Доклад по теме самообразования
материал по русскому языку по теме
Моя тема самообразования "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"
Работаю над этой темой третий год. Особый интерес у меня вызывает методика А.Г. Ривина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Бакунова О. В.
Тульская обл., г. Новомосковск, МБОУ «СОШ№12».
Доклад
на школьном методическом объединении
«Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Какова же роль предмета «Русский язык»? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников разных возрастных категорий.
Определив учебную работоспособность каждого, определяю и направление работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т. д.
На уроках развития речи особое внимание уделяю формированию коммуникативных компетенций на основе работы с текстом. В этом нам с учениками помогают дополнительные тетради, словари-справочники, которые мы ведем с 5 по 9 класс. Уроки объяснения нового материала стараюсь заменить уроками открытия знаний: ребята сами формулируют цели урока, определяют проблему и находят пути решения проблемы.
Работать над «развитием речи вообще» нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться над тем, что должны знать и уметь дети в определенных типах устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст. Тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стилей и особенности. Особенности прямой и косвенной речи и т. д.
Пути реализации коммуникативной компетенции состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что очень эффективны такие формы урока, как урок-консультация, урок-практикум, урок сбора материалов к сочинению (по русскому языку), урок-конференция, урок-семинар, урок-инсценировка (по литературе).
Хочу обратить внимание на уроки подготовки к сочинению. Нужно научить детей не только находить материал, подходящий к теме, не только фиксировать наблюдения и делать выписки, но и самое главное – пользоваться собранным материалом в устной и письменной речи.
Конкретный пример урока русского языка в 6 классе.
Урок сбора материала к сочинению.
Начинаю урок с анализа неудачного ученического сочинения на тему «Осень наступила». (Текст предварительно напечатан и выдан каждому ученику или записан на доске).
Наступила осень. Дни стали короче, ночи длиннее. Птицы улетают в теплые края. С деревьев падают листья. Временами небо покрывается тучами, идет дождь.
Вопросы:
- Интересно ли это сочинение?
-Почему?
Возможные ответы: Нет, читать его не интересно, потому что в нем говорится о признаках наступления осени вообще. Об осени говорится кратко, сообщается то, что и так всем известно.
- А чем можно объяснить неудачи автора?
(Здесь возможны самые разные ответы детей). Я почти со всеми вариантами соглашаюсь, но обязательно подчеркиваю, что это сочинение было бы интереснее, если бы автор рассказал о том, что он сам увидел, услышал, почувствовал. Для этого надо было «всмотреться» в наступление осени, понаблюдать, сделать выводы, свои маленькие открытия. И если тема сочинения требует наблюдений, надо их провести, чтоб собрать нужный материал.
Далее – анализируем вместе готовые материалы к сочинению (по упр. в учебнике), а если уровень обученности класса высокий, то анализируем материал, предлагаемый самими детьми. Коллективно обсуждаем, вносим свои дополнения.
В конце урока дети должны сами сформулировать вывод, что в рабочие материалы записываются слова, словосочетания, предложения, отражающие основные моменты содержания будущего сочинения, что фиксируются также те речевые средства (эпитеты, сравнения, олицетворения и др.), которые помогут сделать сочинения более выразительными и связными.
Завершая доклад, хочется еще раз отметить, что все многообразие форм и методов активного обучения направлено на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, что столь важно в условиях современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Самообразование учащихся на уроках математики".
В своём докладе я хотела отразить геометрический материал о вписанном угле, рассмотреть задачи на построение, задачи на построение,предоставить задачи для самостоятельного решения....
Доклад по теме самообразования: «Дифференцированный подход на уроках математики».
Хочу поделиться опытом работы по теме: "Дифференцированный подход на уроках математики"....
доклад по теме "Самообразование"
Тема самообразования: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»....
Доклад по теме самообразования "Методика работы с иноязычным текстом"
В реферате обобщены и перечислены виды работы с иноязычным текстом....
Доклад по теме самообразования «Влияние физических упражнений на здоровье школьников»
В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в мало...
Доклад по теме самообразования "Возможности Microsoft Power Point"
Презентация отбражает работу учителя...
Доклад по теме самообразования "Элементы игры в структуре современного урока"
Игра является эффективным методом обучения и организации учебной деятельности учащихся, может использоваться на любой ступени обучения языку. Однако на материале коми языка эта проблема разработ...