Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы " к учебнику И.Л. Андреева
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Педагогическая цель | познакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельности. |
Тип и вид урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты). Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: http://prodigi. bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122 &CollID=58&NStart=51) Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия. |
Личностные результаты | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; -осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России; -воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России. |
Метапредметные результаты | -умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; -умение оценивать правильность выполнения задачи; -умение самостоятельно планировать достижение целей; -устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; -владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения; |
Универсальные | Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания. |
План урока | 1. Иван Калита. 2. Удельно-вотчинная система. 3. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. 4. Куликовская битва. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Термины: удельно-вотчинная система, духовная грамота, «Задонщина» Даты:1325 -1340 гг-правление Ивана Калиты, 1375г-поход на Тверь, 1378 г. битва на реке Воже , 1380 г-Куликовская битва |
Образовательные ресурсы | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. 2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.67 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс, история России. Тема 5. Русские земли в XIII -первой половине XV в. (3 часа)
Урок № 38 Начало объединения русских земель вокруг Москвы
Дата проведения урока: 06.02. .2017
Педагогическая цель | познакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельности. |
Тип и вид урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты). Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: http://prodigi. bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122 &CollID=58&NStart=51) Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия. |
Личностные результаты | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; -осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России; -воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России. |
Метапредметные результаты | -умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; -умение оценивать правильность выполнения задачи; -умение самостоятельно планировать достижение целей; -устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; -владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения; |
Универсальные | Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания. |
План урока |
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Термины: удельно-вотчинная система, духовная грамота, «Задонщина» .1325 -1340 гг-правление Ивана Калиты, 1375г-поход на Тверь, 1378 г. битва на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский от-ряд, а в 1380 г-Куликовская битва |
Образовательные ресурсы | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. 2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы,методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
II.Актуализация знаний обучающихся | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа. | Анализ ошибок проверочной работы. Работа над ошибками. | Записывают даты событий и термины по их определениям | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа | Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока | Целеполагание | Регулятивные: формулируют учебную задачу, цели урока | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение знаний и способов действий. 1. Иван Калита. 2. Удельно-вотчинная система. | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа | 1—3. Внимание учащихся обращается на главный вопрос урока. Учитель, опираясь на информацию схемы «Усиление политического и военного влияния Московского княжества», продолжает характеризовать борьбу московских и тверских князей за лидерство в русских землях, а также ход военных столкновений с Золотой Ордой. Работа с опорой на презентацию Задание: по ходу рассказа учителя определите основные направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты. Вопрос, какие действия этого московского князя способствовали укреплению и возвышению Московского княжества? Характеризуя внутреннюю политику Ивана Калиты, учитель отмечает, что новый московский князь начал княжение с возведения храма во имя Успения Божией Матери, в последующие годы стремился заручиться поддержкой духовенства и добился переезда митрополита из Владимира в Москву. Иван Калита понимал, что необходимо военное укрепление княжества. Он охотно принимал на службу пере-селенцев из других княжеств и земель. Ходил войной на псковичей, давших пристанище его врагу — тверскому князю, воевал с непокорными новгородцами. Московский князь много внимания уделял расширению территории своих владений: покупал в чужих зем-лях села и волости, советовал делать то же боярам. В состав Московского княжества при нем вошли Коломен-ская и Можайская волости, города Звенигород, Суздаль, Нижний Новгород, а углицкие, галицкие и белозерские князья стали вассалами московского князя. Иван Калита искусно вел политику по отношению к Орде. Он пять раз совершил поездки в Орду, добился права собирать дань с русских земель, так как имел ярлык на великое княжение, и в течение 40 лет Московское княжество не видело баскаков. Попутно он укрепил свою личную власть и первым из русских князей стал именовать себя правителем «всея Руси». Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выписывают в тетрадь причины возвышения Москвы. | Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, за-крепляют и контролируют свои знания, отвечают на вопросы | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения | Рассказ, беседа по вопросам |
3. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, | Рассмотрение истории укрепления Московского княжества при наследниках Калиты предлагается на основе схемы. (Приложение 1) По ходу рассказа учителя учащиеся переносят ее в тетрадь. Вопросы. 1. Какое значение для борьбы русских земель с ордынцами имело признание Михаилом Тверским себя «младшим братом» московского князя? 2. Когда произошёл поворот в политике московских князей по отношению к Орде? Далее учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и отвечают на вопросы'. 1. Как вы думаете, только ли от личности московского князя Дмитрия зависел поворот в политике по отношению к Орде? 2. Какие факторы способствовали подъему русских княжеств на борьбу с ордынцами? Учитель дополняет ответы учащихся. В 1378 г. на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский отряд, а в 1380 г. монгольский темник (военачальник) Мамай захватил власть в Орде и заключил с великим литовским князем Ягайло союз против Дмитрия Ивановича. Помощь Мамаю обещал рязанский князь Олег, заинтересованный в военном разгроме Москвы и разделе собранных ею земель. | Работы с текстом, иллюстрациями, составляют таблицу «Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты»; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) | Работа с учебником |
4. Куликовская битва. | Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа | Рассказ учителя. Учитель обращает внимание учащихся на схему и, используя иллюстрации учебника, рассказывает о ходе Куликовской битвы. 1. Как вы думаете, почему, победив Мамая, русские дружины не смогли противостоять Тохтамышу?
| Смотрят видео, слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
V. Закрепление званий и способов действий | 1. Вариант 1.Прокомментируйте мнение ученых. О каких обстоятельствах говорит Соловьев? О каких заслугах Калиты говорит Карамзин?
2вариант вопросы на с. 169 | Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам | |
VI. Рефлексия | Фронтальный. Словесный. Беседа | - Что запомнили из сегодняшнего урока? - Что показалось сложным? - Что показалось легким? - Чему мы сегодня научились? | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам. | |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 23, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить презентацию «Куликовская битва: важное событие в истории Руси». | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Кроссворд, контурная карта |
Приложение 1
Усиление политического и военного влияния
Московского княжества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-940945-1536162085.jpg)
Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы_конспект урока 6 класс
Урок изучения нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-262038-1370265884.jpg)
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/12/picture-1238901-1586700079.jpg)
план урока по теме начало объединения русских земель вокруг Москвы
задания для дистанционного обучения (6 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-818024-1475086109.jpg)
Конспект урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школ школы. К конспекту прила...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/31/picture-1467225-1680280920.png)
Рабочий лист "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" История России 6 класс
Рабочий лист "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва". Можно использовать для самостоятельного изучения темы, а также для подготовки к ВПР по истории....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-42439-1701587869.jpg)
План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-42439-1701587869.jpg)
План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...