Выступление на круглом столе «Методические приемы учителя на уроке истории в инклюзивном классе»
учебно-методический материал по истории
Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_na_uroke_istorii.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические приемы учителя на уроке истории в инклюзивном классе»
Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.
Данная проблематика важна для меня, так как моя общественная деятельность связана с работой с детьми с ОВЗ в «Театре Дождя», и в первую очередь это дети с расстройством аутического спектра. В данном театре работают совместно студенты, учителя, профессиональные музыканты и непосредственно дети с особыми образовательными потребностями.
Для меня, инклюзия, это процесс включения ребенка с особыми образовательными потребностями в контакт, в совместный процесс. И я ни один раз видела положительный результат этого контакта, причем обогащаются от него обе стороны.
И поэтому, сегодня, я хотела бы раскрыть тему: «Методические приемы учителя на уроке истории в инклюзивном классе».
На сегодняшний день существует ряд проблем инклюзивного образования. Я выделю две основные проблемы, самые актуальные, по-моему мнению:
1.Определение категорий детей с особыми образовательными потребностями, которые могут участвовать в образовательном процессе в интегрированном классе.
2.Проблема разработок методических приемов для использования их на уроках истории в инклюзивных классах.
Для того, чтобы определить какие категории детей, будет эффективно включать в интегрированный класс, предлагаю рассмотреть категории детей, для которых разработаны адаптированные образовательным программы:
- глухих детей
- слабослышащих и позднооглохших детей
- слепых детей
- слабовидящих детей
- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- детей с тяжелыми нарушениями речи
- детей с задержкой психического развития
- детей с нарушениями аутистического спектра
- детей с умственной отсталостью
Для того, чтобы было понятно, какие из этих категорий можно включать в образовательный процесс в обычном классе, предлагаю подробно ознакомиться с вариантами образовательных программ для детей с нарушением аутического спектра. На слайде вы можете увидеть 4 варианта образовательных программ для них. Наиболее эффективно включить в инклюзивный класс первые два варианта. Это в основном дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме. Включение детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, представленных в вариантах 8.3.,8.4. в обычный класс практически невозможно без нанесения ущерба образовательному процессу.
Определившись с категориями детей, которые могут обучаться в обычном классе. мы перейдем ко второй, поднятой мною проблеме, и рассмотрим приемы, которые можно использовать на уроках истории в инклюзивном классе, где одним из учеников является ребенок с расстройством аутического спектра по варианту образовательной программы 8.1, 8.2.
Существующие приемы:
- В настоящая время существует практика детского тьютерства-это когда за ребенком с ОВЗ закрепляется одноклассник без особых образовательных потребностей, который осуществляет поддержку и корректирует действия ребенка с ОВЗ.
Например, в уроке «Культура второй половины 19 века» есть задание с карточками на соотношение музыки и времени года. Ребенок-тьютер поможет выбрать нужную карточку при затруднении.
- Так как дети с РАС имеют проблемы с концентрацией внимания и им сложнее включиться в образовательный процесс, поэтому в начале урока учитель выдает ему маршрутный лист, в котором зафиксированы основные этапы урока.
На экране представлен пример индивидуального маршрутного листа по теме:
- Очень просто использовать на уроках групповые задания-разделение детей на малые и большие группы, где ребенок будет играть определенную роль.
Например, в уроке «Отмена крепостного права» класс поделен на 4 группы:
Каждая группа должна разработать своей проект реформы отмены крепостного права. Ребенку в зависимости от его сильных сторон, дается специальная роль в группе: например, изобразить с помощью красок реформу, представить ее в виде схемы.
- Индивидуальные задания по проверке знаний в течение урока будут также эффективны. Например, в классе проходит фронтальный опрос, а некоторые ученики, в том числе ребенок с РАС получают конверты с особыми заданиями, на основании которых их знания можно оценить
- Использование на уроке нестандартных заданий поможет вовлечь детей в процесс обучения. Например, театрализованная постановка исторического события с придуманными диалогами исторических деятелей.
В заключении, хочется сказать о том, что поднятая мною проблема многогранна и неоднозначна, ведь создать достойные условия для детей с особыми образовательными потребностями очень сложно. С тяжелейшей проблемой сталкивается учитель, когда дети в классе отказываются принимать ребенка с особыми образовательными потребностями и всячески препятствуют его обучению. Но если класс принимает и помогает такому ребенку, а учитель поддерживает в этом детей, создается особое образовательное пространство, в котором воспитание подрастающего поколения выходит на новый уровень. Поэтому проблему инклюзивного образования, можно считать одной из основных проблем современной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление за Круглым столом в Информационном учебно-методическом центре г.Дмитрова с докладом "Project work with teenages
"Проектная работа с подростками"...
Выступление на круглом столе "Групповые формы работы на уроке литературы"
Описан опыт работы в группах с рассмотрением групповой формы обучения как таковой и приведены примеры нескольких фрагментов уроков с использованием групповой формы обучения на уроках литературы....
Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.
Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять. ...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису.. Правительс...
Выступление на круглом столе "Формирование языковой компетенции:трудности адаптации к старшей школе обучающихся 10А и 10Б классов"
В публикации освещаются проблемы ,встречающиеся при формировании языковой компетенции обучающихся при изучении второго иностранного языка при переходе на новую ступень обучения....
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...