Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.
методическая разработка по физике на тему

Климкович Сергей Олегович

 

Выступление на круглом столе учителей

физики по теме:

 

«Управление  учебной деятельностью

учащихся в процессе изучения физики.»

Знание нельзя дать - его можно только взять.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на круглом столе учителей

физики по теме:

«Управление  учебной деятельностью

учащихся в процессе изучения физики.»

Знание нельзя дать - его можно только взять.  

Подготовил учитель физики Климкович С.О.

Всякая деятельность, в том числе и учебная, начинается с организации условий, при которых она протекает наиболее благоприятно.

Учитель является для учащихся не только основным источником знаний, он все больше становится организатором их познавательной деятельности. Таким образом, учитель осуществляет более сложную задачу - управления процессом обучения.

Если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, методы управления деятельностью учащихся, то учение должно стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

Под формой (от лат. forma – внешний вид, оболочка) обучения понимают ограниченное рамками времени и определёнными правилами внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся.

Формы организации обучения можно разделить на три группы в зависимости от характера взаимодействия субъектов образовательного процесса: (Слайд 2)

  1. индивидуальные занятия (самообучение, семейное обучение, репетиторство, гувернёрство);
  2. коллективно-групповые занятия (уроки, лекции и семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры);
  3. индивидуально-коллективные системы занятий (творческие недели, научные недели, проекты).

По месту проведения занятий (Слайд 3) формы подразделяют на классную, внеклассную(внеурочную) и внешкольную.

Урок - основная форма организации процесса обучения. (Слайд 4)

В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности . Урок имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить следующие типы уроков: (Слайд 5)

  • уроки изучения нового материала;
  • комбинированные уроки;
  • уроки совершенствования знаний, формирования умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации;
  • уроки контроля и коррекции знаний.

В рамках урока есть возможность применения многих альтернативных форм организации обучения.( Слайд 6) Могут проводиться: уроки-погружения, уроки-деловые  игры, уроки-конференции, уроки-соревнования, уроки-консультации, уроки творчества, уроки-дебаты, уроки-семинары, уроки-зачёты и др.

(Слайд 5)  

Формы организации познавательной деятельности:

  1. индивидуально-обособленная (имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников, удачно используется во время самостоятельного решения задач);
  2. фронтальная (предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи);
  3. групповая (организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников, успех осуществления этой формы познавательной деятельности в первую очередь зависит от тщательности её подготовки учителем и умения уделить внимание каждой группе);
  4. коллективная, в том числе, работа в парах (коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех её членов)

Не секрет, что урок не может в полной степени решить задачу всестороннего развития учащегося.

Разнообразная внеурочная деятельность способствует:

  1. более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ученика, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
  2. обогащению личного опыта ребёнка, его знаний о разнообразии человеческой деятельности; приобретению необходимых практических умений и навыков;
  3. развитию интереса к различным видам деятельности;
  4. развитию опыта сотрудничества с другими членами коллектива.

Формы организации внеурочной деятельности, организуемые учителем, администрацией школы:

  • Факультатив
  • Кружки
  • Курсы
  • Научное общество учащихся
  • Научно-практическая конференция
  • Предметная неделя
  • Внеклассные мероприятия
  • Конкурсы
  • Олимпиада
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Стимулирующие занятия
  • Поддерживающие занятия
  • Работа по индивидуальным планам

Формы организации  внешкольной деятельности:

  • Занятия в Центре работы с одарёнными учащимися
  • Кружки
  • Научно-практическая конференция
  • Конкурсы
  • Олимпиада
  • Интернет-олимпиада
  • Самообразование учащихся

Для обучения физике используют разнообразные методы и методические приёмы. В зависимости от выбранного принципа в дидактике существует несколько классификаций методов обучения.  ( Слайд7)

Основа классификации

Методы

По характеру познавательной деятельности

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Проблемное изложение

Эвристический

Исследовательский

По источнику информации

Словесный

Наглядный

Практический

На основе методологии науки физики

Эмпирический

Теоретический

По характеру движения мысли от незнания к знанию

Индуктивный

Дедуктивный

Продуктивный

По принципу расчленения и соединения знаний

Аналитический

Синтетический

Сравнительный

Обобщающий

Классификационный

По степени взаимодействия учителя и ученика

Изложение

Беседа

Самостоятельная работа

В зависимости от конкретных дидактических задач

Подготовка к восприятию

Объяснение

Закрепление материала и т.д.

Среди большого числа и разнообразия форм, методов организации процесса обучения в школе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей, заинтересованных в результативности своей работы.

Сегодня обществу нужна творческая личность – человек, который способен думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно находить способы их осуществления, предлагать нестандартные решения. Нужен человек, который имеет не только способности, но и потребность саморазвития и самоусовершенствования.

Но ни для кого не секрет, что часто выпускник школы не готов к самостоятельной жизни, он даже не всегда готов к продолжению учебы в высших учебных заведениях: не может самостоятельно добывать знания, работать с литературой. Ученые исследовали эту проблему и выяснили, что более 70% выпускников не умеют планировать свою интеллектуальную деятельность, не могут составить конспект, выделить главное из прочитанного, беспомощны в работе со справочной литературой. Как решить эту актуальную проблему?

Прежде всего,  изменить характер учебного процесса. Необходимо сократить долю готовой информации, получаемой учащимися от учителя и увеличить удельный вес их самостоятельной работы. Причем на этом этапе необходимо стимулирование учащихся к активной самостоятельной деятельности. Для этого необходимо:

 – переводить знания ученика в его убеждения и мировоззрение;

– учить теоретически объяснять полученные результаты;

– не злоупотреблять показом образца действий, детальными инструкциями, жестким управлением;

– ставить учащихся перед необходимостью аргументации и критического анализа;

– научить методам самоконтроля и самооценки .

 При этом весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять приобретенные умения.

Работая в этом направлении необходимо изменить и критерии оценки знаний учащихся. Высоко должен оцениваться ответ, в котором проявляется творческий подход к изучению учебного материала, в котором просматривается самообразовательная деятельность ученика. Самым простым и распространенным способом включения самообразовательной деятельности в учебный процесс являются рекомендации учителем дополнительных источников получения знаний по изучаемым вопросам – это и телевидение, и книги, и, конечно же, Интернет. По мере того, как ученики приобщаются к самообразовательной деятельности, объяснение учителя постепенно уступает место самостоятельному поиску знаний.

Мы должны учеников учить учиться. А именно, развивать свои способности, совершенствовать умения и навыки, овладевать научными методами познания, научиться методам самостоятельного обучения. Многие учителя владеют большим арсеналом форм, приемов и методов организации самообразовательной деятельности. Это и нестандартные уроки, ролевые и деловые игры, использование дополнительных источников знаний для устных опросов, тестовых заданий, викторин, докладов, сообщений, это и проблемное обучение, подготовка рефератов, проведение домашних опытов, наблюдений; это и проведение самостоятельных, парных и групповых работ. Во внеклассной работе это кружки, предметные недели, тематические вечера, выпуск стенгазет, научные конференции, выставки, издание альманахов ученического творчества и т.д. А что же со стимулированием? Да это и есть стимулирование, т.к. пропаганда самообразования, ощущение учеником мощи интеллектуального богатства – это и есть стимул. Стимулировать значит вызывать повышенный интерес. Учителю необходимо всегда помнить основные принципы стимулирования деятельности учащихся:

- заинтересованность учащихся в приобретении знаний;

- организация учебного поиска;

- наличие личной точки зрения, сравнения и аналогии;

 - привлечение к выполнению заданий повышенной трудности;

- проведение оригинальных экспериментов и т.д.

Основным стимулом деятельности ученика является оценка. А это инструмент, пользование которым требует огромного умения и высокой педагогической культуры. Особенно это важно в оценивании самообразовательной деятельности. Оценка порождает отметку, которая имеет важное воспитательное значение. Похвала усиливает внутреннее побуждение. Огромную роль в стимулировании играют поощрение и наказание. В стимулировании самообразовательной деятельности более весомую роль играет поощрение, т.к. преследует цель побудить работать еще лучше. Стимулом в работе может быть и создание благоприятной ситуации, т.к. лучше и быстрее ученик делает то, что нравится. Стимулирует и перспектива, и развитие сознательности, и материальные стимулы, и оправданные требования и целеустремленный выбор форм и методов, и правильно сформулированная цель, и объективный учет и контроль, и любимый, стимулирующий учитель. Учителю необходимо искать и применять такие стимулы, которые превращают «надо» в «хочется». И только тогда сегодняшний выпускник вместе с аттестатом о среднем образовании унесет из школы хорошо развитые умения и навыки самообразования и самоусовершенствования.

Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика. Главным является личность не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценно развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельному действию, с хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями.

Дополнительный материал : работа с учебником.

Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной литературой является частью проблемы воспитания самостоятельности и активности, развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания. Значительное место в системе средств обучения занимает учебник.

Учебник - это краткий свод научных сведений, доступных пониманию учащихся данного возраста он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методов обучения.

Существует очень много разных видов самостоятельных работ с учебником. Составление плана прочитанного, конспектирование, нахождение формулировок, выполнение заданий по ходу рассказа или беседы, составление тезисов, обращение к учебнику для установления связи нового материала с аналогичным пройденным, выполнение заданий на сравнение изучаемых явлений, работа с иллюстративным материалом, подтверждение правильности ответа на качественные задачи со ссылкой на текст учебника и т.д.

Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, прививать желание с ним работать важная и непростая задача, стоящая перед учителем.

Пример.

Задача 1. Почему климат островов умереннее и ровнее, чем климат материков?

Ответ: В воде морей и океанов содержится огромное количество энергии, смягчающей колебания температуры воздуха прибрежной полосы.

Учебник А.В. Перышкин Н.А. Родина Параграф 9 стр.22 " вода имеет очень большую удельную теплоемкость." Таблица 1 стр. 22 (с=4200 Дж/кг·со) стр. 19 "...это значит, что для нагревания воды массой 1 кг на 1 градус требуется количество теплоты 4200 Дж. Количество теплоты - это энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче". Стр. 22 "...поэтому вода в морях и океанах, нагреваясь летом, поглощает большое количество теплоты..."

В ходе такой самостоятельной работы учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в учебнике.

- самостоятельно изучать отдельную тему учебника

- решать задачи, используя текст учебника

- составлять задачи, используя текст учебника

- грамотно, научным языком отвечать на вопросы

- ориентироваться в тексте и справочном материале учебника

Данный вид самостоятельной работы с учебником способствует выполнению следующих задач обучения и воспитания:

1) Способствует воспитанию самостоятельности и познавательной активности у ребят;

2) Дает возможность расширить область связи теории с практикой

3) Развивает интерес к физике

4) Вырабатывает у учащихся наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность;

5) приучает учащихся к сознательному труду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы

Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...

Формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией ...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения химии

Презентация к выступлению на районном семенаре (2014-2015 учебный год)...

Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...

Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.

В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы....

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...