Диянова Виктория Владимировна. Контрольная работа "Россия в период правления Николая I"
учебно-методический материал по истории (9 класс)
Итоговая работа по теме. Содержит задания с выбором ответа, сопоставления, документ и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_nikolay_i._9_kl.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа «Россия в период правления Николая I», 9 класс
Максимальное количество баллов – 50
I вариант
Часть 1. В каждом задании – 1 правильный ответ (1 балл). Всего 10 баллов
1. Период правления Николая I:
1) 1796-1801 гг.; 2) 1801-1825 гг.; 3) 1807-1826 гг.; 4) 1825-1855 г.
2. Указ об «обязанных» крестьянах предусматривал:
1) отмену крепостного права; 2) ликвидацию рекрутских наборов;
3) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика;
4) освобождение крестьян с землей при условии выполнения ими повинностей в пользу бывших владельцев.
3. III отделение императорской канцелярии занималось:
1) кодификацией законов; 2) политическим сыском;
3) благотворительной деятельностью; 4) управлением кавказскими территориями.
4. Бездефицитным государственный бюджет стал в результате:
1) реформы Е.Ф. Канкрина; 2) реформы П.Д. Киселева;
3) создания военных поселений; 4) деятельности Государственного Совета.
5. В России господствующим экономическим укладом в 1-ой пол. XIX в. являлся:
1) мелкотоварный; 2) капиталистический;
3) феодально-крепостнический; 4) патриархальный.
6. Религиозное движение, замедлившее покорение Кавказа, это:
1) шариат; 2) мюридизм; 3) джихад; 4) имамат.
7. Прочтите отрывок из рескрипта Николая I и укажите, когда произошло событие, описанное в тексте: «Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».
1) в 1828 г.; 2) в 1829 г.; 3) в1853 г.; 4) в 1856 г.
8. Главной задачей реформ П.Д. Киселева являлось:
1) усиление политического надзора; 2) улучшение положения государственных крестьян;
3) укрепление финансовой системы; 4) совершенствование государственного аппарата.
9. Определите событие внешней политики, относящееся к правлению Николая I:
1) Тильзитский мир; 2) присоединение Финляндии;
3) создание Священного союза; 4) Туркманчайский мир.
10. Согласно Адрианопольскому миру:
1) автономию получили Греция, Валахия, Молдавия, Сербия;
2) в состав России вошла Восточная Армения;
3) Россия потеряла выход в Чёрное море;
4) Россия потеряла восточное побережье Чёрного моря.
Часть 2. Всего 25 баллов
1. Установите соответствия (по 1 баллу, всего 12 баллов):
Даты | События | |
1 | 1826-1828 гг. | А) Кавказская война |
2 | 1828-1829 гг. | Б) Первая оборона Севастополя |
3 | 1854-1855 гг. | В) русско-иранская война |
4 | 1817-1864 гг. | Г) восстание в Польше |
Д) русско-турецкая война |
Группы | Имена | |
1 | консерваторы | А) С.М. Соловьев |
2 | славянофилы | Б) С.С. Уваров |
3 | западники | В) А.С. Хомяков |
4 | революционеры | Г) А.И. Герцен |
Д) А.С. Фигнер |
Имена | Научные достижения | |
1 | Н.И. Лобачевский | А) создание гальванопластики |
2 | Н.И. Пирогов | Б) создание военно-полевой хирургии |
3 | И.Ф. Крузенштерн | В) первая русская кругосветная экспедиция |
4 | Б.С. Якоби | Г) создание неевклидовой геометрии |
Д) открытие периодического закона химических элементов |
2. Заполните пропуски (по 2 балла, всего 6 баллов)
1) Прочтите описание первой в России железной дороги. Какие населенные пункты она соединяла? «Вот идет паровоз с трубой, из которой валит дым, машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст»_________________________________
2) В ходе какой войны был издан этот приказ? «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону»____________________________________________________________________
3) Цензурный устав 1826 г. был назван современниками ____________________________
3. Верны ли суждения? Ответ запишите (да, нет) (по 1 баллу, всего 3 балла)
1) Причиной отставания экономики России в 1 пол. XIX в является крепостное право
2) Теория «русского социализма» предусматривала сохранение самодержавия как гарант успешного развития России.
3) Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России.
4. Разделите имена на 2 группы и укажите, по каким признакам вы их разделили (по 2 балла за группу, всего 4 балла).
Лисянский Ю.Ф., Лазарев М.П., Иванов А.А., Кипренский О.А.
Часть 3. Выполните задания к документу (3 балла за каждый ответ, всего 15 баллов)
Речь Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г. при обсуждении указа об обязанных крестьянах.
«...Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему, теперь, было бы делом еще более гибельным. Покойный император Александр имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я также никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни.
Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей [относятся]: во-первых, к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение еще более тягостным; во-вторых, к тому, что некоторые помещики - хотя благодаря богу, самое меньшее их число,- забывая благородный долг, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти неограничивающем помещичьей власти»
- Каково отношение Николая I к крепостному праву?
- Какой должна быть позиция властей в деле отмены крепостного права?
- Как Николай I объясняет изменение отношения общества к крепостному праву?
- Составьте 2 «тонких» вопроса к тексту и ответьте на них.
- Составьте 1 «толстый» вопрос к тексту документа.
Контрольная работа «Россия в период правления Николая I», 9 класс
Максимальное количество баллов – 50
II вариант
Часть 1. В каждом задании – 1 правильный ответ (1 балл). Всего 10 баллов
1. Период правления Николая I:
1) 1796-1801 гг.; 2) 1801-1825 гг.; 3) 1825-1855 г.; 4) 1807-1826 гг.
2. Шефом III Отделения собственной ЕИВ канцелярии являлся:
1) А. А. Аракчеев; 2) А.Х. Бенкендорф; 3) С. С. Уваров; 4) М. С. Воронцов
3. «Обязанные» крестьяне должны были:
1) выполнять повинности в пользу бывших владельцев;
2) выплатить помещику выкуп за своё освобождение;
3) заплатить государству за освобождение от крепостного права;
4) обрабатывать общественную запашку.
4. Промышленный переворот в России начался:
1) в 1810- х гг.; 2) в 1820-х гг.; 3) в 1830-х гг.; 4) в 1850-х гг.
5. Исламское государство, возникшее на территории Чечни и Дагестана, это:
1) мюридизм; 2) имамат; 3) газават; 4) шариат.
6. Самая длительная война, в которой принимала участие Россия в XIX веке:
1) русско-турецкая; 2) Отечественная; 3) русско-шведская; 4) Кавказская.
7. Бумажные деньги, имевшие хождение в России в XVIII-XIX веках:
1) ассигнации; 2) акции; 3) векселя; 4) облигации
8. Прочтите отрывок из статьи современного историка и укажите, когда произошло событие, описанное в тексте: «Вспыхнувшее в Варшаве восстание привело к бегству оттуда великого князя Константина Павловича и выводу всех русских войск. Более того, решением Сейма император был лишен польской короны и получил требование восстановить Польшу в границах 1772 г., гарантировав соблюдение конституции 1815 г.»
1) в 1826 г.; 2) в 1830 г.; 3) в1835 г.; 4) в 1842 г.
9. Создателем теории «общинного» социализма является:
1) М.С. Лунин; 2) П.Я. Чаадаев; 3) С.М. Соловьев; 4) А.И. Герцен
10. Выберите название сражения, которое произошло не во время Крымской войны:
1) Синопское; 2) Смоленское; 3) Балаклавское; 4) Инкерманское.
Часть 2. Всего 25 баллов
1. Установите соответствия (по 1 баллу, всего 12 баллов):
Имена | Деятельность | |
1 | Е.Ф. Канкрин | А) реформы в отношении государственных и крепостных крестьян |
2 | П.Д. Киселев | Б) создание Свода законов Российской империи |
3 | М.М. Сперанский | В) денежная реформа |
4 | К.В. Нессельроде | Г) противодействие революционному движению за рубежом |
Д) политический сыск |
Имена | Картины | |
1 | В.А. Тропинин | А) «Боярыня Морозова» |
2 | К.П. Брюллов | Б) «Свежий кавалер» |
3 | П.А. Федотов | В) «Последний день Помпеи» |
4 | А.Г. Венецианов | Г) «На пашне. Весна» |
Д) «Кружевница» | ||
Даты | События | |
1 | 1853 г. | А) реформа государственных крестьян |
2 | 1849 г. | Б) Синопское сражение |
3 | 1837-1841 гг. | В) указ об «обязанных» крестьянах |
4 | 1853-1856 гг. | Г) Крымская война |
Д) подавление восстания в Венгрии |
2. Заполните пропуски (по 2 балла, всего 6 баллов):
1) К какому событию относятся воспоминания: «Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам»? _____________________________________________________________________________
2) Как называется мирный договор, следующим образом охарактеризованный современником: «Великодушие государя императора дозволило существование Турецкой империи в Европе»?____________________________________________________________
3) Последнее крупное сражение парусных флотов __________________________________
3. Верны ли суждения? Ответ запишите (да, нет) (по 1 баллу, всего 3 балла)
1) «Капиталистыми» называли крестьян, успешно занимавшихся предпринимательством.
2) Общественное движение, объединявшее сторонников парламентского строя и гражданских свобод, называется консерватизмом.
3) Восточный вопрос – это международные противоречия, связанные с разделом земель Османской империи и борьбой населения этой империи за национальную независимость.
4. Разделите имена на 2 группы и укажите, по каким признакам вы их разделили (по 2 балла за группу, всего 4 балла).
Воронихин А.Н., Соловьев С.М., Тон К.А., Грановский Т.Н.
Часть 3. Выполните задания к документу (3 балла за каждый ответ, всего 15 баллов)
А.Х. Бенкендорф о создании III Отделения собственной ЕИВ канцелярии.
«Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утесненным и наблюдала за злоумышлениями и людьми, к ним склонным. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны, через сближение наших молодых офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы. Никогда не думая готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но благородные и благодетельные побуждения, давшие повод к этому учреждению, и желание быть полезным новому нашему государю не позволили мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призывало меня высокое его доверие.
Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. Учрежденное в то же время III отделение представляло под моим начальством средоточие этого нового управления и вместе высшей секретной полиции, которая, в лице тайных агентов, должна была помогать и способствовать действиям жандармов.
Я неотложно приступил к делу, и Бог помог мне исполнить мои обязанности к удовольствию государя и не восстановив против себя общественного мнения. Мне удалось делать добро, оказывать многим одолжения, открыть много злоупотреблений и, в особенности, предупредить и отвратить много зла».
- Как А.Х. Бенкендорф объясняет причины создания III Отделения?
- Кого А.Х. Бенкендорф называет злоумышленниками? Почему считает необходимым бороться с ними?
- Как автор мемуаров объясняет рост числа людей, с которыми должно было бороться III Отделение?
- Составьте 2 «тонких» вопроса к тексту и ответьте на них.
- Составьте 1 «толстый» вопрос к тексту документа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диянова Виктория Владимировна. Россия в XVII веке. Контрольная работа. 7 класс
Контрольная работа для 7 класса по теме "Россия в XVII веке" с заданиями разного уровня сложности...
Диянова Виктория Владимировна. Контрольная работа «Россия в период правления Петра I». 7 класс
Контрольная работа по теме "Россия в период правления Петра I" с заданиями разного уровня сложности...
Диянова Виктория Владимировна. Контрольная работа «Век Просвещения. Великая французская революция», 7 класс
Контрольная работа по теме "Великая французская революция" с заданиями разного уровня сложности...
Диянова Виктория Владимировна. Контрольная работа "Россия в период правления Александра II"
Итоговая контрольная работа по теме. Состоит из заданий с выбором ответа, заданий на сопоставление, заполнение пропусков и т.д....
Диянова Виктория Владимировна. Зачетная работа "Древний Восток". 5 кл
Итоговая работа по теме "Древний Восток". Содержит задания, проверяющие и развивающие навыки работы с картами, иллюстрациями, документами, линией времени...
Диянова Виктория Владимировна. Практическая работа "Декабристы"
Практическая работа по теме. Состоит из документов и вопросов к ним...
Диянова Виктория Владимировна. Практическая работа "Гражданская война в России"
Практическая работа по теме. Содержит документы и вопросы к ним...