Олимпийские игры конспект урока
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ооржак Елена Чечек-ооловна

план-конспект урока по истории 5-го класса Олимпийские игры создан по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_5_klass.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

                                         Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд. Карта. Фронтальный опрос.

Учитель:  На прошлом уроке мы с вами узнали о том,  где и почему древние греки основывали свои колонии. Давайте с вами повторим пройденный материал.

1. Где основывали греки свои колонии?

2. Назовите причины основания греческих колоний?

3. Как была устроена жизнь в греческих колониях? 

Мотивационная беседа

Учитель:  Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Слайд  (амфора и кольца)

Учитель: 

Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно,  это символ Олимпийских игр.

- Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

Совсем скоро в нашей стране начнутся  Олимпийские игры. ( Какой город стал  столицей зимних Олимпийских  и Паралимпийских игр?  Период проведения с 7 по 23 февраля 2014.  Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?)

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности»)

Слайд

- Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Постановка целей урока:

Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

1. История возникновения Олимпийских игр;

2. Организация и проведение олимпиады;

3. Знаменитые атлеты.

Проблемное задание:

- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» 

Слайд

  1. Изучение нового материала.

Работа с картой         Слайд

1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

           (Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Тане было дано опережающее задание узнать об этом.

Ученик: По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр на  стр. 159.

V.Открытие нового знания.

-Какому богу посвятили греки эти игры?

Несколько  учеников  на сегодняшний  урок получили опережающие задания, и сейчас Алина познакомит нас еще  одной  версией появления Олимпийских игр. 

Ученик: 

Еще одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в Олимпии он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

Решение проблемной задачи:

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

 Слайд

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Слайд

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: 

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

 Учитель: 

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

Ученик:

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

        

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Слайды.  Пять незабываемых дней.

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи    

                           клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Физкультминутка:

 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Работа с презентацией и текстом учебника.     (с.157, 4 абзац)

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

 

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Слайд  

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

5-й день Олимпиады. 

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд

Учитель: 

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды.

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Записываем в тетрадях: 

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.

Учитель: 

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель: 

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

 (можно использовать белые  и черные  карточки)

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

3. С наступлением  зимы, у подножия горы Олимп начинались  Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

6. Впервые на соревнования в Олимпии  победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока.

Слайд

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Выставление оценок за урок. 

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо!  А я хочу оценить вашу работу на уроке.

 VI. Домашнее задание:

Слайд

Параграф  33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

Проект выполнила:

Ученица 5 класса

Терещенкова Анна Сергеевна

Предмет: история древнего мира

Руководитель: учитель истории

Федорина Г.А.




С. Ореховка


Cодержание:

1. Введение.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта

3. Актуальность.

4.Возникновение первых Олимпийских игр

5. Возрождение олимпийских игр, символика и ритуал их открытия.

6. Олимпийские игра в России.
















Введение

Эту тему я выбрала по нескольким причинам. В 2013 году в нашей стране проходили в Сочи зимние олимпийские игры. Мы познаем мир истории, узнаем о развитие Олимпийских игр в древней Греции, и о том, как проходили олимпийски игры, когда наши мамы и папы были ещё довольно маленькими.

Цель проекта:

Изучить возникновение и развитие олимпийского движения.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с историей возникновения Олимпийских игр
  2. Пополнить знания о символах олимпийских игр
  3. Узнать информацию о возрождении Олимпийского движения и о проведении Олимпийских игр в нашей стране


Актуальность:

В настоящее время спорту уделяют много внимания. Строятся спортивные объекты, появляются новые виды спорта, выбран город нашей страны для проведения 22 Зимней Олимпиады, введен третий час урока физкультуры. Но возникает много вопросов:

1. Где возникли Олимпийские игры?

2. Кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх?

4. Какие виды спорта были включены впервые Олимпийские игры?

6. Когда не проводились Олимпийские игры?

7. Когда и где был создан Международный олимпийский комитет – МОК?

8. Когда и где прошли первые современные Олимпийские игры?

9. Что символизируют кольца на олимпийском знамени? Сколько колец, и какого они цвета?

10 В каком году в России проводились Олимпийские игры? Какой город считался столицей Олимпиады?

11. Что являлось талисманом 22 летних Олимпийских игр?

12. Что обозначает девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?

13. Где зажигается Олимпийский огонь?

И я решила разобраться во всех этих вопросах.


План проекта:

1. Узнать возникновение первых олимпийских игр.

2. Познакомиться с возрождением олимпийского движения, символикой и ритуалом начала олимпийских игр.

3. Рассказать о современных олимпийских играх в нашей стране: 22 летней олимпиаде 1980 года в г. Москве, 22 зимней олимпиаде в г. Сочи в 2014 году.

1.Возникновение первых олимпийских игр.

В этом вопросе я узнаю: когда возникли первые олимпийские игры, программу состязаний, в чем выступали спортсмены, кому они были посвящены и чем награждали победителя.

И так первый мой вопрос “Когда возникли первые олимпийские игры”? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к литературе. И я узнала, что первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н. э. в городе Олимпия у берегов реки Алфей. Это был самый великий праздник во всей Греции, куда съезжались делегации и посольства. Во время игр прекращались всяческие войны. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник, в котором участвовали только мужчины. В играх не имели право участвовать женщины, рабы, варвары, а также люди, подвергавшиеся наказанию по суду. Длились игры пять дней.
Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Что же такое - стадий? Стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями – 600 ступней, около 190 метров. От слова стадий появилось слово стадион. Победителем на первых олимпийских играх стал повар из Элиды – Корэб.

Состязания бегунов проводились в несколько этапов, до тех пор, пока не оставались 4 быстрейших, которые и разыгрывали 1 место. До 704 г. до н.э. программа игр состояла только из бега, и на 18-й олимпиаде в программе появляется пентатлон (сейчас называют пятиборье). В то время в пентатлон входили: борьба, метание копья и диска, прыжки, бег. Через 5 олимпиад – кулачный бой, а ещё через 2 олимпиады скачки на колеснице. Через 32 года в программу олимпиады включается панкратион. Панкратион - жесточайший и популярнейший вид древнегреческого единоборства, в котором соединены элементы борьбы и кулачного боя.

В какой же одежде выступали спортсмены? Они выступали в набедренных повязках, но история оставила память о том, что якобы во время состязаний в беге один из участников потерял набедренную повязку, но одержал победу. С 720 г. до н.э. атлеты стали выступать обнаженными.

На олимпийских играх награждали венком из оливы. Оливковое дерево, по преданию, было посажено самим Гераклом. Эта простая награда ценилась греками дороже золота и драгоценностей, она дает ее обладателям вечную славу и почет.

На олимпийских празднествах выступали не только спортсмены, но и поэты, которые читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан.

В 146г. до н.э, когда Греция потеряла свою самостоятельность, олимпийские игры перестали проводить. В 394г. н.э. римский император Феодосий первый издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр. В 392 - 395 гг.н.э. древнегреческие олимпийские игры перестали проводиться.


2.Возрождение олимпийских игр, символика и ритуал открытия Игр.

В этом вопросе я познакомилась с именами людей, которые предложили возродить олимпийское движение, с символикой и ритуалом.

Более тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена.

В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс-Мутс, но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием "Олимпия", прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом - Эрнстом-Курциусом в Берлине. В конце прошлого века были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

25 ноября 1892 года, в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!

И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, умного и красивого человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать. История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали - термину "гармоничный человек". Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ считался очень неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. - И мы наследники этой цивилизации! - воскликнул Пьер де Кубертен. Итак, призыв был брошен. С помощью друзей во многих странах Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников олимпизма. Эта встреча - а точнее Учредительный конгресс - состоялась 23 июня 1894 года в Сорбонне. Двумя тысячами делегатами от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Это высший руководящий орган олимпийского движения, в состав которого вошли четырнадцать представителей от двенадцати стран, в том числе и нашей страны – генерал – лейтенант, педагог А.Д. Бутовский.

Чтобы протянуть нить, связывающую две цивилизации - эллинскую и нашу, местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом I Олимпиады был назван 1896-й. И с тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на овеянном дыханием веков алтаре Олимпии. Он уходит за горы, опускается в долины... Этот огонь пересекает одну границу за другой. Человек передает его другому. И, таким образом, представители разных народов становятся ближе, олимпийский огонь объединяет их.

А сейчас мы подошли к вопросу о символике и ритуалах.

Олимпийский огонь

Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

Девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, сильнее». Эта фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Мартином Дидоном (Henri Martin Dideon) на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Девиз понравился Кубертену, он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира.

Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”.


Эмблема состоит из пяти сцепленных между собой колец. Этот символ был разработан Пьером де Кубертеном в 1913 году. Пять колец – символ пяти континентов (Европы - синее, Азии - желтое, Австралии - зеленое, Африки - черное, Америки - красное).

Флаг Олимпийских игр представляет собой изображение олимпийских колец на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады.


Олимпийская клятва
Текст клятвы предложил Пьер де Кубертен, впоследствии он несколько изменился и сейчас звучит так: «От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд». Клятву принимают тренеры, официальные лица команд, спортивные судьи. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Олимпийские медали
Победитель получает золотую медаль (на самом деле эта медаль серебряная, но покрытая относительно толстым слоем золота). За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую. Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований. Победители располагаются на подиуме в соответствии с завоеванными местами. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играется гимн страны, представителем которой является обладатель золотой медали.

Церемония открытия игр
В параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву.

3. Олимпийские игры в России.

3.1.Оолипиада-80

В этом вопросе я узнала: какие страны не принимали участие, о талисмане Олимпиады – 80,о странах–победительницах. Город Москва 2 раза направляла в МОК официальные приглашения–заявки на проведение олимпийских игр и только на 2 раз Москва получила согласие на право проведения 22 летних олимпийских игр. История с Олимпиадой в Москве - наглядный пример использования спорта с целью оказания политического давления одних стран на другие. В период с 1974 по 1980 год много было сделано, особенно администрацией США в частности тогдашним президентом Джими Картером, чтобы сорвать проведение олимпиады 80 в Москве, это было связанно с вводом советских войск в Афганистан. Д. Картер в 1978 году своим решением запретил продажу ЭВМ для нужд олимпиады, так же он призывал по национальному телевидению к бойкоту олимпийских игр в Москве. Но олимпиада - 80 все-таки состоялась. В Олимпиаде-80 приняли участие спортивные делегации 81 страны. 5189 спортсменов (1115 женщин). 21 вид спорта. На Московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран. Лидеры в неофициальном командном зачете: 1. СССР (80-69-46); 2. ГДР (47-37-42); 3. Болгария (8-16-17)

  • Талисман игр - Олимпийский Мишка, получился таким, каким его полюбила вся страна, получился благодаря художнику Виктору Чижову. Конкурс на символ Олимпиады был большим – многие художники бились за право представить свое творение в качестве оберега страны на играх. Виктору Чижову предложил поучаствовать в конкурсе его старый друг, художник Владимир Перцев. Собравшись в студии Виктора Чижова, несколько художников начали работать над образами медведей.
  • Шарики надувались около 2-ух дней до окончания Олимпиады. А вот медвежонок надувался всего лишь 20 минут! А причина кроется в аппарате, который надувал шары! К мелким и не очень большим предметам аппарат, можно сказать, относится более заботливо и чатильно, а к большим предметам соответственно не так. Причина - бракованный аппарат из Германии.
  • Олимпийские игры проходили не только в столице нашей родины Москве, но и в Минске, Киеве и Таллинне.
  • На сессии МОК в Москве был избран новый президент МОК - Хуан Антонио Самаранч. Вот что он сказал по поводу олимпиады-80: « … Что касается московских игр, мне хотелось бы отметить их отличную подготовку и превосходный спортивный дух. Жаль, что в них не участвовали спортсмены отдельных стран. Уверен, что Московская Олимпиада войдёт в историю своей великолепной организацией.
  • Олимпиада в Москве превзошла по техническим параметрам предыдущие Игры в Мюнхене и Монреале.


3.2 22 зимняя олимпиада в г. Сочи в 2014 году.

В этом вопросе я познакомилась с зарождением зимних Олимпийских игр и с 22 зимней Олимпиадой в городе Сочи.

В 1925 году МОК принял решение о проведении зимних олимпийских играх. За год до этого в г. Шамони (Франция) проходила Международная спортивная неделя по случаю 8 Олимпиады. Она-то, впоследствии, получила ранг 1-х зимних олимпийских игр. В программу соревнований входило 5 – 6 видов спорта. Наши спортсмены впервые выступили на 7 зимних Олимпийских играх в 1956 году в Италии в г. Кортина д`Ампеццо. Первую медаль принесла Л. Козырева. На 17 Олимпийских играх,1994 год в г. Лиллехаммере, Россию впервые после 1922 года представляла самостоятельная команда.

Накануне МОК выступил с двумя инициативами: о провозглашении 1994 года - международным годом спорта и Олимпийского идеала и об обязательстве всех государств – членов МОК соблюдать олимпийское перемирие. ООН поддержал обе эти инициативы.

Как известно, зимние Олимпийские игры до 1994 года проводились в один год с летними. Учитывая возросшую роль в МСД и равноценную значимость с летними Олимпийскими играми, МОК в 1994 принял решение о проведении этих олимпиад с разницей по срокам в 2 года. И следующие зимние олимпийские игры были проведены в 1998 году.

Впервые Россия приняла звание, на проведение зимних Олимпийских игр 4 июля 2007 года. Город Сочи объявлен городом - столицей 22 зимних олимпийских игр.

Разыгрывается медалей-98 комплектов в 15 видах. Открытие – 9 февраля. Закрытие-23 февраля

Столица олимпиады Сочи была выбрана во время 119-ой сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. По окончанию на тех же объектах будут проводиться зимние пара - олимпийские игры.

22 июня 2006 года президент МОК Жак Рогх из 7 претендовавших заявок назвал имена 3 городов - кандитатов: Сочи, Зальцбург, Пхенчхан.

1 марта 2010 года на церемонии закрытия Олимпиады 2010 в 5:25 по московскому времени президент МОК передал Олимпийский флаг мэру Сочи Анатолию Паховому. Прозвучал гимн России в исполнении Московского государственного академического хора (дирижер Владимир Минин), и над Стадионом столицы олимпиады 2010 был поднят Флаг России. После этого в 5:30 началось торжество, представившее Сочи-столицу олимпиады 2014 года. Вводная часть открылась симфоническим Тунгусским метеоритом, который, как известно, прилетел в год, когда Россия (тогда ещё российская империя) впервые была представлена на олимпийских играх. Затем из земли начали расти ледяные кристаллы, дан старт символическому забегу, космонавт запустил спутник, и по стадиону промчалась русская тройка. Появился монумент «Рабочий и колхозница» на фоне разведенных мостов и монумента «покорителям космоса». В лунном ночном небе парит балерина на доске для сноубординга. Наталья Водянова поднимает прозрачный шар с логотипом олимпиады Сочи-2014, дует на экран и появляется морозный узор с надписью «Welcome to Sochi».

Начинается основная часть представления 8-минутная, как принято на церемониях закрытия олимпиады. Белоснежка в окружении 7 гномов дотрагивается до прозрачного шара, и по стадиону начинают движение люди внутри прозрачных сфер. Зрители на стадионе переносятся в Москву, где на красной площади симфонический оркестр Мариинского театра внутри светящихся олимпийских колец исполняет музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Время, вперёд!». После этого на стадионе зазвучала музыка 3-й части 6-й симфонии, и на сцену выходят артисты сводной группы Мариинского театра, Большого и Новосибирского театров, которые в танце создают символы видов олимпийских видов спорта. Они выступают в красочных костюмах различных эпох истории России (времен российской империи, Великой отечественной войны, и современного времени).

Дельфин, снятый из-под воды снизу (заметен эффект «окна») переносит зрителей на берег черноморского побережья, где под открытым небом выступают знаменитые Татьяна Навка и Роман Костомаров.

Представление завершается появлением гигантского логотипа Олимпиады 2014.

1 сентября 2010 года. Был объявлен всероссийский конкурс, в котором мог принять участие любой желающий. Всего было 24048 работ.

21 декабря было выбрано 10 вариантов для Олимпийских игр и 3 для пара - олимпийских игр.

2 февраля работал альтернативный сайт. К 26 февраля определились 2 наиболее популярных символов Белый медведь, Леопард. Заяц, Лучик и Снежинка оказались в конце списка.

Из финальных вариантов 26 февраля окончательно были выбраны при голосовании и теле шоу «Талисмания. Сочи 2014. Финал» на первом телеканале. Жюри объявило 3 победителей – Белый мишка, Зайка и Леопард. Согласно объявленному выбору спортсменов параолимпийцев, талисманами игр стали лучик и снежинка.




Заключение.

Работая над проектом, я расширила свои знания по истории Олимпийских игр, научилась искать интересующую меня информацию из дополнительной литературы, использовать Интернет для поиска материала для проекта, особенно понравилось искать иллюстрации для презентации. Было интересно составлять собственную презентацию, а не пользоваться готовой из Интернета.

Поняла в процессе работы, что литературы по данному вопросу очень много, в этом состояла главная трудность, поиск нужной информации и тщательный отбор её для освещения темы проекта.

Чтобы презентация получилась красочная, пришлось искать иллюстрации. Научилась картинки вставлять в слайд, работать с конструктором слайда, форматом шрифта и выравнивания текста, шаблоном слайда. Умению придавать надписям цвет. Поняла, что создать презентацию –это очень увлекательно, буду осваивать эффекты анимации. Это творческих процесс, можно создать свое собственное произведение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

План-конспект урока английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме "Спорт. Олимпийские игры"

Урок на блоге "Спорт. Олимпийские игры" ( блог http://achildieva.blogspot.com)Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.Класс: 6 Пояснительная записка.Данный...

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

Синтез спорта и искусства на Олимпийских играх, интегрированный урок - исследование, 8 класс

Цель урока: приобщить учащихся к идеалам и ценностям олимпизма; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, стремления к здоровому образу жизни....

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

Christmas symbols-урок-игра(конспект урока)

Christmas symbols-урок-игра(конспект урока) 6кл...

Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры

ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...