Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Рабочая программа для 5 класса по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г., Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программой по истории, федеральным базисным учебным планом, базисным учебным планом области, учебным планом школы, федеральным перечнем учебников, программой курса «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс (автор: Ф.А. Михайловский, издательство «Русское слово», год издания - 2017).

Используемый учебник: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

Цели и задачи курса:

История Древнего мира первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение и тории в основной школе. В 4 классе учащиеся получили общее представление об истории в рамках кур «Окружающий мир». В 5 классе они приступают к изучению всеобщей истории, осваивая ее первый, самый продолжительный, период.

Именно с 5 класса начинается реализация главной цели изучения истории в современной школе «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности». Указанная главная цель основного общего исторического образования конкретизируется применительно к курсам всеобщей истории с учетом специфики изучаемого периода.

Цель изучения курса «История Древнего мира» состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.

Эта общая цель определяет и задачи курса Истории древнего мира»:

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

- формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

- формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы разными видами источников и учебными материалами;

- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов;

- формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.

Общая характеристика курса

На материале древней истории начинается формирование системных исторических знаний; в более широком плане основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Пятиклассники впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине,  знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационно-гуманитарном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе вначале в значении «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полный термин «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) даётся на примере античной (полисной) цивилизации.

В то же время содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино сквозная линия - человек, личность в истории.

Структурно курс «Истории Древнего мира» разделен на четыре раздела: I. Жизнь и открытия первобытных людей; II. Древний Восток; III. Древняя Греция; IV. Древний Рим. Каждый раздел состоит из тем, которые, в свою очередь, делятся на уроки.

Курс открывается вводным занятием, материал которого расширяет и углубляет знания, полученные учащимися в 4 классе в курсе «Окружающий мир». На занятии объясняются понятия: история, всеобщая история, история Древнего мира, исторические источники, археология, этнография.

Занятие «Счет лет в истории» проводится после изучения истории первобытного общества, что соответствует давней методической традиции, начиная с учебников советского времени. Подвести учащихся к пониманию исторической перспективы проще, когда им уже известны важнейшие события истории первобытного общества. В изучении первобытного мира все события обозначаются как происшедшие какое-то время тому назад, а счет лет до нашей эры не используется. Для истории первобытного общества эта разница несущественна, поскольку точные даты отсутствуют, речь идет о больших временных в миллионы, сотни тысяч и тысячи лет.

Не считая двух указанных занятий, имеющих самостоятельное значение, важнейшей дидактической единицей содержания программы служит тематический блок - комплекс уроков, объединен темой и проблемной целевой установкой. В рамках темы, рассчитанной на 3-5 учебных часов, происходит логическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся, накопление и развитие их опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности.

Таким образом, показано, что история Древнего мира представляет собой единый процесс и не распадается на отдельно развивавшиеся цивилизации. Так, государственность везде начинается с малых фор (номы в Египте, города-государства Шумера, в дальнейшем - Греции, Рима), а заканчивается в рамке истории Древнего мира процесс цивилизационного (в том числе государственного) развития повсюду образованием великих держав (Персидского царства, державы Маурьев, Циньской империи, державы Александра и эллинистических держав; Римской империи). История религиозного развития человечества также проходит один и тот же путь - от повсеместного языческого многобожия к более высокому уровню религиозного сознания (яхвизм в Западной Азии, буддизм в Индии; конфуцианство в Китае, христианство в Римской империи).

Место курса в учебном плане.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение истории Древнего мира в 5 классе предусматривается 70 учебных часов - из расчета 2 часа в неделю.

Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельное занятие. Кроме того, отдельное занятие составляет Введение. Остающиеся часы отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся. Из общего числа занятий 20 (30 %) проводятся в нетрадиционной неурочной форме.

Результаты изучения курса

Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

- знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;

- усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событии, явлений и процессов;

- умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;

- применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;

- умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

- способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.

Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать идеи;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

- умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

- формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего ми

- развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.

Содержание учебного предмета

Раздел I «Жизнь и открытия первобытных людей» включает в себя два тематических блока, посвящённых соответственно стадиям присваивающего и производящего хозяйства. В теме 1 изучаются начальные, и самые длительные, периоды истории человечества - палеолит и мезолит (в школьном курсе употреблять сами термины нет необходимости). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности. Заключительный урок посвящен искусству и религии первобытного общества. При этом понятие «культура» не вводится.

Тема 2 дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (термины не употребляются), а также о переходе к стадии цивилизации и ее основных признаках. Здесь же вводится понятие бронзового века, поскольку история древних цивилизаций изучается в рамках двух периодов бронзового и железного века.

Раздел II «Древний Восток» включает в себя четыре тематических блока. Он начинается с возникновения древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии и Китая (тема 3). При изучении жизни первобытных людей учащиеся уже познакомились с основными признаками цивилизации. Теперь их знания конкретизируются. Параллельно учащиеся получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций от Египта до Китая. Понятие «Древний Восток» углубляется. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ уже на этой ранней стадии их развития.

Тема 4 посвящена Древнему Египту, историческое развитие которого имело достаточно изолированный характер. Данный тематический блок является примером традиционного, развернутого, монографического описания истории одной страны. Материал темы сгруппирован таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности. 1 уроке 14 представлен период Древнего царства, на уроке 15 - период Среднего царства, на уроке 16 - период Нового царства, хотя названия периодов египетской истории не употребляются. Урок 17 посвящён изучению культуры Древнего Египта. Он является заключительным по истории Египта, на нем впервые вводится понятие «культура» (при изучении первобытного мира вводятся только понятия «искусство» «религия»).

Представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир; учащиеся получают на материале стран Западной Азии (тема 5), а кроме того, на материале заключительной темы раздела; на уроках, посвященных истории Индии и Китая.

Изучение истории Древнего Востока завершается темой 6, посвященной образованию в Индии, в Китае и в Западной Азии великих держав. При этом на уроках, посвященных истории Индии и Китая, сообщается не только о державе Маурьев и Циньской империи, но вообще о развитии этик стран в железном веке. Благодаря этому без ущерба для хронологии оказывается возможным завершить всю историю Древнего Востока персидскими завоеваниями. Последнее очень важно, поскольку к истории Древней Греции логичнее всего переходить именно после изучения истории персов. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно усваивают понятие «Древний Восток».

В III и IV разделах («Древняя Греция» и «Древний Рим») сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. Наибольшее внимание здесь уделено событиям политической истории, ее действующим лицам, а также истории культурного развития античного мира.

История Древней Греции и Древнего Рима рассматривается как единая античная цивилизация - полисная в своей основе и существовавшая с VIII в. до н.э. (времени образования греческих полисов и начала Рима) до III в. В её рамках сформировались и получили развитие две культуры- древнегреческая и древнеримская. Период поздней Римской империи. IV--V вв. рассматривается как переходный к Средневековью, время заката античной культуры и утверждения христианской культуры.

Таким образом, показано, что история Древнего мира представляет собой единый процесс и не распадается на отдельно развивавшиеся цивилизации. Так, государственность везде начинается с малых фор (номы в Египте, города-государства Шумера, в дальнейшем - Греции, Рима), а заканчивается в рамке истории Древнего мира процесс цивилизационного (в том числе государственного) развития повсюду образованием великих держав (Персидского царства, державы Маурьев, Циньской империи, державы Александра и эллинистических держав; Римской империи). История религиозного развития человечества также проходит один и тот же путь - от повсеместного языческого многобожия к более высокому уровню религиозного сознания (яхвизм в Западной Азии, буддизм в Индии; конфуцианство в Китае, христианство в Римской империи).


Тематическое планирование истории 5 класс (70 часов)

№ темы

кол-во

часов

Раздел, тема урока

по плану

фактически

1

1

Увлекательный мир истории.

Раздел I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)

Тема 1. Собиратели и охотники каменного века (3 ч)

2

1

Первые люди на Земле.

3

1

Открытия и изобретения древних охотников

4

1

Искусство и религия первобытных людей

Тема 2. У истоков цивилизации (4 ч)

5

1

Древнейшие земледельцы и скотоводы

6

1

От родовой общины к соседской. Возникновение древнеших

цивилизаций

7

1

Повторение и проверка знаний по теме: «Жизнь и открытия первобытных людей»

8

1

Историческая хронология

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)

Тема З. Цивилизации речных долин (5 ч)

9

1

Древний Египет – дар Нила

10

1

Древние цивилизации Месопотамии.

11

1

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

12

1

Древняя Индия и Древний Китай.

13

1

Повторение и проверка знаний. Игра-путешествие «Цивилизации речных долин»

Тема 4. Древний Египет (5 ч)

14

1

Фараоны и пирамиды.

15

1

Древний Египет

16

1

Военные походы фараонов

17

1

Культура Древнего Египта.

18

1

Контрольная работа по теме: «Древний Египет»

Тема 5. Западная Азия в век железа (5 ч)

19

1

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия.

20

1

Палестина

21

1

Ассирия.

22

1

Победители Ассирии.

23

1

Проверочная работа  «Западная Азия в век железа»

Тема 6. Великие державы Древнего Востока (4 ч)

24

1

Держава Маурьев в Индии.

25

1

Создание единого государства в Китае.

26

1

Великая персидская держава

27

1

Повторение и проверка знаний по теме «Великие державы Древнего Востока»

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч)

Тема 7. Древнейшая Греция (3 ч)

28

1

Античный мир. Древняя Греция.

29

1

Троянская война. Поэмы Гомера:  «Илиада» и «Одиссея».

30

1

Сказания о богах и героях Эллады

Тема 8. Рождение античного мира (4 ч)

31

1

Греческие полисы и Великая греческая колонизация

32

1

Греческие города-государства

33

1

Спарта

34

1

Повторение и проверка знаний по теме «Рождение античного мира»

Тема 9. Греко-персидские войны (2 ч)

35

1

Греко-персидские войны

36

1

Персидское вторжение в Грецию.

Тема 10. Могущество и упадок Афин (3 ч)

37

1

Афинская демократия при Перикле.

38

1

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе.

39

1

Пелопоннесская война

Тема 11. Древнегреческая культура (3 ч)

40

1

Культура Древней Греции.

41

1

Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

42

1

Контрольная работа по теме  «Древняя Греция»

Тема 12. Македонские завоевания (4 ч)

43

1

Возвышение Македонии

44

1

Македонские завоевания

45

1

Держава Александра Македонского и ее распад

46

1

В Александрии Египетской (Путешествие в Александрию Египетскую

47

1

Повторение и проверка  знаний. Турнир по теме «Македонские завоевания»

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (21 ч) Тема 13. Образование Римской республики (3 ч)

48

1

Древний Рим.

49

1

Римская республика.

50

1

Завоевание Римом Италии

Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4 ч)

51

1

Первая война с Карфагеном

52

1

Вторая война с Карфагеном.

53

1

Установление господства Рима в Средиземноморье.

54

1

Повторение и проверка знаний по темам «Образование Римской республики. Римские завоевания в Средиземноморье»

Тема 15. Гражданские войны в период Римской республики (6 ч)

55

1

Народные трибуны – братья Гракхи.

56

1

Сулла —первый военный диктатор Рима

57

1

Восстание Спартака

58

1

Цезарь - повелитель Рима

59

1

Падение республики.

60

1

Повторение и проверка

знаний по теме «Гражданские войны в период римской республики»

Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 ч)

61

1

Император Октавиан Август.

62

1

Цезари Рима

63

1

Жизнь в Римской империи. Дворцы и особняки

64

1

Культура Древнего Рима.

Тема 17. Закат античной цивилизации (5 ч)

65

1

Кризис Римской империи в III в.

66

1

Возникновение и распространение христианства.

67

1

Императоры Диоклетиан и Константин.

68

1

Падение Западной Римской империи

69

1

Наш край в древности

70

1

Итоговая контрольная работа  по курсу: историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Контрольно-измерительные материалы по истории в 5 классе

Содержание

Примечание

1.

Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»

к уроку № 7

2.

Проверочная работа по теме «Цивилизации речных долин»

к уроку № 13

3.

Контрольная  работа по теме «Древний Египет»

к уроку №18

4.

Проверочная работа «Западная Азия в век железа»

к уроку № 23

5.

Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

к уроку №42

6.

Проверочная работа по теме «Македонские завоевания»

к уроку №47

7.

Проверочная  работа по теме «гражданские войны в период римской республики»

к уроку №60

8.

Итоговое тестирование «История древнего мира»

к уроку №70

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Программа реализуется с помощью УМК:

  •  Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. - 7-е изд. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2015
  •  Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс / Колпаков С.В., Пономарев М.В., Тырин С.В. - М.: АСТ-Пресс, 2015

Настенные исторические карты

Всеобщая история. История древнего мира

  1.  Рост территорий государств в древности.
  2.  Древний Восток.
  3.  Римская империя в 4-5 веке до н.э. Падение Западной Римской империи.
  4.  Рост Римского государства в 3-2 веках до н.э.
  5.  Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э.

\

Цифровые образовательные ресурсы:

  1.  Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.
  2.  Презентации по курсу Древнего мира.

Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение:

Кабинет

Компьютер

  •  Электронные средства обучения
  •  Таблицы, схемы

Список литературы для учителя.

  1.  Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. 7-е изд. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2015.
  2.  Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2014.
  3.  Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2014.
  4.  Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2014.
  5.  Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты,- М.,2013
  6.  Жукова J1.B. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М., 2014
  7.  Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М., 2013
  8.  Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 2013 Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М., 2013
  9.  Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира - М.,2013
  10.  Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2014.

Список литературы для учащихся

Ко всем разделам

Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

Немировский А.И История Древнего мира: Античность. В 2 ч.

К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»

Каратов С.Ю. Быстроногий Джар

Каратов С.Ю. Земля мамонтов

Каратов С.Ю. Каменный исполин

Рони Старший Ж. Борьба за огонь

Рони Старший Ж. Пещерный лев

Рони Старший Ж. Вамирэх

Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика Покровский С. В. Охотники на мамонтов

 

К разделу «Древний Восток»

Воронкова Л. Ф. След огненной жизни Матье М.Э. День египетского мальчика Матъе М.Э. Кари, ученик художника Рубинштейн НИ Глиняный конверт Ян В. Г. Финикийский корабль.

К разделу «Древняя Греция»

Воронкова JI. Ф. Мессенские войны

 Воронкова J1. Ф. Герой Саламина

Воронкова Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков

Говоров А. А. Алкамен - театральный мальчик

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Лурье С.Я. Заговорившие таблички

 Остроменская Н. Ф. Олимпийские игры

Триз Д. Фиалковый венец

К разделу «Древний Рим»

Джованьоли Р. Спартак

Езерский М. Аристоник

Линдсей Дж. Беглецы

Немировский А. И. Слоны Ганнибала

Остроменская Н Ф. Ветеран Цезаря

Ян В. Г. Спарта



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...