Научная статья «С Украины на Дон. Тайная эвакуация эшелонов авиационного имущества в 1918 г. под руководством В.Г. Баранова»
статья по истории

Исакова Марина Алексеевна

Научная статья «С Украины на Дон. Тайная эвакуация эшелонов авиационного имущества в 1918 г.  под руководством В.Г. Баранова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«С Украины на Дон. Тайная эвакуация эшелонов авиационного имущества в 1918 г.  под руководством В.Г. Баранова»

Тема «Гражданская война (1918-1920 гг.) является одной из самых актуальных для большинства современных исследователей. Многие аспекты столь сложного периода в истории Российского государства всесторонне изучены. Однако же отдельному направлению в столь обширной теме – авиации в Гражданской войне посвящено всего лишь несколько обстоятельных работ.

Впервые о донской авиации было напечатано в еженедельнике «Донская волна» в 1919 г. Целый номер был посвящен деятельности донских летчиков. Здесь впервые были опубликованы воспоминания участников эвакуации эшелонов авиаимущества с Украины на Дон под руководством В.Г. Баранова. Эти воспоминания представляют собой уникальный источник для изучения данной темы. Помимо этого, в «Донской волне» были представлены статистические данные о работе донских самолетов, боевых вылетов, а также  о состоянии донского авиационного парка к 1919 г.

Множество работ посвящено Красному воздушному флоту. К их числу можно отнести работы Сергеева А.В. «Героические годы Красного воздушного флота» и  «Как создавался Красный воздушный флот».  Особый интерес представляют статьи Мараева Р.В., которые были опубликованы в  научно-популярном журнале «Аэрохобби» в 1990-е гг. В этих статьях автор рассмотрел малоизученные аспекты истории авиации, такие  как украинский воздушный флот в Гражданской войне, авиация гетмана П. Скоропадского.

В 1995 г. вышла монография украинского историка  Савина В.С. «Авиация в Украине. Очерки истории». Работа очень обстоятельная, автор рассмотрел авиацию Украинской Народной Республики, Белую авиацию и Красный воздушный флот.

И наконец, в 2008 г. вышла работа Хайрулина М. и Кондратьева В. «Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне», которая посвящена всестороннему изучению авиации противоборствующих политических сил в Гражданской войне.

Тем не менее, деятельность  Вячеслава Григорьевича Баранова лишь кратко упоминается в общих работах, посвященных авиации в Гражданской войне. В связи с этим, данная статья попытается рассмотреть деятельность В.Г. Баранова, как инициатора создания на Дону боеспособного воздушного флота.

Накануне Октябрьской революции 1917 г. воздушный флот России представлял собой внушительную силу. В него входило свыше 300 различных частей и подразделений, в том числе 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» (4 боевых отряда), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, восемь авиапарков, воздухоплавательные парки, дивизион корабельной авиации, а также многочисленные поезда-мастерские, авиабазы, и т.д. В этих частях насчитывалось до 35000 солдат и офицеров и около 1500 аэропланов различных типов [1].

Украина накануне Октябрьской революции в авиационном отношении выглядела весьма солидно. Здесь образовались авиационные центры, был построен целый ряд оригинальных летательных аппаратов, поднимались в воздух самые выдающиеся отечественные пилоты, функционировали третья по размерам в России самолетостроительная фирма "Анатра" и наиболее современная моторостроительная – "Дека" и, наконец, здесь находились авиационные части русской армии Юго-Западного и Румынского фронтов, в том числе и Эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец" [2].

Несмотря на успех восстания в Петрограде в октябре 1917 г., украинские большевики потерпели поражение. 29 октября сигналом к началу вооруженного восстания стал полет над Киевом самолета "Вуазен" с красным флагом [3]. Центральная Рада подавила выступление вооруженной силой.

Одной из самых главных задач Украинской Народной Республики, образованной в ноябре 1917 г., являлось создание собственных вооруженных сил. Украинское правительство направило в войска телеграмму с приказом об объединении Юго-Западного и Румынского фронтов в единый Украинский фронт с непосредственным подчинением УНР. В составе Технического управления появляются Военно-Воздушные Силы (ВВС). Первым главкомом назначается Баранов Вячеслав Григорьевич....

В.Г. Баранов (1888-1964) – казак станицы Луганской Донецкого округа [4].  Вячеслав Григорьевич получил блестящее образование: окончил Донской императора Александра III кадетский корпус и Николаевское инженерное училище в 1908 г., а затем Офицерскую воздухоплавательную школу. В 1912 г. Окончил Гатчинскую авиационную школу [5]. Когда началась Первая мировая война В.Г. Баранов вышел на фронт с гвардейским авиационным отрядом, в качестве младшего офицера - военного летчика. Вячеслав Григорьевич награждается  георгиевским оружием – ВП от 14.06.1915 г. « за то, что 5-го октября 1914 г. Произвел воздушную разведку в районе неприятельского расположения при крайне тяжелых атмосферных условиях и под артиллерийским огнем противника, что существенно повлияло на успешный ход боя» [6].  Уже в 1915 г. он командует отрядом, затем получает место помощника командира авиационного дивизиона 1 армии. Вскоре назначается командиром 7 авиационного дивизиона, имея к этому времени все боевые награды, до золотого оружия включительно. Храбрый, выдержанный, не любящий слов, но любящий дело, он всюду аттестуется, как выдающийся работник и администратор [7].

В 1917 г. он получает из Ставки от бывшего тогда авиадармом полковника Ткачева предложение занять пост его помощника. Перед Барановым открывается широкое поле деятельности и он дает свое согласие. Но в это время в Ставке происходят чрезвычайные события – зверски убивается солдатами генерал Духонин. Все лучшие офицеры, бывшие при Ставке, в их числе и полковник В.М. Ткачев покидают свои посты, не желая служить под диктатурой толпы. Уже готовившийся выехать в Ставку полковник В.Г. Баранов, узнав о перевороте, оставляет всякую мысль о переезде, несмотря на то, что его решительно требуют туда.

К этому времени развал на фронте достигает своего апогея. Солдаты 7 авиационного дивизиона, до того уважавшие полковника Баранова,  бросаются искать по расположению дивизиона бежавшего генерала Корнилова, производя обыски в квартире полковника Баранова, начинают преследование офицеров. Стало ясно, что всякая боевая работа кончена. Все свидетельствовало о том, что все идет к полному, трагическому финалу.

Баранов сдает авиационный полк А.А. Казакову и уезжает якобы в Ставку. На другой день полковник Баранов был в Проскурове, направляясь в Киев. В Киеве он поступает на фотограммометрические курсы, в то же время зорко приглядываясь, чутко вникая в то, что творилось кругом. Офицерство, бегущее с разваливающегося фронта, в том числе и летчики, начало стекаться в Киев. Отовсюду привозятся известия о гибели бесценного авиационного имущества, гибнущего от неумелого и халатного отношения. В.Г. Баранов ставит перед собой цель: спасти от разрухи любимое дело, возродить его там, где еще была общегосударственная идея. Он объединяет вокруг себя и старых боевых товарищей, и авиационную молодежь, находящуюся в Киеве. Выработав определенный план, он принимает предложение украинского правительства стать во главе украинской авиации [8]. Ровный, умный и тактичный, он пользуется уважением украинских властей. Сделавшись главою украинской авиации, он всеми силами склоняет оставшиеся на фронте авиачасти "украинизироваться", чтобы стянуть их к Киеву, оставить на Украине и не допустить просачивания бесценного авиационного имущества в совдепию. Оставить его на Украине, чтобы затем переправит на Дон, туда, где зарождается Добровольческая армия - вот его единственная задача.

Он посылает на фронт опытных и надежных офицеров с серьезными поручениями к оставшимся боевым соратникам. "Украинизирующиеся" отряды стекаются к Киеву, иногда чуть ли не с боями пробиваясь через большевиков. Там, где нет возможности уговорить команду, бегут офицеры сами, захватывая мелкое, но ценное имущество: альтиметры, таксометры, запасные части с целью доставит все это в Киев. Офицеры 32 отряда, арестованные солдатами, переодеваются, ночью выскакивают в окно и пробиваются в Киев, бросив все свои вещи на разграбление [10].

Совместно с военными летчиками Л.А. Шевченко и Д.П. Левицким в первые месяцы существования Украинской Народной Республики он предпринимает меры, направленные на сохранение имеющегося авиаимущества и создания материально-технической базы зарождающейся авиации.

Стоит отметить, что процесс украинизации, развернувшийся в армии с весны 1917 г., проходил весьма сложно. В украинской армии практически не осталось квалифицированных специалистов, в связи с тем, что высшее руководство республики проявляло полное недоверие к офицерам бывшей русской армии. Зачастую украинизация авиационных подразделений сопровождалась разграблением имущества. Однако уже к 1918 г. были сформированы 1-й Украинский истребительный и 1-й Украинский армейский авиаотряд.

Техническое оснащение этих подразделений в основном состояло из зарубежных самолетов "Ньюпор - 17, - 21, - 23", "Сопвич 1 1/2", "Вуазен", "Фарман - 30" [11].

Авиационное имущество Юго-Западного и Румынского фронтов  представляло значительный интерес и для украинских большевиков. Провозглашенная в Харькове Украинская советская республика в составе Российской Федерации всячески препятствовала украинизации армии. Уже к весне 1918 г. в Крыму и Одессе возникли первые красные авиаотряды, действующие против немцев, гайдамаков и польских легионов [12]. В январе-феврале 1918 г. авиация УНР принимает участие в боевых действиях против наступающей Красной Армии. Украинскую армию спасло лишь подписание Брестского мира, по условиям которого руководство большевистской России было вынуждено вывести свои войска с территории Украины. 

В ночь вступления большевиков в Киев полковник Баранов вынужден был бежать с несколькими преданными ему офицерами [13].

Следует отметить, что вступление немцев в Украину имело для авиации УНР катастрофические последствия. Это проявилось в том, что во-первых, усилилась эвакуация имущества старой армии, а во-вторых, началось уничтожение техники и материального имущества, которые невозможно было вывезти.

Всего около 30 авиационных частей Юго-Западного и Румынского фронтов смогли пересечь территорию Украины и попасть в Москву и Петроград [14].

Личный состав авиационных подразделений также покидали территорию Украины. Часть из них направлялись на Дон, а другие, главным образом, поляки, ушли в формировавшуюся под Бобруйском авиацию  Войска Польского. Из числа летчиков Юго-Западного и Румынского фронтов остались в Украине лишь 128 человек [15].

Мирное сосуществование оккупационных австро-германских войск и Центральной Рады оказалось недолгим. В апреле 1918 г. Съезд Украинских  хлеборобов, состоящий из богатых землевладельцев, избрал гетманом бывшего царского генерала Павла Скоропадского. В этот период многие офицеры перешли служить в его армию. Помимо наследства боевой авиации русской армии, гетманский воздушный флот получил от оккупационного командования немецкие и австрийские самолеты, такие как "Альбатрос", "Бранденбург", "Румплер" [16].

В связи с приходом к власти Павла Скоропадского, у Баранова появляется возможность вернуться к прерванной работе на Украине, где воцаряется относительный порядок с занятием Украинской территории немцами. Баранов отказывается от вновь предлагаемого ему поста "головы" авиации и берет место инспектора авиации Киевского района, наиболее богатого имуществом, должность не столь обращающая на себя внимание властей, но достаточно самостоятельная и поэтому дающая возможность широко воплотить в жизнь задуманное.

В июле 1918 г. Баранов решил на свой страх и риск нагрузить эшелон всеми аппаратами и другим авиационным имуществом и отправить его под видом груза, предназначенного якобы для Харьковского дивизиона, затем до Таганрога, и в конечном счете, доставить до Новочеркасска. 4 июля на Пост-Волынский немцы подали эшелон, предназначенный "для украинского авиационного имущества, направляемого в Харьков"...В тот же день началась погрузка. После погружения всех аппаратов, предназначенных на Дон, в крытые вагоны стали грузить все, что было невозможно. Эту погрузку один из участников вспоминает так: "ухитрялись даже вместо, например, одного ящика с номером, предназначенного к погрузке, всунуть другой с более новыми и ценными материалами. А номера затирали и подписывали новые. Подчас из ящика выбрасывали его содержимое, вкладывали другое, втискивали в него еще разных вещей, ставили опять-таки нужный номер и относили в вагон. Все это проделывалось чуть не на глазах у немцев" [17] Таким образом, была погружена 21 крытая платформа и 3 крытых вагона, из которых 2 были с бомбами.

Вскоре эшелон добрался до Дарницы, но в это время началась железнодорожная забастовка, в результате чего, следование эшелона было приостановлено на несколько дней. В Полтаве, сопровождающие груз, встретились с полковником Барановым, который предупредил их, что в Харькове все подготовлено для дальнейшего следования. В Харькове полковник Гаусман лично поехал к немцам и достал сопровождающим груз Попову и Янченко разрешение, пропуск и наряд на эшелон до Таганрога. Попов и Янченко получили документы, удостоверяющие, что они сопровождают украинский военный груз и по прибытии в Таганрог назначаются начальниками авиабазы, которую должны основать на заводе Лебедева. Такими полномочиями они наделялись лишь только в том случае, если не представлялось возможности сразу доставить груз до Новочеркасска.

Однако в Таганроге, сопровождающие были арестованы немцами. Попов и Янченко были посажены в комендантскую тюрьму, где они объявили голодовку. В течение нескольких дней они категорически отказывались принимать пищу до тех пор, пока их не выпустят. В итоге, Попов и Янчеко были освобождены. Комендант станции заявил, что он не может предоставить пропуск данному эшелону. В сложившейся ситуации, Попов решил самостоятельно выехать в Новочеркасск. Там он встретился с полковником Усовым, который сообщил ему, что немцами ведутся переговоры по поводу пропуска эшелона в Новочеркасск. Но на этом Попов не остановился, и добравшись до Ростова он обратился к коменданту станции: "Г. есаул, не сегодня - завтра в Ростов должен придти из Таганрога авиационный эшелон. Я уполномочен атаманом генералом Красновым передать вам на словах его категорическое требование - чтобы в ту же минуту эшелон был безостановочно, так или иначе, отправлен в Новочеркасск" [18]. Комендант станции очень ответственно отнесся к заявлению Попова и эшелон был пропущен.

27 июля 1918 г.  после немецкого ареста, сиденья в каторжной тюрьме и голодовки верные долгу отважные молодые офицеры доставили эшелон в Новочеркасск. Этот эшелон и положил солидный фундамент в авиации Добровольческой армии и на Дону.

Но на этом полковник Баранов не остановился и в августе 1918 г. он подготовил к отправке на Дон второй эшелон. Участник следования второго эшелона Н. Костаридзе записался в Киевском  бюро в астраханскую казачью армию добровольцем, и вскоре был удостоен наряду с другими 7 добровольцами ответственной миссии. 1 сентября эти 8 человек (Н. Костаридзе, подпоручик Вильсон, вольноопределяющийся Сидоров, Левитан, Подтелков, Гартвинг, кадет Смирнов и Пирогов), явились на Пост-Волынский для охраны авиационного имущества. Помимо несения караульной службы, эта команда занималась погрузкой авиационного имущества в крытые вагоны и на платформы. 8 сентября погрузка закончилась. Эшелон состоял из 40 груженных вагонов и одного классного, в котором поместилась сопровождающая эшелон команда. Костаридзе так описывает состояние сопровождающих эшелон: "...настроение было крайне тревожное, все безумно боялись, что немцы узнают истинное назначение эшелона и вернут его в Киев" [19].  Особую тревогу внушал этап следования эшелона от Екатеринослава до границы Донской области. Особую помощь продвижению эшелона оказывали железнодорожные служащие. "Ненависть к немцам и украинцам была настолько велика, что нам предлагали пулеметы, винтовки, патроны, припрятанные железнодорожниками на всякий случай", - вспоминает Н. Костаридзе. Однако же ,команда отказалась от оружия. Около 7 суток следовал эшелон и никто из сопровождавших ничего не знал о судьбе самого полковника Баранова. Достигнув станции Зверево, команда, наконец, узнала о том, что из Новочеркасска пришла телеграмма-распоряжение от Баранова направить эшелон в Новочеркасск, а не в Морозовскую, где был штаб Астраханской армии. Добравшись до Новочеркасска, многие участники следования второго эшелона стали записываться в Добровольческую армию, что нельзя было считать изменой, т.к. Астраханская армия формировалась с согласия немцев, а Добровольческая армия бала только русская. Такова была тенденция, что добровольцы, находящиеся в Киеве намеренно записывались в Астраханскую армию, для того, чтобы добраться на Дон, а там поступить в Добровольческую или Донскую армии.

Эти два эшелона сыграли огромную роль в формировании Донского авиационного парка и оставили глубокий след в судьбах тех ребят, которые их сопровождали, ведь они пробивались через многие препятствия с частью российского достояния туда, где только и была жива Россия.

На Дон было доставлено с Украины несколько эшелонов авиационного имущества и аэропланов. Благодаря этому в сентябре появилась возможность сформировать авиационный парк, состоящий из богатого склада и обширных мастерских. В октябре сформировался 2 донской самолетный отряд. Таким образом, благодаря решительности и смелости полковника В.Г. Баранова и участников сопровождения эшелонов, Донской авиационный парк был оснащен авиационным имуществом и получил толчок для дальнейшей деятельности.

1. Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. - М., 2008. C.4.

2. Мараев Р.В. Украинский воздушный флот в Гражданской войне // Аэрохобби.1992.  №2. С.5.

3. Мараев Р.В. Рабоче-крестьянский воздушный флот Украины // Аэрохобби. 1994. №1. С.7.  

4. Алабин И.М., Судравский В.Д. Донской генералитет в изгнании. Опыт библиографического словаря. М., 2001. С.31.

5. Незабытые могилы. М.,1999. Т.1. С.200.

6. Авиаторы-кавалеры ордена Св.Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 гг. Биографический справочник. М., 2006. С.29.

7. Донская волна. 1919. №30.С.2.

8. Там же.

9. Донская волна. 1919. №30. С.3.

10. Савин В.С. Авиация в Украине. Очерки истории. Харьков, 1995. С.86.

11. Сергеев А.В. Героические годы Красного воздушного флота . М., Авиаиздательство.1926. С.94.

12. Донская волна. 1919. №30.С.3.

13. Савин В.С. Авиация в Украине. Очерки истории. Харьков, 1995. С.87.

14. Сергеев А.В. Как создавался Красный воздушный флот. М., Авиаиздательство.1926. С.31.

15. Мараев Р.В. Авиация гетмана Скоропадского // Аэрохобби. 1993. №1. С.8.

16. Донская волна. 1919. №30.С.4.

17. Там же. С.6.

18. Там же. С.7.

19.Там же. С. 8.

С Украины на Дон. Тайная эвакуация эшелонов авиационного имущества в 1918 г.  под руководством В.Г. Баранова

From the Ukraine to the Don. Secret evacuation levels of aviation assets in 1918 under the leadership of V. Baranova

Рассматривается судьба  авиационного наследия Российской империи после ее распада, в первую очередь состояние авиационного имущества Юго-Западного и Румынского фронтов, которые размещались на территории Украины. Проводится детальный анализ деятельности Вячеслава Григорьевича Баранова, который являлся главой украинской авиации, по организации тайной эвакуации авиационного имущества с Украины на Дон в пользу Донского авиационного парка в 1918 г.

We consider the fate of the aviation heritage of the Russian Empire after its collapse, primarily the state of aviation assets Southwestern and Romanian fronts, which were placed on the territory of the Ukraine. A detailed analysis of V.G. Baranov, who was the head of the Ukrainian aviation, on the organization of a secret evacuation of aviation equipment from the Ukraine to the Don to Don aircraft fleet in 1918

Исакова Марина Алексеевна, аспирантка исторического факультета Южного Федерального Университета.

Isakova Marina Alekseevna, postgraduate student of historical department of the South federal university

Ключевые слова: авиационные части русской армии Юго-Западного и Румынского фронтов, Украинская Народная Республика, Украинская держава, Павел Скоропадский, «украинизация», Баранов Вячеслав Григорьевич, Донской авиационный парк, эвакуация, эшелоны.

Keywords: air units of the Russian army Southwestern and Romanian fronts, the Ukrainian People's Republic, the Ukrainian state, Pavel Skoropadsky, "Ukrainization," Baranov V. G., Don aircraft fleet, evacuation, trains.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Научная статья «Миссия донской делегации во главе с А.В. Черячукинымна Украину и в Берлин в 1918 г."

laquo;Миссия донской делегации во главе с А.В. Черячукинымна Украину и в Берлин в 1918 г." Статья опубликована в сборнике материалов конференции "Токаревские чтения"...

Научная статья Боевой путь Гундоровского Георгиевского полка в 1918 г.

Научная статья Боевой путь Гундоровского Георгиевского полка в 1918 г....

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....