рабочие программы по истории
рабочая программа по истории (10 класс)
1. Общая программа по истории 5-8 класс 2. Общая программа по истории 9 класс + КТП 3. Общая программа по истории 11 класс +КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10kl.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор МБОУ
Руководитель ШМО: Кабыжакова Н.В. « Весенненская СОШ»
Ланг П.И.
«___»__________2018г. «____»_______2018г. « _____ « _______ 2018г.
Рабочая учебная программа
по истории
на 2018-2019 учебный год
10 класс
Составитель: Ланг Ирина Леонидовна,
учитель истории
с. Весеннее, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории 10 класса составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
- Примерной программы среднего общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Устава МБОУ Весенненская СОШ»;
- Образовательной программы среднего общего образования;
- Учебного плана МБОУ «Весенненская СОШ»;
Данная рабочая программа обеспечена УМК, в который входит:
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.:«Русское слово», 2014.
Рабочие программы в 10 классах рассчитаны на 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изменения, внесенные в примерную программу
После каждого раздела Рабочей программы добавлены итоговые уроки, для промежуточного контроля усвоения пройденного материала, что соответствует Примерной программе среднего общего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе изучения курса истории учащиеся должны
знать/понимать:
● факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
● особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
● взаимосвязь и особенности истории России и мира;
● периодизацию отечественной и всемирной истории;
● современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
● особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Должны уметь:
● проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
● критически анализировать источник исторической информации;
● систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
● анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
● формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
● участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
● для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
● использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
● соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
● осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
Основное содержание курса 10 класс
История с древнейших времен до конца XIX века (68 ч.)
Раздел I. Пути и методы познания истории (3 ч.)
В разделе рассматриваются этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к ее изучению, подчеркивается важность познания прошлого дня осмысления человеком своего бытия и познания общества, в котором он живет.
Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени.
Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.
Раздел II. Человечество на заре своей истории (7 ч.)
Раздел знакомит учащихся с современными взглядами на происхождение человека, основными этапами развития первобытного общества.
Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества.
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ, дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите.
Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и патриархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.
Архаичные цивилизации Африки и Азии — географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Палестина, Финикия.
Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жителей древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.
Формирование индо-будиийской и китайско-конфуцианской цивилизаций:
общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Утверждение органического представления об обществе. духовные ценности, философская мысль, культурное наследие древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. древняя Греция и Древний Рим.
Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. демократия и тирания. Афины и Спарта.
Борьба за господство в Средиземноморье и Малой Азии. Греко-персидские, Пелопоннесские войны. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Экспансия эллинистической культуры. Возвышение Рима и Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье.
Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Восстания рабов и их последствия. Тираническое правление в Риме и римское право. Особенности восприятия мира римлянами. Наука и искусство древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие древней Греции и Рима
Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Римская империя: от золотого века к упадку.
Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. Солдатские императоры Западной Римской империи и её падение.
Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века (19 ч.)
Учащиеся знакомятся с феодализмом как специфической формой общественного уклада, становлением крупных раннефеодальных государств, особенностями развития средневекового Востока и Византии, периодом расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Значительное внимание уделяется кризису средневекового общества и зарождению модернизационных процессов
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки 1-2 тыс. н.э.: особенности общественного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности.
Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Социокультурным особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Великое переселение народов в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспечении единства западноевропейской культуры. Возрождение имперской идеи. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах.
Социокультурной и политическое развитие Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Особенности хозяйственной жизни и торговых коммуникаций в средневековой Европе.
Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть. Причины распространения ересей. Романская и готическая эстетика как образы мироощущения. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Китай в VIII—XIII вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские завоевания и образование Монгольской империи. Индия и Китай в период монгольских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские завоевания.
Характер международных отношений в Средние века. Феномен крестовых походов — столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война.
Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в 14 - 15 вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки начала процесса модернизации.
Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII) (12 ч.)
На заре новой эпохи. Западная Европа: новый этап развития. Тридцатилетняя война и первые революции в Европе. Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана IV Грозного. Культура и быт России в XIV-XVI вв.Смутное время на Руси. Россия при первых Романовых. Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVII в.
Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (10 ч.)
Промышленный переворот в Англии и его последствия. Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм. Государства Азии в XVII-XVIII вв. Россия при Петре I. Россия в период дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи. Могучая внешнеполитическая поступь империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Культура и быт России XVIII в.
Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII- XIX в. (17 ч.)
Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660).Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм. Россия: становление великой державы. Россия и Европа во второй половине 18 века. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Мир Востока в 18 веке: наступление колониальной системы. Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и её последствия для Европы. Наполеоновские воины. Отечественная война 1812 г.Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.Россия в первой половине 19 века. Крымская война. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Воссоединение Италии и объединение Германии. Страны Западного полушария в 19 веке. Незавершённые преобразования в России: опыт и особенности. Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. Россия - многонациональная империя. Общественно – политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19 века. Наука и искусство в 18 -19 вв.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы разделов | Кол-во часов | Количество итоговых работ |
I | История с древнейших времен до конца XIX века | 68 | |
1. | Раздел I. Пути и методы познания истории | 3 | |
2. | Раздел II. Человечество на заре своей истории | 7 | 1 |
3. | Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века | 19 | 1 |
4. | Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII) | 12 | 1 |
5. | Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации | 10 | 1 |
6. | Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII- XIX в. | 17 | 1 |
7. | Итого часов | 68 | 5 |
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | ТЕМА | ДАТА |
1 | Русь, Европа и Азия в Средние века | |
2 | Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII) | |
3 | Россия и мир в конце XVII- XIX в. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||
Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века | ||||||||||||||||||
1 | Этапы развития исторического знания | 1 | ||||||||||||||||
2 | Основы исторической науки | 1 | ||||||||||||||||
3 | Россия во всемирной истории | 1 | ||||||||||||||||
Раздел II. Человечество на заре своей истории (7 ч.) | ||||||||||||||||||
4 | У истоков рода человеческого | 1 | ||||||||||||||||
5 | Государства Древнего Востока | 1 | ||||||||||||||||
6 | Культура стран Древнего Востока | 1 | ||||||||||||||||
7 | Цивилизация Древней Греции | 1 | ||||||||||||||||
8 | Древнеримская цивилизация | 1 | ||||||||||||||||
9 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | 1 | ||||||||||||||||
10 | Итоговое повторение Пути и методы познания истории. Человечество на заре своей истории ( Тест) | 1 | ||||||||||||||||
11 | Европа в эпоху раннего Средневековья | 1 | ||||||||||||||||
12 | Рождение исламской цивилизации | 1 | ||||||||||||||||
13 | Славяне в раннем Средневековье | 1 | ||||||||||||||||
14 | Образование Древнерусского государства | 1 | ||||||||||||||||
15 | Расцвет Древней Руси | 1 | ||||||||||||||||
16 | Социально-экономическое развитие Древней Руси | 1 | ||||||||||||||||
17 | Политическая раздробленность Руси | 1 | ||||||||||||||||
18 | Культура Руси X- начала XIII. Зарождение русской цивилизации | 1 | ||||||||||||||||
19 | Католический мир на подъёме | 1 | ||||||||||||||||
20 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии | 1 | ||||||||||||||||
21 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | ||||||||||||||||
22 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского | 1 | ||||||||||||||||
23 | Западная Европа в XIV-XV вв. | 1 | ||||||||||||||||
24 | Европейская культура, наука и техника в Средние века | 1 | ||||||||||||||||
25 | Мир за пределами Европы в Средние века | 1 | ||||||||||||||||
26 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | ||||||||||||||||
27 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского | 1 | ||||||||||||||||
28 | Междоусобная война на Руси | |||||||||||||||||
29 | Итоговое повторение: Русь, Европа и Азия в Средние века ( контрольная работа № 1) | 1 | ||||||||||||||||
30 | На заре новой эпохи | 1 | ||||||||||||||||
31 | Западная Европа: новый этап развития | 1 | ||||||||||||||||
32 | Тридцатилетняя война и первые революции в Европе | 1 | ||||||||||||||||
33 | Образование Русского централизованного государства | 1 | ||||||||||||||||
34 35 | Правление Ивана IV Грозного Культура и быт России в XIV-XVI вв. | 1 1 | ||||||||||||||||
36 | Смутное время на Руси | 1 | ||||||||||||||||
37 | Россия при первых Романовых | 1 | ||||||||||||||||
38 | Экономическое и общественное развитие России в XVII в. | 1 |
39 | Россия накануне преобразований | 1 | |||||||||
40 | Культура и быт России в XVII в. | 1 | |||||||||
41 | Итоговое повторение: Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII) Контрольная работа № 2 | 1 | |||||||||
42 | Промышленный переворот в Англии и его последствия | 1 | |||||||||
43 | Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм | 1 | |||||||||
44 | Государства Азии в XVII-XVIII вв. | 1 | |||||||||
45 | Россия при Петре I | 1 | |||||||||
46 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 | |||||||||
47 | Расцвет дворянской империи | 1 | |||||||||
48 | Могучая внешнеполитическая поступь империи | 1 | |||||||||
49 | Экономика и население России во второй половине XVIII в. | 1 | |||||||||
50 | Культура и быт России XVIII в. | 1 | |||||||||
51 | Итоговое повторение: Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации ( тест ) | 1 | |||||||||
52 | Война за независимость в Северной Америке | 1 | |||||||||
53 | Великая французская революция и её последствия для Европы | 1 | |||||||||
54 | Европа и наполеоновские воины. | 1 | |||||||||
55 | Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. | 1 | |||||||||
56 | Россия и Священный союз. Тайные общества | 1 | |||||||||
57 | Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. | 1 | |||||||||
58 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | 1 | |||||||||
59 | Страны Западного полушария в XIX веке | 1 | |||||||||
60 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | 1 | |||||||||
61 | Россия при Николае I. Крымская война | 1 | |||||||||
62 | Воссоединение Италии и объединение Германии | 1 | |||||||||
63 | Россия в эпоху реформ Александра II | 1 | |||||||||
64 | Правление Александра III | 1 | |||||||||
65 | Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в. | 1 | |||||||||
66 | Власть и оппозиция в России середины-конца XIX в. | 1 | |||||||||
67 | Наука и искусство в XVIII-XIX вв. Золотой век русской культуры | 1 | |||||||||
68 | Итоговое повторение: Россия и мир в конце XVII- XIX в. ( контрольная работа № 3) | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.:«Русское слово», 2014.
- Шубин А.В. «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» для 9 класса.
- Вотромеев В.П. Всемирная история в лицах. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999.
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. Ред. В.В. Каргалова. – М.: Русское слово, 1997.
- Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся. – М.: Просвещение, 1972.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.
- Шестаков А.В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца 19 века.: хрестоматия / А.В.Шестаков, 1989.
- Энциклопедия для детей. Т.1. М., 2000.
- Я познаю мир: Энциклопедия: История., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...