Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение Ростовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении санаторная школа-интернат г. Ростова-на-Дону
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарных наук « » 2014 г. Председатель М/О Троицкая Л.Г. | Согласовано на заседании М/С « » 2014 г. Председатель М/С Начиненная Л.С. | Утверждаю « » 2014 г. Директор школы-интерната Филиппенко Н.И. |
Рабочая программа
По обществознанию
Учителя
Макагоновой Ксении Александровны
г. Ростов-на-Дону
2014- 2015 уч. год
Пояснительная записка.
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, выявления приоритета гражданина, личности в государственной и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек - носитель современной системы знаний может стать гражданином современной России.
Значительную роль в данном процессе может и должна играть школа. Именно она призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян - а это будущее страны.
Курс обществоведения наполненный гуманистическим содержанием, отражает как фундаментальные ценности современной цивилизации, так и традиции и особые черты российской цивилизации В связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велико значение обществоведческого курса в основной средней школе.
Современное состояние всех сфер российского общества - экономики, социальной жизни, политических отношений и культуры - показывает неэффективность слепого копирования, некритического заимствования зарубежного опыта, пусть даже самого передового и демократического. Разрушение отечественных традиций и отсутствие зрелых демократических ценностей и ориентиров дальнейшего развития государства заставляют задуматься о целях и направлении развития российского общества.
Нельзя на основе общих утверждений и принципов проводить конкретные программы реформирования общественной системы, что особенно важно и для образования, в системе которого готовится подрастающее поколение, воспитываются будущие граждане страны. Ценности принимаемой культуры должны сочетаться, адаптироваться к ценностям культуры принимающей. Иначе в обществе сформируется устойчивый эффект отрицания, девальвирования таких понятий и ценностей, как демократия, гражданское общество, правовое государство.
Перед образованием, таким образом, встает задача соотнесения ценностей современной цивилизации с традициями. в многонациональной России на современном
этапе возникают тенденции разобщенности проживающих на территории страны народов, выливающиеся в конфликты и сепаратистские настроения.
Обычно сталкиваются две позиции: одни требуют полной унификации, единообразия народов и их культур, приведения их к своеобразному "общему знаменателю", что абсолютно неприемлемо в условиях такого сложного по составу населения, полиэтнического, и обширного по территории государства, как Российская Федерация; другие впадают в крайнюю степень регионализации, когда национальное и местное подчас полностью вытесняют и заменяют общероссийское. Данная проблема со всей остротой встает и в образовании. Поэтому необходимо в рамках обществоведческого курса совместить понятия "россиянин", "гражданин Российского государства" с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов, также необходимо показать принципиальную непротиворечивость таких понятий, как "гражданин России" и "гражданин Мира".
Программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
В программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, сознающий свою роль в окружающем мире, что соответствует следующим компетенциям отечественного образования.
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы
семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми;
навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных
объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой
ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Курс обществознания основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем.
Данная программа не только включает содержательные ориентиры преподавания , но и ряд методических приемов -возможные темы творческих работ, проблемные вопросы, понятийный аппарат по каждой из тем, использование учащимися средств дополнительной информации.
Цель курса — воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственность за его будущее; формирование активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к другим народам; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях, создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.
Задачи курса: изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания обществознания; принятия учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;
изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности;
создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной школе.
Для реализации данной программы предлагается использовать широкий спектр методических приемов. Многие темы формируются в виде проблем, а не утверждений, что должно ориентировать учащихся на поисковую деятельность. Другие темы невозможно рассматривать без использования активных методов преподавания, ролевых игр, дискуссий, семинарских занятий, групповых Форм работы, проектной деятельности учащихся. Подобные методы будут способствовать включению учащихся во внеклассную работу
Курс «Обществознание» 5 класс оснащен в учебном плане 34 учебными часами в 2014-2015 уч. году ( 1 ч. в неделю) и включает в себя все основные компоненты обязательного минимума содержания обществоведческого образования в основной школе, утвержденного Министерством общего и профессионального образования.
Содержание и учебно-методическое обеспечение курса
№ | Полное название курса | Автор учебника | Издательство, год издания |
п/п | |||
1 | Обществознание Учебник для 5 класса | А.И.Кравченко, Певцова Е.А. | «Русское слово». Москва, 2011 |
Перечень учебных тем по стержневым линиям курса с расширенным ГОС.
№ п/п | Содержательны линии (темы) разделы | Федеральный компонент ГОСа | |
Знать | Уметь | ||
1 2 3 4 | Развитие общества Человек и человечество Исторические ступеньки развития общества Ребенок в обществе Ребенок в семье Ребенок в школе | Понятия: «естественные науки», «гуманитарные науки», прогресс, детство, юность, взрослоть;поколение; материальная культура Охота, собирательство, скотоводство, земледелие, огородничество ,община Государство, демократия, правитель, чиновник, современность Детство, воспитание детей, родительский контроль, ровесники, самооценка, стили воспитания Возникновение школьного воспитания, риторика, философия, современная школа, товарищество «общественная и личная территории», «переуплотненность», особенности социального пространства подростков; «дом», «дача» | Участвовать в эвристической беседе, работать с текстом учебника делать сравнительный анализ; решать проблемы, делать выводы работать с документами, объяснять значение понятий, составлять рассказ, доказывать положительную роль просвещения, выделять главное, актуализировать раннее изученное, вырабатывать навыки работы в группе, составлять таблицы и схемы выяснять причины, характеризовать типы городов; выступать публично; задуматься над проблемой сохранения исторической памяти; работать с дополнительными источниками, подбирать пословицы, поговорки, мудрые высказывания по теме, объяснять их смысл; анализировать, обобщать, делать выводы |
Календарно-тематическое планирование уроков « Обществознание 5 кл.» на 2014-2015 уч. год по учебнику авторов Кравченко А.И. и Певцовой Е.А.
34 уч. часа в год
1 час в неделю.
№ п/п | Содержательные линии (темы) | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | Мониторинг (система контроля и коррекции) | |
1-я четверть | ||||||
1 | Введение. Задачи. Содержание курса. | 1 | С.5-6 | Требования к ведению тетради . | ||
Глава 1. Человек и человечество | ||||||
2 | Происхождение и развитие человека | 1 | §1 (вопр.4 письменно ) | |||
3 | Ускорение прогресса | 1 | §2 ( 3 письменно) | Творческая работа «Общество будущего» | ||
4 | Возрастные изменения человека | 1 | §3( понятия) | |||
5 | Человечество как сумма поколений | 1 | §4 (таблица) | |||
6 | Поколения вещей | 1 | §5(таблица) | Контроль знаний (тест) | ||
7 | Обобщение по теме: Человек и человечество | 1 | беседа | |||
Глава2 Исторические ступеньки развития общества | ||||||
8 | Первая ступень: охота и собирательство | 1 | §6, понятия выписать | |||
9 | Обобщение и повторение. Выставление четвертных оценок | 1 | повторение | |||
2 четверть | ||||||
10-11 | Вторая ступень:огородничество.Третья- скотоводство и земледелие. | 2 | §7-8 | Cочинение «Жизнь первобытных людей» | ||
12 | Возникновение ранних государств | 1 | §9 ( вопрос 4 письменно) | |||
13 | Современное общество | 1 | §10 (6 письменно) | |||
14 | Обобщение по главе 2 | |||||
Глава 3 Ребенок в семье | ||||||
15 | Что такое детство | 1 | §11 (таблица) | Сочинение» «Как современное общество заботится о детях» | ||
16 | Отношение взрослых к детям | 1 | §12 | |||
3 четверть | ||||||
17 | Воспитание детей | 1 | §13 (3 письменно) | |||
18 | Взаимоотношения с родителями | 1 | §14 (3 письменно) | Контроль знаний (тест) | ||
19 | Методы родительского контроля и руководства | 1 | §15 | |||
20 | Ровесники и родители | 1 | §16 | |||
21 | Влияние родителей на самооценку подростка | 1 | §17 (2, 3 письменно) | Понятийный диктант | ||
22 | Обобщение по главе 3 | 1 | ||||
Глава 4 Ребенок в школе | ||||||
23-24 | История школьного обучения | 2 | § 18 (2,5 письменно) | Сочинение: «Однажды в древней школе» | ||
25 | Современная школа | 1 | §19 (выписать понятия) | Сочинение : Хорошо учиться – это значит» | ||
26 | Школьные проблемы | 1 | §20, таблица | |||
4 четверть | ||||||
27-28 | Друзья и ровесники | 2 | §21 | |||
29-30 | Товарищи и современники | 2 | §22 | Сочинение: «Для меня дружба это…» | ||
31-32 | Обобщение по главе 4 | 2 | ||||
33-34 | Итоговое обобщение по курсу обществознание 5 класс | 2 | Эвристическая беседа, тест; с\р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...