конспекты уроков 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тютрина Людмила Анатольевна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Цель урока:

Познакомить учащихся с месторасположением греческого полиса, основными занятиями и основными слоями населения

Задачи урока:

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики;

Описывать природные условия и занятия жителей Аттики;

Выделять признаки греческого полиса;

Выделять и раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними.

Технологическая карта

1. Опрос:

1.2. Парный блиц:

 - Бог – покровитель виноделия (Дионис)

 - Главный бог греков – громовержец (Зевс)

 - Автор поэмы «Илиада» (Гомер)

 - Название второй его поэмы (Одиссея)

 - Посмотри на задание 2, назови имена его братьев (Посейдон, Аид)

 - Начало Троянской войны (1200 г. до н.э.)

 - Из какого мифа? «Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу…» (О Прометее)

…»Удержал он небесный свод, очистил Авгиевы конюшни, задушил льва и совершил ещё 9 подвигов..» (О Геракле)

2. Мотивация (1 мин.)

Посмотрите на иллюстрацию. Что, на ваш взгляд, изображено на картинку.

Учитель: это полис.

Слайд 3 – карта, определите, какой город был центром Аттики и Афинского полиса

Почему город носит это название?

2. Вывод темы урока,  целеполагание (3 мин.) Слайд 4

3. Изучение нового материала

Земледелие не было основным занятием афинян.  Почему?

Задание: Найдите на карте (с. 114) Афины, опишите их местоположение.

Какие же занятия могли стать основными?  (слайды 6, 7)

Задание:

Рассмотрите слайд 8. Какие слои населения вы можете выделить, чем различалось их положение?

Жители полисов делились на знатных (аристократия) и народ (демос)

(слайд 9)

И земля, и власть находилась в руках знати и судили тоже они. Слайд 10, 11)

Слайд 12 Информация слайда характеризует слои населения Аттики в 7 веке до н.э.

Какие слои общества были зависимыми?

4. Рефлексия

Слайд 14 Заполни пропуски

  • Одним из крупнейших городов в Греции был Афинский.........
  •  Центр области в Средней Греции - …….
  •  Основными занятиями афинян были ремесло и ……...
  • Население Аттики делилось на знать и ……
  • Были в Аттике и зависимое население: - рабы – чужеземцы и рабы - ……

5. Подведение итогов урока, домашнее задание

   

 

 Предполагаемые ответы: город, государство.

Работа над определением (Стр. 132, слайд 2)

Стр. 42, учащиеся знакомятся с мифом о споре Афины с Посейдоном

Учащиеся участвуют в выводе темы и целей урока.

Работают с картой, отвечают на вопрос (плодородной земли мало, нет полноводных рек)

Учащиеся анализируют данные слайда, выписывают в тетрадь определения

Пользуясь информацией слайда, характеризуют законы Драконта

Анализируют информацию слайда, выводят понятие «долговое рабство», работая с учебником (стр. 142 – 143),  объясняют понятие

Выполняют задание

Участвуют в подведении итогов урока, записывают задание в дневник

§30 пересказ



Предварительный просмотр:

"В театре Диониса"

Цель урока: рассказать о театральном искусстве в Древней Греции.

Задача занятия:

познакомить учащихся с культурным наследием древней цивилизации, показать значение этого наследства в современном мире.

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свой досуг. Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд №1).

II. Проверка домашнего задания

III. Новый материал:

1. Возникновение театра.

Каждый из вас, конечно, был в театре. Давайте вспомним названия томских театров (слайды № 2-5). Ученики предлагают свои версии названия театров.

Задача на урок.

Театр существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд № 6)

Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 7).

? Чему покровительствовал бог Дионис?

На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам (слайд № 8)

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 9).

Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).

Соответствует это определение современному определению театра?

2. Основные элементы театра.

? Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить? (слайд №11)

Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №12).

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые назывались театрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.

Сравните основные элементы современного и античного театра (слайд №13).

3. В древнегреческом театре.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города (слайд №14).

Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они обувь на высокой подошве (слайд №15) Котурны – высокие башмаки красного или белого цвета на толстой пробковой подошве. 

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.

В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа (слайд №16).

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля (слад №17)

Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году (слайд №18).

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место (слайд №19).

4. Театральные жанры.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель (слайд № 20).

Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы (слайд № 21).

Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей (слайд № 22).

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами (слайд №23).

Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом (слайд № 24).

IV. Результаты и вопросы для закрепления.

Задание на урок.

? Что общего и различного между современным и античным театрами?

V. Подведение итогов, комментарии оценок.

Домашнее задание: §39 – читать. В тетради написать сочинение на тему: “Посещение античного театра”.



Предварительный просмотр:

"Древняя Спарта"

Цели урока: - формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, тестом

ХОД УРОКА

I. Опрос домашнего задания

II. Изучение нового материала с помощью презентации

Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты.

                                                                   2. Спартанцы и илоты.

                                                                   3. Спартанское воспитание

                                                                   4. Государственное устройство                          

Работа с картой:

  1. На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта?
  2. Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?
  3. С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен?

Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.

записать в тетрадь: Лаконика – это область, где проживали спартанцы.

другая область- Мессения.

1. Спартанцы (спартиаты) и илоты.

В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.

2. Устройство Спартанского государства.

“Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.

Для закрепления – загадка:

Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют.
(Спарта)

Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?

3. Спартанское воспитание.

III. Работа по группам

После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3 группы

V. Подведение итогов вместе с учащимися

Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.

VI. Домашнее задание: § 31 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира



Предварительный просмотр:

Тема___ Зарождение демократии в Афинах___________________________________________________________________________________________________________________________Дата:__________

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Задание. Заполните схему: «Аристократия        Демос»        2 Задание. В Афинах существовало долговое рабство. Почему?

3 Задание. Что означает выражение «Драконовские законы»?_____________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 Задание. Заполните таблицу  «Солон»

Должность Солона

происхождение

занятия

Личностные качества

5 Задание. Запишите реформы Солона:                                                      7 Задание. Дайте определение

6 Задание. Заполните схему «Перемены в управлении Афинами»

        



Предварительный просмотр:

Закончи предложения.

1. Правители  Спарты устанавливали  равенство между спартанцами____________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

2. Спартанцы убивали илотов_____________________

_______________________________________________

Закончи предложение.

1. Спарта отличалась от Афин______

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Закончи предложение.

Жизнь в Спарте_______________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Применяем новые знания. Оцениваем свою работу.

  1. Исключите лишнее. Спартанцы покорили:

     1) Лаконию2) Мессению3) Афины

2. Исключите лишнее. Илоты – это жители:

     1) Лаконии2) Мессении 3) Афин

3. Илоты – это:

     1) государственные рабы            2) свободные граждане       3) воины

4. Исключите лишнее. Спартанцы относились к илотам:

     1) с уважением            2) ненавидели их                 3) боялись их

5. Защитой Спарты были:

     1) крепостные стены               2) флот                     3) храбрые мужи

6. Главным занятием спартанцев было:

     1) торговля                 2) ремесла                    3) военное дело

7. В Совет старейшин входили:

    1) все спартанцы             2) мужчины от 60 лет     3) отличившиеся воины

8. Исключи лишнее. Народное собрание:

    1) выбирало совет старейшин                         3) объявляло войну

    2)  выбирало 2 предводителей (царей)          4) заключало мир

9. Дети в Спарте принадлежали:

    1) отцу                 2) матери                           3) государству

10. Соотнеси характеристики и  государства

1

Демократия

1. Афины

2

Олигархия

2. Спарта

3

Рабы-чужеземцы

4

Рабы-греки

5

Илоты

6

Военный лагерь

1

2

3

4

5

6

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Применяем новые знания. Оцениваем свою работу.

  1. Исключите лишнее. Спартанцы покорили:

     1) Лаконию2) Мессению3) Афины

2. Исключите лишнее. Илоты – это жители:

     1) Лаконии2) Мессении 3) Афин

3. Илоты – это:

     1) государственные рабы            2) свободные граждане       3) воины

4. Исключите лишнее. Спартанцы относились к илотам:

     1) с уважением            2) ненавидели их                 3) боялись их

5. Защитой Спарты были:

     1) крепостные стены               2) флот                     3) храбрые мужи

6. Главным занятием спартанцев было:

     1) торговля                 2) ремесла                    3) военное дело

7. В Совет старейшин входили:

    1) все спартанцы             2) мужчины от 60 лет     3) отличившиеся воины

8. Исключи лишнее. Народное собрание:

    1) выбирало совет старейшин                         3) объявляло войну

    2)  выбирало 2 предводителей (царей)          4) заключало мир

9. Дети в Спарте принадлежали:

    1) отцу                 2) матери                           3) государству

10. Соотнеси характеристики и  государства

1

Демократия

1. Афины

2

Олигархия

2. Спарта

3

Рабы-чужеземцы

4

Рабы-греки

5

Илоты

6

Военный лагерь

1

2

3

4

5

6

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Применяем новые знания. Оцениваем свою работу.

  1. Исключите лишнее. Спартанцы покорили:

     1) Лаконию2) Мессению3) Афины

2. Исключите лишнее. Илоты – это жители:

     1) Лаконии2) Мессении 3) Афин

3. Илоты – это:

     1) государственные рабы            2) свободные граждане       3) воины

4. Исключите лишнее. Спартанцы относились к илотам:

     1) с уважением            2) ненавидели их                 3) боялись их

5. Защитой Спарты были:

     1) крепостные стены               2) флот                     3) храбрые мужи

6. Главным занятием спартанцев было:

     1) торговля                 2) ремесла                    3) военное дело

7. В Совет старейшин входили:

    1) все спартанцы             2) мужчины от 60 лет     3) отличившиеся воины

8. Исключи лишнее. Народное собрание:

    1) выбирало совет старейшин                         3) объявляло войну

    2)  выбирало 2 предводителей (царей)          4) заключало мир

9. Дети в Спарте принадлежали:

    1) отцу                 2) матери                           3) государству

10. Соотнеси характеристики и  государства

1

Демократия

1. Афины

2

Олигархия

2. Спарта

3

Рабы-чужеземцы

4

Рабы-греки

5

Илоты

6

Военный лагерь

1

2

3

4

5

6

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...