Доклад по теме самообразования
материал по истории

Доклад по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_motivatsiya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Доклад по теме самообразования

На тему: Мотивация к предмету, как средство повышения познавательного интереса учащихся.

                                                              Подготовила: преподаватель истории              

                                                     и обществознания Зорина Л.Н.

Салехард,2019

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. Формирование и развитие положительной мотивации к обучению, как условия успешности учебной деятельности студента можно назвать одной из центральных проблем современного образования.

Её актуальность обусловлена:

  • обновлением содержания образования (переход на новые стандарты);
  • постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов (компетенций);
  • мотивационная сфера – ядро направленности личности, поэтому в подростковом возрасте мотивация учения выступает показателем уровня психического благополучия и развития ученика.

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:

  • личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
  • мета предметных, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и меж предметными понятиями.
  • предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.

Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Для повышения мотивации необходимо:

  1. обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;
  2. использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;
  3. организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;
  4. осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы.

Для повышения мотивации на своих уроках я вела работу по формированию интереса к истории, используя:

  • мультимедийные средства;
  • презентации - для удобства демонстрирования детям изображений, которых нет в учебнике; демонстрации карты; визуализированние заданий перед выполнением работы
  • использование работы с текстом учебника (т.е. дети самостоятельно читают тот или иной пункт) для того что бы они усвоили основной ход истории; работа с документом плюс проблемное задание (самостоятельное чтение документа детьми либо мое комментирование или его объяснение).
  • различные виды бесед (заключительное, повторительно-обобщающая) во время беседы проверяются не только ранее усвоенные знания или полученные во время урока, но они также стимулирует мыслительную деятельность учеников, развивают их речь.
  • проблемные задания и вопросы все это заставляет детей думать, размышлять, активизироваться, искать и отбирать материал.
  • наглядность, работа с картами и картинами, так как именно наглядность ученики лучшего всего воспринимают. Это прямое столкновение с историей, которую дети могут увидеть в движении.
  • устные приемы обучения, такие как повествование, описание, объяснение, характеристики которые делали урок наиболее красочным. Все это делает урок не только насыщенным, разнообразным и интересным, но и еще и урок быстро и мгновенно пролетает, что так любят дети, все это также нацеливает детей на работу, стимулирует их активную интеллектуальную деятельность.

Разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее эффективные. На уроках истории выбор метода или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Применение наглядных пособий, практических заданий, умелое сочетание их со словесными методами повышает активность учащихся на уроке, способствует развитию познавательных процессов и навыков самостоятельной работы и поиска информации.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  • для успешного преподавания истории необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;
  • одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
  • существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний;
  • в целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;
  • привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;
  • наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов и форм организации обучения, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.

Использование нестандартных форм обучения положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории нестандартные формы уроков, игровые ситуации, решение исторических задач, использование наглядности и др. как наиболее способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их творческих способностей, формированию интереса к предмету «история».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Самообразование учащихся на уроках математики".

В своём докладе я хотела отразить геометрический материал о вписанном угле, рассмотреть задачи на построение, задачи на построение,предоставить задачи для самостоятельного решения....

Доклад по теме самообразования: «Дифференцированный подход на уроках математики».

Хочу поделиться опытом работы по теме: "Дифференцированный подход на уроках математики"....

Доклад по теме самообразования

Моя тема самообразования "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"Работаю над этой темой третий год. Особый интерес у меня вызывает методика А.Г. Ривина....

доклад по теме "Самообразование"

Тема  самообразования: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»....

Доклад по теме самообразования "Методика работы с иноязычным текстом"

В реферате обобщены и перечислены виды работы с иноязычным текстом....

Доклад по теме самообразования «Влияние физических упражнений на здоровье школьников»

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают  на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в мало...

Доклад по теме самообразования "Возможности Microsoft Power Point"

Презентация отбражает работу учителя...