Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
статья по теме
"Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом" Анатоль Франсуа Тибо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_geografii.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
"Усвоить науку можно лишь тогда,
когда она поглощается с аппетитом"
Анатоль Франсуа Тибо
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а подражая им, действуют по - своему.
Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.
Разные ученые по – своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).
Поскольку игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы) ,как новая технология обучения.
По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).
2. Основной этап (непосредственное проведение игры).
3. Заключительный этап (итог подводят учащиеся в конце деловой игры)
Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она активизирует каждого из играющих, заставляет их действовать как в жизни, позволяет подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дает объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели и добиться общего результата деятельности игрового коллектива.
Игры – упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки. Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Сюжетно-ролевые игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли. Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.
Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся – деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение географических, экономических знаний, показать возможность применения на практике. Деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В таких играх воспроизводится предметное, социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, моделируются условия и отношения, характерные для данного вида практики. По целям деловые игры могут быть: Учебные - направлены на приобретение соответствующих умений и навыков социального опыта; Аттестационные - в ходе которых оцениваются знания и умения; Исследовательские – направленные на поиск новых или отработку известных уже приемов деятельности. В деловых играх создаются проблемные ситуации и распределяются роли, накапливаются опыт принятия решений и совершения поступка. Сюжетно- ролевые игры позволяют отработать организационно- методическое взаимодействие учителя на решение воспитательных и образовательных задач, направленных на повышение качества знаний и умений, организовать разнообразные виды деятельности, формы проведения занятий.
Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же ролевых, деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету. В такие минуты на уроках равнодушных не бывает; каждый стремится побывать в роли участника игры, проявляя различные стороны личности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Результативность дидактических игр видна, если они используются систематически. Выучить новый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Учебный материал в игре усваивается через органы приема информации. Причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти моменты способствуют активизации учебной деятельности, формируют интерес к предмету, улучшают взаимоотношения внутри коллектива. Позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. В игре все равны и порой слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний. Сравнительный анализ успеваемости в 6 - 8 классах показал, что там, где ученики познают предмет играя выше активность на уроке, повышен интерес к предмету, и наоборот там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции
В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология ролевой игры....
Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
В соответствии с ключевыми задачами современного образования одним из основных видов УУД являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...
Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Преподавание литературы с элементами риторики как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
Материал по поточно-групповому методу обучения литературе: статья представляет краткий анализ опыта работы в рамках муниципальной модели "Основная школа - пространство выбора" по направлению "ли...
Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы
Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...
« Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку»
Аннотация к учебно-методическому пособию « Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному язы...