Урок истории по теме "Культура Киевской Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Турлякова Елена Николаевна

Первый урок из двух по теме "Культура Киевской Руси". Содержит презентацию и карточки для домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Сценарий урока в 6 классе по истории России

Тема: Культура Древней Руси

Цель: Продолжить формирование знаний учащихся по теме «Киевская Русь», о жизни и быте древних славян в IX-XII вв.

Задачи: формирование навыков смыслового чтения, умения определять новые понятия и термины, уметь работать индивидуально и фронтально.

Формируемые УУД: личностные: формирование личностных и нравственных качеств, моральных и эстетических норм, развивать чувства прекрасного, чувства гордости за свой народ, своих предков и их достижения в мировой культуре

Регулятивные: формирование навыков целеполагания, оценивания, контроля

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, выделение главного и второстепенного в тексте, постановка темы, прослеживание связи с информацией из истории Средних веков и уроками обществознания, учиться преобразовывать текст в простую схему

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, давать определение понятиям, работать фронтально, умение выслушивать одноклассников и выступать самому, учиться вести беседу

Основные понятия: культура, культура материальная и художественная, патриотизм, миниатюра, житие, берёста, зодчество, фреска, мозаика, икона, зернь, скань, эмаль

Ресурсы: основные: учебник А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», Рабочая тетрадь

Дополнительные: презентация «Русское зодчество», иллюстрации, карточки с иллюстрациями понятий, предметы материальной культуры из школьного музея (крынка, веретено, деревянная ложка)

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний, развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, проверка домашнего задания, работа с новыми понятиями, составление схемы

Орг. Момент

Проверка Домашнего задания,   §6, вопросы 2 и 7

?2: Почему современники называли Ярослава Мудрым?

?7: Назовите основные группы населения Древнерусского государства.

Работа с предметами из школьного музея: веретено, крынка, ложка

Что это за предметы?

Откуда они? С чем они связаны?

Отвечают на вопросы Д. З.

По материалу § делают простую схему, используя новые термины

         

        население

         /             \

свободное       зависимое

  бояре                 смерды

  дружинники      закупы

  духовенство      рядовичи

  купцы                холопы          

  простые люди       = рабы

    = мужи

Рассматривают на столе и определяют предметы

Отвечают на вопросы, обсуждают

2. Целеполагание

Умение определять границу между знанием и незнанием, желание узнать новое

Зачем я принесла эти предметы? Что между ними общего?

Отвечают на вопросы, вспоминают из уроков обществознания, что такое культура, культура материальная и духовная, определяют тему урока и цели урока

3. Открытие нового знания

Развитие умения находить новое, давать определение новым понятиям и терминам, работать с текстом, высказывать свою точку зрения, уметь рассуждать, обобщать, сравнивать, делать выводы, работать со словарём и учебником

Побуждает учащихся узнать, как складывалась культура Древней Руси, под влиянием каких факторов, определять их в тексте учебника и находить ответ из текста для задания 1 в Раб. тетради стр. 17

Направляет учащихся в определении новых понятий, их осмыслении, стимулирует активное участие всего класса. Формирование навыков просмотрового чтения

Работа с презентацией «Русское зодчество», работа с понятиями из истории Средних веков

Читают пункт §7 «Особенности культуры Древней Руси» по цепочке стр. 60, фиксируют в раб. тетради культурные традиции Византии и наследие восточных славян

Находят новые понятия, которые встречаются в тексте: «культура», «патриотизм», находим эти слова в словарике после §

Обратить внимание на новые слова, они выделены в тексте курсивом и шрифтом.

Учащиеся просматривают §7 дальше и обращают внимание на новые понятия в тексте и где можно найти им определение

Смотрят презентацию и отвечают на вопросы в ней, как украшаются храмы внутри и снаружи? Вспоминают понятия «мозаика», «фреска», «икона», «рельеф»

4. Отработка учебных действий

Развитие умений анализировать информацию, поиск информации, отработка навыков поиска главного и второстепенного в тексте, комментировать свои действия, доказывать точку зрения, работать фронтально и индивидуально

Предлагает задание для работы индивидуально: используя карточки с иллюстрациями, соотнеси их с текстом и надпиши, что изображено на них

 

Работа с заданиями в Раб. тетрадях на соотнесение новых терминов и их определений  

Работают с карточками, соотносят иллюстрации с текстом

Работа с заданиями в Раб. тетрадях задание 2,3 на стр. 17-18

5. Рефлексия

 Формирование способности объективно оценить меру продвижения к цели урока

Предлагает вспомнить тему и цель урока, оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом.

Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на этом уроке.

Подвести к пониманию того, что объём культурных достижений русских людей такой большой, что изучить всё на одном уроке невозможно. А русская культура – большой пласт в мировой культуре.

Высказывание мнений учащихся.

Вспоминают памятники русской культуры, охраняемые ЮНЕСКО и считающиеся мировыми достижениями культуры, вновь подойти к понятию «патриотизм»

Д.З. § 7 , вопрос 5, составить кроссворд из 5 понятий урока

Раб. тетради и карточки собрать на проверку


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русское зодчество

Слайд 2

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

Слайд 3

Софийский собор в Киеве

Слайд 4

Софийский собор в наше время

Слайд 5

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

Слайд 6

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

Слайд 7

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

Слайд 9

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ

Слайд 10

РЕЛЬЕФЫ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ

Слайд 11

ОРНАМЕНТ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ

Слайд 12

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Слайд 13

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Слайд 14

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Слайд 15

Чем украшались храмы Руси внутри и снаружи?

Слайд 16

ФРЕСКИ Росписи по сырой штукатурке

Слайд 17

ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ РАЗНОЦВЕТНЫХ СТЕКЛОВИДНЫХ КАМЕШКОВ МОЗАИКА

Слайд 18

СПАС ИКОНА XI в. – изображение цветными красками на деревянной доске

Слайд 19

ИКОНА ВЛАДИМИРОВСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Урок истории на тему: "Культура Руси X- начала XIIIв."

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс:10Тип урока: комбинированный...

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....

Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                      ...

Методические рекомендации к урокам истории по теме: «Киевская Русь в VI – XI вв.» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Уроки проводятся по модульно-блочному принципу. ИКТ применяется на всех уроках равномерно. На уроках используется самостоятельное изучение учащимися заданной темы и дополнительные работы учащихся посл...