Технологическая карта урока «Русская культура XVI в.: письменность, литература, живопись, архитектура, повседневная жизнь» 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс)
Конспект урока по ФГОС к учебнику "История России" под редакцией Торкунова А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_16_v.odt | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков истории России
Тема урока | Русская культура в XVI в.: письменность, литература, живопись , архитектура, повседневная жизнь | ||
Тип урока | Урок изучения нового знания | ||
Цель урока | сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в конце XV – XVI вв. | ||
Образовательные | Учебник «История России», карточки с заданиями для групп, презентация | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Культурное возрождение, культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров, публицистика, регалии, энциклопедии, эпос | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | ||
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
II. Актуализация знаний | 4 | Беседа | Конец 15 начало 16 вв. - это период создания единого централизованного Русского гос-ва. Все это привело к изменениям в политической, социальной , экономической и культурной жизни русского общества. На прошлых уроках мы рассматривали особенности социально-экономического, политического развития, а о чем еще не говорили? (о культуре России в 16 в.) Мы начинаем изучение темы “ Русская культура 16 вв: письменность, литература, живопись, архитектура, повседневная жизнь”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура? - Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Происходит формулирование задания и проблемы урока | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
III. Изучение нового материала | 30 | Беседа Записи основных положений в тетради Работа с учебником | Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры? Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем. А)формируется единая русская культура. Б)отражение в культуре исторических событий того времени. В) развитие культурных контактов России с другими странами. Г) сильное влияние православной церкви на духовную и культурную жизнь российского общества. Работа в группах 1. группа Просвещение. Развитие книгопечатания. Составьте рассказ о образовании в 16 в. когда и кем было изобретено российское книгопечатание. Каково было его значение? 2 группа. Летописание. Составьте рассказ о особенностях развития летописания в 16 в. Дать характеристику наиболее известным летописным сборникам 16 в. (летописец Ивана IV, Степенная книга, Казанская история) 3 группа – Публицистика. Светская литература . Дайте определение понятию Публицистика, что это за направление литературы. Охарактеризуйте публицистические произведения 16 в. 4 группа - Архитектура. Составьте рассказ о развитии русской архитектуры 16 в. (шатровый стиль, памятники архитектуры, строительный материал) 5 группа - Изобразительное искусство. Охарактеризуйте развитие русской живописи 16 в. 6 группа - Повседневная жизнь. Используя материал учебника на стр.108 п. 9 составить рассказ об особенностях повседневного быта и религиозных праздниках народов России 16 в. А теперь давайте проанализируем наши записи. | Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Составляют схемы и записывают ее на доске. От каждой группы желающие у доски производят представление задание своей группы | 1. Фронтальная работа 2. Индивидуальная работа. 3. Работа в группах. 4. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 44 | Организует работу с учащимися Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти. | Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проблемное задание урока (обсуждение): Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание | 2 | стр. 100-110 чит, вопр. Устно, приготовиться к проверочной работе по 1 части учебника | Конкретизирует домашнее задание
| Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
- группа Просвещение. Развитие кногопечатания. Составьте рассказ о образовании в 16 в. Когда и кем было изобретено российское книгопечатание. Каково было его значение? ( п. 2-3, стр. 101-103)
2 группа. Летописание. Составьте рассказ о особенностях развития летописания в 16 в. Дать характеристику наиболее известным летописным сборникам 16 в. (летописец Ивана IV, Степенная книга, Казанская история) п. 4 стр. 103-104
3 группа – Публицистика. Светская литература . Дайте определение понятию Публицистика, что это за направление литературы. Охарактеризуйте публицистические произведения 16 в. п. 5 стр. 104-105
4 группа - Архитектура. Составьте рассказ о развитии русской архитектуры 16 в. (шатровый стиль, памятники архитектуры, строительный материал) п. 6 стр. 105-106
5 группа - Изобразительное искусство. Охарактеризуйте развитие русской живописи 16 в. п. 7 стр. 107-108
6 группа - Повседневная жизнь. Используя материал учебника на стр.108 п. 9 составить рассказ об особенностях повседневного быта и религиозных праздниках народов России 16 в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...
Технологическая карта урока физической культуры:"Отработка основных элементов игры «пионербол»" для 2-х классов
Технологическая карта...
Технологическая карта урока физической культуры "Обучение технике: перекатов боком, кувырков вперед, назад" 7 класс
Урок нацелен на развитие интереса к гимнастике и обучение технике перекатов, кувырков вперед, назад через соревновательный и игровой методы обучения....
Технологическая карта урока русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Буквы и-е в корнях с чередованием...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе
Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...
Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....