Анализ работ.

Анализ урока.

     

-Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок композиции и я прошу еще раз проверить вашу готовность к уроку. У вас на столах должны быть:  бумага А № белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диметра, восковые мелки, кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нитки и пр.

- Молодцы! Я вижу, что вы все готовы к уроку.

Мне хочется начать урок такими строчками: - живопись-это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками.

Давайте с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и представим себе картинку, которую «рисует» музыка. (Звучит фрагмент музыкального  произведения П. И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»

-Что вы себе представили?

Ответы детей ( солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т. д. )

Тема нашего урока : «Зимняя сказка»

Цель урока – создание ассоциативной композиции на тему «Зимняя сказка» с использованием различных материалов и техник

Задачи, которые будем решать на уроке:

                Знакомимся с понятием ассоциативная                                   композиция

Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках

Решаем композиционные задачи в предложенной теме

Развиваем эстетически – художественный вкус, музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

- Как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.

-Ответы детей:

-правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников

-Ответы детей:

- различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово  космос-

-Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т. д.

Чукотка, Север-

-Ответы детей: холод, снег, чумы…

Карнавал –

Ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…

-Хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например - мама, солнце и т.д..

-Какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

-Как, вы ребята, думаете, можно ли цветом предать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно предать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки.

- Ответы детей? Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями, громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой.

Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатства художественных материалов помогает быть линии предельно  разнообразной.

-Можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, бархатными, нежными и т. д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т. д.

(преподаватель демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада).

-Вот, это есть не что иное, как абстрагирование.

    Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция в художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отход от формы  (одни линии, точки, пятна и т.д.)

В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому.  Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.

Казимир Малевич – «Черный квадрат», В. Кандинский и др. –они создавали беспредметные композиции  или абстрактные.

Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально – художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.

Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка2 композитора П. И. Чайковского.

- Что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?

-Ответы детей:

- Как менялось настроение музыки, ее характер, какая музыка – вначале произведения, в конце?

-Как вы видите ее по цвету, композиционно?

- Ответы детей:

   -Молодцы!

Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.

В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?

- Ответы детей: Монотипия,  ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.

- Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать…(осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку поз, теряется звучность цвета). А гуашь…(любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивало сквозь слой краски).

-Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.

Создание ассоциативной живописной композиции на тему « Зимнее утро»

Свободный выбор материала и техник. (Инструктаж по технике безопасности)

В ходе самостоятельной работы ведется фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.

Рефлексия.

- Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием. Кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай, дружок, в следующий раз непременно успею».

-Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция. И вы сумели передать свое отношение к этому произведению.

Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы.

Молодцы! Всем спасибо! Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план-конспект урока по физике в 7 классе по теме: «Мощность»

Развернутый план-конспект урока по физикев 7 классе по теме:«Мощность»...

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»

Цель урока: ·                   знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;·...

Развернутый план-конспект урока английского языка в 7 классе по теме "Computers in our life"

Представленный конспект показывает формирование ключевых компетентностей с использованием ЦОР....

Развернутый план-конспект урока английского языка в 5 классе. Тема: “Школа”

МБОУ гимназия №2 г. Георгиевска                 учитель английского языка высшей...

Развернутый план-конспект урока по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками».7 класс

Урок по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками»....

Развернутый план-конспект урока по физкультуре в 7 классе

Создание условий для развития физических качеств: координации, быстроты реакции, гибкости средствами гимнастики....