Крестьянская реформа 1861 года
план-конспект урока по истории (8 класс)

Пащанина Ксения Петровна

Цели урока:

·      познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;

·      провести исторический анализ произведений искусства;

·      развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

План урока: 1. Текущий контроль

                      2. Подготовка реформы

               3. Основные положения реформы

               4. отношение крестьян к реформе

               5. Значение отмены крепостного права

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_krestyanskaya_reforma_1861_g.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе «Крестьянская реформа 1861 года»

Дата: ______________________

Цели урока:

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
  • провести исторический анализ произведений искусства;
  • развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

План урока: 1. Текущий контроль

                      2. Подготовка реформы

                     3. Основные положения реформы

                  4. отношение крестьян к реформе

                  5. Значение отмены крепостного права

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)

  1. Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.

Учитель:  Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.

  1. Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.

Результат работы учащихся сверяется с таблицей (презентация, слайд 1)

      Учитель: сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян (презентация слайд 2).

        - Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.

       Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния  свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

  1. Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:
  • Цели реформы
  • Порядок личного освобождения
  • Наделение крестьян землей
  • Порядок совершения выкупной сделки
  • Функции мировых посредников

Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)

Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.

        ( презентация, слайды 3-7).

  1. Учитель:  (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

В каком году рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся  временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).

- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).

 - (Слайд 8 презентации -  Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)

- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)

- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?

Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.

        В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились  расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?

Распалась цепь великая,

                                                       Распалась и ударила,

                                                       Одним концом – по барину,

                                        Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

  1. Значение реформы 1861 года определяется учениками  на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).

 

Домашнее задание: параграф 20, задания к параграфу; словарь;

                           конспект в тетради; подготовиться к «историческому диктанту».

           Эссе на тему: «Мой проект отмены крепостного права» ( по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Данный урок  был  проведён как открытый  урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории  и обществознания"...