Развернутые планы за 7 класс
консультация по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
План по теме «Внутренняя политика Ивана Грозного»
1.Годы правления Ивана Грозного (1533-1584).
2.Реформы «Избранной Рады» (1548/9 – 1560)
а) цели – направлены на создание единого централизованного государства;
б) состав Избранной рады:Адашев, Курбский, Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий;
в)созданы приказы: челобитный, посольский, поместный, разрядный, разбойный, земский, ямской;
г)новый свод законов – «Судебник Ивана IV» (1550) - увеличение пожилого при переходе крестьян в Юрьев день;
д)церковная реформа – Стоглавый собор 1551 г. (соответствие обрядов Русской православной церкви, ужесточение дисциплины в среде духовенства);
е)военная реформа ( создание стрелецкого войска -1550; введение Уложения о службе -1556);
ж) ограничение местничества (1550);
з)1549 – первый Земский собор (сословно – представительный орган 16 – 17 вв.)
2. Причины падения «Избранной Рады»:
а) Иван Грозный желал править единолично;
б)Смерть царицы Анастасии (1560, подозрение – отравили);
в)Неудачи в Ливонской войне (1558 – 1583).
3. Опричнина (1565 – 1572):
а)цели – стремление царя к единовластию, ликвидация остатков феодальной раздробленности
б)причины опричнины: противоборства царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско - боярской знати; неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
в)разделение страны на две части : «опричнина» во главе с Иваном Грозным и «земщина» во главе с Боярской думой
4. Последствия опричнины:
а)политические: укрепление личной власти царя; ликвидация пережитков удельной системы;
б)социально – экономические: хозяйственное разорение страны; продолжение процесса государственного закрепощения крестьян.
5.Заповедные годы -1581 год (запрет перехода крестьян в Юрьев день).
6.Итоги внутренней политики Ивана Грозного
План по теме: «Внешняя политика Ивана IV”
1. Основные направления внешней политики Ивана IV:
а) западное направление;
б) восточное направление.
2. Присоединение Поволжья к России. Казанские походы ИванаIV.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.). Присоединение Астраханского ханства (1556 г.). Значение присоединения Поволжья к России.
3. Ливонская война (1558−1583 гг.):
а) предпосылки военного конфликта;
б) успехи русского войска на начальном этапе войны, взятие Полоцка (1563 г.);
в) Люблинская уния 1569 г. — объединение Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую;
г) вступление Швеции в войну на стороне Речи Посполитой;
д) поражения русских войск в Прибалтике, осада Пскова войсками Стефана Батория;
е) перемирие с Речью Посполитой и Швецией;
ж) итоги войны.
4. Поход Ермака в Сибирь.
5. Итоги внешней политики Ивана IV.
Активная внешняя политика Ивана IV привела к значительному увеличению территории Российского государства. Были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Россия стала многонациональной страной. Ливонская война, несмотря на неудачный исход, предопределила важное направление внешней
политики России на долгие годы — борьбу за выход страны к Балтийскому морю. Было положено начало освоению Сибири русскими людьми.
План по теме «Реформы Избранной рады»
1.Состав Избранной рады:
а)Адашев;
б)священник Сильвестр;
в)митрополит Макарий;
г)Андрей Курбский;
д)Висковатый.
2.Цель Избранной рады: создание сильного централизованного государства.
3.Реформы Избранной рады:
а)1549 год – созыв первого Земского собора;
б)новый свод законов – «Судебник Ивана IV» (1550) - увеличение пожилого при переходе крестьян в Юрьев день;
в)церковная реформа – Стоглавый собор 1551 г. (соответствие обрядов Русской православной церкви, ужесточение дисциплины в среде духовенства);
г)военная реформа ( создание стрелецкого войска -1550; введение Уложения о службе -1556);
д)ограничение местничества (1550).
4. Причины падения «Избранной Рады»:
а) Иван Грозный желал править единолично;
б)Смерть царицы Анастасии (1560, подозрение – отравили);
в)Неудачи в Ливонской войне (1558 – 1583).
План по теме «Опричнина»
1.Определение и хронологические рамки опричнины.
2. Цели опричнины:
а)укрепление личной власти Ивана Грозного;
б)ликвидация независимости бояр;
в)ликвидация отстатков раздробленности.
3.Сущность опричнины:
а) разделение страны на две части : «опричнина» во главе с Иваном Грозным и «земщина» во главе с Боярской думой;
б)разорение земщины.
4. Последствия опричнины:
а)политические: укрепление личной власти царя; ликвидация пережитков удельной системы;
б)социально – экономические: хозяйственное разорение страны; продолжение процесса государственного закрепощения крестьян.
План по теме «Ливонская война»
- Хронологические рамки войны (1558-1583гг.)
- Причины войны: открытие выхода в Балтийское море.
- Ход войны:
а)вторжение русских войск в Ливонию, захват Нарвы и Дерпта;
б)распад Ливонского ордена (1561);
в)поражение русских войск под Полоцком и Оршей;
г)объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую (1569);
д)выступление против России трех государств – Дании, Швеции и Речи Посполитой;
е)осада и героическая оборона Пскова;
и)наступление Швеции на Нарву и Новгородские земли.
4.Итоги войны:
а)1582 год –Ям –Запольский мир с Польшей (Россия уступила Польше всю Ливонию и Полоцк);
б)1583 год –Плюсское перемирие со Швецией (Россия отдала Швеции города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву)
План по теме «Русская культура в 16 веке»
- Письменность и книжность:
а)скоропись;
б)изобретение книгопечатания (1564 год – первая печатная книга «Апостол» -Иван Федоров и Петр Мстиславец).
2. Литература:
а)Иван Пересветов;
б)переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского;
в) «Великие Четьи –Минеи» (митрополит Макарий);
г) «Домострой».
3.Живопись:
а)иконопись;
б)фрески;
в)мозаика.
4. Архитектура:
а)Архангельский собор (Алевиз Новый);
б)Колокольня Ивана Великого;
в)Церковь Вознесения в Коломенском;
г)Покровский собор (Барма и Постник).
5.Наука и техника:
а)пособия с текстами для чтения, по грамматике и арифметике;
б)открытие Пушечного двора;
в)Царь – пушка (Андрей Чохов);
г)развитие медицины.
План по теме: «Смутное время»
- Понятие и хронологические рамки Смутного времени.
- Причины Смутного времени:
а)династический кризис;
б)экономический упадок;
в)усиление закрепощения крестьян;
г)борьба за власть.
3.Правление Бориса Годунова (1598 -1605):
а)неурожайные годы;
б)голод;
в)восстание Хлопка;
г)недовольство народа;
д)слухи о чудом выжившем царевиче Дмитрие;
е)смерть Бориса Годунова.
4.Правление Лжедмитрия Первого (1605-1606):
а)недовольство народа;
б)смерть Лжедмитрия Первого.
5.Правление Василия Шуйского (1606-1610):
а)восстание И.И. Болотникова (1606-1607);
б)появление Лжедмитрия Второго;
в)польская и шведская интервенция;
г)свержение Василия Шуйского.
6. Семибоярщина (1610-1613):
а)приглашение на русский престол Владислава;
б)осада Смоленска.
7. Россия на краю гибели:
а)первое ополчение (1611 год);
б)второе ополчение (1612 год);
в)спасение России.
8)Последствия Смутного времени:
а) сохранение суверенитета Российского государства;
б) воцарение династии Романовых;
в) значительные территориальные потери и утрата Россией ранее завоёванных международных позиций;
г) разорение западных и центральных районов страны и сокращение посевных площадей.
План по теме: «Окончание Смутного времени»
1. Россия на краю пропасти.
Занятие Кремля поляками, падение Смоленска, захват Новгорода и значительной части северо-западных земель шведами поставили страну на грань катастрофы.
2. Первое ополчение 1611 г.:
а) формирование народного ополчения в Рязани под предводительством П. Ляпунова;
б) присоединение отрядов Д. Трубецкого и И. Заруцкого;
в) успешные действия передового отряда Д. Пожарского против польских интервентов на окраинах Москвы;
г) гибель П. Ляпунова и распад первого ополчения.
3. Второе ополчение.
Осень 1611 г. — начало формирования второго ополчения в Нижнем Новгороде. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский – предводители второго ополчения. «Совет всей земли». Сбор отрядов ополчения в Ярославле. Освобождение Москвы в 1612 г.
4. Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова.
5. Столбовский мир со Швецией (1617 г.) и Деулинское перемирие с Речью Посполитой (1618 г.).
6. Итоги Смутного времени:
а) сохранение суверенитета Российского государства;
б) воцарение династии Романовых;
в) значительные территориальные потери и утрата Россией ранее завоёванных международных позиций;
г) разорение западных и центральных районов страны и сокращение посевных площадей.
План по теме «Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича Романова»
1.Годы правления (1613-1645)
2.Основная цель внутренней политики – ликвидация последствий Смутного времени:
а)систематическая работа Земского собора;
б)повышение и введение новых налогов;
в)развитие торговых отношений.
3.Внешняя политика:
а)1617 год – Столбовский мир со Швецией (Швеция отказалась от Новгорода, но сохранила за собой побережье Финского залива –Ивангород, Ям, Копорье);
б)1618 год – Деулинское перемирие с Польшей (Польша оставляла за собой Смоленск, Чернигов и Северские земли, Владислав отказался от претензий на русский престол);
в)Смоленская война (1632-1634);
г)Азовское сидение (1637-1642).
4)Итоги правления Михаила Федоровича Романова.
План по теме «Внутренняя политика Алексея Михайловича»
- Годы правления Алексея Михайловича (1645-1676).
- Соборное уложение 1649 года:
а)закрепление сословной структуры общества;
б)юридическое закрепление крепостного права;
в)наказания за преступления против государевой чести.
3.Государственное управление:
а)становление абсолютизма;
б)Боярская дума;
в)развитие системы приказов.
3.Создание полков нового строя.
4. Экономическая политика:
а)развитие торговых отношений (ярмарки и др.);
б)1653 год – Таможенный устав (введение единой торговой пошлины);
в)1667 год –Новоторговый устав (высокие пошлины для иностранных купцов);
г)новое явление в экономике – мануфактура.
5.Религиозная политика:
а)назначение на патриарший престол Никона;
б)1653 год – церковная реформа;
в)1666-1667 год – начало церковного раскола (лишение Никона патриаршего сана, наложение проклятия на старообрядцев).
6. Итоги внутренней политики:
а)окончательное оформление крепостного права;
б)становление абсолютизма;
в)экономический рост;
г)церковный раскол;
д)народные выступления (Соляной бунт, Медный бунт, Восстание С.Т. Разина)
План по теме «Внешняя политика Алексея Михайловича»
- Годы правления Алексея Михайловича (1645-1676)
- Основные направления внешней политики:
а)западное (присоединение Украины и Белоруссии);
б)северное (борьба за выход к Балтийскому морю);
в)южное (борьба с Крымом и Турцией);
г)восточное (освоение Сибири).
3.Присоединение Украины к России:
а)национально-освободительная борьба украинского народа;
б)Переяславская рада -1654 год.
4. Русско –польская война (1654 -1667 год):
а)причины войны;
б)ход войны;
в)Андрусовское перемирие (1667 год, к России отошли Смоленск и Левобережная Украина);
5.Русско-шведская война (1656 – 1661 годы):
а)причины войны;
б)ход ворйны;
в)итоги войны (выход в Балтийское море для России оставался закрытым).
6. Освоение Сибири и Дальнего Востока:
а)1648 год – экспедиция С.И. Дежнева (прошли пролив, отделяющий Азию от Америки);
б)1643 год –экспедиция В.Д. Пояркова (прошел весь Амур и добрался до Тихого океана);
в)1649-1653 гг.- экспедиция Е.П. Хабарова (поход на Амур);
г)1689 год –Нерчинский договор между Китаем и Россией
7. Итоги внешней политики Алексея Михайловича:
а)расширение территорий;
б)возвращение Смоленска
План по теме: «Церковный раскол»
1) Предпосылки церковной реформы:
а) духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени;
б) низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви;
в) Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы;
г) социальный кризис середины XVII в., тяжёлое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и церковью — крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим влиянием.
2) Варианты церковной реформы:
а) позиция Никона;
б) предложения Аввакума;
3) Проведение реформы:
а) реформа проводилась жёстко, всех, кто был не согласен, насильно заставляли исполнять новые обряды;
б) противостояние Никон — Аввакум;
в) формы протеста старообрядцев: «гари» — самосожжения, бегство на Север, в Сибирь;
4) Содержание церковной реформы Никона:
Были изменены церковные обряды и богослужебные книги в соответствии с греческими образцами, креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; имя Христа стало писаться Иисус, а не Исус, как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введён был четырёхконечный крест, считавшийся ранее латинским; произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения и т.д.
5) Последствия церковной реформы:
а) реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви;
6) реформа, а также суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству;
в) реформа привела к церковному расколу и появлению старообрядчества.
6) Отношение государства и церкви:
Патриарх Никон, считая, что священство выше царства, стал в 1652— 1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Притязания патриарха привели к конфликту с Алексеем Михайловичем и низложению Никона.
План по теме: «Бунташный век»
1.Понятие о бунташном веке.
2.Причины народных выступлений:
а)усиление налогового бремени;
б)тяжелое положение работных людей;
в)усиление крепостничества;
г)попытки ограничения самоуправления казаков;
д)гонения на старообрядцев.
3. Соляной бунт (1648 год):
а)причины бунта (введение налога на соль);
б)последствия (созыв Земского собора для составления нового уложения).
4. Медный бунт (1662 год):
а)причины (введение медных денег, приравненных к серебряным);
б)подавление бунта;
в)последствия бунта (отмена медных денег).
5. Восстание С.Т. Разина (1667-1671):
а)причины восстания;
б)поход за зипунами (1667 – 1669);
в)события 1670-1671 гг.;
г)подавление восстания
План по теме: «Освоение Сибири в 17 веке»
1. Предварительные условия успехов в освоении Сибири в XVII в.:
а) разгром Сибирского ханства и вхождение Западной Сибири в состав России в конце XVI в.;
б) возникновение первых русских городов в Западной Сибири;
в) начало хозяйственного освоения Западной Сибири;
г) народы Сибири, отсутствие государственных объединений на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
2. Важнейшие экспедиции русских первопроходцев.
Семён Дежнёв прошёл проливом между Азией и Америкой. Экспедиция Василия Пояркова впервые исследовала бассейн реки Амур и вышла в Тихий океан. Ерофей Хабаров в результате экспедиций в Приамурье составил первый «Чертёж реки Амур».
3. Итоги и значение освоения Сибири в XVII в.
Открытие сибирских и дальневосточных земель. Расширение русских владений в Азии до побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Включение сибирских просторов в хозяйственную жизнь России.
План по теме
«Русская культура в 17 веке»
- Грамотность и просвещение:
а) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого;
б)1687 год – открытие братьями Лихудами Славяно-греко-латинского училища;
2. Литература:
а) «Сказание Авраамия Палицина»;
б) «Повесть о Шемякином суде»;
в) «Повесть о Ерше Ершовиче»;
г) поэзия Симона Полоцкого;
д) «Синопсис» (Иннокентий Гизель)
3. Театр при дворе Алексея Михайловича.
4.Архитектура:
а)дворец Алексея Михайловича в Коломенком - «Восьмое чудо света»;
б)Преображенский храм на о. Кижи;
в)Московское или Нарышкинское барокко (Церковь Покрова в Филях).
5. Живопись:
а)Симон Ушаков;
б)парсуны.
6.Декоративно – прикладное искусство:
а)орнамент;
б)ювелирное дело;
в)вышивание;
г)израсцовое искусство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый тематический план 6 класс к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой
Развернутый тематический план...
Развернутый план-конспект урока по физике в 7 классе по теме: «Мощность»
Развернутый план-конспект урока по физикев 7 классе по теме:«Мощность»...
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»
Цель урока: · знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;·...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Развернутый план – конспект урока по композиции в 5 классе ДШИ "Зимняя сказка"
Тема: Ассоциативная композиция « Зимняя сказка»Тип урока: формирования новых знаний, умений, и навыковВид урока: урок – практикумЦель урока: Развитие эстетической отзывчивости на красоту о...
развернутый план урока 5 класс
развернытый план урока по английскому языку для 5 класса на тему "Учимся писать адрес "...
Развернутый план-конспект урока английского языка в 7 классе по теме "Computers in our life"
Представленный конспект показывает формирование ключевых компетентностей с использованием ЦОР....