Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы_конспект урока 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План конспект урока истории.
Дата:
Учитель: Федина Ольга Владимировна
Тема урока: «Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы».
Класс: 6 «Б»
Номер кабинета: 13
Цель урока: определить причины и значение, способствующие возвышению Москвы, как нового центра объединения русских земель.
Задачи:
Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин и обстоятельствам возвышения Москвы, подчеркнуть роль и политику московских князей на усиление Москвы.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами, документами и самостоятельно извлекать знания; формирование способности анализировать, сопоставлять.
Воспитательная: Воспитать познавательный интерес к истории России и личности Московских князей (Даниила Александровича; Юрия Данииловича; Ивана Данииловича Калиты).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (анкеты, тексты).
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: Урок смешанный
Форма урока: традиционная.
Технологии: ИКТ, технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении,
Основные понятия: раздробленность, Московский князь.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Приветствие учителя, Проверка посещаемости и готовности детей к уроку | Подготовка к уроку. |
II. Мотивация | Итак, ребята, давайте вспомним, какой период в истории нашего государства мы закончили изучать? А какое событие послужило началу раздробленности на Руси? Какие княжества с течением времени стали наиболее могущественными? А почему каждому из этих княжеств удалось достигнуть этого могущества? Но, несмотря на то, что отдельные княжества продолжали обособленно развиваться, это не уберегло Русь от внешней угрозы. Какой? Кому не смогли противостоять Русские князья? Почему монголо-татарам так легко удалось завоевать русские земли? А как вы думаете, если бы каждый был не сам за себя, а князья все вместе, объединив свои войска, выступили против Батыя, смогли ли они дать отпор монголам? Что же им делать в этой ситуации? Подтверждаем выводы → Учитель берет толстую тетрадку и говорит, что каждый лист – это отдельное русское княжество. Если на каждое из этих княжеств по отдельности нападает сильный враг, то, что происходит? Он их побеждает (рвет листочек); А если все эти княжества объединят свои силы их легко будет победить? – нет (дает ребенку тетради и просит попробовать разорвать ее пополам, чего естественно не получается). Какая же главная задача стояла перед Русью в это время? А для того чтобы стать единым государством, нужен ли центр? А как называется столица нашей страны? И вот сегодня мы узнаем, как из маленького города она смогла стать центром объединения Руси. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы». | Слушают, отвечают на вопросы учителя. -Политическая раздробленность Руси -Любеческий съезд 1097 года. -Северо-восточная Русь (Владимиро-Суздальское княжество); Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество. - Потому что каждый стремился развивать свое княжество, делать все для себя. - Шведы, крестоносцы и монголо-татары. - монголам - из-за раздробленности удельные князья не ладили друг с другом, каждый был сам за себя и стремился защитить своё княжество, не заботясь о других. -да -объединяться Объединение в единое государство для отпора врагам. нужен -Москва Записывают тему урока в тетради. |
III. Изучение нового материала. 1. Основные предпосылки объединения Руси | В XIII-начале XIV вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство. Но как любое явление в истории процесс объединения произошел не просто так – неожиданно. Наоборот, этому способствовал целый ряд причин и предпосылок, а самые основные из них, нам с вами только предстоит узнать.
Итак, запишем в тетрадь: 1. Основные предпосылки объединения Руси. - Что могло помешать экономическому подъему на Руси? (зависимость от монголов). Если однажды монголы разрушили русские города, убили или увели в плен тысячи русских людей, могли ли они сделать это опять? (могли) Кто бы им помешал? (князья, но в состоянии раздробленности они не могли ничего сделать) Русь распалась на множество удельных княжеств; княжеские усобицы, запреты покупать землю в разных княжествах. Никто монголам не мог помешать снова, разорять Русскую землю, поэтому княжества должны были вновь объединиться в единое государство. Отсюда первая предпосылка – необходимость свержения монголо-татарского ига. - Как ни странно, Русь достаточно быстро оправилась после нашествия монголов, начала восстанавливать сельское хозяйство и ремесла. Но, несмотря на это, в ведении хозяйственной деятельности было и много сложностей. Какие, как вы думаете? (монголы запрещали вести внешнюю торговлю, в отдельных княжествах в связи с раздробленностью были разные деньги, меры весов и т.д.) А возможно ли полноценное развитие государства без активного введения ремесленной и торговой деятельности? (нет), а для этого надо что? (объединяться). Т.о. следующая предпосылка – развитие ремесла и торговли. А теперь посмотрите внимательно на слайд и скажите, что иллюстрируют эти картины? (религия, закон, культура). С началом раздробленности в каждом княжестве они изменились или были общими? (были общими). Т.о. общность культуры, религии, законов говорит нам о еще одной предпосылке – единая религия, культура и законы. В результате условия для объединения государства были, теперь нам необходимо понять, кто возьмет на себя роль центра. | Слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы и фиксируют в тетрадях предпосылки образования единого русского государства:
|
2.Возможные центры объединения | Какие древнерусские княжества, на Ваш взгляд могли быть центром объединения русских земель? Беседа + дополнение учителя («метод оживление карты») Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь (показываю на карте), так как это княжество господствовало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия, и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Каких? Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское. (карта) Оно объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Но почему же Литовско-Русское княжество потеряло значение возможного центра объединения Руси? | Отвечают на вопросы учителя, слушают, работа с картой. -Галицко-Волынское -Владимиро-Суздальское - сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей. - После заключения уний с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в ее русских землях усилились национальные и религиозные противоречия. |
3.Физкультминутка | Так как мы с вами сегодня много времени уделяем работе с экраном, необходимо провести гимнастику для глаз. (Влево, вправо, вверх, вниз, зажмурили-открыли). | Выполняют действия физкультминутки |
4. Причины возвышения Москвы | Наряду с этими возможными центрами с начала XIII века появляются и другие центры, готовые и способные возглавить объединение. И одним из таких центров было молодое Московское княжество.(карта) Что же способствовало возвышению Москвы? Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы. Так в чем же причины возвышения именно Москвы, по мнению этих историков? | Читают текст: приложение 1, выделяют из текста причины возвышения Москвы совместно с учителем, делают необходимые записи в тетрадь. Причины возвышения Москвы. Работа со схемой на доске (дети называют возможные причины, а учитель записывает их на доску виде схемы. Учащиеся так же конспектируют их в конспекты) 1. Выгодное географическое положение; (расположение на торговых путях, наличие плодородных земель) 2. Поддержка духовенства; 3. Сплочение народа перед общей опасностью; 4. Дальновидная политика московских князей. 5. Отсутствие княжеских распрей. |
5. Борьба Москвы и Твери. Первые Московские князья | Но Москва была не единственным центром во Владимирско-Суздальском княжестве, обладающий похожими преимуществами, не единственным центром, способным в этот период возглавить объединение Руси. Еще одним таким центром в этом княжестве был город Тверь.(карта) В 1305 году ордынские ханы передали ярлык на великое княжение владимирское тверским князьям. Положение и Москвы, и Твери было выгодным. В первой четверти XIV века между ними начинается борьба за великокняжеский престол. И тут как нигде проявилась политика московских князей. Итак, каковы же были успехи московских князей? | Слушают учителя, наблюдают по карте. Опережающие задания для учеников. Дома заранее подготовлены сообщения о правлении: Даниила Александровича (1276 – 1303); Юрия Данииловича(1303 – 1325); Ивана Данииловича Калиты (1325 – 1340). Учащиеся слушают сообщения одноклассников и делают записи в тетради. - Им удалось взять верх в борьбе за великое княжение; -Сотрудничество с ордой способствовало собиранию сил и земель Руси; -Сумели привлечь на свою сторону церковь. |
6. Итог урока | Почему же именно Москва становится центром объединения русских земель? | Отвечают на вопросы. Записывают вывод в тетради. Политические успехи московских князей возвысили Москву. Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. |
IV Закрепление | А теперь давайте еще раз вспомним все, что мы изучили на уроке. Сегодня я узнал что… | Учащиеся должны продолжить фразу, тем самым вспомнить все, что они узнали на уроке. |
V. Рефлексия Домашнее задание | А для того чтобы оценить наш сегодняшний урок, я попрошу вас заполнить анкеты, лежащие у вас на партах. Выставление оценок.
Параграф 17 пересказ, вопросы 2 ,4 | Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Причины возвышения Москвы и Московского княжества
Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания» способны были привести Москву к возвышению над всеми другими княжествами.
Владимир Сергеевич Соловьёв …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой. По бассейну Москвы-реки переселенцы, идя с юга, оседали густыми массами и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга, в Москву шли переселенцы из других областей Руси северной, вследствие отсутствия в Московском княжестве междоусобиц и бедствий от татар. Население приносило князю доход; давало ему большие средства... Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также весьма важное значение. Если мы всмотримся в географическую карту, то увидим, что Москва-река сокращала водный путь между Новгородом и Окой, следовательно, Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления. Митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимым находиться в центральном пункте между областями севера и юга Руси. Таким образом, главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, — это срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.
Николай Иванович Костомаров полагал, что, усилению Москвы помогало духовенство, которому, при владении большим количеством земли, было выгодно отсутствие междоусобий в Московском княжестве, и сверх того полнота власти московского князя соответствовала их высоким представлениям об единодержавной власти государя, вынесенным из Византии. Далее деятельность бояр была направлена также на помощь московским государям.
Дмитрий Иванович Иловайский главной причиной роста Москвы, как политического центра, считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться…
Приложение 2
Анкета самоанализа урока ученика (цы) _________________
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель
В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Педагогические цели:· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. 6 класс.
Цель:сформироватьу учащихся представление о политической ситуации на руси в начале XIV века и причин объединения русских земель....
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"...
Конспект урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества."
Методическая разработка открытого урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества." Включает план-конспект урока, презентацию к у...