Урок с использованием современных образовательных технологий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

СЕЛЕЗНЁВА КАРИНА АРКАДЬЕВНА

Урок на тему "Различение частиц НЕ и НИ с использованием современных образовательных технологий".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .

Класс 7

ТЕМА  УРОКА

РАЗЛИЧЕНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ.

Тип урока – комбинированный.

Использование следующих  современных технологий:

  • - работа в группах -  систематизация и усвоение нового материала;
  • - дифференцированное обучение ( на этапе закрепления )
  • -игровая технология ( на этапе подведения итогов уроков)

                                               Цель урока:

  • -  познакомить учащихся с условиями выбора частиц НЕ и НИ ;
  • -  выработать умение различения частиц НЕ и НИ ;
  • -  формировать навык различения частиц НЕ  и НИ и правильного их  употребления на письме.

Попутное повторение:  знаки препинания в простом и сложном предложении.

Оборудование и материалы : мультимедийное оборудование, учебники , задания для каждой группы.

                                            ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап.

Учитель спрашивает, есть ли вопросы по домашнему заданию, объявляет тему урока, основные задачи урока и формы и способы  решения этих задач.

  1. Работа в группах.

Ученики по своему выбору формируют три группы .Самостоятельно выбирают один из трех предложенных для группового изучения и выполнения вопросов и заданий:

  1. Дополнить таблицу с примерами употребления частиц теоретическими положениями о правилах выбора НЕ или НИ на письме.( Написанное мелким курсивом в таблицах учеников отсутствует)

Частица НЕ

  Частица НИ

Не выучил – выучил

Не сделал-сделал

Не приходила – приходила

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

Ему не страшны ни морозы, ни стужа. Её не остановят ни запреты, ни угрозы, ни слезные мольбы.

Если опустить частицу, смысл не изменится.

Кто не знает этого?

Куда мы только не обращались!

Где только они не побывали.

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.

Сколько ни говори «халва» во рту слаще не станет )

С существительными в родительном падеже при отсутствии в предложении глаголов с  НЕ или слова НЕТ. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях, которые надо запомнить.

(не по себе, не в духе , не кто иной , как…и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

  1. Ознакомьтесь с правилами различения частиц НЕ и НИ в учебнике и вставьте буквы в предложенные примеры и объясните их.

Текст

       Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись  за карнавальными масками.

     Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

3) Работа по составлению  тестовых вопросов с кратким ответом по материалам учебника.

По окончании отведенного на работу в группах времени (15 минут) от каждой группы выступает 1 представитель, демонстрируя результат работы.

  1. Проверка усвоения знаний. Дифференцированные задания.

( выполняются в группах, каждый ученик выбирает себе задание по силам)

А –выбрать ответ и обосновать свой выбор

1.Буква И пишется в словах, обозначенных цифрами.

Сколько его н (1), он даже н (2) оглянулся. Н (3) сказав н (4) кому н (5) слова, Иван встал и вышел. Кого только н (6) встретишь на реке?

1)1,2, 4, 5

2)2, 4, 5, 6

3)1, 4, 5

4)1, 4, 5, 6

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ель Н(1)когда Н(2) плачет, Н(3)кому Н(4) кланяется.

1) 1, 2            

2) 2, 4            

3) 1, 3                

4) 1, 2, 3, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

В 1907 году В. Серов написал Н(1)большую картину «Пётр I», которая внешне почти Н(2)чем Н(3) отличалась от своих предшественниц, между тем как по значимости она имела большое значение в становлении Серова как исторического живописца.

1) 1, 3             2) 2          3) 3              4) 1, 2

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.

1) 1, 3, 4                

2) 2, 3, 4, 5                  

3) 1, 2, 5                

4) 3, 4

5.Укажите предложение с орфографической ошибкой, поясните, с какой.

1)Что бы мне про нее ни сказали, все равно не поверю

2)Вокруг не было не одного родного человека

3)Ни вчера, ни сегодня не попалось ни грибка, ни ягодки

4)На стоянке не было ни души, но не было и такси.

Б – списать, вставить буквы, объяснить свой выбор.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние  мысли о женихе о кн..жне Марье о д..ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н..) раз друг ув..зил Долохова от п..гони (н..)раз он по городу катал их с ц..ганами. 4.Для него (н..) было (н..)каких – (н..) физических (н..) моральных оков: он все мог ..делать и (н..)что его (н..)связывало. 5.Он (н…)во что (н..) верил и (н..) чего (н..) признавал.

 (Проверка с объяснением устно)

В – ответить на вопросы теста

1.В каком примере пишется НЕ?

1)   н___ за что благодарить

2)  н___ разу не ответили

3)  н___ кого не просил

4)  н___ два н___ полтора

2.В каком примере пишется НИ?

1)  н__ мог н___ слышать

2)  нельзя н__ любоваться

3)  н__ слуху н__ духу

4)  н__ повторил правило

3.В каком примере пишется НЕ?

1)   приехал н__ один

2)  во что бы то н__ стало

3)  на небе н__ облачка

4)  нет н__ тетради, н__ ручки

4. Подведение итогов. Игра – эстафета.

  Перед подведением итогов урока и проверкой усвоения материала ( игрой –эстафетой) ребята ставят мебель на место и рассаживаются как обычно. Теперь они не в группах, в которых выполняли задание по изучению и  систематизации сведений о правописании частиц. Теперь они принесут в свою команду по игре полученные знания и смогут их продемонстрировать.

2.В конце – подведение итогов – игра –эстафета .

Какой ряд первым заполнит листок с заданием и сдаст?

 Игру проводят 2-е ведущих, которые сообщают ученикам игровые правила.

 1  Вот сейчас поиграем с ребятами.? У нас  есть для них интересная игра. Мы хотим проверить, хорошо ли  они  поняли тему. (Учитель дает согласие.)

2  У нас специально для вас заготовлены три листочка с одинаковым текстом,

в котором  перепутались частицы НЕ и НИ в предложениях.

 Играть будем по трем  рядам : первый  ряд – первая  команда, второй – вторая,  третий – третья.

Каждый ряд получает листочки с одинаковым текстом, где пропущены буквы в частицах НЕ и НИ. Их надо вставить правильно и быстро.

 Игра  напоминает эстафету.  Кто быстрее правильно вставит буквы в частицы?! Каждая команда  должна найти слово и  вписать в него нужную букву (и или е). Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках.

Игроков в каждой команде может быть разное количество ( но количество предложений одинаковое - совпадает с количеством сидящих в самом многочисленном ряду.  Если в другом ряду игроков меньше, то один может вставить 2 буквы.)

Ни соревнования, ни состязания не привлекают моего внимания.

Ни котлета, ни конфета не нравятся атлету.

Не принёс ученик ни тетрадей, ни книг.

Ни свет ни заря проснулся я зря.

Когда я дома не один, то не хожу я в магазин.

Не раз гитару в руки брал, ни разу звука не издал.

Ведущие проверяют по шаблону ответы под контролем учителя. Затем  объявляется победитель.

5.Подведение итогов урока, объявляются оценки  и домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков с использованием современных образовательных технологий

Урок по теме-Япония (модульное обучение), урок по теме- Развитие форм рельефа ( межпредметные связи), урок по теме- Ветер ( проблемное обучение)....

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Серия уроков с использованием современных образовательных технологий

Представлены разработки уроков с использованием игровой технологии, технологии развивающего обучения, проблемно-поисковой технологии, кейс-технологии, технологии "аквариум"....

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...