Развернутые планы за 7 класс
консультация по истории (7 класс)

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany_za_7_klass_nach.16_veka_-17_vek.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

План по теме «Внутренняя политика Ивана Грозного»

1.Годы правления Ивана Грозного (1533-1584).

2.Реформы «Избранной Рады» (1548/9 – 1560)

а) цели – направлены на создание единого централизованного государства;

б) состав Избранной рады:Адашев, Курбский, Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий;

в)созданы приказы: челобитный, посольский, поместный, разрядный, разбойный, земский, ямской;

г)новый свод законов – «Судебник Ивана IV» (1550) - увеличение пожилого при переходе крестьян в Юрьев день;

д)церковная реформа – Стоглавый собор 1551 г. (соответствие обрядов Русской православной церкви, ужесточение дисциплины в среде духовенства);

е)военная реформа ( создание стрелецкого войска -1550; введение Уложения о службе -1556);

ж) ограничение местничества (1550);

з)1549 – первый Земский собор (сословно – представительный орган 16 – 17 вв.)

2. Причины падения «Избранной Рады»:

а) Иван Грозный желал править единолично;

б)Смерть царицы Анастасии (1560, подозрение – отравили);

в)Неудачи в Ливонской войне (1558 – 1583).

3. Опричнина (1565 – 1572):

а)цели – стремление царя к единовластию,  ликвидация остатков феодальной раздробленности

б)причины опричнины: противоборства царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско - боярской знати; неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

в)разделение страны на две части : «опричнина» во главе с Иваном Грозным и «земщина» во главе с Боярской думой

4. Последствия опричнины:

а)политические: укрепление личной власти царя; ликвидация пережитков удельной системы;

б)социально – экономические: хозяйственное разорение страны; продолжение процесса государственного закрепощения крестьян.

5.Заповедные годы -1581 год (запрет перехода крестьян в Юрьев день).

6.Итоги внутренней политики Ивана Грозного

План по теме: «Внешняя политика Ивана IV”

1. Основные направления внешней политики Ивана IV:

а) западное направление;

б) восточное направление.

2. Присоединение Поволжья к России. Казанские походы ИванаIV.

Присоединение Казанского ханства (1552 г.). Присоединение Астраханского ханства (1556 г.). Значение присоединения Поволжья к России.

3. Ливонская война (1558−1583 гг.):

а) предпосылки военного конфликта;

б) успехи русского войска на начальном этапе войны, взятие Полоцка (1563 г.);

в) Люблинская уния 1569 г. — объединение Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую;

г) вступление Швеции в войну на стороне Речи Посполитой;

д) поражения русских войск в Прибалтике, осада Пскова войсками Стефана Батория;

е) перемирие с Речью Посполитой и Швецией;

ж) итоги войны.

4. Поход Ермака в Сибирь.

5. Итоги внешней политики Ивана IV.

Активная внешняя политика Ивана IV привела к значительному увеличению территории Российского государства. Были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Россия стала многонациональной страной. Ливонская война, несмотря на неудачный исход, предопределила важное направление внешней

политики России на долгие годы — борьбу за выход страны к Балтийскому морю. Было положено начало освоению Сибири русскими людьми.

План по теме «Реформы Избранной рады»

1.Состав Избранной рады:

а)Адашев;

б)священник Сильвестр;

в)митрополит Макарий;

г)Андрей Курбский;

д)Висковатый.

2.Цель Избранной рады: создание сильного централизованного государства.

3.Реформы Избранной рады:

а)1549 год – созыв первого Земского собора;

б)новый свод законов – «Судебник Ивана IV» (1550) - увеличение пожилого при переходе крестьян в Юрьев день;

в)церковная реформа – Стоглавый собор 1551 г. (соответствие обрядов Русской православной церкви, ужесточение дисциплины в среде духовенства);

г)военная реформа ( создание стрелецкого войска -1550; введение Уложения о службе -1556);

д)ограничение местничества (1550).

4. Причины падения «Избранной Рады»:

а) Иван Грозный желал править единолично;

б)Смерть царицы Анастасии (1560, подозрение – отравили);

в)Неудачи в Ливонской войне (1558 – 1583).

                                  План по теме «Опричнина»

1.Определение и хронологические рамки опричнины.

2. Цели опричнины:

а)укрепление личной власти Ивана Грозного;

б)ликвидация независимости бояр;

в)ликвидация отстатков раздробленности.

3.Сущность опричнины:

а) разделение страны на две части : «опричнина» во главе с Иваном Грозным и «земщина» во главе с Боярской думой;

б)разорение земщины.

4. Последствия опричнины:

а)политические: укрепление личной власти царя; ликвидация пережитков удельной системы;

б)социально – экономические: хозяйственное разорение страны; продолжение процесса государственного закрепощения крестьян.

                                     План по теме «Ливонская война»

  1. Хронологические рамки войны (1558-1583гг.)
  2. Причины войны: открытие выхода в Балтийское море.
  3. Ход войны:

а)вторжение русских войск в Ливонию, захват Нарвы и Дерпта;

б)распад Ливонского ордена (1561);

в)поражение русских войск под Полоцком и Оршей;

г)объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую (1569);

д)выступление против России трех государств – Дании, Швеции и Речи Посполитой;

е)осада и героическая оборона Пскова;

и)наступление Швеции на Нарву и Новгородские земли.

4.Итоги войны:

а)1582 год –Ям –Запольский мир с Польшей (Россия уступила Польше всю Ливонию и Полоцк);

б)1583 год –Плюсское перемирие со Швецией (Россия отдала Швеции города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву)

План по теме «Русская культура в 16 веке»

  1. Письменность и книжность:

а)скоропись;

б)изобретение книгопечатания (1564 год – первая печатная книга «Апостол» -Иван Федоров и Петр Мстиславец).

2. Литература:

а)Иван Пересветов;

б)переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского;

в) «Великие Четьи –Минеи» (митрополит Макарий);

г) «Домострой».

3.Живопись:

а)иконопись;

б)фрески;

в)мозаика.

4. Архитектура:

а)Архангельский собор (Алевиз Новый);

б)Колокольня Ивана Великого;

в)Церковь Вознесения в Коломенском;

г)Покровский собор (Барма и Постник).

5.Наука и техника:

а)пособия с текстами для чтения, по грамматике и арифметике;

б)открытие Пушечного двора;

в)Царь – пушка (Андрей Чохов);

г)развитие медицины.

                      План по теме: «Смутное время»

  1. Понятие и хронологические рамки Смутного времени.
  2. Причины Смутного времени:

а)династический кризис;

б)экономический упадок;

в)усиление закрепощения крестьян;

г)борьба за власть.

3.Правление Бориса Годунова (1598 -1605):

а)неурожайные годы;

б)голод;

в)восстание Хлопка;

г)недовольство народа;

д)слухи о чудом выжившем царевиче Дмитрие;

е)смерть Бориса Годунова.

4.Правление Лжедмитрия Первого (1605-1606):

а)недовольство народа;

б)смерть Лжедмитрия Первого.

5.Правление Василия Шуйского (1606-1610):

а)восстание И.И. Болотникова (1606-1607);

б)появление Лжедмитрия Второго;

в)польская и шведская интервенция;

г)свержение Василия Шуйского.

6. Семибоярщина (1610-1613):

а)приглашение на русский престол Владислава;

б)осада Смоленска.

7. Россия на краю гибели:

а)первое ополчение (1611 год);

б)второе ополчение (1612 год);

в)спасение России.

8)Последствия Смутного времени:

а) сохранение суверенитета Российского государства;

б) воцарение династии Романовых;

в) значительные территориальные потери и утрата Россией ранее завоёванных международных позиций;

г) разорение западных и центральных районов страны и сокращение посевных площадей.

              План по теме: «Окончание Смутного времени»

1. Россия на краю пропасти.

Занятие Кремля поляками, падение Смоленска, захват Новгорода и значительной части северо-западных земель шведами поставили страну на грань катастрофы.

2. Первое ополчение 1611 г.:

а) формирование народного ополчения в Рязани под предводительством П. Ляпунова;

б) присоединение отрядов Д. Трубецкого и И. Заруцкого;

в) успешные действия передового отряда Д. Пожарского против польских интервентов на окраинах Москвы;

г) гибель П. Ляпунова и распад первого ополчения.

3. Второе ополчение.

Осень 1611 г. — начало формирования второго ополчения в Нижнем Новгороде. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский – предводители второго ополчения. «Совет всей земли». Сбор отрядов ополчения в Ярославле. Освобождение Москвы в 1612 г.

4. Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова.

5. Столбовский мир со Швецией (1617 г.) и Деулинское перемирие с Речью Посполитой (1618 г.).

6. Итоги Смутного времени:

а) сохранение суверенитета Российского государства;

б) воцарение династии Романовых;

в) значительные территориальные потери и утрата Россией ранее завоёванных международных позиций;

г) разорение западных и центральных районов страны и сокращение посевных площадей.

                                 

План по теме «Внутренняя и внешняя  политика Михаила Федоровича Романова»

1.Годы правления (1613-1645)

2.Основная цель внутренней политики  – ликвидация последствий Смутного времени:

а)систематическая работа Земского собора;

б)повышение и введение новых налогов;

в)развитие торговых отношений.

3.Внешняя политика:

а)1617 год – Столбовский мир со Швецией (Швеция отказалась от Новгорода, но сохранила за собой побережье Финского залива –Ивангород, Ям, Копорье);

б)1618 год – Деулинское перемирие с Польшей (Польша оставляла за собой Смоленск, Чернигов и Северские земли, Владислав отказался от претензий на русский престол);

в)Смоленская война (1632-1634);

г)Азовское сидение (1637-1642).

4)Итоги правления Михаила Федоровича Романова.

План по теме «Внутренняя политика Алексея Михайловича»

  1. Годы правления Алексея Михайловича (1645-1676).
  2. Соборное уложение 1649 года:

а)закрепление сословной структуры общества;

б)юридическое закрепление крепостного права;

в)наказания за преступления против государевой чести.

3.Государственное управление:

а)становление абсолютизма;

б)Боярская дума;

в)развитие системы приказов.

3.Создание полков нового строя.

4. Экономическая политика:

а)развитие торговых отношений (ярмарки и др.);

б)1653 год – Таможенный устав (введение единой торговой пошлины);

в)1667 год –Новоторговый устав (высокие пошлины для иностранных купцов);

г)новое явление в экономике – мануфактура.

5.Религиозная политика:

а)назначение на патриарший престол Никона;

б)1653 год – церковная реформа;

в)1666-1667 год – начало церковного раскола (лишение Никона патриаршего сана, наложение проклятия на  старообрядцев).

6. Итоги внутренней политики:

а)окончательное оформление крепостного права;

б)становление абсолютизма;

в)экономический рост;

г)церковный раскол;

д)народные выступления (Соляной бунт, Медный бунт, Восстание С.Т. Разина)

План по теме «Внешняя политика Алексея Михайловича»

  1. Годы правления Алексея Михайловича (1645-1676)
  2. Основные направления внешней политики:

а)западное (присоединение Украины и Белоруссии);

б)северное (борьба за выход к Балтийскому морю);

в)южное (борьба с Крымом и Турцией);

г)восточное (освоение Сибири).

3.Присоединение Украины к России:

а)национально-освободительная борьба украинского народа;

б)Переяславская рада -1654 год.

4. Русско –польская война (1654 -1667 год):

а)причины войны;

б)ход войны;

в)Андрусовское перемирие (1667 год, к России отошли Смоленск и Левобережная Украина);

5.Русско-шведская война (1656 – 1661 годы):

а)причины войны;

б)ход ворйны;

в)итоги войны (выход в Балтийское море для России оставался закрытым).

6. Освоение Сибири и Дальнего Востока:

а)1648 год – экспедиция С.И. Дежнева (прошли пролив, отделяющий Азию от Америки);

б)1643 год –экспедиция В.Д.  Пояркова  (прошел весь Амур и добрался до Тихого океана);

в)1649-1653 гг.- экспедиция Е.П. Хабарова (поход на Амур);

г)1689 год –Нерчинский договор между Китаем и Россией

7. Итоги внешней политики Алексея Михайловича:

а)расширение территорий;

б)возвращение Смоленска

                        План по теме: «Церковный раскол»

1) Предпосылки церковной реформы:

а) духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени;

б) низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви;

в) Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы;

г) социальный кризис середины XVII в., тяжёлое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и церковью — крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим влиянием.

2) Варианты церковной реформы:

а) позиция Никона;

б) предложения Аввакума;

3) Проведение реформы:

а) реформа проводилась жёстко, всех, кто был не согласен, насильно заставляли исполнять новые обряды;

б) противостояние Никон — Аввакум;

в) формы протеста старообрядцев: «гари» — самосожжения, бегство на Север, в Сибирь;

4) Содержание церковной реформы Никона:

Были изменены церковные обряды и богослужебные книги в соответствии с греческими образцами, креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; имя Христа стало писаться Иисус, а не Исус, как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введён был четырёхконечный крест, считавшийся ранее латинским; произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения и т.д.

5) Последствия церковной реформы:

а) реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви;

6) реформа, а также суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству;

в) реформа привела к церковному расколу и появлению старообрядчества.

6) Отношение государства и церкви:

Патриарх Никон, считая, что священство выше царства, стал в 1652— 1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Притязания патриарха привели к конфликту с Алексеем Михайловичем и низложению Никона.

                                План по теме: «Бунташный век»

1.Понятие о бунташном веке.

2.Причины народных выступлений:

а)усиление налогового бремени;

б)тяжелое положение работных людей;

в)усиление крепостничества;

г)попытки ограничения самоуправления казаков;

д)гонения на старообрядцев.

3. Соляной бунт (1648 год):

а)причины бунта (введение налога на соль);

б)последствия (созыв Земского собора для составления нового уложения).

4. Медный бунт (1662 год):

а)причины (введение медных денег, приравненных к серебряным);

б)подавление бунта;

в)последствия бунта (отмена медных денег).

5. Восстание С.Т. Разина (1667-1671):

а)причины восстания;

б)поход за зипунами (1667 – 1669);

в)события 1670-1671 гг.;

г)подавление восстания

                       План по теме: «Освоение Сибири в 17 веке»

1. Предварительные условия успехов в освоении Сибири в XVII в.:

а) разгром Сибирского ханства и вхождение Западной Сибири в состав России в конце XVI в.;

б) возникновение первых русских городов в Западной Сибири;

в) начало хозяйственного освоения Западной Сибири;

г) народы Сибири, отсутствие государственных объединений на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Важнейшие экспедиции русских первопроходцев.

Семён Дежнёв прошёл проливом между Азией и Америкой. Экспедиция Василия Пояркова впервые исследовала бассейн реки Амур и вышла в Тихий океан. Ерофей Хабаров в результате экспедиций в Приамурье составил первый «Чертёж реки Амур».

3. Итоги и значение освоения Сибири в XVII в.

Открытие сибирских и дальневосточных земель. Расширение русских владений в Азии до побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Включение сибирских просторов в хозяйственную жизнь России.

План по теме

«Русская культура в 17 веке»

  1. Грамотность и просвещение:

а) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого;

б)1687 год – открытие братьями Лихудами Славяно-греко-латинского училища;

2. Литература:

а) «Сказание Авраамия Палицина»;

б) «Повесть о Шемякином суде»;

в) «Повесть о Ерше Ершовиче»;

г) поэзия Симона Полоцкого;

д) «Синопсис» (Иннокентий Гизель)

3. Театр при дворе Алексея Михайловича.

4.Архитектура:

а)дворец Алексея Михайловича в Коломенком -  «Восьмое чудо света»;

б)Преображенский храм на о. Кижи;

в)Московское или Нарышкинское барокко (Церковь Покрова в Филях).

5. Живопись:

а)Симон Ушаков;

б)парсуны.

6.Декоративно – прикладное искусство:

а)орнамент;

б)ювелирное дело;

в)вышивание;

г)израсцовое искусство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план-конспект урока по физике в 7 классе по теме: «Мощность»

Развернутый план-конспект урока по физикев 7 классе по теме:«Мощность»...

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»

Цель урока: ·                   знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;·...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.

Пояснительная  запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 класс                                 ...

Развернутый план – конспект урока по композиции в 5 классе ДШИ "Зимняя сказка"

Тема:  Ассоциативная композиция « Зимняя сказка»Тип урока: формирования новых знаний, умений, и навыковВид урока: урок – практикумЦель урока: Развитие эстетической  отзывчивости на красоту о...

развернутый план урока 5 класс

развернытый план урока по английскому языку для 5 класса на тему "Учимся писать адрес "...

Развернутый план-конспект урока английского языка в 7 классе по теме "Computers in our life"

Представленный конспект показывает формирование ключевых компетентностей с использованием ЦОР....