Развитие творческих способностей на уроках истории и обществознания
статья по истории
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznnaiya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей на уроках истории и обществознания
Каждый учитель, наверное, неоднократно задумывался над вопросом, как сделать урок не только методически грамотным, но и интересным учащимся. Особенно, если этот учитель только делает свои первые шаги в профессии и не имеет большого опыта в практической работе. Но, несмотря на стаж и опыт, каждый начинающий педагог понимает, что кроме первичной цели научить ребенка и дать общие знания по своему предмету, наша задача - помочь ученику раскрыться как думающей и в то же время свободной от стереотипов и неординарной личности. Мы должны научиться видеть в каждом ребенке нереализованный потенциал и для этого необходимо чаще использовать на уроках задания, позволяющие развивать творческие способности учащихся. В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на духовное развитие личности и повышение интереса к предмету. Ребенок учится ставить цели, самостоятельно находить пути их достижения, планировать и организовывать свою деятельность. Предложенные нами задания помогают ребенку развиваться, самосовершенствоваться, выбирать наиболее эффективные способы решения задач творческого и поискового характера. Получившиеся в ходе выполнения этих заданий работы лучше всего не просто анализировать и оценивать на уроке, а оформить ими классную или школьную стендовую выставку, чтобы каждый мог увидеть результаты своего труда и внимательно рассмотреть работы одноклассников. В данной статье мы хотелось бы поделиться с молодыми педагогами личным опытом оформления стендовых выставок и предложить использовать некоторые задания, позволяющие не только талантливым, но и обычным детям проявить свои способности. В кабинете учителя-предметника, как правило, не один, а несколько стендов, на которых висят обычно или календари на текущий год, или портреты изучаемых на уроках известных личностей (исторических деятелей, писателей, ученых). А из детских работ чаще всего можно увидеть выставки рисунков. И это здорово, если ребенок любит и умеет рисовать. Но если он не склонен к живописи, а домашним заданием является изображение Полтавского боя или портрета Печорина? Да, в начальной школе все дети рисуют с удовольствием, не обращая внимания на свои и чужие неудачные работы. А в старшей и средней школе просьба учителя что-то нарисовать может натолкнуться на некий психологический барьер внутри неспособного ребенка, который выльется в боязнь выглядеть смешным и вызвать со стороны одноклассников насмешки. Чтобы найти выход из подобной ситуации, как нам кажется, нужно отдавать предпочтение заданиям, в которых у ученика, во-первых, будет возможность выбора, а, во-вторых, он должен видеть перед собой четко продуманную учителем и понятую им самим цель. А для этого необходимо заранее подготовить класс к созданию будущих работ. И вполне возможно выполненными рисунками можно оформить стенд не только в классе, но и в школьной рекреации.
Так, например, при изучении Древней Греции на уроках истории учащимися 5 класса в рекреации нашей школы был оформлен стенд на тему: « Боги Древней Греции». Работы могли увидеть все ученики, что, конечно же, особенно приятно детям, чьи работы оказались самыми интересными. А таких работ было много. Ведь этим рисункам предшествовал рассказ учителя на уроке о Богах, была показана презентация, в которой дети обязательно должны были увидеть, как могли выглядеть Боги, и проанализированы олицетворяющие Богов силы природы. Таким образом, учащиеся оказались уже подготовлены к созданию наиболее понравившегося образа Бога Древней Греции и были заинтересованы передать на рисунке его изображение со всеми уже известными с урока подробными деталями и атрибутами.
Учитель всегда может найти из имеющихся в планировании тем хотя бы одну, к которой можно подобрать не программные вопросы и задания, а заинтересовать ребят нестандартной работой, требующей подключения фантазии и воображения ребенка. Так, очень интересным, как нам кажется, видом деятельности учащихся является работа над созданием общетематических рисунков на уроках обществознания. Так, например, при изучении темы «Семья» на уроках обществознания в пятом классе рассматривается вопрос о правах ребенка. Дети знакомятся со статьями «Конвенции о правах ребенка». Данный вопрос является новым для них и требует от учителя изложения материала в простой и доступной каждому форме. При прочтении статей Конвенции детям на уроках было предложено выбрать и нарисовать то право ребенка, которое он считает самым важным на данном этапе жизни. Этот вид работы был встречен детьми с интересом и позволил образно разобраться в изучаемых вопросах. Дети рисовали и право ребенка иметь семью, и право на медицинский уход, и право на защиту, и даже право на чистую воду. Учитель при проверке такого задания может увидеть, какие статьи Конвенции получили живой отклик в работах учеников и насколько важны для наших детей их права.
Сегодня многим кажется, что у наших детей «клиповое мышление» и они мыслят не образно, а предметно, максимально сокращая и детализируя то, что составляет их внутренний мир. Но ведь мы, учителя, можем использовать на уроках задания, позволяющие сформировать умение сжимать информацию в сочетании с возможным проявлением творческих способностей
На уроках истории одним из таких заданий является написание синквейнов. Причем, совершенно на любую тему. И одновременно ими легко оформить любой стенд и привлечь внимание учащихся. Составляя синквейны, ребёнок учится не только выбирать главное путем подбора прилагательных и глаголов, но и высказывать свое отношение к теме путем верно продуманной фразы и итогового слова. Синквейн – это не просто бездумно написанные слова, это трудоемкая работа мысли и воображения, требующая серьезного погружения в материал.
Если ученик составляет синквейн «Петр Первый» на уроке истории, то его работа основывается на тексте учебника, он рассматривает образ правителя как государственного деятеля, решающего важные внутренние и внешнеполитические задачи. Вот примеры из работ учащихся 8 класса.
1) Петр Первый
Могущественный, справедливый, дальновидный
Строит город, изучает корабли, видит будущее
Я ощущаю величие Петра
Наследие
2) Петр Первый
Грозный, бесстрашный, жестокий
Бреет бороды, создает Петербург, выигрывает войну
Петербуржцы - наследники великого человека
Гордость
Если же ученик выполняет то же задание на уроке литературы, к примеру, после изучения поэмы Пушкина «Медный всадник» он должен увидеть Петра глазами Пушкина и описать его как художественный образ. А произведение Пушкина помогает автору-ученику сравнить знания, полученные на уроках истории с литературным персонажем и выбрать, каким будет Петр Первый в его творческой работе. Приведем примеры работ тех же семиклассников:
1)Петр Первый
Вечный, величественный, великий
Строит город, не думает о простых людях, не предугадывает
Город не только дает, но и забирает
Несправедливость
2)Петр Первый
Глубокий, сильный, авторитарный
Созидает, властвует, не любит противоречий
Большой человек стирает маленького
Разрушение
Написание синквейнов лучше всего давать после изучения какой-либо темы как итог урока. И свою работу ученик может оформить на листе А-4, используя для оформления цветные карандаши, компьютерную графику, фрагменты иллюстраций. На одном листе целесообразно поместить 3-4 синквейна на одну и ту же тему. Например, рядом с Петром Первым ученики могут поработать со словами: Петербург, маленький человек, наводнение.
Еще одним видом работ для оформления стендовых выставок может стать задание под условным названием «облако тэгов», основанное на подборе ассоциативного ряда слов, который учащиеся должны вписать в предметный контур рисунка, связанного с описанным словом. Особенно интересно использовать противоположные по значению понятия: добро и зло, каменный век и современная цивилизация … Причем учителю предоставляется во многом уникальная возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, попробовать определить его жизненные ценности, исходя из простого, ни к чему не обязывающего задания. То, каким видит ребенок этот мир, во многом говорят выбранные им ассоциации. В последней работе, выполненной шестиклассниками, учителем было предложено поработать со словами ДОБРО и ЗЛО. Очень характерно, что наши дети, несмотря на кажущуюся душевную черствость и практичность, одинаково понимают и осознают созидательную силу добра, способного помочь человеку в любой ситуации, и разрушительную силу зла, к сожалению, исходящую от самого человека. Анализируя детские работы, можно заметить, что к слову «добро» чаще всего подбираются такие ассоциации, как семья, друзья, помощь, дети, красота, радость, тепло, верность, мир, мультфильмы, яркие краски, солнце... Что касается контура рисунка, в котором дети записали свои ассоциации, здесь лидируют солнце, радуга, горящая свеча, голубь, ладонь, распускающийся цветок. Дети видят добро как что-то близкое, осязаемое, уютное и притягательное для каждого. Зло же многие ассоциируют с войной, предательством, черным цветом, пропастью, болезнью, страхом, насилием, гневом, злобой, завистью. Дети понимают, что в руках человека сделать наш мир добрым или злым, и в своих работах они выразили общую мысль – люди ответственны за свою планету и за то, какой будет жизнь в будущем, если каждый человек откажется от черных мыслей в душе и откроет сердце добру.
Первые шаги в профессии учителя самые трудные. И начинающему педагогу предложенные нами творческие задания помогут не только лучше узнать современных детей, понять, о чем они мечтают, чего боятся, чем восхищаются, но и собрать свою «копилку», свой «банк творческих заданий», способных повысить интерес к изучаемому предмету и стать одним из условий эффективности обучения.
Список источников и литературы:
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования// http://минобрнауки.рф
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....
Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"
В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....
Развитие творческих способностей на уроках истории.
В данной статье , я делюсь своим опытом работы . как развивать творчесике способности у обучающихся на уроках истории, какими методами пользуюсь на своих урока....
Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”
Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...
Развитие мышления и творческих способностей на уроках истории
Творчество - это не сумма знаний,...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...