Синтез спорта и искусства на Олимпийских играх, интегрированный урок - исследование, 8 класс
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Санькова Светлана Александровна

Цель урока: приобщить учащихся к идеалам и ценностям олимпизма; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, стремления к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintez_sporta_i_iskusstva_na_olimpiyskikh_igrakh.doc101.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Синтез спорта и искусства на Олимпийских играх

 (интегрированный урок - исследование)

«Спорт - великолепный сюжет для искусства»

Р. Рождественский

Цель: создать условия для формирования и развития у учащихся олимпийской культуры, подразумевающей совокупность знаний, интересов, ценностных ориентаций, способностей, умений и навыков; приобщить учащихся к идеалам и ценностям олимпизма; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • формировать нравственно – этические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи, архитектуры;
  • совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений;
  • повышать уровень информационной культуры учащихся;
  • формировать внимательное отношение к языку произведений искусства.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.

Интернет – ресурсы:

  1. http://olympic.ru/olympic-games/sochi-2014/
  2. http://virtualrm.spb.ru/resources/galleries/sport
  3. http://spurtup.com/post/1841
  4. http://spurtup.com/post/1822
  5. http://www.slideshare.net/Natala/ss-1382705
  6. http://talisman.sochi2014.com/#/
  7. Википедия
  8. http://www.s-pron.ru/predistorijagoroda-kandidaty/sochi-stolica-olimpijskih-igr-v-2014-godu
  9. http://museumsport.ru/wheelofhistory/olympics/
  10. http://sochi2014.blob.core.windows.net/storage/education/method/music.pdf
  11. http://www.sochi2014.com/games/education/manuals/
  12. http://gimn.su/category/gimny-sport/

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, маршрутный лист, аудио.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Музыкальное приветствие.

- На экране перед вами фотографии разных городов из различных стран. Знакомы ли вам эти города? Назовите страны, в которых находятся эти города.

- Определите принцип, по которому были выбраны именно эти города. Что общего у этих городов?

(Все эти города являются олимпийскими столицам. Источник: http://ru.wikipedia.org/ ,http://olimpica-history и)

Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Вам необходимо определить композитора и выбрать из предложенных на экране городов тот, с которым, на ваш взгляд, ассоциируется данная музыка. Обоснуйте свой ответ.

(Звучит гимн Олимпиады в Сочи)

 2014 год станет знаменательным для России – в Сочи впервые пройдут Олимпийские и  Паралимпийские зимние игры. Сотни атлетов со всего мира получат возможность продемонстрировать свою волю к победе и побороться за олимпийские и Паралимпийские медали.

- Вспомните, что вы почувствовали 4 июля 2007 года, когда узнали эту новость? (Радость, гордость, восхищение). В средствах массовой информации широко обсуждается эта тема. Предлагаю посмотреть несколько репортажей.

(Смотрим видеоролик.  http://www.newstube.ru/themes/podgotovka-k-olimpiade-v-sochi/special-nyj-reportazh-olimpiada-2-0;   http://olympic.ru/olympic-games/sochi-2014/).

- Спорт и искусство, на первый взгляд, являются двумя совершенно разными  видами деятельности человека. Как вы думаете,  природа искусства и спорта едина по своей сути? А вы задумывались  над вопросом  какая связь между спортом и искусством? Спорт в искусстве или искусство в спорте?   Давайте с вами поразмышлять на эту тему Я предлагаю вам на время стать журналистами, провести исследование и попытаться ответить на эти вопросы.

  1. Работа по теме урока

- В каких направлениях вы бы хотели провести исследовательскую работу?  Давайте составим наш маршрут исследования. Он будет выглядеть так:

  1. Искусство – память человечества.
  2. Физическое совершенство в искусстве.
  3. Искусство как средство пропаганды искусства.
  4. Музыка и спорт.
  5. Творческая интерпретация спортивной тематики.

- У вас на парте лежат маршрутные листы. В них вы будете вносить  важную для вас  информацию. Итогом нашей работы будет презентация.  Согласны?  (Ответ).

III. Беседа учителя с классом

Природа искусства и спорта едина по своей сути, в их основе – вдохновение, стремление к освоению нового, к покорению новых вершин человеческих возможностей.

Если мы обратимся к первоисточникам, то увидим, что первыми проявлениями культуры или искусства являлись танцы, живопись, скульптура. Сегодня спорт сам по себе стал искусством. Он вобрал в себя всё прекрасное, что только может привлекать внимание.

Олимпийские игры! К ним обращены взгляды писателей и художников, поэтов и музыкантов. Тысячи произведений на эту тему. Все чаще организуются выставки произведений искусства, авторами которых являются сами спортсмены. Примером могут служить международные бьеннале «Спортсмены — в искусстве», на которых собираются работы бывших и действующих спортсменов (первая такая выставка была проведена в Барселоне в 1986).

Назовите направления творчества, которые тесно связаны со спортом (ответ учащихся).

- Ребята, а вы знаете, кто был основателем современного Олимпийского движения? (ответ).

Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство получила широкую поддержку и стала одним из основных принципов Олимпийского движения. В своих многочисленных работах он неизменно подчеркивал необходимость укрепления союза между спортом и искусством: «<…> Искусство должно участвовать в современных Олимпиадах. Какой же это праздник без музыки, стихов, живописно украшенных стадионов? Музы должны официально утвердиться на Играх».

В период с 1912 по 1948 годы в программу Игр Олимпиады входили художественные конкурсы по скульптуре, архитектуре, музыке, живописи и литературе. С 1952 года по решению МОК состязания в видах искусства на Олимпийских Играх были заменены культурной программой – художественными концертами и выставками.

Первые изображения физкультурников и атлетов в духе неоклассицизма восходят к традициям  Древней Греции и Римской империи. Авторы, используя широкие возможности искусства, стремились передать пластику движения и физическую красоту человеческого тела.

Задание: подберите репродукции картин советских художников, в которых спорт становится неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям.

(источник: http://www.slideshare.net/Natala/ss-1382705)

Изображения античных атлетов воспринимаются как идеал образа современного спортсмена, что наиболее отчетливо проявляется в скульптуре 1930-х годов.

Задание: подберите работы, в которых раскрывается красота и совершенство тела. (источник: http://spurtup.com/post/1841)

По мере того, как спорт в СССР становится массовым, а физическая культура все больше проникается в жизни людей, романтика спортивных достижений обнаруживает себя и в декоративно-прикладном творчестве.

Задание: подберите изображения лыжников, стрелков, гребцов и т. д

(источник: http://spurtup.com/post/1822)

В 1963 году Союз художников СССР и Союз спортивных обществ и организаций СССР проводят первую Всесоюзную выставку «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве», которая приурочена к III Спартакиаде народов СССР. В рамках выставки, которая собрала более 500 произведений живописи, скульптуры и графики, участвуют художники различных городов РСФСР, Украины, Грузии, Казахстана, Армении, Латвии, Литвы, Белоруссии и других союзных республик.

Задание: подберите слайд – шоу «Олимпийские игры в плакатах».

(источник: http://museumsport.ru/wheelofhistory/olympics/)

Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий «музыка» и «спорт», вот уже несколько веков подряд они идут рука об руку. В спорте музыка всегда использовалась для подчеркивания особой важности происходящего, для создания определенного настроения,  как у зрителей, так и у соревнующихся.

(Подвести учащихся к ответу о музыке, звучащей на крупных спортивных мероприятиях)

Музыка, которая звучит на крупных спортивных соревнованиях остается в памяти людей на долгие годы и через много лет ассоциируется у нас с теми чувствами и эмоциями, которые испытали когда-то.

Одна из самых трогательных песен была исполнена на закрытии Олимпиады 1980 года в Москве. Когда огромный Мишка взмывал на воздушных шарах в небо, звучала песня «До свиданья, Москва».

Ее исполняли Лев Лещенко и Татьяна Анциферова. Многие зрители на стадионе плакали под слова «На трибунах становится тише, тает быстрое время чудес. До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес».

Необычный дуэт звучал на открытии Олимпийских игр 1992 года в Барселоне. Оперная звезда Монсеррат Кабалье и знаменитая рок – звезда Фредди Меркьюри спели композицию «Барселона». А на зимних Олимпийских играх в Альбервилле норвежская исполнительница Сессил пела песню, сидя на белом медведе. На Играх 1998 года в Нагано 9-ю симфонию Бетховена исполнил огромный хор во главе с израильтянином русского происхождения Денисом Седовым.

Ярким примером музыки, объединяющей людей надеждой, что человек – сильный, он может преодолеть все преграды и победить, стать чемпионом, является песня «We Are The Champions» группы Queen, без которой не может обойтись практически ни один финал крупного спортивного праздника.

(Слушание песни)

Трудно переоценить значение музыки во время проведения международных соревнований. И особенно, Олимпийских игр. Ведь в этом случае музыка не только эмоционально объединяет людей, но и помогает поддержать национальный дух, чувство гордости за свою страну, за свою команду.

Крупные футбольные соревнования тоже не остаются без музыкальных гостей. Например, для финала Чемпионата мира по футболу 2002 года певица Anastacia специально написала песню «Boom». На Евро-2008 Энрике Иглесиас пел хит «Сan you hear me». Более того, специально для Евро-2008 был написан гимн футбольного соревнования. Его авторами стали звезда регги Shaggy и рок-группа из Гамбурга Revolverheld.

(Слушаем:  Фредди Меркьюри «Барселона». Энрике Иглесиас. «Сan you hear me»)

- А когда исполняется  олимпийский гимн?

-Правильно, при поднятии олимпийского флага вовремя открытия Игр, и на церемонии закрытия игр. А также в некоторых других случаях.

(Сообщение об Олимпийском гимне)

- Верно, Олимпийский гимн был написан в 1896 году. Автор музыки – греческий оперный композитор Спиро Самара. Слова Гимна написал греческий поэт Константинос Палама. В 1958 г. в Токио Олимпийский гимн был официально утвержден МОК. Ноты (партитура) хранятся в штаб - квартире МОК в Лозанне.

- А когда был создан гимн для олимпиады  в Сочи?

 Впервые он прозвучал 26 сентября 2006 г. Звезды российской эстрады собрались вместе, чтобы впервые представить публике Гимн Заявки «Сочи-2014» и снятый на него видеоклип.

(Слушание и исполнение музыки: «We are the champions» «Вперед, Россия - 1», «Вперед, Россия – футбольная», «Давай, Россия!»)

Скажите, а какой вид спорта просто невозможно себе представить без союза с музыкой?

(Гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.)

- Какую роль играет музыка в этих видах спорта?

Роль музыки, хореографии в этих видах спорта очень велика. Более того, правильно подобранная музыка, проработанный сюжет могут сгладить недостатки и погрешности техники исполнения. И наоборот, впечатление от технически сложной и чисто выполненной программы может быть испорчено, если выступление непродуманно с художественной точки зрения.

Конечно же, некоторые виды искусства невозможно представить себе без музыки.

(Видеофрагмент выступления фигуристов http://figurnoekatanie.ucoz.ru/publ/1-1-0-1)

- Посмотрите на экран, Какие виды спорта изображены на слайдах? (хоккей, фристайл, бобслей).

А теперь давайте пофантазируем и представим, что эти слайды ожили и зазвучали. Какой по характеру, на ваш взгляд, мелодией зазвучал бы хоккей? (Яркая, напористая мелодия, смелая). А бобслей? (Быстрая, стремительная.) С какой музыкой у вас ассоциируется фристайл и почему? (Танцевальная, легкая.)

Задание: послушайте, и  определите,  к какому из представленных видов спорта эта музыка подходит больше всего и почему?

(Слушание Трек Г. Свиридова «Время, вперед!»)

Задание: вы сейчас услышите  несколько музыкальных фрагментов, подумайте, с каким спортивным событием у вас ассоциируется эта мелодия.

(И. Дунаевский. Увертюра к фильму «Вратарь», Г. Свиридов. «Время, вперед!», марш из к/ф «Вратарь»)

Задание: Назовите песни о спорте?

(Учащиеся называют знакомые песни)

Вот так, несмотря на кажущуюся несовместимость понятий, музыка и спорт уже несколько веков подряд идут рука об руку. В спорте музыка всегда использовалась для подчеркивания особой важности происходящего, для создания определенного настроения, как у зрителей, так и у соревнующихся спортсменов. Думаю, вы узнаете эту музыку. Автор этой песни тоже А. Пахмутова.

(Слушаем «Герои спорта»)

Могут ли вести диалог, например, музыка и архитектура? Архитектура и музыка – сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве. Посмотрите на пропорции этого здания:

( Сочи http://www.s-pron.ru/predistorijagoroda-kandidaty/sochi-stolica-olimpijskih-igr-v-2014-godu)

Какими словами вы могли бы его описать? Если допустить, что это здание тоже стало застывшей музыкой, то какой? Обратите внимание на плавность линий, лаконичность, цветовую гамму, фактуру, масштабность, соотношение со временем и пространством.

-  К воплощению какой идеи, на ваш взгляд, стремились архитекторы, реализовывая данный проект?

В качестве домашнего задания вам нужно будет подобрать музыку, которая звуками смогла бы описать это сооружение.

Каждый город,  принимавший Олимпиаду,  стремился при строительстве спортивных объектов, особенно центрального стадиона, привнести что-то новое, особенное. И это было связанно не только с полетом фантазии архитекторов, но и с особенностями культурных традиций, национальной философией.

(Учащиеся представляют свои сообщения в презентациях)

Стадион «Птичье гнездо» в Пекине (http://www.archfacade.ru/2009/02/birds-nest-beijing.html)

Архитекторы очень удачно вплели традиции Востока, его гармонию и красоту в грандиозное многопрофильное спортивное сооружение, созданное на века. Корпус стадиона, обвитый крепкими и извилистыми металлическими прутьями, недаром напоминает гнездо, будут в нем и окрыленные, и оперившиеся, познавшие вкус побед и поражений. Гнездо – символ мира, уюта, новой жизни.

Стадион в Афинах (http://victor.com.ua/greece/athens/stad/ol_sta.htm)

Задание: Приведите примеры известных вам мелодий, которые по характеру наиболее соответствуют «архитектурной музыке» данных сооружений.

Стадион в Ванкувере

А вот панели на экстерьере здания олимпийского стадиона в Ванкувере отражают переход от голубого цвета к синему и символизируют множества канадских пресных рек, впадающих в соленый океан. Умиротворяющей мелодией, напоминающей шелест волн, «звучит» архитектурная мелодия этого спортивного дворца.

Задание: Предлагаю одному из вас подойти к фортепиано, взять несколько аккордов, а мы выберем, какой из них наиболее соответствует настроению этого стадиона. При этом обратите внимание на выбираемую тональность.

  1. Итог. 

- Наш урок подошел к концу. Назовите виды искусства с которыми связан спорт.

Спасибо вам за работу. Вы уверенно высказывали свои мысли и убедительно аргументировали свои ответы. Искренне надеюсь, что урок вызвал у Вас положительные эмоции, и хочу пожелать каждому почувствовать себя причастным к спорту в атмосфере вечного искусства

Всего вам доброго! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок исследование электропроводности различных сред

сегодня очень модно проводить интегрированные уроки физика и биология, мы првели урок физика и химия. новый стандарт преподавания в школе требует совершенно новый способ проведения уроков физики, необ...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы  посвященный М.В. Ломоносову  «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).

Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...

Загадки о спорте для детей (Зимним ОЛИМПИЙСКИМ играм в СОЧИ в 2014 году посвящается ...)

Олимпиада в Сочи - событие, которого ждут и взрослые, и дети. О видах спорта зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году  презентация для детей в форрме загадок, подготовленная мной и моим коллегой...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Технологическая карта урока истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Пояснительная записка к уроку. На изучение раздела  IV «Древняя Греция » отведено 17 часов  в соответствии с планированием. Данный урок  стоит пятнадцатым, на его изучение отведен 1 час...