Серия уроков с использованием современных образовательных технологий
план-конспект урока по истории

Титаренко Людмила Алексеевна

Представлены разработки уроков с использованием игровой технологии, технологии развивающего обучения, проблемно-поисковой технологии, кейс-технологии, технологии "аквариум".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории Древнего мира по теме

«Религия древних египтян» для 5 класса.

Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

            общеобразовательная школа № 2

           Титаренко Людмила Алексеевна.

Ход урока сопровождается презентацией.

Используется технология развивающего обучения.

( Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.)

  Цель:    изучить богов Древнего Египта, узнать чему они покровительствовали.

  Планируемые результаты:

предметные – закрепить знания учащихся о богах Древнего   Египта.

метапредметные – развивать умение работать индивидуально, работать в группах, выделять главное, делать выводы, обобщать.

личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Тип урока: комбинированный

Технология: развивающего обучения.

 Оборудование:  карта «Древний Египет», учебник, тетради, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.
  1. Формулировка темы, постановка целей.
  1. Ребята,  скажите, что находится на доске? ( папирус)
  2. Где растёт папирус и где его используют в письме? (в Египте)
  3. Посмотрите на экран - перед вами смысловой ряд-что в этом ряду лишнее и  почему?

 ( Шамаш- бог солнца Древнего Двуречья, остальные боги Древнего Египта)

Итак,  давайте сформулируем тему урока Боги Древнего Египта.

Какие цели урока мы с вами наметим? (вспомнить и закрепить знания о религии древних египтян)- слайд

  1. Проверка ранее изученного материала.
  • Сейчас вы получите каждый лист оценивания- заполните его- слева расположены боги древних египтян, а справа их имена-соотнесите их.
  • А теперь соседи обменяйтесь листами оценивания и давайте проверим, правильно ли вы их заполнили?

СЛАЙДЫ:

  • Амон-Ра – бог солнца
  • Осирис -  фараон и судья в царстве мёртвых, бог растительности
  • Исида - жена Осириса, богиня плодородия , защитница жён и матерей.
  • Гор - сын Осириса и Исиды, покровитель земных фараонов
  • Анубис – бог царства мёртвых,  приводит умерших на суд ( тело человека с головой шакала)

Каких богов вы ещё знаете?

  • Апоп- бог тьмы
  • Геб  - бог Земли(человек с головой змеи)
  • Тот – бог мудрости (возникновение письменности)-человек с головой птицы Ибис
  • Бастет – богиня женской красоты( чёрная кошка)
  • Сет – бог пустыни
  • Маат- богиня правды

  1. Давайте с вами немножко отдохнём  -  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, встаньте, пожалуйста.

  • 1 упражнение: покажите путь лодки бога Амона-Ра по небосклону.
  • 2 упражнение: покажите необходимое положение весов на суде Осириса.
  • 3 упражнение: покажите обязательное движение, которое жрец делал в конце обряда, выходя из храма., но сначала давайте посмотрим назад через голову

  1. Работа в группах.

А теперь разделимся на 2 команды, каждая получит папирус, по которому вы должны будете составить рассказ, используя свои листы оценивания и те знания, которые вы сегодня вспомнили. А затем один человек из команды представит нам свой рассказ.

  • Какие боги изображены на папирусе?
  • Проанализируйте изображение.
  • Составьте рассказ.

  1. Рассказ по папирусу.

  1. Закрепление. Рефлексия.

Ребята давайте с вами  ещё раз обратимся к целям нашего урока -  достигли ли мы их?

  В  завершении нашего урока, чтобы подвести итог, я предлагаю вам по очереди  высказаться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  1.   Д/З: подготовить сообщение :

1.об одном понравившемся боге древнего Египта, используя знания из дополнительных источников.

2. придумать сказку о богах ДревнегоЕгипта.

  1. Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого-то не все получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий!

Ваше  путешествие по Древнему Востоку продолжается, желаю вам удачи!

Приложение

Боги

Имя бога

бог Хор (Horus, Гор)

Anubis standing.svg

Исида

Гор

Осирис

Амон-Ра

Анубис

Исида

Гор

Осирис

Амон-Ра

Анубис        

     

А) Бог  растительности, фараон и судья в царстве мёртвых

Б) Жена Осириса, богиня плодородия, защитница жён и матерей

В) Бог солнца

Г) Бог царства мёртвых

Д) Сын Осириса и Исиды, покровитель земных фараонов



Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории Древнего мира.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

общеобразовательная школа № 2

Титаренко Людмила Алексеевна.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении

темы «Древний Египет».

Ход урока сопровождается презентацией.

Используется  игровая технология  (урок-путешествие).

( В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, развивает внимание, стремление к знаниям. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты в сочетании с другими: беседами, самостоятельной работой.)

  Цель:    повторить и закрепить ранее изученный материал по теме.

Планируемые результаты:

   предметные -  закрепление темы «Древний Египет»;

 метапредметные - развивать умение работать  с текстом,  иллюстрациями, картой, работать в группах, выделять главное, развивать умение проводить сравнительный анализ, делать выводы, обобщать, способствовать формированию познавательного интереса;

личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-путешествие

Технология: игровая

  Оборудование:  карта «Древний Египет», учебник, тетради, презентация, электронное    

                             издание  «Всеобщая история», пазл сфинкса.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, я слышала, что есть такие компьютеры, в которые достаточно заложить данные о дне, месяце и годе возникновения интересующей нас страны, и мы попадем туда. Хотите отправиться в путешествие? А в какую страну мы отправимся сегодня, узнаем из стихотворения.

На континенте африканском,

Правей, где северо-восток,

На расстоянии гигантском,

Лежит почти один песок.

Почти безжизненно пространство

В тех удивительных краях,

Там фараонов было царство

В давным-давно минувших днях.

И как страна вот та зовется?

Что в тех краях лежит давно

Там нет дождей, там много солнца,

Там в Гизе много пирамид.

Загадок тысячи там странных

Среди безжизненных пустынь,

Они везде среди барханов-

Свой взгляд куда только ни кинь.

Итак, о какой стране идет речь? (Египет)

А что это за страна, где она находиться?

Закройте глаза. Мы перенесемся в Древний Египет.

Звучит мелодия и на ее фоне учитель говорит: сказочное путешествие в Египет доступно в любое время года. Туристы всегда рады окунуться в прозрачные воды Красного моря, полюбоваться на красочные кораллы и погрузиться в тайны египетских пирамид.

   Страна уникальна не только своей богатой историей, но и экзотической флорой. Лето царит круглый год, теплое море, широкие песчаные пляжи оставят неизгладимое впечатление в душе каждого туриста (открывают глаза).

Ребята, вот мы и в Египте. А кто мне скажет, почему мы оказались с вами именно в этой стране? (Ответы детей)

Правильно, на протяжении нескольких уроков вы изучали историю этой страны. А как вы думаете, что же мы сегодня будем делать в этой стране, если вы уже познакомились с этой страной, как же будет называться наш урок – путешествие? (ответы детей)

Правильно. Мы будем обобщать, закреплять наши знания по данной теме, путешествуя по стране, приобщаясь к ее культуре, продолжим развивать навыки анализа, делать выводы.

  • Тестирование по вариантам
  • А теперь разделимся на 2 группы по желанию

Перед тем как начать наше путешествие, я выдам некоторым ребятам задания, в которых они должны будут рассказать нам о том , как жили ремесленники и земледельцы, вельможи и фараоны в Древнем Египте.

  • Итак, начинаем наше путешествие.

  1. Первая станция – Картово.

  • Покажите на карте, и объясните, где располагалось древнее государство Египет? (Египет располагался в северо – восточной части Африки, по берегам Нила –  от первого порога до Средиземного моря).
  • Покажите на карте, где находится река Нил?(В северо – восточной Африке протекает одна из самых больших рек в мире – река Нил, которая берёт своё начало в центральной Африке и впадает в Средиземное море).
  • Покажите дельту реки Нил? (Прежде чем отдать свои воды Средиземному морю, река Нил распадается  на несколько рукавов. Эту часть страны древние египтяне назвали дельтой, потому что она напоминала перевёрнутую букву «дельта»).
  • Как называлась первая столица Древнего Египта?

(Первой столицей Древнего Египта был город Мемфис).

  • Покажите на карте, где была расположена первая столица Древнего Египта?

(Мемфис располагался в северо-западной части Египта).

  • Покажите территории, куда совершали свои походы фараоны Древнего Египта?

(Во время военных походов фараонов Древнего Египта, были захвачены в Азии страны к северо-востоку от Египта – территории Палестины, Сирии, Финикии, Синатского полуострова, которые были богаты залежами медной руды; на юге Африки территория Нубии, которая славилась золотыми рудниками; на западе территории ливейских племён).

  • Покажите территорию Египетского царства во время правления фараона Тутмоса III. (При нём граница Египта в Азии доходила до реки Евфрат, а в Африке – до четвёртого порога Нила).
  • Покажите на карте, где строились пирамиды?

(Пирамиды строились на западном берегу реки Нил, на границе с пустыней).

  • Случайно ли было выбрано место на западе, для строительства пирамид?

(Неслучайно, запад по представлению египтян являлся страной смерти, так как на западе умирало солнце, заходя за горизонт).

  • Назовите, кому и когда была построена самая большая пирамида?

(Самая большая пирамида была построена в 2600 г. до н. э., фараону Хеопсу).

Итак, на этом этапе исторического маршрута мы с вами выяснили, где располагалось государство Древний Египет.

  1. Вторая станция – Рассказово.

На втором этапе исторического маршрута мы с вами послушаем рассказы ребят о том как жили разные классы в Древнем Египте.

  1. Рассказ о жизни ремесленников и земледельцев.
  2. Рассказ о жизни вельмож и фараонов.

Итак, какой можно сделать вывод из рассказов ребят?

(В Египте существовало неравенство, ремесленники и земледельцы содержали вельмож и фараонов)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, встаньте, пожалуйста.

  • 1 упражнение: покажите путь лодки бога Амона-Ра по небосклону.
  • 2 упражнение: покажите необходимое положение весов на суде Осириса.
  • 3 упражнение: покажите обязательное движение, которое жрец делал в конце обряда, выходя из храма.

  1. Третья станция – Загадкино.

На этом этапе нашего исторического маршрута по Древнему Египту, вы попробуете отгадать загадки. 

Фараон

Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,        

Повелевать стал всеми ...

Вельможи

У всесильного владыки

Слуги есть. Есть и враги.

Знати скажет он: «Служи!

Местом службы дорожи!»        

И советников назвали

Фараоновы..

Папирус

В долинах Нила вырос он,

И солнцем и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд.

И получался замечательный расклад.

Что это? Поспеши назвать.

Пирамида

Не один год, не один раб

Ее строили затак.

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

И музейным экспонатом

Человечеству служить.

Египет

На нильских берегах она была,

Богатой и цветущею слыла.

И ею фараоны управляли,

Восстание рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна.

В мире есть сейчас она.

Мумия

В Египте умер человек,

И труп его хранили век.

Тело обработают,

Бинтами замотают.

Назови, что это было,

Долго всем оно служило.

  1. Четвёртая станция – Пазлово.

Это чудное созданье

Сделано нам в назиданье

Египтянами давно.

Славится века оно.

      Пирамиду охраняет,

      Видом всех своим пленяет.\ сфинкс\

Команды собирают совместно пазл- сфинкс на фоне пирамид.

Ребята скажите, а что вы собрали? Сффинкс. А что это такое? (Каменная фигура с телом льва и головой человека)

  1. Рефлексия  и выставление оценок.

Ребята, в завершении нашего урока, чтобы подвести итог, я предлагаю вам по очереди  высказаться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Подведение итогов урока.

Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов – ученых были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них. Делим год на 365 дней, как это делали египтяне, знаем, что кроме звезд есть планеты, которые меняют свое положение среди звезд в зависимости от времени года – это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмения Луны и Солнца.

Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников. Даже некоторые древнеегипетские имена в ходу у современных народов: Сусанна (лотос), Таисия (земля богини Исиды), Сидор (дар Исиды). Большая часть египетского наследия дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреям.

 

На этом ваше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Вы  отправитесь в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.

Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого-то не все получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий!



Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории  России по теме «Северная война» в 10 классе.

Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

            общеобразовательная школа № 2

           Титаренко Людмила Алексеевна

Ход урока сопровождается презентацией.

Используется проблемно-поисковая технология.

(Проблемно-поисковый урок - форма проблемного урока, где педагог сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный вариант решения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие..)

Цель урока: Определить значение Северной войны для России.

Задачи урока:

Предметные:

Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить  роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне.

Метапредметные:

Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

Личностные:

Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Технология: проблемно-поисковая

 Оборудование урока:

Карта «Российское  государство в  XVIII века »

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Презентация «Северная война».

Ход урока.

  1. Проверка знаний учащихся

        Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой  жизни России.

Но для начала давайте вспомним основные события , которые предшествовали  этой войне. Слайды  (1-8)

     В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?  Слайд(10)

        -Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую?  -выход в Черное море.

        -Что было сделано для её решения?- Азовские походы 1695, 1696 гг.

        -Когда и как закончилась эта война?

        -Вспомните дальнейшее действие Петра I.- Великое посольство.

            - Его итоги?

Речь пойдет о Северной войне .

Что мы сегодня должны узнать в ходе войны? Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим  этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. Слайд  (9)

КАКОВЫ БЫЛИ ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ РОССИИ СО ШВЕЦИЕЙ? - Слайды  (11)

II. Изучение    нового материала.

План.

  1. Начало войны. Сражение под Нарвой.

После  поездки в Великое посольство  сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Саксония   (слайд № 12).

Давайте посмотрим на причины создания Северного союза -  что было общего у этих стран?  Слайд  (13)

- Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство  агрессивной политикой Швеции .

        

  Рассматривая военные события,  давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (слайд № 14).

        Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и  12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность.

        Россия имела  армию численностью в 200 тыс. человек.

Какая это была армия   - русская армия конца XVII- первой четверти XVIII века.

Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил (слайд № 15): кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим.

Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года (слайд №16). Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян ( рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения; срок службы — пожизненный), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе  с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию.

        Слайд  (17) К этому можно добавить ещё то, что Россия   имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также  добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.

Учитель:        Так была ли Россия готова к войне со Швецией???

 Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась  в

августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

Сейчас вы будете работать в командах, команд 4 так же как и основных периодов войны, вы получите задания и выполните их.

Первый этап войны.(1700-1701)

  1. Назовите основные события первого этапа войны? (1 команда)

   Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны.

        Слайды  (18)

 При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII,  шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и  заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги:  русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России. Слайды  (19)

  1. Прочитайте документ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:
  1. -чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
  2. -считал ли он это поражение окончательным?
  3. - какие выводы были сделаны?

    Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой - Слайды  (20)

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

  1. Новые  преобразования Петра

Второй этап – (1701-1706   ) Слайд  (21)

  1. Назовите основные события  второго этапа войны? (2 команда)

        До  вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление (слайд № 10).

        Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов) , создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.

        Первые победы не заставили себя ждать (слайд № 24).

        В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил  на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов.

        Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала).

        В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал : «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен».-переименован в Шлиссельбург –«ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая,

а 16 мая Петром I был заложен Санкт - Петербург. Слайд  (25)

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу проложить окно,

Ногою твердой стать при море.

        Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: 

«Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

        Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке.

Так закончился второй этап войны.

  1. Назовите какие изменения произошли в армии в ходе военных реформ?

  Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел

 реорганизацию армии. Слайды  (22-23)

  • Отказ от стрелецких войск и замена их регулярными войсками
  • Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы
  • Создание военных заводов на Урале
  • Создание гарнизонных школ, подготовка офицеров
  • Создание военных укреплений
  • Принятие воинского и морского уставов
  • Строительство  военно-морского флота

 3. Полтавская битва.

Начинается третий этап –  (1708-1709)  (слайд №26).

  1. Назовите основные события  третьего  этапа войны? (3 команда)

   24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор    с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию.

        В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые  для шведов последствия.

 (слайд №27).

  Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с  отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии».

  1. Каковы планы шведов и русских в ходе Полтавской  битвы?
  2. К чему призывали Карл и  Пётр I своих солдат перед битвой ?
  3. Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением?
  4. Каковы итоги сражения?

        Одно  из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва (слайд № 28). План шведского короля — достигнуть Москвы через Смоленск — был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы */*под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на*/* три месяца (апрель — июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.

В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь.

        На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута  перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тыс. человек. */*Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона. */

   Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.

   27 июня  в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй — конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций.

Так началась знаменитая Полтавская битва.

     Перед сражением 26 июня  Карл в своей речи к солдатам и офицерам призывал к завоеванию России. Офицеров он пригласил на обед после сражения в шатры царя.

     Петр в обращении к солдатам говорил о другом -  о защите Отечества. «народа всероссийского».

Учитель: Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами:      

    «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние». (слайд №29,30).

Учитель: Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва. (слайд №31).

Пушкин в своем произведении «Полтава» так описал бой – стих читает ученица….  (слайд №32).

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

     В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. */Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.*/

        Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены.

Просмотр анимации Полтавская битва.

 

Учитель: Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики.

Знаменитый французский мыслитель  Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи».  

(слайд №33)-  значение   битвы.

  1. Прутский поход.    

Четвертый  этап войны (1710-1713 гг. )- Война с Турцией (4 команда)

  1. Каковы причины войны с Турцией?
  2. Каковы итоги Прутского похода?
  3. Каковы условия мирного договора?
  4. Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?

        Так закончился третий  переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну.

Так начался  четвертый этап войны (слайд №34).

Новая   война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести:

(слайд №35).

- требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;

- подстрекательство  Турции со стороны западных держав;

- захват Азова в 1696 году;

- появление русского флота в Азовском море.

        Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход) (слайд №36). , стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами.
       
Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями.
       Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же
это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России (слайд № 37)- итоги похода. По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон . Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.

Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?

        Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.

Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I (слайд № 38):

А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.

Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.

В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.

        Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке высадить десант в 1716 году, который был сорван из-за бездействия союзников.

  1. Сражения на море.

         Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713—1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России,  Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море (слайд № 39-40).

  Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.)  .

Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. (слайд №41-42):

-Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.

-Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.

-Пётр обошёл шведов и обогнув  полуостров воссоединил эскадру.

А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.

 Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?

        Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции ,ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I. Как доказательство этому служит Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.).

 (слайд №43), в котором на глазах британцев русские галеры под командованием

М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли.

Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

  1. Ништадтский мир.

Не надеясь больше на свои возможности (слайд № 44), шведы возобновили переговоры,  и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому

  • к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;
  • к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.

        Значение Северной войны трудно переоценить (слайд № 45).

Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой.

(слайд №46).

В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.

А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?

Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза?  

Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?

  1. Закрепление.

А узнать,  как вы запомнили события войны,  нам помогут слайды с вопросами. 

(слайд №47-57).

  1.  Обобщение.

Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.

  1. Домашнее задание (слайд № 58):.

1. Параграф 42,43,45.

2.Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по желанию).

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия – написание синквейна.

Звукорефлексия: Отреагируйте на победу в Северной войне так, как по вашему мнению реагировали люди в 18 в.

Всем спасибо за сотрудничество!  (слайд № 59-60)



Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по обществознанию

по теме  «Семья» в 10 классе.

Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

            общеобразовательная школа № 2

           Титаренко Людмила Алексеевна.

Ход урока сопровождается презентацией.

Используется технология «аквариум».

(Использование технологии «Аквариум»  в учебном процессе содействует формированию у учащихся терпимого отношения к альтернативным мнениям на основе признания самоценности личности и ее права на самовыражение, что стимулирует развитие критического мышления школьников, творческо-поисковую деятельность, партнерский стиль взаимодействия в ходе глубокой переработки учебного материала с учетом реализации принципа познавательного сотрудничества. Предполагает  деление учащихся на группы, причем таким образом, чтобы в одной группе оказались дети, не взаимодействующие между собой во внеучебной деятельности. Состав групп не должен быть постоянным, но варьироваться каждый раз при работе по данной технологии. При  комплектовании состава групп учителю не следует идти на поводу у учащихся, требующих организовать группы «по желанию»: в реальной жизни выбор партнера для общения не всегда зависит от человека, но может носить вынужденный, ситуационный характер. Возникновение стихийных, спонтанных «групп соседей» приветствуется при проведении фрагмента урока по технологии «Аквариум», но не при полном цикле ее воспроизведения.)

Цели: 

 деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, демократическая семья, гражданский брак;

воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи:

личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемный урок с творческим применением знаний и умений.

Технологии:  технология «аквариума»,  информационные технологии

Ход урока.

  1. Определение темы.

Символом  чего  является ромашка? (семьи)

Просмотр сюжета «Сказка о царе Салтане»

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор? (мнение юношей, мнение девушек)

Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.

Семья оказывает огромное влияние на становление личности и развитие общества. Состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социокультурного развития. Важное значение в наше время имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие семьи, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для начала XXI века.

Именно поэтому мне и хотелось с вами провести урок на тему «Семья».

Сегодня мы с вами разделимся на две группы: юношей и девушек, будущих мужей и жен, отцов и матерей, для того, чтобы обсудить, каковы правовые основы семейно-брачных отношений и какова роль семьи в жизни человека с точки зрения разных членов семьи.

  1. Повторение опорных знаний.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 

И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверена, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

        А каково значение слов «брак» и «семья»? Что такое «брак»?

(Ответы учащихся: союз двух людей и т.д.)

Давайте обратимся к словарю ( слайд «Брак – 1») от старославянского глагола бьрати - «брать в жены»

        Как вы думаете, почему слова «брак» и «семья» оказались рядом?

(Ответы учащихся: из брака-семья)

        Что же такое «семья»?

(Ответы учащихся: люди, живущие вместе)

Слайд «Семья» (два значения):

        это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)

        единство, объединение людей, сплоченных общими интересами»

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки русского народа о семье и браке.     

            1. Добрая жена дом сбережет, а плохая – рукавом разнесет.

2. Гляди семью, откуда берешь жену.

3. Жениться – не воды напиться.

4. Красна пава перьем, а жена мужем.

5. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

6. Не с богатством жить, а с человеком.

7. Хорошую невесту и на печи найдут.

8. Жена не гусли, поиграв, на стену не повесишь.

9. живут рука в руку, душа в душу.

10. вся семья вместе, так и душа на месте.

11. в семье и каша гуще.

12. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы и поговорки

  1. Притча

«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»

Первая ответила:

- Четыре.

- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.

- Пять, - сказала вторая.

- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.

- Три, - третья ответила.

- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)

- А выбрал он — красивую.

  1. Работа в группах.

Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу.

Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи.

Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача - отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз- отстоять свою точку зрения.

Время - 3 минуты на подготовку.

  1. Беседа

Функции семьи

Специфические                                                        неспецифические

* репродуктивная                                                    *хозяйственная

* воспитательная                                                     * эмоциональная                  

                                                                         *первичный социальный

                                                                                      контроль

                                                                          *духовное общение и досуг

                                                                                     * экономическая

                                                                                                                                                                                         

О каких функциях  семьи идет речь?

А. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________

Б. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________

В. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________

Г. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________

Вопрос: Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

  1. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (просмотр видео повести)

- А сейчас я хочу вам рассказать  о князьях Петре и Февронье Муромских, которые почитаются в христианской традиции как пример благочестивого супружества и причислены к лику святых.

Согласно легенде, князь Петр победил «врага рода человеческого», появившегося в Муроме в образе страшного «блудного Змея» -  оборотня. Святой сразил его мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел.

Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Феврония, дочь простого бортника из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привезли к дивной лекарке, и она согласилась его исцелить, поставив необычное условие: «Если будет мне супругом, да будет вылечен». Пётр согласился взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Будучи исцелён, он не пожелал выполнить свое обещание. Как взять в жёны простую крестьянку? Вместо этого он послал Февронии богатые дары, но она не приняла их.

Нарушивший своё слово князь Пётр снова заболел, и Феврония снова согласилась его исцелить с тем же условием: взять её в жёны. На сей раз выздоровевший Пётр повёл Февронию под венец, несмотря на сословное различие.

Муромская знать не пожелала принимать Февронию в качестве княгини и чинила благоверным супругам разные козни. Петра поставили перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбрал верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг  и завещают положить их в единой каменной гробнице.

Скончались они в один день и час – 25 июня ( по новому стилю – 8 июля) 1228 года.

После смерти муромцы убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались  вместе чудесным образом  в общей гробнице.

Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома.

Учитель. Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

1.        не ворчите;

2.        не старайтесь перевоспитать своего супруга;

3.        не критикуйте;

4.        искренне восхищайтесь достоинствами супруга;

5.        уделяйте внимание супруге;

6.        будьте вежливы;

7.        читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Формула семейного счастья = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие + уважение к родственникам близким и дальним.

  1. Заключение. Рефлексия

Символом праздника являются ромашки.

Я предлагаю вам на лепестках ромашки написать, какой вы видите свою семью в будущем и создать РОМАШКУ  СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ.

Песня «День семьи, любви и верности»

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Мои заключительные слова:

Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».



Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории Древнего мира по теме

«Чему учил китайский мудрец Конфуций»  для 5 класса.

Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

            общеобразовательная школа № 2

           Титаренко Людмила Алексеевна.

Ход урока сопровождается презентацией.

Используется  кейс-технология.

(Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.)

Цели:

Обучающая:

а ) сформировать представление о Древнем Китае;

б ) продолжить систематизацию представления о влиянии природных факторов на хозяйственную деятельность людей;

в ) дать понятие «конфуцианство», выявить влияние учения Конфуция на правила и нормы поведения жителей Китая;

Развивающая:

а ) продолжить формирование навыка работы с картой, умения выделять главное из общей информации;

б ) способствовать развитию образного и логического мышления, зрительной и слуховой памяти;

Воспитывающая:

а ) вызвать у уч-ся чувство радости познания, интерес к достижениям и духовным ценностям древних китайцев;

б ) пробудить в них уважение и желание бережно относиться к истории других народов.

Формы организации деятельности: групповая работа

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (исследование).

Тип урока: урок изложения нового материала с элементами практикума.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: кейс-технология.

Универсальные учебные действия:

1) личностные: нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения;

2) регулятивные: формирование способности ставить новые учебные цели и задачи и способности к проектированию;

3) коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретать опыт такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, развитие речевой деятельности;

4) познавательные:  практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности,  развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

Понятия и термины: конфуцианство, каллиграфия

Виды деятельности: беседа, работа с учебником и дополнительными историческими источниками, работа с исторической картой, работа с информацией: сбор, обработка, представление

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор, ноутбук, запись китайской музыки.
  2. Раздаточный материал: исторические документы, вещественные источники, информационные карты, маркеры, таблички.
  3. Презентация (Приложение)

Ход урока

1.Организационный момент и актуализация темы

Слово учителя:

Мудрые писцы

Времен приемников самих богов,

Предрекавшие будущее,

Их имена сохранятся на веки…

Они не строили себе пирамид

Из меди

И надгробий из бронзы

Не оставили после себя

Наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство

в писаниях,

В поучениях, сделанных ими…

Человек угасает, тело его

становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют

вспоминать его

Устами тех, кто передает это в уста других.

 Беседа с классом

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями. С помощью машины времени мы перенесемся в далекую и загадочную страну, познакомимся с традициями и культурой древнего народа.

Итак, ребята, садитесь поудобнее, пристегните ремни, мы отправляемся в путь.

У меня на столе лежат предметы. Как вы думаете, из какой страны они были привезены? - Что же объединяет эти предметы? ( все они были изобретены в Китае ).

Итак, сейчас мы окажемся в Древнем Китае, который возник в 5-м тысячелетии до н.э.

И ещё сегодня на уроке мы всем классом отправимся в гости, остаётся узнать, к кому? 

Этот человек из древности, известный всему миру мудрец (мудрецов называют философами).

 В 174 г. до н.э. на могиле этого человека в Цюйфу один из императоров принёс в жертву быка. Специальным императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине этого человека четырежды в год жертвы.

В каждом городе, где есть представители власти, предписывалось сооружать храм в честь этого человека. Этот человек Конфуций. Жил он в Китае.

В стране, которая сейчас является одной из самых быстроразвивающихся стран. В стране, где в 2008г. прошли летние олимпийские игры. В стране, которая граничит с нашей страной на Востоке. Страна, которая подарила миру столько удивительных открытий и Конфуция, к которому мы собираемся совершить воображаемое путешествие в гости. Ну, а как иначе, ведь Конфуция давно нет в живых. Он жил за 5 веков до н.э.

Страна, товары которой заполонили мировой рынок.

Тема  «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Актуальность:

  • Китай – это государство, которое занимает сейчас 1 место в мире по численности населения (1 млрд. 300 млн. человек).

  • Китай - южный сосед России, имеющей с ней самую протяжённую сухопутную границу в мире (свыше 4000 км).

  • История Древнего Китая дала мировой цивилизации очень многое: бумагу и шёлк, фарфор и чай, компас и порох.

  • На многих товарах, продаваемых в России, написано «Маde in China».

2.  Изучение нового материала

 Работа в группах

Изучите указанную информацию и ответьте на вопросы.

Карточка 1. Природа и географическое положение Китая, основные занятия жителей.

Прочитайте в учебнике в п. 22 текст «Страна, где жили китайцы» и дополнительный исторический источник, рассмотрите историческую карту в учебнике на стр. 101.

Устно ответьте на вопросы:

- Как древние китайцы называли свою страну? (Поднебесная)

- Где находился Древний Китай? (Восточная Азия)

- В центре какой равнины располагался Китай? (Восточной Китайской)

- Какие реки там протекают? Какое значение для китайцев они имеют?(Янцзы, Хуанхэ)

- Каковы его природные и климатические особенности?

- Назовите древнейшие занятия китайцев. (земледелие, охота)

- Какое сооружение придумали китайцы для спасения от нашествия племён гуннов? (Великую китайскую стену)

Исторический источник №1

Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат - Желтая река (Хуанхэ) на севере страны и Голубая река (Янцзы) - на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лесса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры.

Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».

Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ. Сейчас вам станет ясно, почему эту реку называли «горе Китая»...

Однажды ночью вы просыпаетесь от громкого крика: «Вставай, вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы. Все выскакивают наружу: вокруг вода! Люди кидаются к лодкам или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот и нажитое добро.

А произошло следующее: река незаметно подмыла берег из мягкого лесса. Тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и на прибрежные поселки обрушилась вода.

Древний Китай был населен множеством народов, которые говорили на разных языках.

Свою землю они называли Тянь Ся (Поднебесная) или Чжун Го (Серединное государство).

До сих пор китайцы называют свой язык чжун хуа (серединная речь). Слово «Китай» появилось гораздо позже. Оно произошло от названия народа кидань, завоевавшего Северный Китай в X в. н.э.

Карточка 2. Прочитайте в учебнике в п. 22 текст «Высшая добродетель - уважение к старшим», дополнительный исторический источник, и текст «Из высказываний Конфуция» в учебнике на стр. 103.

Устно ответьте на вопросы:

- Кто такой Конфуций? (китайский философ)

- Что такое конфуцианство? (это учение Конфуция)

-Что Конфуций считал высшей добродетелью? (уважение старших)

-Чему же учил Конфуций?

(Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе

Уважение старины

Приобщение к мудрости древних

Почитание и уважение старших

Хорошие манеры -признак воспитанного человека

Во всем должен быть порядок

Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему

Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям.)

- А сегодня мысли Конфуция представляют какую-то ценность для нас? Почему?

Исторический источник №2

Конфуцианство - это учение Конфуция об отношениях между людьми, порядке в государстве.

Конфуций (Кун-цзы ) (ок. 551-479 гг. до н.э.) – основатель конфуцианства, которое со II в. до н.э. и до 1913 г. являлось официальной идеологией Китая.

Конфуцианство восприняло традиционные древние верования в сверхъестественную силу Неба как верховного божества, развило учение о священном характере власти земного правителя Сына Неба. Каждый в мире по воле Неба занимает строго определенное место: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец - отцом, сын – сыном.

До нас не дошли труды самого Конфуция. Сохранились лишь краткие записи его бесед с учениками (по преданию, их было около трех тысяч), правителями и чиновниками княжеств Древнего Китая. Основа учения Конфуция изложена в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Книга составлена учениками и последователями Конфуция после его смерти.

Жизнеописание Кун-цзы. Когда на свет появился Кун-цзы (Конфуций), у новорожденного на макушке обнаружили выпуклость – потому и назвали его Цю, что значит «холм», Кун же его фамилия.

Конфуций в юности был беден и занимал низкое положение. Когда он повзрослел, то стал летописцем в клане Цзи. Он следил за исполнением чиновниками своих обязанностей, подсчитывал количество зерна и денег, чтобы в поступлениях все сходилось и умножались стада.

Конфуций встречался с Лао-Цзы, который сказал ему следующее:

Кто имеет ямный ум и глубоко проникает в суть вещей, тот любит общаться с людьми.

Кто много знает и красноречив, тот навлекает на себя людскую зависть.

Кто сын своих родителей, тот не может думать только о себе.

Кто подданный правителя, тот не принадлежит только себе.

В соответствии с этими правилами и прожил жизнь Конфуций. Он служил при многих дворах китайских князей и везде старался делать управление мудрым.

Карточка 3. Прочитайте в учебнике в п. 22 текст «Мудрость – в знании старинных книг», дополнительный исторический источник.

Устно ответьте на вопросы:

- Какое письмо было у китайцев? (иероглифы)

- Сколько было иероглифов?

- На чём писали китайцы? (бамбук)

- Какие книги были у китайцев? (бамбуковые)

- Какое отношение было к грамотным людям? (уважение)

- Как называлось искусство грамотно и красиво писать? (каллиграфия)

Исторический источник №3

Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад ( китайское письмо – одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков.

Постепенно начертание большинства иероглифов изменилось, и они перестали походить на изображаемый предмет. Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось.

Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на костях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях китайцы процарапывали вопросы духам, например, спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?» , «Создавать ли охотников преследовать лосей?», «Охотиться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегодня мы принесли жертву, – будет ли дождь?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».

Писать на костях неудобно - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля и сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия, проделывали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древней китайской книгой.

Карточка 4. Прочитайте в учебнике в п. 22 текст «Как должны вести себя учтивые китайцы», дополнительный исторический источник.

Устно ответьте на вопросы:

-Как выглядели древние китайцы?

- В каких условиях проживали китайцы?

- Как вёл себя воспитанный китаец?

-Какие правила хорошего поведения существовали у китайцев?

 Заполните информационную карту.

Исторический источник № 4   Быт древних китайцев

Жили древние китайцы просто. Дома оставались неизменными на протяжении тысячелетий. Бедняки их строили прямо на земле. Небольшие домики из дерева венчала двускатная крыша, обмазанная глиной. В жилищах основным предметом обстановки были циновки, на которых сидели. Еду ставили на низкие столики. Зимой помещение отапливали переносной жаровней с углями.

Главной одеждой древних китайцев был халат. Халат кроился особым образом из 12 кусков ткани. Зимой халат подбивали ватой.

Древние китайцы, как мужчины, так и женщины не стригли волос. Они сворачивали их на затылке и скрепляли шпилькой.

Мужчины. В отличие от женщин, всегда носили шапки. Китайцы не имели обычая снимать шапки перед едой и в помещениях. Показаться на людях с неприкрытой головой считалось крайне неприличным.

2) Физкультминутка

Человек на Востоке неотделим от природы больше, чем на Западе. Это до сих пор проявляется и в танцах, и в боевых искусствах, и в гимнастических упражнениях. В Китае в 4- 3-е тыс.до н.э. появилась гимнастика «цигун». Вы уже немного устали, наверное, и сейчас мы отдохнём с помощью базового упражнения этой гимнастики. Называется оно – « Поза дерева».

- Встаньте. пожалуйста.( включается музыка ) Поставьте ноги на ширине плеч. Колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз. Ладошки нужно собрать в виде лодочки – в них концентрируется энергия. Мышцы лица расслаблены. На время выбросьте все мысли из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение!

- Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева. Тело –

ствол, руки – ветви. Подышите.

- А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.

- А вот вас осветило солнце. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией.

- Легкий ветерок раскачивает деревце – покачайтесь из стороны в сторону без усилий, легко и плавно. Повращайте кисти рук, потом стоп.

- И в завершении – руки положите на живот, девочки – правою ладонь на левую, мальчики – левую ладонь на правую. Подышите.

- Садитесь, пожалуйста.

3) Заполнение и проверка информационных карт

Продукты исследования представляют группы.

  1. Рефлексия

Проблема: возможно ли учение Конфуция использовать и в наше время?

Составить синквейн.

  1. Домашнее задание: Прочитать п. 22
  2. Подведение итогов урока.

Литература:

  1. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение 2003г.
  2. Няньковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Академия Развития. 1997г.
  3. Г.А. Цветкова Дидактические материалы по истории древнего мира. Владос 2003г
  4. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.
  5. Крюков М.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М. 1993.
  6. Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь – справочник. М. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков с использованием современных образовательных технологий

Урок по теме-Япония (модульное обучение), урок по теме- Развитие форм рельефа ( межпредметные связи), урок по теме- Ветер ( проблемное обучение)....

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Урок с использованием современных образовательных технологий.

Урок на тему "Различение частиц НЕ и НИ с использованием современных образовательных технологий"....

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...