«Программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа реализуется в школе с 2012 года. В рамках данной программы в школе реализуется социальный проект "А у нас во дворе..." и проект социального туризма, в рамках которого школьники разрабатывают и проводят экскурсии для ветеранов различных войн, тружеников тыла и пожилых людей микрорайона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 75.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Великого Новгорода
Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 25 «Олимп»
173023, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 30, тел 62-13-02, 62-13-20
«Программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
«Диалог поколений»
Афанасьева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания Сковородина Людмила Руслановна, зам. директора |
Великий Новгород
Паспорт программы
«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
«Диалог поколений»
на 2015 - 2019 годы
Основание для разработки Программы |
«Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода» на 2015 – 2019 гг. |
Исполнители Программы | Администрация и педагогический коллектив Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 «Олимп», обучающиеся, родители, социальные партнёры. |
Цель Программы | Формирование истинного патриотизма: гордости за дела дедов через совместную деятельность с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, пожилыми людьми микрорайона. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. |
Задачи Программы |
|
Оценка эффективности программы | Оценка эффективности программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений» обеспечивается: - средствами общественного контроля через публичный доклад школы, конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы; - регулярным обсуждением хода реализации программы в методических объединениях, на совещаниях; - проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику школы; - разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МАОУ «СОШ № 25 «Олимп»; - подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, временных творческих и научно-исследовательских коллективов, общественных организаций; - через коммуникативные средства общения: Интернет, Дневник Ру, сайт школы; - участием и победами в муниципальных и региональных конкурсах гражданско–патриотической направленности. |
Срок реализации Программы | 2015 - 2019 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Организация управления и система контроля над исполнением Программы | Координатором работы по реализации Программы является Школа. Контроль над выполнением Программы возлагается на администрацию. Информация о ходе реализации Программы публикуется на сайте Школы, итоги подводятся ежегодно на августовском педсовете и на Совете школы. Для оперативного контроля над ходом реализации Программы основной разработчик Программы осуществляет следующие функции: - сбор и систематизацию аналитической информации о реализации программных мероприятий; - мониторинг результатов реализации программных мероприятий; - оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий; - подготовку информации о ходе реализации Программы. |
Пояснительная записка
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Актуальность программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений», её сегодняшняя необходимость доказана самой жизнью. Жизнь человека включает в себя множество событий. Это и радости, и горести. А если годы жизни приходятся на переломные, судьбоносные для страны вехи, то и жизнь человека вплотную связана с судьбой страны. Становится больно, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие, когда забывают свою историю. С каждым годом уходят от нас очевидцы Отечественной войны 1941-1945 годов, проявившие своё мужество, стойкость, отдавшие свои молодые годы Родине, явившие всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. В ходе реализации программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений» у обучающихся есть уникальная возможность из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей и дочерей. В силу динамичного ритма жизни сегодняшнего дня от нашего внимания и внимания наших детей ускользают неформальные - но такие важные!- контакты со старшим поколением, ослабевают их родственные связи с дедами и отцами. Многое в общении занимают компьютеры и сотовые телефоны, исчезает близкое, личностное общение. Однако, только соприкасаясь с опытом людей, пережившими военное лихолетье, видя их глаза, подрастающее поколение сможет представить события фронтовой жизни армии и тыла. Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела дедов и прадедов, искреннее желание быть похожими на них. Через знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны, через совместную познавательную и творческую деятельность у школьников формируется активная гражданская позиция, развиваются коммуникативные навыки. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей общественности способствует формированию чувства коллективизма и ответственности за результаты общего труда. У обучающихся появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны и его непосредственным участникам, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, является планомерная поисковая, исследовательская, творческая и спортивная работа, посвященная общению с жителями микрорайона № 6 города Новгорода – ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, пожилыми людьми. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, мастер-классы - позволят не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого обучающегося.
Отличительной особенностью программы является познавательная совместная равноправная деятельность, общий полезный труд ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и пожилых людей микрорайона с учащимися школы и их родителями. Активно к данной деятельности подключается социум микрорайона: центр по работе с населением «Нехинский», депутаты Думы Великого Новгорода Лобач А.С. и Пшеницын Ю.Г., библиотечный центр «Читай-город», гордские клубы ветеранов «Моя судьба», «Будь здоров» и другие.
Вся деятельность учащихся мотивирована на участие в разнообразных состязательных играх, конкурсах, турнирах, соревнованиях, поисковой работе, акциях, которые проводятся вместе с ветеранами. Причём, взаимоотношения учащихся с ветеранами не ограничиваются праздничными датами, праздники проводятся и в будничные для страны дни, ветераны войны частые гости в школе, а перед праздничными днями ветераны Великой Отечественной войны принимают ребят у себя дома.
Особая значимость программы «Диалог поколений» в том, что результат её двухсторонний: укрепляются связи старшего и младшего поколения, налаживаются взаимоотношения учеников с собственными бабушками и дедушками, укрепляется чувство гордости за наш родной город.
Программа ориентирована на обучающихся 5 – 11 классов, коллектив педагогов и родителей.
Принципы, на которых строится Программа:
- систематичность;
- открытость;
- доступность;
- субъектная позиция учащихся;
- воспитание через социально значимую деятельность;
- интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно - мобилизационный (2015г.):
- аналитическо-диагностическая деятельность;
- поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
- изучение современных технологий;
- разработка совместных планов с городским клубом ветеранов «Моя судьба», центром по работе с населением «Нехинский».
II этап – практический (2015 -2018 гг.):
- использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
- промежуточный контроль.
III этап - итогово - обобщающий (2019г.):
- обработка и интерпретация данных;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
Раздел 2. Перечень мероприятий Программы.
Программа включает в себя следующие направления деятельности:
1. Проект «Поклонный туризм»
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Проект «Социальный туризм»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Развивать ученическое самоуправление.
3.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Проект «Патриотизм вчера, сегодня, завтра»
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Великого Новгорода!».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
4.Проект «За здоровый образ жизни»
Цель: привитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1.Создавать благоприятные условия для физического и физиологического развития обучающихся, для формирования здорового образа жизни.
2.Создавать здоровьесберегающую образовательную среду.
3.Предупреждать ситуации негативного влияния на детей, преднамеренное вовлечение их в нездоровый образ жизни, в алкоголизм и наркоманию.
Формы: классные часы, работа спортивных секций, турниры, состязания, спортивные праздники, Дни здоровья.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы:
- Нормативный ресурс: разработка нормативно-правовой базы деятельности.
- Кадровый ресурс: обеспечение профессионального и личного роста педагогов школы через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера.
1) Организация работы методического объединения классных руководителей по гражданско-патриотическому воспитанию.
2) Гражданско-патриотическое просвещение обучающихся, родителей через классные часы, семинары, конференции.
3) Социальное проектирование.
4) Приглашение в классы таких специалистов, общественных деятелей и политиков, которые способны учитывать специфику детского и подросткового возраста.
- Социальный ресурс: привлечение к решению задач программы партнёров
- Информационный ресурс: совершенствование информационной среды школы.
- Аналитический ресурс: мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений.
- Инновационный ресурс: развитие механизмов внутренней экспертизы, коррекции результатов.
Раздел 4. Механизм реализации мероприятий Программы
Механизм реализации программных мероприятий осуществляется в рамках действующей нормативно-правовой базы.
Данная программа реализуется педагогическим коллективом МАОУ СОШ №25 «Олимп» при участии городского клуба ветеранов «Моя судьба», представителей Городского совета ветеранов Веселитской А.М. и Левкова Ю.М. Исполнители проекта несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.
Координатором программы является администрация МАОУ СОШ №25 «Олимп».
Механизм реализации программы предполагает использование инновационных форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста чувства патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
Формы реализации проекта:
Мастер – классы с участниками городского клуба ветеранов Моя судьба»;
Совместное с ветеранами танцевальное мероприятие «Ситцевый бал»;
Праздник в микрорайоне «Танцевальная площадка»;
Конкурс смотра и патриотической песни;
Встречи с поэтами – ветеранами войны;
Участие в работе клуба КЛИО;
Митинги;
Субботники;
Спартакиада «Будь здоров!».
Администрация школы осуществляет координацию реализации программы в пределах своих полномочий через Совет патриотического воспитания.
Совет патриотического воспитания определяет содержание каждого конкретного мероприятия по реализации Программы, организует её выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, обучающиеся и их родители, ветераны Великой Отечественной войны.
Раздел 5. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Координатором работы по реализации Программы является Школа.
Контроль над выполнением Программы возлагается на администрацию.
Информация о ходе реализации Программы публикуется на сайте Школы, итоги подводятся ежегодно на августовском педсовете и на Совете школы.
Для оперативного контроля над ходом реализации Программы основной разработчик Программы осуществляет следующие функции:
- сбор и систематизацию аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий;
- подготовку информации о ходе реализации Программы.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2011 – 2015 годы». М.,2011 г.
2. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы/ Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. – М.:ВАКО, 2012 г.
3. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе:
Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.:2010 г.
4. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников:
Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.М.Глобус,2011г.
5. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е
издание, переработанное. М.: 2013 г.
6.Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2010 год. №1
7. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
Программа гражданско-патриотического воспитания
Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....