Олимпиадные задания по истории школьный этап
олимпиадные задания по истории (9 класс)
Задания и ключи для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_9_klass.docx | 21.76 КБ |
klyuchi_9_klass.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по истории.
Школьный этап (72 балла)
1. Решите тест (20 баллов)
1. Царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году был сыном
А. Ивана Грозного.
Б. Федора Ивановича.
В. Бориса Годунова.
Г. Царя Ивана, старшего сына Ивана Грозного.
2.Ордынское войско на Куликовом поле возглавлял
А. Чолхан. Б. Челубей. В. Мамай. Г. Тохтамыш.
3.Первый в России Земский Собор был созван.
А. В Любече Владимиром Мономахом (1097 г.)
Б. В Москве Иваном Калитой (1325 г.)
В. В Москве Иваном Грозным (1549 г.)
Г. В Переяславле Богданом Хмельницким (1654 г.)
4.Первым российским императором стал.
А. Михаил Романов.
Б. Василий Голицын.
В. Петр Первый.
Г. Павел I.
5. “Табель о рангах” - это
А. Документ, определявший систему чинов в России в XVIII – XIX вв.
Б. Документ, определявший взаимоотношения сената и коллегий в XVIII веке.
В. Список наград, введенный Петром Первым.
6.В XVII веке в России “корм” - это
А. Жалованье.
Б. Доходы, собранные с местного населения.
В. Пища.
7. В XVII веке в России черными людьми называли
А. Выходцев из Африки.
Б. Всех, кто платил налоги.
В. Неимущую прослойку горожан.
8.Благодаря поддержке гвардейских полков в XVIII веке достигли власти
А. Петр I и Павел I.
Б. Иван VI и Миних.
В. Екатерина I,Елизавета и Екатерина II.
Г. Петр II и Петр III.
9.Медаль со словами “Учителю от достойного ученика” была приготовлена
А. А.С. Пушкиным для Г.Р. Державина.
Б. А.В. Суворовым для П.Н. Румянцева.
В. Петром Первым для Карла XII.
10.Чье имя лишнее в перечне ?
А. А.В. Суворов.
Б. Г.Р. Державин.
В. П.Н. Румянцев.
Г. А.Г. Потемкин.
11.Инфантерия это:
А. Условие, поставленное Анне Иоановне Верховным Тайным Советом перед коронацией.
Б. Старинное название пехоты.
В. Орган управления у донских казаков.
12.Е.Пугачев, стоящий во главе крестьянского восстания в 1773 –1775 годах выдавал себя
А. За Петра I.
Б. За Петра II.
В. За Петра III.
13. Попытка законодательного ограничения самодержавия в России была предпринята
А. Боярской Думой при составлении Судебника 1497 года.
Б. Соправителем Ивана Грозного Симеоном Бекбулатовичем в XVI веке.
В. Патриархом Никоном в XVII веке.
Г. Верховным Тайным Советом, предъявившем Анне Иоановне кондиции.
14. Какой орден в Российской империи был высшим ?
А. Святого Георгия Победоносца.
Б. Святого Владимира.
В. Святого Андрея Первозванного.
15. Отметьте действия М.М. Сперанского, вызвавшие недовольство чиновничества.
А. Попытка введения в России конституции.
Б. Объявление придворных чинов лишь почетными званиями, отныне за них не выплачивалось жалование.
В. Провозглашение крепостного права тормозом развития России.
Г. Призыв равняться в экономике и политической жизни на Западную Европу.
Д. Объявление о том, что занятие должностей, соответствующих 8 и 5 классам Табели о рангах, требует сдачи серьезного экзамена.
Е. Усиление наказаний за взяточничество и волокиту.
16. Первооткрыватель Антарктиды.
А. И.Ф. Крузенштерн.
Б. Ф.Ф. Беллинсгаузен.
В. Ф.П. Литке.
Г. Г. Невельской.
17. Сущность “восточного вопроса”.
А. В споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель.
Б. В борьбе Англии и России из за Кавказа и Средней Азии.
В. Речь идет о землях, подвластных Османской империи.
Г. Речь идет о земельных приобретениях в Китае и Корее.
18. Российский экспорт в первой половине XIX века на 85 – 90 % состоял из:
А. Продукции машиностроения.
Б. Изделий легкой промышленности.
В. Нефти и угля.
Г. Сельскохозяйственной продукции и леса.
Д. Продукции тяжелой промышленности.
19. “Отходниками” называли:
А. Крестьян, переселившихся в другое село.
Б. Крестьян, уходивших за пределы империи по религиозным мотивам.
В. Крестьян, ушедших на временные заработки в город.
Г. Горожан, нанимавшихся на сезонные работы в деревне.
20. Постулат славянофилов:
А. Богоизбранность России.
Б. Построение социализма на основе российской крестьянской общины.
В. Объединение всех славян мира в единое государство.
Г. Отсталость России - ее благо.
2. Работа с документом. Задание: Прочитав внимательно текст, определите, о каком событии идет речь. Насколько аргументирована авторская точка зрения. Мотивируйте свою позицию. (10 баллов)
Н.И.Костомаров: “Петр жил в такое время, когда России невозможно было оставаться на прежней избитой дороге и надобно было вступить на путь обновления. Как человек , одаренный умственным ясновидением, Петр осознал эту потребность своего отечества, и принялся за нее всею своею гигантскою волею. Петр был самодержавен, а в такой момент истории, в какой тогда вступила Россия, только самодержавие и могло быть пригодным. Свободный республиканский строй никуда не годится в то время, когда нужно бывает изменять судьбу страны и дух ее народа, вырывать с корнем вон старое_ и насаждать новое…. Только там , где самодержавие безгранично, смелый владыка может отважиться на ломку и перестройку всего государственного и общественного здания. Петру помогло более всего самодержавие, унаследованное им от предков”.
3. Литература истории. Задание: Где, когда и с какой целью могла собраться столь пестрая компания ? Каковы были обязанности членов этой компании ? (6 баллов)
Л.Н. Толстой.
“Что же, господа, собрались все ? – сказал он, надевая пенсне… “Все, кажется”, - сказал веселый купец. “Вот проверим”, - сказал судебный пристав и, достав из кармана лист, стал перекликать… “Статский советник И.М. Никифоров”. – “Я”,- сказал представительный господин… “Отставной полковник Иван Семенович Иванов”, - “Здесь”, - отозвался худой человек в отставном мундире. “Купец второй гильдии Петр Баклашов” - “Есть, сказал добродушный купец, улыбаясь во весь рот. – Готовы”.- “Гвардии поручик князь Дмитрий Нехлюдов”.- “Я”, - ответил Нехлюдов…
“Капитан Юрий Дмитриевич Данченко, купец Григорий Ефимович Кулешов”, - и т.д., и т.д….. “Теперь, пожалуйста, господа в залу”, - приятным жестом указывая на двери, сказал пристав. Все тронулись, пропуская друг друга в дверях, в коридор, а из коридора в залу заседания.
4. Мы первые.
Задание: Определите какие изобретения, открытия, сооружения были сделаны в XIX веке впервые в России. (21 балл.)
Отрасли науки и техники. | Изобретение, открытие, сооружение. |
1.Железнодорожный транспорт. | |
2.Средства связи. | |
3.Водный транспорт . | |
4.Воздухоплавание и авиация. | |
5.Военная техника. | |
6.Биология, микробиология, медицина. | |
7. Химия. |
5. Идентификация текста (5 баллов)
Задание: Определите авторство, время и обстоятельства создания каждого из нижеприведенных текстов.
Текст 1. “ ….Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России и судите по ней, насколько должно страдать мое сердце. Я сам, обязанный подчиняться всем мелочам военной службы, теряю все свое время на выполнение обязанностей унтер – офицера, решительно не имея никакой возможности отдаться научным своим занятиям, составлявшим мое любимое времяпрепровождение… Я сделался самым несчастным человеком…”
6. Историческая география (10 баллов)
Определите, чей путь зашифрован географическими названиями.
1. р. Неман – Смоленск – Москва – Малоярославец – р. Березина
2. Тырново – Шипка – Плевна – Адрианополь – Сан-Стефано
Предварительный просмотр:
Ключи к заданиям 9 класс
1. 1-а; 2-в; 3-в; 4-в; 5-а; 6-а; 7-б; 8-в; 9-в; 10-б; 11-б; 12-г; 13-г; 14-в.; 15-б,д; 16-б;17-в; 18-г; 19-в; 20-а (20 баллов)
2. В задании идет речь об оценке реформ Петра I либеральным русским историком Н.И.Костомаровым, которая была им дана в обширном очерке “Петр Великий”.Интерпретация и оценка авторской концепции может быть различной. Но необходимо иметь в виду, что цена петровских преобразований оказалась очень высокой для русского народа. Он оплатил их великим множеством человеческих жертв, понижением своего благосостояния, многолетним упорным трудом, непониманием целей, к которым стремился монарх. И в этих условиях реформы удались не только потому, что Петр имел личные качества умного и дальновидного правителя, но и потому, что обладал неограниченными властными полномочиями для внедрения своих замыслов в жизнь. Однако обстоятельства этого времени Н.И.Костомаров априорно распространяет на все переломные эпохи. (10 баллов)
3. Это были присяжные заседатели, собравшиеся в специальной комнате, откуда судебный пристав провел их в зал суда. В их обязанности входило активное участие в судебном заседании, выслушивание свидетелей , адвоката, прокурора, обвиняемого, а затем вынесение решения о виновности или невиновности подсудимого. Присяжные набирались по спискам граждан, проживающих в данном районе, при этом их социальное положение не принималось во внимание. (6 баллов)
4. Мы были первыми (21 балл)
Отрасли науки и техники. | Изобретение, открытие, сооружение. |
1.Железнодорожный транспорт. | Прокладка дорог в пустынях, Сибирская магистраль, стальные рельсы, мосты через Волгу, Обь, Енисей, туннели, разработка электрической тяги и тепловозов |
2.Средства связи. | Телеграфная и телефонная связь, радио (А.С. Попов), начало телевидения (П.И. Бахметьев) |
3.Водный транспорт . | Теплоходы, моторные катера, суда спецназначения (танкер, ледокол), теория непотопляемости, прочности |
4.Воздухоплавание и авиация. | Дирижаблестроение, аэродинамика, самолет Можайского, проекты ракетных летательных аппаратов |
5.Военная техника. | Станковый пулемет, боевые ракеты, бездымный порох. |
6.Биология, микробиология, медицина. | Эволюционные идеи (В.О. Ковалевский), эмбриология, иммунология, цитология, открытие витаминов (Лунин), фотосинтез (Тимирязев Л.А.), основы психологии (Сеченов М.Н.), теория усл. рефлексов (Павлов И.П.), теория свертываемости крови (Шмидт А.А.) |
7. Химия. | Периодическая система Менделеева Д.И., теория электролитической диссоциации (Каблуков И.А.), теория катализа, теория строения орган. соединений (Бутлеров А.М.), органический синтез (Данилевский А.В.) |
5. Идентификация текста (5 баллов)
Письмо будущего царя Александра I своему воспитателю Лагарпу.
В письме Александр рисует положение России и свои чувства в первый год царствования Павла.
6. Историческая география (10 баллов)
1. Путь армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 года
2. Путь русской армии во время русско-турецкой войны 1877-1878 года
1 – 72 – 62 ; 2 – 61 – 51 ; 3 – 50 – 40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по географии, школьный этап
Целями школьного этапа Олимпиады по географии являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление обучающихся, интересующихся географией; оценка знаний, умений и навы...
олимпиадные задания по географии. Школьный этап.
задания школьного этапа олипиады по географии 6-10 класс...
Олимпиадные задания по информатике школьного этапа
Здесь представлены задания по программированию для подготовки к олимпиаде школьного этапа 9-11 классов....
Олимпиадные задания по экологии (школьный этап)
Олимпиадные задания по экологии. Помогут глубже понять и осмыслить науку экологию как самостоятельную дисциплину....
Олимпиадные задания по истории (школьный этап) по истории для 8 класса
Предложенный вариант включает в себя разнообразный вид заданий, позволивший определить степень сформированности знаний о у обучающихся по данному предмету....
Олимпиадные задания по истории. Школьный этап. 10 класс.
Представлен материал для составления школьной олимпиады по истории. Охватывает период истории России с древнейших времен до конца XIX века. Может быть использован в качестве итоговой контрольной работ...
Олимпиадные задания по истории школьный этап
Задания и критерии оценивания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории...