Тоталитарные режимы Европы
учебно-методический материал по истории (9 класс)
Технологическая карта урока в 9 классе по всеобщей истории "Тоталитарные режимы Европы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_druchinina_e.a.docx | 98.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: история (всеобщая история)
Класс: 9
Тема урока: «Тоталитарные режимы Европы»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
• Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы;
• Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии;
• Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения;
• Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века;
• Развитие аналитического и синтезирующего мышления;
• Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы;
• Развитие умений действовать в группе и самостоятельно;
• Реализация принципа проблемности развивающего обучения;
• Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов;
• Воспитание гуманности, толерантности к другим расам, народам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения таких явлений: тоталитаризм, Версальско-Вашингтонская система;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков исторических личностей, определение роли личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников, сравнивать данные различных источников, исторические события и явления, определять общее и специфику;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий на основе причин формирования тоталитарных режимов в Европе, развития фашизма;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий на примере складывания причин формирования фашизма в Италии и Германии, предпосылок Второй Мировой войны.
Личностные:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурного многообразия мира, толерантность.
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные:
- развитие способности к приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение работать в группе, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- способность анализировать факты, делать выводы, представлять результаты своей деятельности, оценивать достигнутые результаты;
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
«Обществознание», «история России», «Итоги первой Мировой войны», «Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Образовательные ресурсы и оборудование:
- Учебник «Новейшая история. 9 класс»: учеб. для 9 класса общеобр. учреждений/Н.В.Загладин. –М.: Русское слово, 2010.
- Презентация «Тоталитарные режимы Европы»;
- Видеофрагменты документального фильма «Триумф воли» режиссер Лени Рифеншталь, 1935;
- Исторические источники (расписание в немецкой школе, задача из немецкого учебника по математике);
- Карта «Итоги Первой Мировой войны»
- Мультимедийный проектор
- Раздаточный материал ( конверт с цитатами)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
виды деятельности | формируемые УУД | ||
Оргмомент | Приветствие учащихся. - Ребята, на слайде вы видите эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, почему такой эпиграф? СЛАЙД №1 | Настраиваются на урок Объясняют, что историю необходимо изучать, незнание истории приводит к ошибкам. | Коммуникативные: высказывают свое мнение. |
Введение в новую тему. Постановка проблемы | - Ваши ответы верны, и мы сегодня будем знакомиться с еще одним «уроком истории». Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока. СЛАЙД №2 -Запишите дату и тему урока в тетради. - Ребята, какие задачи мы сегодня с вами можем решить на уроке? - Что такое политический режим? - Давайте вспомним признаки тоталитарного режима? СЛАЙД №3 | Формулируют тему урока «Тоталитарные режимы» Записывают тему, формируют задачи урока. Оценивают и дополняют ответы одноклассников. Из курса обществознания вспоминают понятие политический режим и его признаки. | Регулятивные: ставят учебную задачу. Коммуникативные: высказывают суждения и дополняют ответы одноклассников Познавательные: Выделяют главные, существенные признаки понятий |
Изучение нового материала | - Особенностью тоталитарных режимов Европы стало распространение идей нацизма и фашизма. ФАШИЗМ (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение, которые характеризуются следующими признаками и чертами. СЛАЙД №4 Запишите определение фашизма в тетрадь. - Идеи фашизма зародились в Италии в 1919 году, лидером итальянской фашистской партии стал Б. Муссолини. В Германии развитие идей фашизма связано с партией НСДАП и ее лидером А. Гитлером. СЛАЙД №5 В Испании ключевой фигурой в развитии фашизма стал генерал Франко, в Японии- формируется режим Тонако. СЛАЙД №6 - Ребята, как вы думаете почему идеи фашистская идеология, пропагандирующая нацизм и расизм стала популярна? И почему именно в этих странах? -Действительно, одной из причин зарождения фашистских идей стала Версальско- Вашингтонская система. СЛАЙД №7 -Посмотрите на карту и вспомните какие территориальные изменения произошли в Европе? СЛАЙД №8 -Почему Версальско - Вашингтонскую систему называют бомбой замедленного действия? СЛАЙД №8 - Ребята, кроме поражения в Первой Мировой войне с какими еще трудностями пришлось «встретиться» Германии? - Каким образом мировой экономический кризис мог повлиять на развитие фашизма? - Скажите, мы знаем примеры того, как правительство может сгладить негативные последствия кризиса? СЛАЙД №9 - Ребята, в Германии и Италии были и другие партии. Давайте обратимся к учебнику. Работа со схемой в учебнике стр. 43 -Какие политические силы могли противостоять фашизму? СЛАЙД №9 - НСАП получила большинство в парламенте. 1933- Гитлер становится рейхсканцлером. С приходом Гитлера к власти происходят изменения в экономическом развитии Германии. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 44-46 - Ребята, прочитайте и выпишите в тетрадь преобразования в экономике. - На основе выписанной информации сделайте вывод какой характер носила экономика? На что была направлена? -С приходом Гитлера к власти изменись не только экономика. Большое внимание уделялось идеологии. Идеология нацистской партии была довольно проста и тем самым пользовалась большой популярностью среди простых немцев. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты – все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии. -Ребята, прочитайте и скажите, чему еще уделялось большое внимание в Германии? Работа с историческим документом стр.51 в учебнике -Ребята, сейчас вы увидите видеофрагмент из документального фильма «Триумф воли». Скажите, какая идея была создана в Германии? ВИДЕО фрагмент № 1 СЛАЙД №10 -Обратите внимание, на феномен любви к Гитлеру, харизму. - Обучение в школах также строилось по особу плану. У вас на партах документ. Давайте посмотрим, что же изучали школьники в Германии. Какие задачи они решали. Работа с историческим документом (раздаточный материал «расписание в школе», задача по математике) СЛАЙД №11, 12 - Ребята, как вы думаете, почему уделялось такое большое внимание воспитанию молодежи? -Тоталитарные фашистские режимы устанавливалось не только в Германии, но и в других странах.Работа в группах - 1 группа – выписывает особенности установления тоталитарного режима в Италии стр. 48-49 - 2 группа- особенности режима в Японии стр. 49-50 -Что общего вы видите фашистских тоталитарных режимах разных стран? -К сожалению, фашистские режимы, которые являются разновидностью тоталитарных режимов, установились не только в Германии, Италии. ВИДЕО Фрагмент № 2 СЛАЙД №13 -В каких странах еще было профашистское правительство? | Слушают учителя, записывают новую информацию в тетрадь
Учащиеся высказывают причины появления и развития фашизма в тех странах, которые были недовольны итогами Первой Мировой войны. Приходят к выводу о зарождении реваншистских настроений в Германии и Италии, выстраивают связь между территориальными изменениями и зарождением фашизма. Ответы учащихся, о том, что мировой экономический кризис очень сильно ударил по уровню жизни Германии. Выявляют причинно-следственные связи кризиса и развитие идей нацизма, расизма. Вспоминают экономический курс Ф. Рузвельта. В ходе рассуждений приходят к выводу, что правительство Италии и Германии не смогло решить «острые проблемы» и это приводило к разочарованию немцев в сложившейся политической системе и как следствие росту радикализма. Самостоятельно анализируют схему и приходят к выводу, что коммунисты и социал-демократы могли объединить усилия и выступить «единым фронтом» против НСДАП. Самостоятельно читают и выписывают: программа аризации, экспроприации собственности, основой которой стал закон о гражданстве. Делают вывод, что экономика носила плановый характер, милитаризация экономики. Работают с историческим источником и делают вывод, что большое внимание уделялось воспитаю молодежи. Смотрят видео и делают выводы, что была создана идея об особой «арийской нации», особенного немецкого молодого человека, способного победить врагом Германии. Делают выводы, что образование строилось на идеях расизма и нацизма Делают вывод, что у молодежи еще не сформировались жизненные взгляды и позиции, недостаточно опыта, чтобы отличить истину от лжи, молодежь более восприимчива и готова к переменам, за молодежью будущее. Самостоятельно читают и готовят ответ и тезисы для записи другой группе. Делают вывод о стремлении к внешней агрессии, нацизму. Указывают страны: Венгрия, Словакия и др. | Познавательные: Классифицируют информацию по заданным признакам Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи Решают проблемные задачи Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают Решают проблемные задачи Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение
Познавательные: Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям Познавательные: Анализируют данные таблицы, делают выводы, выстраивают логическую цепочку Познавательные: Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; работать с текстом Познавательные: Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Познавательные: Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; Познавательные: Решать проблемные задачи, выстраивать логические цепочки Регулятивные: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; Познавательные: Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество |
Рефлексия | - Вы знаете к чему привело развитие нацизма и фашизма. СЛАЙД №14 - Давайте вернемся к высказыванию В.О. Ключевского. Почему я выбрала это высказывание эпиграфом для урока. -Актуально ли это для нашего времени? - Решили ли поставленные перед урок задачи? - Ребята, перед вами на парте конверт с цитатами историков. СЛАЙД №16 - Посмотрите цитаты, на Ваш взгляд, какое высказывание отражает главную мысль нашего урока. Свой ответ аргументируйте | Выводы о том, что фашизм привел в Второй Мировой войне. Делают выводы о причинах зарождения фашизма и нацизма, развития тоталитаризма. Вывод об опасности незнания истории, фальсификации истории, опасности распространения неонацистских идей. Ценности современной демократии. Анализируют проделанную работу, делают вывод какой «урок истории» мы сегодня получили. Анализируют высказывания и делают выводы: о важности ценности свободы, о недопустимости нацизма, насилия. | Комуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами; Осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению. Коммуникативные: Осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению. |
Подведение итогов | д\з 7, вопрос № 7 устно Оценки |
Раздаточный материал
Лист № 1
ЛИСТ № 2
Задача из немецкого учебника по математике для средней школы 1939 г.
«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?
ЛИСТ №3
« Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения — во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма? »
Махатма Ганди
«Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание»
Иван Тургенев
«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого»
Фридрих Энгельс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс
методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса....
Конспект урока по новейшей истории. 9 класс. Тема: "Установление тоталитарных режимов в Европе"
Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Е...
Урок "Тоталитарные режимы в 30-е годы"
Урок Новейшая история 9 класс...
Урок-презентация для 11 класса на тему"Тоталитарные режимы XX века"
Данная презинтация содержит материал для проведения уроков по политическим режимам. Её можно использовать как на уроках итории, так и на уроках обществознания....
Технологическая карта урока в 9 классе по Всеобщей истории Тема: Тоталитарные режимы 1930-е гг.Италия Германия, Испания
В помощь коллегам...
Тоталитарные режимы Европы 30-х годов XX века: сущность и причины формирования
Урок ставит своей задачей формирование метапредметных и личностных результатов. В методической разработке представлено описание урока и раздаточные материалы....