конспекты уроков 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attika.doc | 40 КБ |
v_teatre_dionisa.doc | 41.5 КБ |
drevnyaya_sparta.doc | 35 КБ |
zarozhdenie_demokratii_v_afinah.docx | 263.85 КБ |
rabochiy_list_drevnyaya_spartatest.docx | 374.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Цель урока:
Познакомить учащихся с месторасположением греческого полиса, основными занятиями и основными слоями населения
Задачи урока:
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики;
Описывать природные условия и занятия жителей Аттики;
Выделять признаки греческого полиса;
Выделять и раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними.
Технологическая карта
1. Опрос: 1.2. Парный блиц: - Бог – покровитель виноделия (Дионис) - Главный бог греков – громовержец (Зевс) - Автор поэмы «Илиада» (Гомер) - Название второй его поэмы (Одиссея) - Посмотри на задание 2, назови имена его братьев (Посейдон, Аид) - Начало Троянской войны (1200 г. до н.э.) - Из какого мифа? «Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу…» (О Прометее) …»Удержал он небесный свод, очистил Авгиевы конюшни, задушил льва и совершил ещё 9 подвигов..» (О Геракле) 2. Мотивация (1 мин.) Посмотрите на иллюстрацию. Что, на ваш взгляд, изображено на картинку. Учитель: это полис. Слайд 3 – карта, определите, какой город был центром Аттики и Афинского полиса Почему город носит это название? 2. Вывод темы урока, целеполагание (3 мин.) Слайд 4 3. Изучение нового материала Земледелие не было основным занятием афинян. Почему? Задание: Найдите на карте (с. 114) Афины, опишите их местоположение. Какие же занятия могли стать основными? (слайды 6, 7) Задание: Рассмотрите слайд 8. Какие слои населения вы можете выделить, чем различалось их положение? Жители полисов делились на знатных (аристократия) и народ (демос) (слайд 9) И земля, и власть находилась в руках знати и судили тоже они. Слайд 10, 11) Слайд 12 Информация слайда характеризует слои населения Аттики в 7 веке до н.э. Какие слои общества были зависимыми? 4. Рефлексия Слайд 14 Заполни пропуски
5. Подведение итогов урока, домашнее задание |
Предполагаемые ответы: город, государство. Работа над определением (Стр. 132, слайд 2) Стр. 42, учащиеся знакомятся с мифом о споре Афины с Посейдоном Учащиеся участвуют в выводе темы и целей урока. Работают с картой, отвечают на вопрос (плодородной земли мало, нет полноводных рек) Учащиеся анализируют данные слайда, выписывают в тетрадь определения Пользуясь информацией слайда, характеризуют законы Драконта Анализируют информацию слайда, выводят понятие «долговое рабство», работая с учебником (стр. 142 – 143), объясняют понятие Выполняют задание Участвуют в подведении итогов урока, записывают задание в дневник §30 пересказ |
Предварительный просмотр:
"В театре Диониса"
Цель урока: рассказать о театральном искусстве в Древней Греции.
Задача занятия:
познакомить учащихся с культурным наследием древней цивилизации, показать значение этого наследства в современном мире.
Ход урока
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свой досуг. Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд №1).
II. Проверка домашнего задания
III. Новый материал:
1. Возникновение театра.
Каждый из вас, конечно, был в театре. Давайте вспомним названия томских театров (слайды № 2-5). Ученики предлагают свои версии названия театров.
Задача на урок.
Театр существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд № 6)
Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 7).
? Чему покровительствовал бог Дионис?
На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам (слайд № 8)
Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 9).
Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).
? Соответствует это определение современному определению театра?
2. Основные элементы театра.
? Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить? (слайд №11)
Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №12).
Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые назывались театрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.
Сравните основные элементы современного и античного театра (слайд №13).
3. В древнегреческом театре.
Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города (слайд №14).
Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они обувь на высокой подошве (слайд №15) Котурны – высокие башмаки красного или белого цвета на толстой пробковой подошве.
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.
В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа (слайд №16).
Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля (слад №17)
Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году (слайд №18).
Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место (слайд №19).
4. Театральные жанры.
Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель (слайд № 20).
Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы (слайд № 21).
Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей (слайд № 22).
Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами (слайд №23).
Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом (слайд № 24).
IV. Результаты и вопросы для закрепления.
Задание на урок.
? Что общего и различного между современным и античным театрами?
V. Подведение итогов, комментарии оценок.
Домашнее задание: §39 – читать. В тетради написать сочинение на тему: “Посещение античного театра”.
Предварительный просмотр:
"Древняя Спарта"
Цели урока: - формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, тестом
ХОД УРОКА
I. Опрос домашнего задания
II. Изучение нового материала с помощью презентации
Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты.
2. Спартанцы и илоты.
3. Спартанское воспитание
4. Государственное устройство
Работа с картой:
- На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта?
- Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?
- С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен?
Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.
записать в тетрадь: Лаконика – это область, где проживали спартанцы.
другая область- Мессения.
1. Спартанцы (спартиаты) и илоты.
В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.
2. Устройство Спартанского государства.
“Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.
Для закрепления – загадка:
Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют. (Спарта)
Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?
3. Спартанское воспитание.
III. Работа по группам
После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3 группы
V. Подведение итогов вместе с учащимися
Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.
VI. Домашнее задание: § 31 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира
Предварительный просмотр:
Тема___ Зарождение демократии в Афинах___________________________________________________________________________________________________________________________Дата:__________
Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Задание. Заполните схему: «Аристократия Демос» 2 Задание. В Афинах существовало долговое рабство. Почему?
3 Задание. Что означает выражение «Драконовские законы»?_____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Задание. Заполните таблицу «Солон»
Должность Солона | |
происхождение | |
занятия | |
Личностные качества | |
5 Задание. Запишите реформы Солона: 7 Задание. Дайте определение
6 Задание. Заполните схему «Перемены в управлении Афинами»
Предварительный просмотр:
Закончи предложения.
1. Правители Спарты устанавливали равенство между спартанцами____________________________________
______________________________________________
_______________________________________________
2. Спартанцы убивали илотов_____________________
_______________________________________________
Закончи предложение.
1. Спарта отличалась от Афин______
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Закончи предложение.
Жизнь в Спарте_______________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Применяем новые знания. Оцениваем свою работу.
- Исключите лишнее. Спартанцы покорили:
1) Лаконию2) Мессению3) Афины
2. Исключите лишнее. Илоты – это жители:
1) Лаконии2) Мессении 3) Афин
3. Илоты – это:
1) государственные рабы 2) свободные граждане 3) воины
4. Исключите лишнее. Спартанцы относились к илотам:
1) с уважением 2) ненавидели их 3) боялись их
5. Защитой Спарты были:
1) крепостные стены 2) флот 3) храбрые мужи
6. Главным занятием спартанцев было:
1) торговля 2) ремесла 3) военное дело
7. В Совет старейшин входили:
1) все спартанцы 2) мужчины от 60 лет 3) отличившиеся воины
8. Исключи лишнее. Народное собрание:
1) выбирало совет старейшин 3) объявляло войну
2) выбирало 2 предводителей (царей) 4) заключало мир
9. Дети в Спарте принадлежали:
1) отцу 2) матери 3) государству
10. Соотнеси характеристики и государства
1 | Демократия | 1. Афины |
2 | Олигархия | 2. Спарта |
3 | Рабы-чужеземцы | |
4 | Рабы-греки | |
5 | Илоты | |
6 | Военный лагерь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Применяем новые знания. Оцениваем свою работу.
- Исключите лишнее. Спартанцы покорили:
1) Лаконию2) Мессению3) Афины
2. Исключите лишнее. Илоты – это жители:
1) Лаконии2) Мессении 3) Афин
3. Илоты – это:
1) государственные рабы 2) свободные граждане 3) воины
4. Исключите лишнее. Спартанцы относились к илотам:
1) с уважением 2) ненавидели их 3) боялись их
5. Защитой Спарты были:
1) крепостные стены 2) флот 3) храбрые мужи
6. Главным занятием спартанцев было:
1) торговля 2) ремесла 3) военное дело
7. В Совет старейшин входили:
1) все спартанцы 2) мужчины от 60 лет 3) отличившиеся воины
8. Исключи лишнее. Народное собрание:
1) выбирало совет старейшин 3) объявляло войну
2) выбирало 2 предводителей (царей) 4) заключало мир
9. Дети в Спарте принадлежали:
1) отцу 2) матери 3) государству
10. Соотнеси характеристики и государства
1 | Демократия | 1. Афины |
2 | Олигархия | 2. Спарта |
3 | Рабы-чужеземцы | |
4 | Рабы-греки | |
5 | Илоты | |
6 | Военный лагерь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Применяем новые знания. Оцениваем свою работу.
- Исключите лишнее. Спартанцы покорили:
1) Лаконию2) Мессению3) Афины
2. Исключите лишнее. Илоты – это жители:
1) Лаконии2) Мессении 3) Афин
3. Илоты – это:
1) государственные рабы 2) свободные граждане 3) воины
4. Исключите лишнее. Спартанцы относились к илотам:
1) с уважением 2) ненавидели их 3) боялись их
5. Защитой Спарты были:
1) крепостные стены 2) флот 3) храбрые мужи
6. Главным занятием спартанцев было:
1) торговля 2) ремесла 3) военное дело
7. В Совет старейшин входили:
1) все спартанцы 2) мужчины от 60 лет 3) отличившиеся воины
8. Исключи лишнее. Народное собрание:
1) выбирало совет старейшин 3) объявляло войну
2) выбирало 2 предводителей (царей) 4) заключало мир
9. Дети в Спарте принадлежали:
1) отцу 2) матери 3) государству
10. Соотнеси характеристики и государства
1 | Демократия | 1. Афины |
2 | Олигархия | 2. Спарта |
3 | Рабы-чужеземцы | |
4 | Рабы-греки | |
5 | Илоты | |
6 | Военный лагерь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...