Крестьянская реформа 1861 года
план-конспект урока по истории (8 класс)
Цели урока:
· познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
· провести исторический анализ произведений искусства;
· развивать навыки работы с документами, обобщения материала, умение выделять главное.
План урока: 1. Текущий контроль
2. Подготовка реформы
3. Основные положения реформы
4. отношение крестьян к реформе
5. Значение отмены крепостного права
Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_krestyanskaya_reforma_1861_g.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 8 классе «Крестьянская реформа 1861 года»
Дата: ______________________
Цели урока:
- познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
- провести исторический анализ произведений искусства;
- развивать навыки работы с документами, обобщения материала, умение выделять главное.
План урока: 1. Текущий контроль
2. Подготовка реформы
3. Основные положения реформы
4. отношение крестьян к реформе
5. Значение отмены крепостного права
Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)
- Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.
Учитель: Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.
Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.
- Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.
Результат работы учащихся сверяется с таблицей (презентация, слайд 1)
Учитель: сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян (презентация слайд 2).
- Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.
Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».
- Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:
- Цели реформы
- Порядок личного освобождения
- Наделение крестьян землей
- Порядок совершения выкупной сделки
- Функции мировых посредников
Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)
Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.
( презентация, слайды 3-7).
- Учитель: (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)
В каком году рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.
- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).
- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).
- (Слайд 8 презентации - Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)
- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)
- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?
Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.
В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила,
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику.
- Как автор оценивает отмену крепостного права?
- Как вы оцениваете эти события?
- Значение реформы 1861 года определяется учениками на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).
Домашнее задание: параграф 20, задания к параграфу; словарь;
конспект в тетради; подготовиться к «историческому диктанту».
Эссе на тему: «Мой проект отмены крепостного права» ( по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...
Крестьянская реформа 1861 года
Презентцая урока по истории Отечества XIX в. в 8 классе....
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...
конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Данный урок был проведён как открытый урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории и обществознания"...