Доклад по теме самообразования
материал по русскому языку по теме

Бакунова Оксана Вячеславовна

Моя тема самообразования "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Работаю над этой темой третий год. Особый интерес у меня вызывает методика А.Г. Ривина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Учитель русского языка и литературы

                                     Бакунова О. В.

Тульская обл., г. Новомосковск, МБОУ «СОШ№12».

                                           Доклад

                на школьном методическом объединении

«Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»

     Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

     Какова же роль предмета «Русский язык»? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников разных возрастных категорий.

      Определив учебную работоспособность каждого, определяю и направление работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т. д.

       На уроках развития речи особое внимание уделяю формированию коммуникативных компетенций на основе работы с текстом. В этом нам с учениками помогают дополнительные тетради, словари-справочники, которые мы ведем с 5 по 9 класс. Уроки объяснения нового материала стараюсь заменить уроками открытия знаний: ребята сами формулируют цели урока, определяют проблему и находят пути решения проблемы.

        Работать над «развитием речи вообще» нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться над тем, что должны знать и уметь дети в определенных типах устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст. Тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стилей и особенности. Особенности прямой и косвенной речи и т. д.

        Пути реализации коммуникативной компетенции состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

        Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что очень эффективны такие формы урока, как урок-консультация, урок-практикум, урок сбора материалов к сочинению (по русскому языку), урок-конференция, урок-семинар, урок-инсценировка (по литературе).

         Хочу  обратить внимание на уроки подготовки к сочинению. Нужно научить детей не только находить материал, подходящий к теме, не только фиксировать наблюдения и делать выписки, но и самое главное – пользоваться собранным материалом в устной и письменной речи.

        Конкретный пример урока русского языка в 6 классе.  

      Урок сбора материала к сочинению. 

       Начинаю урок с анализа неудачного ученического сочинения на тему «Осень наступила». (Текст предварительно напечатан и выдан каждому ученику или записан на доске).

Наступила осень. Дни стали короче, ночи длиннее. Птицы улетают в теплые края. С деревьев падают листья. Временами небо покрывается тучами, идет дождь.

Вопросы:

- Интересно ли это сочинение?

-Почему?

Возможные ответы: Нет, читать его не интересно, потому что в нем говорится о признаках наступления осени вообще. Об осени говорится кратко, сообщается то, что и так всем известно.

- А чем можно объяснить неудачи автора?

(Здесь возможны самые разные ответы детей). Я почти со всеми вариантами соглашаюсь, но обязательно подчеркиваю, что это сочинение было бы интереснее, если бы автор рассказал о том, что он сам увидел, услышал, почувствовал. Для этого надо было «всмотреться» в наступление осени, понаблюдать, сделать выводы, свои маленькие открытия. И если тема сочинения требует наблюдений, надо их провести, чтоб собрать нужный материал.

       Далее – анализируем вместе готовые материалы к сочинению (по упр. в учебнике), а если уровень обученности класса высокий, то анализируем материал, предлагаемый самими детьми. Коллективно обсуждаем, вносим свои дополнения.

        В конце урока дети должны сами сформулировать вывод, что в рабочие материалы записываются слова, словосочетания, предложения, отражающие основные моменты содержания будущего сочинения, что фиксируются также те речевые средства (эпитеты, сравнения, олицетворения и др.), которые помогут сделать сочинения более выразительными и связными.

        Завершая доклад, хочется еще раз отметить, что все многообразие форм и методов активного обучения направлено на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, что столь важно в условиях современного образования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Самообразование учащихся на уроках математики".

В своём докладе я хотела отразить геометрический материал о вписанном угле, рассмотреть задачи на построение, задачи на построение,предоставить задачи для самостоятельного решения....

Доклад по теме самообразования: «Дифференцированный подход на уроках математики».

Хочу поделиться опытом работы по теме: "Дифференцированный подход на уроках математики"....

доклад по теме "Самообразование"

Тема  самообразования: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»....

Доклад по теме самообразования "Методика работы с иноязычным текстом"

В реферате обобщены и перечислены виды работы с иноязычным текстом....

Доклад по теме самообразования «Влияние физических упражнений на здоровье школьников»

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают  на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или играют в мало...

Доклад по теме самообразования "Возможности Microsoft Power Point"

Презентация отбражает работу учителя...

Доклад по теме самообразования "Элементы игры в структуре современного урока"

Игра является эффективным методом обучения и организации учебной деятельности учащихся, может использоваться на любой ступени обучения языку. Однако на материале коми языка эта проблема разработ...